Интеллектуальный турнир «Своя игра»
ПрезентацияPPTX / 14.24 Мб
/data/files/t1704440166.pptx (Презентация)Конспект интеллектуального турнира в формате «Своя игра»
ЦЕЛИ ИГРЫ:
обучающая: расширение кругозора учащихся, активизация интеллектуальной деятельности через использование формы игры; формирование внимательного отношения к дисциплинам.
развивающая: формирование умений обдумывать и принимать решения, развитие мышления, памяти, эрудиции.
воспитательная: развитие познавательного интереса, воспитание культуры общения, а также воспитание у обучающихся самостоятельности как черты личности, без которой невозможна деятельность современного специалиста.
ЗАДАЧИ ИГРЫ:
- повторение и обобщение полученных ранее знаний,
- формирование обще учебных и общекультурных навыков работы с информацией.
Жеребьевка на состав 3-х команд.
На экране главная страница презентации.
Ведущий: Здравствуйте, участники интеллектуального турнира в формате «Своя игра». Задача каждой команды набрать как можно большее количество баллов.
Знакомство с игрой посредством презентации
Игра состоит из одного тура и включает в себя 5 категорий: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, материал о России. Каждый вопрос имеет свою стоимость, на обдумывание дается одна минута.
Кто ходит первым – определит жеребьевка капитанов.
Если команда ответила правильно, то она выбирает следующий вопрос. Если ответ неверный – ход переходит к другой команде.
На вопрос кот в мешке отвечает та команда, которой отдает это право команда, выбравшая вопрос.
И пусть сильней кипит борьба,
Острей соревнование.
Успех решает не судьба,
А только ваши знания.
Начало игры согласно жеребьевке команд. Играющая команда выбирает вопрос, расположенный на презентации.
Категория 1 СМОТРИ В КОРЕНЬ
10 б. Из предложенных морфем соберите слов. Будьте внимательны! Правильно выделяйте морфемы!
«Отгадай слово»
1.
Корень из слова СКАЗКА,
Суффикс, что в слове ИЗВОЗЧИК,
Приставка в слове РАСХОД,
Окончание в слове ДОМ.
(рассказчик)
2.
Корень в слове ВЯЗАТЬ,
Приставка в слове ЗАМОЛЧАТЬ,
Суффикс в слове СКАЗКА,
Окончание в слове РЫБА.
(завязка)
3.
Корень в слове СНЕЖИНКА,
Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,
Суффикс в слове ЛЕСНИК,
Окончание в слове СТОЛ.
(подснежник)
4.
Его корень в слове «дороженька»,
приставка в слове «попрыгать»,
суффикс в слове «лесник»,
окончание, как у слова «заяц».
(Подорожник)
20 б. «Собери текст» Строки текста перепутались, пронумеруй правильно строки и собери текст стихотворения, вам помогут признаки текста.
И папа разбудил нас с петухами.
На электричке - час, потом пешком. Вспотели!
Корзинки взяв надели сапоги
Дошли до леса - кушать захотели.
Попили чай, грибы пошли искать
Нашли их сразу - стали собирать.
Налили в термос чай, в пакетик - пироги.
Решили в лес пойти мы за грибами
Остановил нас папа - стал нас обучать.
Собрав корзинки три грибов съедобных
Поехали назад к себе домой.
Поганки это! Их долой! долой!
Решили в лес пойти мы за грибами
И папа разбудил нас с петухами.
Корзинки взяв надели сапоги
Налили в термос чай, в пакетик - пироги.
На электричке - час, потом пешком. Вспотели!
Дошли до леса - кушать захотели.
Попили чай, грибы пошли искать
Нашли их сразу - стали собирать.
Остановил нас папа - стал нас обучать.
Поганки это! Их долой! долой!
Собрав корзинки три грибов съедобных.
Поехали назад к себе домой.
30 б. «Фразеологизмы»
Прочитайте текст, в котором используются фразеологизмы. Сколько их? Назовите их.
Однажды Вова проснулся ни свет ни заря, оделся на скорую руку и сломя голову побежал в школу. А там ещё никого нет. Вова слонялся без дела, носился как угорелый по коридорам, ещё до занятий очень устал. На уроке он считал ворон, ничего не слышал и не видел. У доски он молчал как воды в рот набрал.
