Интеллектуально-познавательная викторина «Государственные символы России» среди учащихся 7–8 классов
Интеллектуально-познавательная викторина
«Государственные символы России»
среди учащихся 7-8 классов
Цели мероприятия: актуализировать знания о символах Российской Федерации, города; расширить и систематизировать знания о символах Российской Федерации, города; развивать интерес к истории России, воспитывать чувство гордости и патриотизма.
Оборудование: проектор, раздаточный материал.
Для проведения викторины необходимо выбрать четыре команды по 6 человек.
Ход мероприятия
Слайд 1
Звучит мелодия: «С чего начинается Родина»
Леша: - Что значит Родина моя»? –
Ты спросишь. Я отвечу.
Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу.
Сима: - Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных
Леша: - Потом пшеничные поля
От края и до края
Все это – Родина твоя,
Земля твоя родная. (Н. Полякова)
Слайд 2
Сима: Родина много значит для каждого из нас. Это, прежде всего, город или село, где ты родился. Родным краем мы называем место, где прошло наше детство. Родиной россияне называют Россию – страну, в которой мы все вместе живем.
Леша: Взгляну на карту, грудь заходится:
Россия! Вон как велика!
- Откуда ты? - узнать захочется,
Но тайну спрятали века….
Сима: Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну. Свою землю и ее историю. А олицетворяют родную землю ее символы.
Какие символы России вы можете назвать? (Ответы детей: флаг, герб, гимн, конституция, самовар и т.д.)
Слайд 3, 4, 5
Действительно символов России много – это и Кремль, и Знамя Победы, и березы, самовар, балалайки, матрешки, медведь и т.д.
Каждый из вас по-своему прав, так как символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны Конституции.
Леша: Имеет флаг, и гимн, и герб
Российская держава
И, как все символы, они
Жизнь нашу отражают
Сима: Каждый день мы встречаем изображение Герба на печатях, на монетах и т.д., Государственные Флаги, как важнейшие атрибуты государства развеваются над разными муниципальными и другими учреждениями, государственный гимн звучит перед началом любого официального мероприятия.
На первый взгляд, кажется, что мы много знаем об отличительных знаках нашего государства, поэтому сейчас и проверим, что же нам известно.
Слайд 7
Леша:
Сейчас, мы поиграем в игру «Государственные символы России», которая поможет определить знатоков истории и страны.
Оценивать игру будет строгое жюри:
Елена Николаевна Манина
Ольга Вячеславовна Моисеенко
Мы начинаем.
Сима:
1 тур «Герб»
Каждой команде будет представлен вопрос, за который можно заработать 1 балл, в случае неправильного ответа ответить может другая команда, первая поднявшая руку.
Слайды запускаются поочереди
Вопросы задают по очереди:
Какая наука занимается изучением и созданием гербов?
Геральдика
Гербоведение
История гербов
Эмблематика
Что означает слово «герб»?
Двуглавый орел
Щит
Наследие
Отличительный знак
При правлении какого царя двуглавый орел впервые появился на изображении герба?
Алексея Михайловича
Ивана III
Ивана IV
Павла I
С какого века двуглавый орел стал символом России?
XIV
XV
XVI
XVII
На слайде изображены гербы разных лет. Соотнесите гербы согласно их эпохам:
Герб XV века, герб РСФСР, герб Российской империи, Герб России
Откуда пришло на Русь изображение двуглавого орла?
из Византии
из стран Прибалтики
с востока
из Европы
Что держит в своих руках двуглавый орел на изображении герба?
Скипетр и конституцию
Державу и флаг
Скипетр и державу
Флаг и конституцию
Сколько корон изображено на гербе Российской Федерации?
1
2
3
4
Что изображено на груди орла?
Помещены золотые перекрещенные серп и молот, рукоятками книзу, на фоне лучей восходящего солнца
Серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне
На груди орла нет никаких изображений
На груди орла находится исторический Московский герб
Что означает три короны, соединенные тремя лентами над головами орлов?
