Интерактивная игра «Считай, смекай, отгадывай!» (Для детей 4-5 класса)
Интерактивная игра «Считай, смекай, отгадывай»
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 4-5 классов.
Цель: развитие и укрепление интереса к математике, создание благоприятных условий для выявления знаний и умений учащихся в нестандартных игровых ситуациях.
Формируемые УУД:
Личностные: положительно относиться к процессу познания, применять правила сотрудничества, развивать творческие способности обучающихся.
Познавательные: развивать умение извлекать информацию из различных источников, отбирая нужные сведения. Осознавать задачу. Выполнять аналитические, синтезирующие, сравнительные, классификационные операции, формулировать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщения. Понимать сведения, представленные с модельным, схематичным, изобразительным видом.
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на занятии; высказывать свое мнение, предположение; прогнозировать предстоящую работу.
Коммуникативные: уметь общаться и вести диалог, работать в коллективе; развивать коммуникативные способности.
Используемые образовательные технологии:
разноуровневого обучения;
игровая.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.
Ход мероприятия
Учитель: Добрый день, ребята, гости и уважаемые члены жюри! Сегодня нам предстоит выбрать среди двух команд, самых умных и сообразительных.
Не забудьте взять с собой на игру быстроту мысли, смекалку и сообразительность. Вас ждет немало занимательных и интересных заданий. Желаю успеха! Напутствовать Вас я хочу словами советского математика и педагога Алексея Маркушевича «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели».
Для проведения мероприятия нужны две команды участников по 5–6 человек в каждой и жюри для отслеживания результатов. Остальные учащиеся становятся зрителями и группой поддержки для своих команд. Каждая команда должна выбрать капитана. Только капитан даёт окончательный ответ на вопрос (задание) от имени всей команды.
Разрешите представить вам членов жюри (идет представление). Игра состоит из 9 конкурсов (номинаций): «Найди число», «Логогрифы», «Слова с математической начинкой», «Посчитай-ка!», «Угадай мелодию», «Математическая логика», «Математические анаграммы», «Сказочные задачи», «Ребусы». В каждой из номинаций содержится шесть заданий (вопросов). Команда выбирает на игровом поле из девяти номинаций понравившуюся ей и после 30-секундного обсуждения даёт ответ на первый вопрос. Порядок выбора номинации может быть произвольным. Если ответ оказался правильным, то команда получает 2 балла, если неверный – 0 баллов и возможность ответить на вопрос противнику, который может заработать за верный ответ – 1 балл, за неверный – 0 баллов. В случае затруднения обеих команд на вопрос могут попытаться ответить болельщики. Правильные ответы вы увидите только после ответов обеих команд.
Проведём жеребьёвку и выясним, какая команда первая вступит в игру. Итак, мы ознакомились с правилами и порядком игры, и теперь предоставляем право команде №1 выбрать любую из девяти номинаций и начать игру.
Первый конкурс «Найди число»
Найдите числа (цифры), спрятанные в пословицах.
За правду стой горой
Синичка – воробью сестричка
Остался заряд – не пяться назад
В семье не без урода
Колос к колосу – Родине сноп
Новая метла чисто метет
Просим жюри объявить результаты конкурса. А теперь предоставляем право команде №2 выбрать номинацию.
Второй конкурс «Логогрифы»
Логогриф – это загадка, по условиям которой при отбрасывании в исходном слове одной буквы (нескольких букв) либо добавлении к нему буквы (нескольких) получается новое слово.
С буквой «Р» - с овцы стригут,
В нити прочные прядут.
А без «Р» - нужна для счёта,
Цифрой быть - её работа.
Ответ: шерсть-шесть
Рождаюсь на мебельной фабрике я
И в каждом хозяйстве нельзя без меня.
Отбросишь последнюю букву мою -
Названье большому числу я даю.
Ответ: стол-сто
Я с «Л» смягчённым - под землёй,
Бываю каменный и бурый.
А с твёрдым - в комнате твоей
И в геометрии фигура.
Ответ: уголь-угол
Я важная деталь судна,
И без меня оно по воле ветра мчится.
А если букву «Б» ты вставишь внутрь меня,
То я – простая денежная единица.
Ответ: руль-рубль
Я – цифра – меньше десяти,
Меня тебе легко найти.
Но если букве «Я» прикажешь рядом встать,
Я все – отец и ты, и дедушка, и мать.
Ответ: семь-семья
Арифметический я знак,
В задачнике меня найдешь во многих строчках.
Лишь «О» ты вставишь, зная как,
И я – географическая точка.
Ответ: плюс-полюс
Третий конкурс «Слова с компьютерной начинкой»
Пользуясь подсказкой, отгадайте сами слова, а также математические термины, которыми они «начинены».
