Статья «Интерактивная доска как средство формирования профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов»

5
0
Материал опубликован 10 January

Лунина Наталья Николаевна,

педагог дополнительного образования

ГБНОУ «Образовательный комплекс «Смена»

 

XXI век – динамично меняющийся мир современных информационных, коммуникационных технологий. Современный педагог должен меняться вместе с миром, чтобы соответствовать этим изменениям: использовать гаджеты и применять на уроках современные технические решения и нестандартные методики обучения.

Для реализации стратегии образования в меняющемся мире, повышения качества образования предъявляются новые требования к профессиональной компетенции педагога:

  • уметь получать знания из разных источников, иметь исследовательскую и информационную компетентность;
  • владеть здоровьесберегающими технологиями;
  • обладать критическим мышлением, использовать системный анализ, уметь находить нестандартные решения;
  • быть коммуникативным и стремиться к сотрудничеству;
  • быть творческой личностью и стремиться использовать инновационные технологии.

Для коллектива ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1» актуальной стала проблема обновления системы подготовки учителей начальных классов, повышения их уровня знаний на основе системного формирования общих и профессиональных компетенций в соответствии с предъявляемыми государством и обществом требованиями.

Один из возможных вариантов современного решения проблемы – организация дополнительного образования, которое позволит за рамками основного образовательного процесса не только повысить общий уровень интеллектуального развития, но и профессиональную компетентность будущих учителей начальных классов.

Сетевое взаимодействие двух образовательных учреждений профессионального и дополнительного образования - Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения «Образовательный комплекс «Смена» и ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1» позволило объединить материально-технический и интеллектуальный потенциал организаций и разработать дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу (далее ДООП) «Учитель XXI века».

Цель программы: создание условий для развития творческой личности и профессиональной компетенции, достижения успехов в обучении и жизни.

Особое место в процессе обучения по программе принадлежит различным технологиям (специализированному оборудованию, программному обеспечению, интерактивным средствам обучения, различным периферийным устройствам, Интернету и т. д.), которые не только облегчают профессиональную деятельность педагога, но и выводят систему подготовки квалифицированных кадров на принципиально другой уровень.

Использование на занятиях современных электронных средств обучения активизирует внимание и вызывает интерес к излагаемому материалу, помогает педагогам завоевать внимание и доверие обучающихся.

Реализация ДООП «Учитель XXI века» началась в 2014 году, где обучение прошли всего 2 группы – 60 обучающихся. Получив положительные отзывы от обучающихся о программе, администрацией педагогического колледжа №1 было принято решение организовать дополнительное обучение своих студентов во всех группах второго курса в рамках их первой учебной практики «Введение в специальность».

За 7 лет реализации ДООП «Учитель XXI века» на базе ГБНОУ «Образовательный комплекс «Смена» обучились и получили документы о дополнительном образовании установленного образца более 1000 обучающихся.

ДООП «Учитель XXI века» построена по блочно-модульному принципу и важнейшей ее характеристикой стала подвижность содержания с учетом индивидуальных интересов и запросов обучающихся, которые сами выбирают модули программы с максимальной ориентацией на субъектный опыт, виды деятельности, способы участия в них, тем самым определяя оптимальные условия для самовыражения, самоопределения и развития индивидуальности личности.

Программа включает в себя несколько модулей, один из которых «Интерактивные средства обучения. Интерактивная доска Smart».

Интерактивная доска в настоящее время – это популярный электронный инструмент, который вывел работу с проектором и компьютером на новый уровень, чем завоевал большую популярность в школьных учреждениях. Однако практика использования интерактивного оборудования показывает, что чаще всего педагоги используют его как дорогостоящую доску с великолепными возможностями для представления учебного материала. Деятельность обучающихся при этом остается традиционной, ориентированной на восприятие материала, его запоминание [1, с.59]. Освоив возможности интерактивной доски и ее программного обеспечения, можно сделать обучение в разы интереснее и эффективнее, а педагог получит расширенные возможности для наглядной демонстрации новых знаний [2].

Интерактивная доска позволяет педагогу (учителю):

- расширить использование электронных средств обучения, потому что они передают информацию слушателям быстрее, чем при использовании стандартных средств;

- разнообразить учебный процесс: педагог имеет возможность одновременно использовать видео и аудио средства, текст, обучающие программы, тренажёры, Интернет-ресурсы, демонстрировать изображения и 3D объекты. Интерактивная доска становится незаменимым спутником педагога на уроке, отличным дополнением его слов;

- сделать любое занятие динамичным, заинтересовать обучающихся на начальном этапе учебной деятельности и поддерживать их познавательную активность;

- создавать простые и быстрые поправки в имеющемся методическом материале прямо на уроке, во время объяснения материала, адаптируя его под конкретную аудиторию, под конкретные задачи, поставленные на уроке;

- создавать и проводить всевозможные опросы в режиме реального времени, а после обработки данных (5–7 минут) демонстрировать слушателям результаты тестирования;

- организовать грамотную обратную связь «ученик-учитель»;

- стимулировать более активную деятельность обучающихся за счет возможности самостоятельного управления объектами на доске;

- организовать самостоятельную либо коллективную форму работы;

- формировать положительную мотивацию к изучению предмета за счет создания ярких образов и впечатлений;

- записывать уроки, создавать целую базу материала (тесты, курсовые работы, контрольные работы и т. д.). Таким образом, каждый желающий может выбрать наиболее предпочтительное время, изучить пропущенный материал и проверить собственные знания;

- раскрыть свой творческий потенциал [3].

