Учебно-методические материалы «Интерактивные формы работы с родителями в условиях логопункта детского сада общеразвивающего вида»
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА ДЕТСКОГО САДА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
В.В. Кубракова
Учитель-логопед МДОУ « Детский сад № 216»
Статья посвящена вопросам организации интерактивных форм работы с родителями в условиях логопедического пункта детского сада. Изучаются особенности применения в логопедической практике таких интерактивных форм, как круглые столы, мастер-классы, тренинги и другие.
Ключевые слова: логопедический пункт детского сада, взаимодействие с родителями, интерактивные формы работы.
Самая важная социальная функция семьи — воспитание детей. «Семья представляет собой органическое единство самых различных отношений между людьми» (Максаков 2005:8). «Родители выступают в роли наставников в деле формирования личности своего ребенка, их психическая и физическая нагрузка увеличивается в результате роста семьи» (Калягин 2006:118). Все важнейшие навыки ребенок приобретает в семье, в том числе и навык правильной речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста в качестве примера слышал правильную, отчетливую, хорошо интонированную речь.
Семья является той средой, где беспрепятственно формируются и развиваются ум и воображение ребенка, его вкусы и интересы, а ведь все это и является преддверием, фундаментом правильной речи.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Одни из основных принципов дошкольного образования:
– сотрудничество Организации с семьей;
– приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Одна из задач, на решение которой направлен стандарт – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
«Невозможно представить себе воспитательный процесс в отрыве от общения и союза с родителями и воспитанниками ДОУ» (Алебастрова 2011:58).
Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Зачастую и педагогам, и родителям воспитанников не хватает взаимопонимания, такта, терпения, даже времени, чтобы услышать и понять друг друга, и это всё отражается на воспитании детей. Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Многие считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И перед педагогами, в частности, учителем-логопедом встаёт вопрос: Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать их участниками воспитательного процесса?
Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
Общий успех логопедических занятий определяется совместной работой логопеда и родителей ребенка, посещающего логопункт. От того, насколько хорошо налажена работа с родителями, будет зависеть успешность процесса коррекции звукопроизношения.
Активное взаимодействие с родителями обеспечивает успех логопедических занятий. Родители начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь. Благодаря установлению партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только нарушения речи, но и решаются многие внутрисемейные конфликты, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с речевыми нарушениями.
На современном этапе развития дошкольного образования с учетом требований федерального государственного стандарта актуальным становится выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта среди педагогов и родителей. В дошкольной педагогике выделяют четыре направления работы с родителями: традиционное, просветительское, развивающее общественное управление, интерактивное (Майер 2011:13).
Интерактивное направление работы с родителями подразумевает практическое взаимодействие с родителями в форме круглых столов, мастер-классов, тренингов, акций, семинаров-практикумов. Именно данное направление работы позволяет расширить зону образовательной потребности семьи ребенка с речевыми нарушениями.
Круглый стол – это форма организации обмена мнениями среди родителей на какую-либо тему. В отличие от традиционного родительского собрания, круглый стол дает право высказаться всем.
Тренинг для родителей предполагает создание проблемной ситуации, для того чтобы родители узнали свои педагогические возможности и смогли проявить их на практике.
Деловая игра - форма и метод обучения, в которой моделируются предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятельности. Чаще всего она применяется для отработки профессиональных умений и навыков.
Мастер-класс - это передача действующей технологии; способ взаимодействия с педагогом, обеспечивающий передачу родителям опыта, мастерства, искусства путем прямого и комментированного показа приемов работы (Майер 2011: 14).
Семинар-практикум – это вид занятия, цель которого состоит в обеспечении возможности практического использования теоретических знаний. Данная форма работы предполагает интенсивную самостоятельную работу участников по заданной теме. В ходе семинара-практикума происходит непосредственный обмен опытом.
Работа сайта учителя-логопеда, где можно найти информацию о консультациях, ответы на вопросы родителей, материалы прошедших мероприятий.
Интерактивное направление работы с родителями позволяет учитывать специфику и воспитательный потенциал каждой семьи, является приоритетным, так как позволяет использовать оптимальные формы и методы в групповой и индивидуальной работе с родителями.
Основной особенностью логопедической работы родителей с детьми является выполнение домашнего задания по закреплению и отработке пройденного материала на занятиях логопедом. У многих родителей возникают трудности при их выполнении, во многом из-за отсутствия знаний.
Основной направленностью интерактивных форм является активизация родителей, развитие их креативного мышления, нестандартный выход из проблемной ситуации.
С помощью, например, мастер-класса можно продемонстрировать, как правильно выполнять артикуляционные упражнения.
Интерактивные формы работы с родителями являются открытой педагогической системой, позволяющей демонстрировать новые логопедические технологии.
Результатом интерактивных форм работы можно считать овладение участниками новыми способами каких-либо действий. Например, после проведения мастер-класса на тему « артикуляционная гимнастика», родители овладевают техникой выполнения упражнений.
Преимущества интерактивных форм работы с родителями очевидны. При традиционных формах работы родители являются пассивными участниками, слушателями, не проявляют своей активности. Во время интерактивных форм взаимодействия родители выступают полноценными участниками воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
Литература:
1. Алебастрова А.А. Справочник заведующего дошкольным образовательным учреждением. М.:ВАКО, 2011. 208 с.
2. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С. Овчинникова.- М.: Академия, 2006. 320 с.
3. Максаков А.Н. Развитие правильной речи ребенка в семье. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. 144 с.
4. Майер А. А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2011. 128 с.
3