Расписание работы телевизионного канала (программа)
Механический аппарат для воспроизведения звука (граммофон)
Вид почтового отправления (телеграмма)
Математическое слово: грамм
Предмет одежды (шарф)
Подвижное соединение деталей механизма (шарнир)
Музыкальный инструмент (шарманка)
Математическое слово: шар
Тонкая длинная щепка (лучина)
Происшествие (случай)
Заработная плата (получка)
Математическое слово: луч
Спортивный приз (кубок)
Помещение на корабле (кубрик)
Заменитель наседки (инкубатор)
Математическое слово: куб
Распорядитель в ресторане (метрдотель)
Общественный транспорт (метро)
Длина границы плоской фигуры (периметр)
Математическое слово: метр
Предмет одежды (шарф)
Подвижное соединение деталей механизма (шарнир)
Музыкальный инструмент (шарманка)
Математическое слово: шар
Птица (ласточка)
Часть окна (форточка)
Инструмент художника (кисточка)
Математическое слово: точка
Четвёртый конкурс «Угадай мелодию»
Звучит мелодия детской песни, в тексте которой упоминаются цифры. Отгадайте песню и продекламируйте строчку с упоминанием цифр.
«Вместе весело шагать», «33 коровы», «Три танкиста», «Три белых коня», «Дважды два четыре», «Чему учат в школе».
Пятый конкурс «Математическая логика»
По данным определениям отгадайте математический термин или понятие, которое является многозначным словом. Жюри будет учитывать, кто даст правильный ответ по меньшему числу определений.
Может быть кругленькой, может быть денежной, может быть несгораемой (сумма)
Бывает неразрешимая, бывает научная, бывает олимпиадная (задача)
Бывает быстрый, бывает ничейный, бывает устный (счет)
Бывает порядковый, бывает выигрышный, бывает телефонный (номер)
Может быть тесный, может быть гончарный, может быть спасательный (круг)
Бывает случайное, бывает множественное, бывает натуральное (число)
Шестой конкурс «Математические анаграммы»
Переставьте буквы в предложенных словах так, чтобы из них получились математические термины и понятия.
НИЕЛЕДЕ (математическое действие)
ДЕЛЕНИЕ
АДКВРАТ (геометрическая фигура)
КВАДРАТ
СПЛЮ (знак математической операции)
ПЛЮС
ТНИКГОЛЬРЕУ (геометрическая фигура)
ТРЕУГОЛЬНИК
ШАКАЛ (линейка на измерительном приборе)
ШКАЛА
АЧАДЗА (математическое упражнение)
ЗАДАЧА
Седьмой конкурс «Ребусы»
Отгадайте ребусы.
Восьмой конкурс «Сказочные задачи»
Сколько музыкантов в басне И.А. Крылова «Квартет»? (4)
Сколько богатырей в сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане »? (33)
Сколько бременских музыкантов в известной сказке? (5)
Сколько козлят в сказке братьев Гримм о волке и о козлятах? (7)
Сколько толстяков в сказке Юрия Олеши? (3)
Сколько разбойников перехитрил Али – Баба? (40)
Девятый конкурс «Посчитай-ка!»
Я сегодня рано встала,
Кукол всех своих считала:
Три матрешки — на окошке,
Две Маринки — на перинке,
Пупсик с Катей, Буратино
И Петрушка в колпачке
На зеленом сундучке.
Я считала, я трудилась,
Но потом со счета сбилась.
Помогите мне опять
Кукол всех пересчитать!
Ответ: 9
У меня в одной коробке три жука,
А в другой имею я три паука.
В уголке шуршат бумагой два ежа,
А в двух клетках распевают два чижа.
Помоги ты мне скорей,
Посчитай-ка всех зверей.
Ответ: 10
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке.
Это он, это он,
Ленинградский почтальон.
В семь часов он начал дело,
В 1 0 сумка похудела,
А к 12 часам
Все разнес по адресам.
Сколько ж в день часов он сам
Все ходил по адресам?
Ответ: 5
Посадила бабка в печь
Пирожки с капустой печь.
Для Наташи, Маши, Тани,
Коли, Оли, Гали, Вали
Пирожки уже готовы.
Да еще один пирог
Кот под лавку уволок.
Да в печи четыре штуки,
Пироги считают внуки.
Если можешь, помоги
Сосчитать им пироги.
Ответ: 12
Два цыпленка стоят,
Два в скорлупках сидят.
Шесть яиц под крылом
У наседки лежат.
Посчитай поскорей,
Отвечай поточней:
Сколько будет цыплят
У наседки моей?
Ответ: 10
Как-то вечером к медведю
На порог пришли соседи:
Еж, барсук, енот, «косой»,
Волк с плутовкою-лисой.
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел —
Он считать ведь не умел!
Помоги ему скорей,
Посчитай-ка всех зверей.
Ответ: 7
Ну вот и все! Игра закончена! Пока жюри подводит итоги, хочется отметить, что в процессе нашей игры все участники показали свою смекалку, настойчивость, внимательность. А также получили частичку положительного эмоционального настроя, а значит время занятия потрачено не зря. Сейчас предоставим слово жюри, которое объявит результат игры.
Награждение команд и активных участников.
Список литературы:
Агеева И.Д. Методическое пособие «Занимательные материалы по информатике и математике» – Москва: Творческий центр, 2005
<em>(Презентация)</em>