Работа с интерактивной доской позволяет обучающимся:

- воспринимать информацию быстрее;

- более полно и глубоко воспринимать учебный материал;

- активизировать свою познавательную деятельность и развивать коммуникативные навыки;

- выполнять совместную работу, решать общую задачу, поставленную учителем, принимать участие в групповых дискуссиях, делая обсуждения еще более интересными. В результате - аргументировать и объяснять свою точку зрения [4, с.28];

- работать творчески, становиться более уверенными в себе.

Главная задача обучения по модулю «Интерактивные средства обучения. Интерактивная доска Smart» в рамках реализации ДООП «Учитель XXI века» — показать такие возможности и способы работы с интерактивным оборудованием, которые позволят модернизировать учебный процесс [1, с.59].

Занятия организованы в деятельностном режиме, при котором обучающиеся являются не «приёмниками» информации, а активными участниками учебного процесса. Работа у интерактивной доски как индивидуальная, так и групповая позволяет снять неуверенность и боязнь перед новым интерактивным средством обучения, пробудить интерес и желание освоить данное устройство с целью применения его в своей дальнейшей профессиональной деятельности.

Используя возможности программного обеспечения Smart Notebook в ходе обучения проводятся опросы (тестирование) в режиме реального времени, демонстрируются и обсуждаются их результаты. Такие занятия служат наглядным примером использования интерактивной доски в учебном процессе.

В 2021 году нами разработан комплект тестов для оценки уровня освоения содержания модуля обучающимися в дистанционном режиме. Тест опубликован на сайте Бесплатного многофункционального сервиса для проведения тестирования и обучения. Ссылка на тест - https://onlinetestpad.com/ru/test/1081130-interaktivnaya-doska-smart.

Для оценки умений по работе с интерактивной доской обучающиеся представляют небольшие творческие проекты – свои первые разработки элементов занятий по окружающему миру, логике, математике, русскому языку, музыке и другим предметам, выполненные с помощью программного обеспечения Smart Notebook. Обычные картинки с заданиями из учебников становятся «ожившими» на экране интерактивной доски.

Таким образом, представленный опыт реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Учитель XXI века» подтверждает, что:

  • модуль «Интерактивные средства обучения. Интерактивная доска Smart» на протяжении 7 лет остается одним из востребованных обучающимися ДООП «Учитель XXI» века. Интерактивная доска является одним из средств формирования профессиональной компетентности педагога;
  • уникальный опыт сотрудничества образовательных учреждений дополнительного и среднего профессионального образования позволил создать инновационные условия для реализации и развития творческих, интеллектуальных, коммуникативных и профессиональных способностей для нескольких сотен будущих учителей – учителей 21 века [5, с.75].

Список литературы

  1. Вергасова, О. М. Использование интерактивного оборудования в учебном процессе // Молодой ученый. — 2015. — № 11.1 (91.1). — С. 59-62. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19345/ (дата обращения: 18.01.2022).
  2. Виды интерактивных досок для школ и детских садов - плюсы и минусы, как выбрать и пользоваться. — URL: https://sovets.net/12653-interaktivnaya-doska.html (дата обращения: 17.01.2022).
  3. Методические рекомендации по использованию интерактивной доски SMART Board на уроках различных дисциплин. Колтакова И.П. - https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-ispolzovaniyu-interaktivnoj-doski-smart-board-na-urokah-razlichnyh-disciplin-4090232.html.
  4. Янченко, М. С. Использование интерактивных досок / М. С. Янченко, В. В. Ермолаева.// Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 26-29. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10229/ (дата обращения: 18.01.2022).
  5. Энгельман, М.А., Гаубец М.Ю. Пилотный проект: экспериментальная образовательная интегрированная программа «Учитель XXI века» как средство формирования профессиональной компетентности будущих педагогов (в рамках реализации образовательного проекта «Темп») //Качество профессионального образования и рынок трудовых ресурсов. — 2017. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pilotnyy-proekt-eksperimentalnaya-obrazovatelnaya-integrirovannaya-programma-uchitel-xxi-veka-kak-sredstvo-formirovaniya/viewer ( дата обращения 16.01.2022).
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации