Интеллектуальный конкурс «Литературная страна» для учащихся 4 класса
Интеллектуальный конкурс «Литературная страна»
Цель: создание условий для развития интереса к творчеству поэтов и писателей, к чтению художественной литературе;развитие умения работать в группе.
Задачи:
- дать возможность детям вспомнить литературные произведения, привить любовь к чтению художественной литературы;
- развивать внимание, наблюдательность, логику, умение слушать.
Данное мероприятие способствует повышению читательской активности ребят, решает задачу по активизации читательского интереса. Игра состоит из 10-ти туров. За каждое задание выставляются баллы. В конце подводится итог.
Сегодня я приглашаю вас в удивительную страну литературных героев. Вы посетите разные области этой страны – область поэзии и детектива, загадок и развлечений.Мы с вами побываем в тех местах, где живут добрые и забавные сказочные герои. Мы с вами вспомним путешествия, которые совершали сказочные герои.
В игре примут участие 2 команды. Конкурсное состязание «Литературная страна» состоит из 10 туров.
1 тур- «Словотоп».
Командам даются слова: СКОРОГОВОРКА, ГАЗОПРОВОД. Используя буквы данных слов, надо составить как можно больше слов. За каждое составленное слово команда получает по 1 баллу.
2 тур- 2 тур «Рассуждалки».
Командам будут предложены 4 слова. Если слово будет разгадано с 1 попытки, команда получает 15 баллов, со 2-й - 10 баллов, с 3-й попытки - 5 баллов.
1. – Это обычно бывает в сказках, а иногда в жизни.
- Так называют всё удивительное, необычное, волнительное.
- Когда оно совершается, мы всегда восхищаемся, радуемся. (чудо)
1. – Она бывает часто и во многих местах, из-за неё приходится тратить время.
- Но если тебе что-то необходимо, то приходится смириться с ней.
- Постоишь, сколько надо и получишь, что хотел. (очередь)
1. – Они прячутся под грязными ногтями.
- Они такие маленькие, что их не видно.
- Но от них можно заболеть. (микробы)
1. – Она должна быть у каждого человека, но некоторые про неё давно забыли.
- Она помогает стать настоящим человеком.
- Когда ты неправильно поступаешь или зря кого-то обидел, она должна тебя очень мучить. (совесть).
3 тур- «Спринт».
Командам надо ответить очень быстро, без раздумий, на несколько вопросов.
1. Сколько братьев месяцев встретила героиня сказки С. Маршака у
новогоднего костра ? (12)
2. Как звали трех медведей из сказки Л. Толстого «Три медведя»?
( МихайлоПотапыч, Настасья Петровна, Мишутка)
3.Кто из трех поросят построил самый прочный дом?(Наф - наф)
4.Какой мальчик должен был выложить слово «вечность», за это ему обещали подарить новые коньки и весь свет? ( Кай)
5.Сколько раз старик бросал в море невод ? (3)
6. Скольких разбойников перехитрил Али - Баба ? (40)
7.От кого ушел Колобок ?( От бабушки, дедушки, зайца, волка, медведя).
8.Какое ученое звание имел Карабас – Барабас? (Доктор кукольныхнаук).
9. В какой сказке собирали зимой цветы? (Двенадцать месяцев).
10.Девочка из цветка? (Дюймовочка).
11.Что мешало спать принцессе? (Горошина).
12. Необычный вид транспорта, на котором передвигался герой русскойнародной сказки? (Печка Емели).
13.У какой героини были хрустальные туфельки? (Золушка)
14.Имя героя русской народной сказки «По щучьему веленью» (Емеля)
15.Кто автор книги «Приключения Незнайки и его друзей»? (Н. Носов)
4 тур- «Бой с тенью».
От команды выступает 1 участник, он получает картинку с героем произведения и описывает его, не называя и не используя однокоренные слова. Команда должна отгадать литературного героя. Если команда отгадала, получает 10 баллов. На объяснение дается 1 минута.
Герои: Винни-Пух, Мэри Поппинс
Например: Этот герой был очень глупый и доверчивый. Он хотел быстро разбогатеть, но не знал, как это сделать, поэтому слушал других героев, которые хотели его обмануть.
5 тур- «Держи удар!»
От каждой команды принимают участие по 2 человека. Игрокам надо назвать как можно больше авторов детской литературы. Соперники по кругу называют по очереди фамилию автора литературного произведения (поэта или писателя). Кто не смог назвать автора, покидает ринг. Игра идет до тех пор, пока не останется 1 победитель. Участники тура получают по 1 баллу, победитель- 5 баллов.
6 тур - «Бюро находок».
Задание командам: назвать произведение, его автора и героя, которому принадлежат эти вещи, а также прочитать строчку произведения, где идет речь об этих вещах.
Телефон – «У меня зазвонил телефон…»
Чуковский.
Мыло – «Да здравствует мыло душистое»
Чуковский. «Мойдодыр».
Блюдце – «А за ними блюдца».
Чуковский. «Федорино горе».
Термометр – 10 дней не пьет, не спит,
10 ночей подряд
Он лечит несчастных зверят,
И ставит, и ставит им градусники
Чуковский. «Айболит».
