МОУ Новобурановская СОШ
Интеллектуальная игра: « ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС»
Классный руководитель: Баламбаева Улдай Хайдаровна
ЦЕЛЬ: расширять кругозор школьников в разных областях; прививать
интерес и воспитывать культуру в общении.
Игра проводится в зале. Поприветствовав всех собравшихся, зачитываю список членов команд из шести учащихся и их родителей. Знакомлю их с аудиторией в зале.
Ведущая. Дорогие участники игры, члены жюри, зрители! Напоминаем правила нашей игры: мы задаем вопросы, а от вас ждем правильных ответов; каждый вопрос оценивается в 5 очков. Победителей ждут призы.
I тур.
Итак, тема первая – «Культура поведения»
1-й вопрос. Вашему вниманию предлагаются слова, которыми мы
пользуемся вначале разговора при встрече
(выставляется таблица со словами):
1. Пока
2. Здорово
3. Привет
4. Здравствуйте
5. Хелло
6. Доброе утро)
Задание: какие слова уместны в разговоре с незнакомым взрослым человеком?
(Варианты ответа – 4; 6)
2-й вопрос. Вы звоните по телефону и хотите позвать подругу или друга.
Выберете наиболее вежливую форму выражения своей просьбы и
дайте вариант ответа.
1. Позовите Машу.
2. Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Машу.
3. Здравствуйте, позовите Машу.
4. Здравствуйте, извините, Маша дома?
(Вариант ответа – 4)
3-й вопрос. Вы опоздали на урок и хотите войти в класс. Ваш вариант наиболее
вежливого выражения просьбы.
1. Можно войти?
2. Я войду?
3. Извините, можно войти?
(Правильный ответ - 3)
4-й вопрос. Вы едете в автобусе и хотите пробраться к выходу. Какие слова
произнесли бы вы?
1. Пропустите меня, я выхожу.
2. Разрешите пройти.
3. Извините, можно пройти?
(Правильный ответ - 3)
Тема вторая – «Образ древних русских городов»
Ведущая. Почти в каждом русском городе рядом с современными сооружениями
можно встретить древние строения, ограды, крепости, храмы.
Каждый город имеет свою историю. Внимание! На экране перечислены
названия древнерусских сооружений. Все ли названия относятся к
древнерусским постройкам?
1. Крепость
2. Кремль
3. Мечеть
4. Собор
5. Колокольня
6. Изба
(Правильный ответ - 3)
Объявляется музыкальная пауза, во время которой подводятся итоги I тура.
II тур.
Ведущая: тема первая - «Культура общения»
1-й вопрос. Все вы, конечно, знаете сказу «Три медведя». Давайте представим
себе, что Маша не убежала в лес, а вступила с медведями в разговор.
Задание: какой вариант разговора вам понравился больше всего? (Выходят три девочки, и каждая произносит одну фразу)
1. Медведи! Я заблудилась в лесу, устала, помогите мне вернуться домой.
2. Мишеньки! Я заблудилась и попала к вам в дом. Извините за беспорядок, я помогу все убрать.
3. Медведи! Я очень устала. Если Мишутка отнесет меня домой, моя бабушка даст ему меда и малины.
(Правильный ответ - 2)
2-й вопрос. Все вы наверняка любите получать подарки. Вспомним сказку
К.Чуковского «Муха-Цокотуха».
Приходили к мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые –
В них застежки золотые.
Внимание! Как бы вы стали принимать подарок и благодарить за него?
(Выходят три девочки, и каждая «обыгрывает свои слова»)
1-ая рассматривает сапожки и говорит:
Что за чудные сапожки!
Где вы их достали, блошки?
Буду их всю жизнь носить,
И весь век благодарить!
2-ая держит в руках сапожки и говорит:
У меня уж есть сапожки,
И получше этих, блошки.
Их отдам своей сестре,
Что живет на той горе.
3-я примеряет сапожки и говорит:
Вам спасибо, мои блошки,
За прекрасные сапожки!
Ох, какое будет горе,
Если мне не будут в пору!
(Правильный ответ - 3)
3-й вопрос. Еще раз вспомним строки Чуковского:
Приходила к мухе бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе меду принесла.
Как бы вы поступили с эти подарком?
1. Поставите весь мед для гостей.
2. Спрячете весь мед подальше.
3. Отложите часть меда из банки в вазочку и поставите на стол для гостей.
(Правильный ответ - 3)
Тема вторая – «Жилые дома разных народов».
Жилище – одно из разных проявлений культуры и самобытности народа. На его выразительность и конструкцию большое влияние оказывают народные традиции и географические условия.