Ведущий: «Ты что, язык проглотил?» Все засмеялись. В дневнике у Вовы появилась двойка. Нечего теперь лить слёзы и реветь белугой, надо засучив рукава исправлять положение. (10)
40 б. «Учителя»
Найдите и исправьте орфографические ошибки. Посчитайте и укажи количество.
Время лесных малышей
Пришло теплое лето. На лисной опушки распускаюца колоколчики, незабутки, шыповник. Белые ромашки пратягивают к сонцу свои нежные лепески. Вылитают из уютных гнёзд птинцы. У зверей взраслеет смена. Мидвежата старше всех. Они радились еще холодной зимой в берлоги. Теперь они послушно следуют за строгай матерью. Рыжые лесята весело играют у нары. А кто мелькает в сасновых ветках? Да это лофкие бельчята совершают свои первые высотные прышки. В сумерках выходят на охоту колючии ежата. Не обижайте лесных малышей. Приходите в лес верными друзями.
50 б. «Стихотворные анаграммы»
Анаграмма – это слово или словосочетание с определённым набором букв, которые образована за счёт их перестановки. Например, «карп» и «парк».
Вам сейчас нужно отгадать стихотворные анаграммы.
1. Летом всюду я летаю, И жужжу, и всех кусаю. Превратите-ка меня, Сделав частью корабля. (Комар — корма) | 2. Я дикий родственник свиньи. Но букв порядок измени — И превращусь в стеклянный склад, В котором прячется салат. (Кабан — банка) |
3. Легко дыша в моей тени, Меня ты летом часто хвалишь, Но буквы переставь мои — И целый лес ты мною свалишь. (Липа — пила) | 4. Взлетев, горю звездой в ночи, Но угасаю очень рано, А переменишь «е» на «и» — И я кустом зеленым стану. (Ракета — ракита) |
5. Буква «А» внутри стоит — Много тайн в себе хранит. Люди в слове том живут, Много их и там, и тут. Лишь заменишь «А» на «У» — За гитарой побегу. (Страна — струна) | 6. Вторая буква «о» во мне — И я на ветке по весне. А «Е» поставлю вместо «о» — Готов избе дарить тепло! (Почка — печка) |
Категория 2 Сила науки
10 б. «Математическое лото», посчитав примеры составьте цитату.
Каждая карточка состоит из части слов и примеров. Решив пример, вы получите число, которое укажет на следующую карточку. Первую карточку даю вам я.
1. Матем/атика/ – это/ язык/, на кото/ром/ гово/рят/ все/ точные/ науки.
/Матем/ 27+34
61. /атика/ 36:4
9. / – это/ 82-12
70. /язык,/ 60:6
10. /на кото/ 37-16
21. /ром/ 8*10
80. /гово/ 46+25
71. /рят/ 56:8
7. /все/ 80-67
13. /точные/ 6*8
48. науки.
20б. Я буду читать предложения, а вы заменяете его одним словом, связанным с математикой.
«Слова на букву «К»
1000 метров – это… (километр)
Наименьшая денежная единица в России (копейка)
Устройство, облегчающее выполнение сложных арифметических действий (калькулятор)
Слова на букву «П»
Геометрическая фигура, четырехугольник (прямоугольник)
Линия, не имеющая ни начала, ни конца (прямая)
Знак сложения (плюс)
А теперь по очереди - Слова на букву «С»
Результат сложения (сумма)
В одной минуте ровно 60 (секунд)
1м это 100… (сантиметров)
30б. «Геометрический филворд».
Разгадайте геометрические фигуры, зашифрованные в филворде.
Треугольник
Круг
Прямоугольник
Ромб
Угол
Прямая
Квадрат
40 б. «Спички»
В данной фигуре 6 квадратов. Уберите 3 спички, у вас должно получиться 4 квадрата.
50 б. «Сопоставь»
Вам необходимо определить и сопоставить фамилии и мена, по подсказкам. Поставьте галочки правильно.
Категория 3. Вокруг света
10 б. Ответьте на вопросы и расположите предложенные
ответы в правильном порядке.