Единство
Многонациональность
Неделимость
Суверенитет
Скипетр на гербе РФ символизирует …
символ покоя, довольства.
Государственную власть
справедливость
право награждать и наказывать
Держава на гербе РФ символизирует …
Царство Небесное
Символ знания
Власть монарха
Единое государство
2 тур «Флаг»
Слайд 21
Изображение государственного флага РФ – представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя – белого цвета, средняя – синего, нижняя - красного.
Слайд 22
В данном туре каждая команда самостоятельно отвечает на вопросы на бумаге, затем отдает результаты в жюри.
Играет музыка
Как называется флаг РФ?
Стяг
Триколор
Знамя
Штандарт
Соотнесите цвета флага и их значения на Руси:
белый цвет — благородство и откровенность;
синий цвет — верность, честность, безупречность и целомудрие;
красный цвет — мужество, смелость, великодушие и любовь.
Соотнесите понятия:
Знамя — это полотнище, на котором нарисованы, напечатаны или вышиты эмблемы или надписи. Крепится оно непосредственно к древку. Каждое из них уникально: его создают лишь в единственном экземпляре.
Флаг - массовое изделие. Их производят в большом количестве, чтобы в случае надобности заменить точно такими же. Полотнище обычно бывает четырехугольным, реже треугольным, чаще всего многоцветным. Они крепятся и к древку, и к шнуру — в этом случае их можно поднимать на флагштоках.
Штандарт - военный символ, часто украшенный геральдическими изображениями животных. Вплоть до XX в. сохранялись в кавалерийских соединениях. Например, в армии царской России так называлось полковое знамя в кавалерии. Кроме того, они — «должностные» флаги глав государств.
Вымпел — это небольшие прямоугольные или треугольные флажки, которыми в былые времена украшали рыцарские копья. Сегодня они используются главным образом на флоте, чтобы подавать сигналы и команды.
Стяг — это старинное русское название военного знамени. Древние … были порой столь велики, что их возили на обозах вслед за войсками. Часто на них изображали лики святых.
Хоругви - вертикально свисающие полотнища, на которых изображался лик Христа или святых. Их носят во время церковного хода.
Определите, что изображено на картине:
Знамя
Флаг
Штандарт
Вымпел
Стяг
Хоругви
На слайде изображены флаги. Расположите их в порядке, когда они были государственными символами.
Флаг РСФСР (1937-1954)
Флаг РСФСР (1954-1991)
Флаг России (1993-по настоящее время)
3 тур «Гимн»
1. Разгадайте кроссворд, составленный из прилагательных, которые можно найти в новом гимне России.
Примечание: существительные и прилагательные даны в том же падеже, что и в гимнах.
Слайд 23
1. Отечество (какое?)
2. Народов
3. Земля
4. Страна
5. Мудрость
6. Воля
Ответы: 1.Свободное, 2. Братских, 3. Родная, 4. Любимая, 5. Народная, 6. Могучая
| | | | | | 1С | | | | | | | | | |
| | | 2 | | | Т | | | | | | | | | |
| | | | | | 3Р | | | | | | | | | |
| 4 | | | | | А | | | | | | | | | |
| | | | | | 5Н | | | | | | | | | |
| 6 | | | | | А | | | | | | | | |
2. Слайд 24
а) Расшифруйте запись и ответьте на вопрос:
А 6, К4, Б8, Б6, Г1, К4, Б8, Д7, В2, Д6, Б5,Г2, Ж6, Г6, И1, А1,И4, А4, Б8, В2, В2, Г6, Г6?
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
А | Н | Г | З | Р | А | К | Е | Е |
Б | Ю | Л | У | И | О | А | П | О |
В | Б | С | Ц | У | У | А | А | Б |
Г | В | В | Ф | К | П | И | Э | П |
Д | А | Е | Ы | Д | Р | Л | Р | Ь |
Е | П | Ю | Й | Ш | Н | Ю | Х | Б |
Ж | И | Ы | Я | Л | Л | Г | Г | В |
И | М | А | Е | А | Б | К | Е | Л |
К | К | Е | П | Т | Ж | Ш | Щ | У |
Ответ: «Кто автор слов гимна России? С.В. Михалков».
Слайд 25
б) Расшифруйте запись и ответьте на вопрос:
А 6, К4, Б8, Б6, Г1, К4, Б8, Д7, И1,Б3, А3, Д3, И6, Ж1, Ж6, Ж1, И1, А1,И4 А4, Б8, В2, В2, Г6, Г6?
Ответ: «Кто написал музыку к гимну России?» А. Александров
Слайд 26
4 тур «Символы Тульской области и города Донской»
“В червлёном (красном) щите серебряный клинок меча в пояс, поверх двух таких же опрокинутых клинков, положенных в косой крест. Всё сопровождено вверху и внизу двумя золотыми молотками. Щит увенчан золотой императорской короной и окружён лентой ордена Ленина”.
В соответствии с геральдическими нормами и историческими традициями установлены официальные толкования основных элементов герба. Нужно в этом туре каждой команде ответить на вопрос что означает?
1. Червлёный цвет щита — храбрость, мужество, отвага, неустрашимость, воинская доблесть, воинское ремесло
2. Меч в пояс, наложенный на перекрещенные клинки мечей, повёрнутые остриём вниз, предназначен для защиты, а не для нападения
3. Золотые молоточки символизируют высокое мастерство
4. Золото — символ богатства и стабильности
Серебро — чистота помыслов, благородство
Слайд 27
«Флаг и герб представляет собой полотно разделённое по горизонтали на две равные полосы: верхнюю белую и красную, воспроизводящее в центре фигуры из гербовой композиции: два сидящих, сообращённых и обернувшихся бобра переменных цветов, держащих между собой коронованную красной с жёлтыми жемчужинами и самоцветами графской короной жёлтую кирку».
Что же символизируют детали, изображенные на флаге и гербе нашего города?
Бобры — символ трудолюбия и настойчивости.
Графская корона подчёркивает статус города Донского как местопребывания одного из дворянских родов России, представители которого были видными промышленниками, финансистами, военными, политическими, научными, общественными деятелями.
Корона красного цвета — цвета нижней части полотнища, символизирующего недра, здесь выступает как результат — венец труда горняков.
Кирка — символ горнорудной промышленностей, аллегорически показывает эту отрасль промышленности являющейся основой жизни города.
Перемена цвета на фигурах полотнища — аллегория результатов труда горняков — недра подняты на поверхность.
Красный цвет символизирует труд, жизнеутверждающую силу, мужество, праздник, красоту.
Белый цвет (серебро) — символ веры, чистоты, искренности, чистосердечности, благородства, откровенности.
Жёлтый цвет (золото) символизирует богатство, справедливость, уважение, великодушие.
5 тур. Игровой
Каждому предоставляется компьютер с образовательной игрой, в которой вам необходимо ответить на вопросы и заработать баллы.
Заключительное слово учителя:
Ребята, мы с вами расширили знания о символике современной России, нашего города и области. Символы государства – герб, флаг и гимн – есть неприходящие ценности, и поэтому они должны уважаться и оберегаться каждым человеком, независимо от возраста, национальности и вероисповедания. Ведь современные символы имеют долгую историю, они прошли тяжелый путь, но в трудностях лишь подтвердили свое предназначение: воспитывать в человеке патриотизм, гордость за землю своих предков, поднимать веру в себя и свой народ, помогать строить светлое будущее своей страны, а значит и будущее каждого человека в отдельности. Россия - наша Родина, мы – россияне и обязаны знать ее символы, ведь уважение к государственным символам – это уважение к своей стране. Эти государственные символы нашей Родины достались нам от предков. Какими они станут в будущем зависит только от нас.
Слово предоставляется жюри. Объявление результатов игры