Перчатки – «Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки»
С. Маршак. «Вот какой рассеянный…»
Зеркальце – «Свет мой, зеркальце, скажи…»
А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне…»
Воздушный шарик -(А. Милн «Винни-Пух и все, все, все»)
Горошина- (Г.-Х. Андерсен «Принцесса на горошине», «Пятеро из одного стручка»)
Туфелька- (Ш. Перро «Золушка»)
Мы заканчиваем путешествие в «Литературную страну», но не прощаемся с ней. Вы еще не раз побываете в этой удивительной стране в гостях у своих любимых писателей, поэтов, героев и познакомитесь с новыми.
7 тур- «Апперкот от писателя»
Команлы получают текст из сказки-головоломки А.Тилипмана «Прессница и кардон». Задача команд на скорость перевести текст с русского на русский отрывок».
Знаете ли вы, что такое анаграмма? Анаграмма - перестановка букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание.
В нашем тексте в словах перепутались буквы, расставьте их в правильном порядке и прочтите.
Чужак у забора торопливо закапывает кости. Евочка неподалёку задумчиво жуёт мошкару. Тихо жрёт конь, весь в маленьких болячках. А мальчик Надя рисует что-то в песочнице дубовым трупиком.
Жучка у забора торопливо закапывает кости. Овечка неподалеку задумчиво жует ромашку. Тихо ржет конь, весь в маленьких яблочках. А мальчик Даня рисует что-то в песочнице дубовым прутиком.
8 тур- «Юные поэты».
Я вам предлагаю веселую английскую игру. Я вам говорю две строчки из четверостишия, а вы к ним сочиняете еще две строчки, чтобы получилось четверостишие.
Как-то в один день погожий
Шел по улице прохожий,……..
(Варианты:
-Вдруг он голову поднял,
И ворону увидал;
-Он споткнулся и упал,
Встал и снова пошагал).
9 тур- «Реклама».
Сейчас командам будут зачитаны небольшие рекламные тексты различных литературных героев. Задача команд – определить, кто написал эту рекламу.
Продаю окорока куриные, оставшиеся после перепланировки избушки. (Баба-Яга)
Обучаю художественному свисту. (Соловей-разбойник)
Сплю и вижу принца (Спящая Красавица)
Золотые яйца. Дорого. (Курочка Ряба)
Отнесу пирожки вашей бабушке. (Красная Шапочка)
Отмою все! (Мойдодыр)
Сдаю в аренду крышу. Оплата кондитерскими изделиями. (Карлсон)
Подведение итогов, слово жюри. Награждение победителей.
Мы заканчиваем путешествие в «Литературную страну», но не прощаемся с ней. Вы еще не раз побываете в этой удивительной стране в гостях у своих любимых писателей, поэтов, героев и познакомитесь с новыми.
10 тур- «Конкурс капитанов».
В последнем туре предстоит сразиться капитанам команд. Капитанам надо будет по описанию узнать писателя или поэта. Ответы записываются на листочке, затем проверяются.
1. Он рос в доме бабушки, ничего не жалевшей для его воспитания и образования. Он стал военным, но прославился как поэт. Одно из первых стихотворений, принесших ему известность, было написано на смерть другого великого русского поэта. (Правильный ответ: М.Ю. Лермонтов.)
2. Его отец был орнитологом, изучал птиц, и он с детства интересовался природой. Детским писателем он стал благодаря знакомству с С.Я. Маршаком. Его сказки особенные – многие названия содержат в себе вопрос, а прочитав их, можно узнать много достоверных фактов о природе. (Правильный ответ: В.В. Бианки.)
3. Она мечтала стать балериной, а стала детским поэтом. Её стихи про игрушки знает наизусть любой малыш. (Правильный ответ: А.Л. Барто.)
4. Этот ребёнок в детстве был очень неровного характера: то молчалив, ленив и вял, то, наоборот, резвился, шалил, упрямился. Более всего о нём заботились бабушка и няня, крепостная крестьянка. Он рано научился читать, причём по-русски и по-французски, и первые стихи написал на французском. Писать стихи по-русски он начал в годы учёбы, и все, ученики и педагоги, уже тогда знали, что он будет поэт. Он стал великим поэтом, «Солнцем русской поэзии». (Правильный ответ: А.С. Пушкин.)
5. Этот человек более много лет работал библиотекарем в публичной библиотеке, известен произведениями содержащими мораль. (И.А. Крылов)
6. Эта женщина 16 лет работала воспитателем детей-беспризорников, писала рассказы и сказки для малышей, пьесы. Благодаря ей, мы не забываем волшебное слово. (В.А. Осеева)
7. Его путь в литературу лежал через Гражданскую войну, где он был командиром полка в Красной армии, затем работал журналистом и только потом пришёл в детскую литературу.В одной из книг он придумал игру, которая вошла из книги в жизнь и захватила множество детей Советского Союза. (Правильный ответ: А.П. Гайдар.)
Подведение итогов игры.
Мы заканчиваем путешествие в «Литературную страну», но не прощаемся с ней. Вы еще не раз побываете в этой удивительной стране в гостях у своих любимых писателей, поэтов, героев и познакомитесь с новыми
ИСТОЧНИКИ:
Горбачёва Марина Юрьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Елена Алексеевна
Сорокина Светлана Валерьевна