Интерактивная викторина «Литература + здоровье» (5-7 классы)
Интерактивная викторина «Литература + здоровье»
Литература + здоровье»
PPTX / 4.72 Мб
Возрастная группа: 5- 7 классы
Форма проведения – интерактивная викторина «Своя игра».
Цель: расширение знаний учащихся о здоровом образе жизни.
Задачи:
- привлечь внимание учащихся к своему здоровью;
- способствовать расширению знаний учащихся о здоровом образе жизни;
- развивать познавательный интерес к изучению литературы; показать значимость занятий спортом, соблюдения режима дня, отказа от вредных привычек, ценность правильного питания для организма на материале пословиц и произведений русских писателей;
- формировать навыки здорового образа жизни;
- воспитывать культуру общения, умение работать в команде.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, песочные часы, игровой кубик.
Ход викторины:
Вступительное слово учителя. Определение темы викторины. Слайд 1.
Добрый день, ребята! Сегодня у нас состоится необычная литературная викторина. Предлагаю вам из букв-кубиков сложить слово и определить тему викторины.
Совершенно верно, ребята! Мы с вами будем говорить не только о литературе, а ещё и о здоровье.
Что для вас значит это слово? Подберите ассоциации к слову ЗДОРОВЬЕ.
З А Р Я Д К А
Д В И Ж Е Н И Е
С П О Р Т
Р Е Ж И М Д Н Я
С О Н
С В Е Ж И Й В О З Д У Х
П Р А В И Л Ь Н О Е П И Т А Н И Е
О Т К А З О Т В Р Е Д Н Ы Х П Р И В Ы Ч Е К
Учащиеся называют ассоциации, комментируют свои ответы.
Ребята! Вы много знаете о здоровом образе жизни. Надеюсь, что в ходе игры вы расширите свои знания.
2. Знакомство с правилами игры.
Давайте познакомимся с правилами игры.
Слайд 2. Перед вами 4 категории:
Народная мудрость | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Писатели советуют | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Кладезь витаминов | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Писатели и спорт | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
В каждой категории по 5 вопросов.
Каждый вопрос имеет стоимость в баллах в зависимости от уровня сложности.
На обсуждение вопроса и подготовки ответа даётся 30 секунд.
Право выбора вопроса предоставляется команде, ответившей правильно на последний вопрос.
Если команда даёт правильный ответ, то стоимость вопроса засчитывается в копилку команды. При неверном ответе баллы снимаются.
Победители определяются по наибольшему количеству набранных баллов.
Перед началом игры формируются команды, проводится жеребьёвка с помощью игрового кубика. Право выбора первой категории и вопроса предоставляется команде, у которой выпало больше очков на кубике.
Игра проводится в интерактивном режиме. Смена слайдов производится с помощью управляющих кнопок:
- возврат на слайд «Категории»
- «Справка» (слайд содержит ответ на вопрос)
- переход на слайд 2
- переход на слайд «Поздравляем победителей викторины!»
- переход к следующему слайду
- переход на слайд «Источники информации»
- кнопка выхода из презентации
3. Основная часть. Слайды 3-48.
Категория «Народная мудрость».
В данной категории учащимся предлагается восстановить пословицы:
10 б. (Здоровье) всего дороже.
20 б. Где здоровье, там и (красота).
30 б. (Здоров) будешь — все добудешь.
40 б. Чистая (вода) — для хвори беда.
50 б. Больному и мёд не вкусен, а здоровый и (камень) ест.
Категория «Писатели советуют».
В этой категории учащимся предстоит определить и назвать, кому принадлежат представленные высказывания.
10 б. «Встав из-за стола голодным — вы наелись; если вы встаёте
наевшись — вы переели; если встаёте переевшись — вы отравились» (А.П. Чехов)
20 б. «Чувство выздоровления — одно из самых сладостных» (А.С. Пушкин)
30 б. «Если бы люди ели только тогда, когда они очень голодны, и если бы питались простой, чистой и здоровой пищей, то они не знали бы болезней и им легче было бы управлять своею душою и телом» (Л.Н. Толстой)
40 б. «Наиболее деятельным союзником болезни является уныние больного» (М. Горький)
50 б. «Час, проведённый на теннисной площадке, – это всегда не только не потерянный для меня работы час, а наоборот, всегда час приобретённый. После этого свободнее движется, лучше работается за рабочим столом» (К.М. Симонов)
Категория «Кладезь витаминов».
Учащимся предлагается по отрывкам вспомнить художественные произведения, в которых упоминаются названия ягод и фруктов, назвать авторов этих произведений.
Пройдя по кнопке «Переход к следующему слайду», учащиеся могут познакомиться с целебными свойствами ягод и фруктов.