(На экране – национальные названия жилищ, и народы, которым они принадлежат)
Все ли здесь верно?
1. Вигвам - индейцы
2. Фанза – китайцы
3. Иглу – эскимосы
4. Сакля – горцы
5. Юрта – народы Крайнего Севера
6. Изба – русские
7. Чум – казахи
8. Хата – украинцы
(Правильный ответ: юрта – казахи; чум – народы Крайнего Севера)
Тема третья – «Образ исторической эпохи через образ народа, его судьбу»
Перед вами поэты замечательных русских художников, картины которых до сих пор поражают зрителей изображением мужества, доблести, благородства русского народа.
(На экране портреты Ильи Репина, Василия Сурикова, Виктора Васнецова, Валентина Серова, Бориса Кустодиева)
Вопрос: назовите фамилию художника, описание картины которого вы услышите.
Густые, глубокие цвета казачьих одежд, металлический блеск кольчуг, желтоватые татарские халаты, пепельные гребни Иртышских волн, закатный просвет на холодном осеннем небе.
(Правильный ответ: картина Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»)
Тема четвертая – «Праздник, который всегда с нами»
Последние 10 лет жизни художник был прикован к постели тяжелой болезнью. Холсты для своих картин он устанавливал так, чтобы можно было писать лежа на спине. Самое удивительное состояло в том, что в его картинах не было ни грусти, ни скорби. В своем творчестве художник отразил Россию купеческую, жизнерадостную и праздничную.
(На экране одна из картин этого художника)
Вопрос: назовите этого художника.
1. Репин
2. Суриков
3. Васнецов
4. Серов
5. Кустодиев
(Правильный ответ - 5)
Тема пятая – «Писатели - детям»
1-й вопрос. Внимательно послушайте отрывок из стихотворения. Кто автор
этих строк?
По телефону день-деньской
Нельзя к нам дозвониться.
Живет народ у нас такой –
Ответственные лица:
Живут у нас три школьника,
Да первоклассник Коленька.
Придут домой ученики –
И начинаются звонки,
Звонки без передышки.
А кто звонит?
Ученики, такие же мальчишки.
(Ответ – А. Барто)
2-й вопрос. Вы должны подумать и дать свой вариант ответа: кто является автором этих строк.
Несчастный прогульщик! – строго сказала Нина Карнаухова. – И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
(Ответ - Гайдар)
Объявляется музыкальная пауза. Подводятся итоги II тура.
III тур.
Ведущая. Напоминаю правила игры в III туре. Из 10 букв вы должны составить одно или несколько слов. Каждая буква используется один раз. Оценивается в 5 баллов. Родители также составляют слова, добавляя очки. Если их слова совпадают со словами детей, очки удваиваются. Итак, начинаем игру.
При спорной ситуации вопрос задается повторно. Тот, у кого оказалось меньше всех очков, выбывает из игры с награждением.
Выявляется лидер III тура, с ним идет игра «Махнем, не глядя?»
Ведущая. Я предлагаю тебе вместо приза сыграть со мной в игру «Махнем, не глядя?» Посмотри на эти пять очаровательных колпаков. Под ними лежат чудесные призы. У тебя есть возможность сделать три попытки, чтобы выбрать свой приз. (Игра)
Ведущая поздравляет лидера с подарком и объявляет игру со зрителями. Выявляется тот, у кого получилось самое длинное слово. Победитель выходит на сцену, определяет, что под колпаком. В это же время выявляется количество очков у игроков.
IV тур.
Тема – «Игрушка»
Эта тема посвящена самым дорогим и близким ребенку предметам искусства в доме. Обычно, мы не знаем художников, которые создавали игрушки, но мы знаем села, где они были изготовлены.
1-й вопрос. На экране названия сел России, которые определены по одному
признаку огромного игрушечного семейства. Что это за признак?
Нет ли тут лишних названий?
1. Дышково
2. Палех-Майдан
3. Филимоново
4. Абашево
(Ответ – все, кроме 2)
Звучит музыкальная пауза. Остаются 2 человека.
Заключительный тур – «Дуэль»
Ведущая (обращается к игрокам). Вы должны вспомнить пословицы, которые
бы относились к нашей теме – культура поведения.
Начинает проговаривать первую пословицу тот, у кого меньше очков. Выигрывает тот, кто последним назовет свою пословицу. Победителя ждет суперприз и возможность сказать всем, что он захочет.
Выявляется победитель. Награждается и победитель и проигравший. Звучит музыка, в это же время вручаются призы гостям.
Ведущая. Спасибо всем за поддержку интересной игры. До следующей встречи!