ЕЛЬ СОСНА ЛИСТВЕННИЦА
ПИХТА КЕДР МОЖЖЕВЕЛЬНИК
Какое хвойное растение сбрасывает иголки на зиму? (ЛИСТВЕННИЦА)
В шишках какого хвойного растения созревают орешки? (КЕДР)
У какого хвойного дерева иголки расположены попарно? (СОСНА)
Древесина какого хвойного дерева не гниет в воде? (ЛИСТВЕННИЦА)
У какого хвойного дерева не шишки, а шишкоягоды? (МОЖЖЕВЕЛЬНИК)
Из какого хвойного растения делают различные части музыкальных инструментов, особенно скрипок? (ЕЛЬ)
20 б. Отгадайте пословицы
Волков бояться … ( в лес не ходить).
Бьется как … (рыба о лед).
Лучше синица в руках, чем … (журавль в небе).
Знает кошка, чье … (мясо съела).
С волками жить … (по-волчьи выть).
Гусь свинье … (не товарищ).
Живут как кошка … (с собакой).
30 б. Отгадайте по описанию о ком идет речь.
Описание 1.
Мое тело покрыто густым мехом, который сохраняет тепло. Морда опущена до самых ноздрей и это позволяет мне доставать корм из-под снега даже при больших морозах; раздвоенные копыта и два боковых копытца создают надежную опору при беге по болотам, по рыхлому снегу; ноги не скользят по льду, т. к. между копытами у меня зимой отрастают длинные волосы. Копытами и рогами я достаю себе корм из-под снега. Моим любимым лакомством является ягель. Кто же я? (Северный олень)
Описание 2.
Я зверь небольшой, и каждый меня знает, но при этом я типичный хищник, охотящийся из засады. Молчаливый, скрытный, бесшумно передвигающийся зверь. Могу часами караулить добычу, которую выслеживаю главным образом с помощью слуха. Из засады бросаюсь молча, делаю несколько стремительных прыжков, но если добыча ускользает, то я её не преследую. Чтобы схватить и удержать добычу использую острые когти. С их помощью лазаю по деревьям. (Кошка)
40 б. «Ребусы»
Отгадайте ребусы
б арсук
горностай
куница
косуля
50 б. «Шифровка»
Озеро Байкал
Гора Эльбрус
Петергоф
Долина Гейзеров
Столбы выветривания
Категория 4 Вся Россия
10 б. Распространенная на Руси в старину обувь из древесного лыка (Лапти)
20 б. Короткая народная песня-четверостишие юмористического содержания (Частушка)
30 б. Какую республику в составе России называют «страной тысячи озёр»? (Карелия)
40 б. Главный дворянский титул в Древней Руси (Князь)
50 б. Сколько морей омывает территорию России? (13)
Категория 5 Мелодия слов
10 б. Назовите авторскую сказку из предложенных:
1. Сказка о рыбаке и рыбке
2. Каша из топора
3. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
20 б. Назовите правильное название произведений:
Мишка и Карлсон - Малыш и Карлсон
Петушок Ряба - Курочка Ряба
Утки-лебеди - Гуси-лебеди
Хищник и семеро ягнят - Волк и семеро козлят
Лисичка с кастрюлечкой - Лисичка со скалочкой
По рыбьему желанию - По щучьему веленью
30 б. «Наоборот» Даны названия сказок, с противоположным смыслом. Вы должны отгадать правильное название загаданной сказки.
«Зелёный беретик» - «Красная Шапочка»
«Мышь босиком» - «Кот в сапогах»
«Петушок бесцветный» - «Курочка Ряба»
«Девочка с ладошку» - «Мальчик- с пальчик»
40 б. «Числа в сказках»
Назовите сказки, в названиях которых или в содержании встречаются числа.
7 козлят, 7 гномов, 7 богатырей, 3 толстяка, 3 медведя, 3 девицы под окном, 33 богатыря, 40 разбойников, трёхглавый дракон, 12 месяцев …
50 б. Назовите имя этого русского поэта, прозаика, драматурга, художника
Михаил Юрьевич Лермонтов
3 октября 1814 — 15 июля 1841