10 б. «… клюква — ягода дорогая весной, то ли, что полезная и целебная и что чай с ней хорошо пить» (М.М. Пришвин «Кладовая солнца»)
Лечебные свойства клюквы известны с давних времен. Испокон веков она является надежным защитником от различных инфекций и бактерий.
Эта ягода отлично укрепляет иммунитет, улучшает кровообращение, способствует выведению из организма токсических веществ.
20 б. «Начали брать землянику, только-только ещё поспевающую, редкую, белобокую и особенно желанную и дорогую. Я брал старательно и скоро покрыл дно аккуратненького туеска стакана на два-три» (В.П. Астафьев
«Конь с розовой гривой»)
Лесная земляника с точки зрения народной медицины - это ценное поливитаминное средство, которое способствует профилактике и является прекрасным дополнительным средством при лечении заболеваний сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, эндокринной и выделительной системы.
30 б. «Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка... Аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обертке я нашел три красных яблока. Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они» (В.Г. Распутин «Уроки французского»)
Яблоки содержат множество витаминов. Кроме того, в яблоках есть хлорогеновая кислота, которая помогает выводить из организма токсические вещества и способствует нормализации работы печени. Яблоки улучшают работу нервной системы, понижают кровяное давление и очищают кровь.
40 б.
Голодная кума Лиса залезла в сад;
В нём винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные, как яхонты горят;
Лишь то беда, висят они высоко…
(И.А. Крылов «Лисица и виноград»)
Виноград полезен с целью профилактики сердечных приступов, при астме, заболеваниях кишечника, желудка, печени. Богат антиоксидантами и оказывает мощное омолаживающее воздействие на организм.
50 б. «Мшистые стволы упавших деревьев, ямы, высокий папоротник, шиповник, жасмин и орешник мешали ей на каждом шагу; одолевая их, она постепенно теряла силы, останавливаясь все чаще и чаще, чтобы передохнуть или смахнуть с лица липкую паутину» (А. Грин «Алые паруса»)
Благодаря своему составу, плоды растения помогают бороться с множеством заболеваний, среди которых различные воспалительные процессы, ангина, грипп, ОРВИ. Отвары плодов шиповника используют как основу для кислородных коктейлей, повышающих общий тонус организма и его сопротивляемость многим инфекциям.
Категория «Писатели и спорт».
В данной категории приводятся интересные факты о жизни писателей, их спортивных увлечениях. Учащиеся должны назвать, о ком из писателей идёт речь.
10 б. Доктор по образованию, этот писатель отмечал важность самосовершенствования, заявляя, что «в человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли... ». Он увлекался плаванием, был одним из основателей московского общества гимнастики. (А.П. Чехов)
20 б. Этот поэт любил проводить кулачные турниры среди крестьянских детей в своем имении. В одном из своих произведений он подробно описал один такой турнир, который состоялся на Москве-реке в XVI в. Также он любил кататься на коньках, был опытным всадником, отличным фехтовальщиком и стрелком. (М.Ю. Лермонтов)
30 б. Этот поэт в юности занимался фехтованием, плаванием и верховой ездой. В зрелом возрасте он увлёкся боксом, став одним из первых его поклонников в России. Желанию боксировать способствовала любовь к этому виду спорта кумира поэта - лорда Байрона. Технику бокса поэт изучал по книгам, которые читал на французском языке. (А.С. Пушкин)
40 б. Этот писатель ежедневно занимался физкультурой и спортом. Он прекрасно держался в седле, играл в городки, много ходил пешком и даже оборудовал в своём имении теннисный корт, хотя популярным этот вид спорта в России тогда ещё не был. В 67 лет писатель освоил велосипед, который стал его самым большим увлечением. (Л.Н. Толстой)
50 б. Этот писатель занимался тяжёлой атлетикой, был инициатором создания атлетического сообщества в Киеве. Он был знаком с борцами Поддубным и Заикиным, и даже обучал последнего грамоте. Помимо этого, писатель занимался стрельбой, конным спортом и плаванием. (А.И. Куприн)
4. Подведение итогов викторины. Рефлексия. Награждение. Слайд 43.
Учащимся предлагается выбрать и закончить фразы:
- Сегодня я узнал(а) …
- Я задумался(ась) …
- Мне было … (интересно, трудно)
- Меня удивило …
- Мне захотелось …
Слайды 50-52 содержат источники информации и ссылки на использованные в презентации изображения.
Горбачёва Марина Юрьевна
Ирина Владимировна Казарцева
Ватолина Светлана Анатольевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Стефанова Лариса Михайловна
Исаева Лиана Вахтанговна