Интерактивный пазл по сказке Л. Н. Московенко «Волшебник из зелёной книги» (Литература, 5 класс)
Методическая разработка к уроку внеклассного чтения по литературе «Интерактивный пазл по сказке Л. Н. Московенко " Волшебник из зелёной книги»
Аннотация: Настоящая методическая разработка представляет собой первый опыт знакомства пятиклассников с творчеством Марка Сергеева и Любови Московенко. Она содержит литературоведческий анализ авторской сказки, знакомит с биографией выдающегося сибирского ученого, этнографа Георгия Семёновича Виноградова. Интерактивный пазл помогает современным детям работать с текстом. Методическая разработка может быть использована на уроках внеклассного чтения, а также на занятиях в библиотеке.
Учитель: Белова Анастасия Николаевна
Предмет: литература
Класс: 5 класс
Цель урока: Познакомить учащихся с произведениями сибирского поэта и писателя.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Используемые технологии: проблемная
Планируемые результаты:
Предметные: различать сказки по видам, выявлять региональные отличия.
Метапредметные УУД
Познавательные:
1. Сформировать умение анализировать, сравнивать.
2. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему)
3.Вызвать интерес к чтению путем знакомства с произведениями своих земляков; прививать любовь к “малой Родине”;воспитывать детей патриотами своего родного края, родной земли; пробудить интерес к творчеству сибиряков через выполнение головоломки
Коммуникативные: сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре и в группе
Регулятивные:
Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельность
Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Личностные:
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом;
Оценивать собственный вклад в работу.
Этап | Сценарные ходы | ||||||||||
Актуализация знаний, умений, позиции | Добрый день, друзья. Вот мы и закончили с вами изучать волшебные русские народные сказки, познакомились с поэтикой сказки. Сейчас проверим, какие особенности волшебной сказки вы знаете. Я читаю предложение, если вы согласны, то хлопаете в ладоши, а если нет, то поднимаете руки вверх: В композиции народной волшебной сказки используются тройные повторы Главные герои волшебной сказки- говорящие животные Герою помогают волшебные предметы и волшебные помощники В сказке нет чудес Персонажи сказок делятся на положительных и отрицательных | ||||||||||
Постановка проблемы. | Ребята, я прочитаю сейчас отрывки из стихотворений Марка Сергеева. Предположите, пожалуйста, о чём мы будем сегодня с вами беседовать? Я прочитаю 3 отрывка. Вы наберитесь терпения, дослушайте все и только после этого поднимайте руку. Ночью у Байкала был озноб, Пусть есть города и красивей, и выше, Где нам уютно в нашем веке, Где много радостных затей? Конечно же, в библиотеке, В просторном доме для детей. На тихих полках дремлют сказки, И мудрость множества веков, И всевозможные подсказки Из чародейных сундуков. Вот я вас и запутала…Кто сможет клубок распутать? Какие ключевые слова? О чём мы говорили в начале урока? А стихотворения о чём? Ваши версии: какова тема урока? | ||||||||||
Постановка цели, определение образа результата, критериев достижения цели. | Удивительно, но сегодня мы будет говорить с вами о волшебной истории, написанной замечательным детским писателем, который живёт рядом с нами. Познакомимся с чудесной сказкой Любови Московенко " Волшебник из зелёной книги " | ||||||||||
Основной этап. | 1.Работа с названием сказки Как вы думаете, о чём эта сказка? Как будут развиваться события? Книга посвящена жизни и творчеству известного сибирского ученого, этнографа Георгия Семёновича Виноградова. Именно Георгий Виноградов и есть тот волшебник из зелёной книжки. 2.Смысловое чтение сказки с остановками -Что сразу вас удивило? Что необычного? Почему мужчина, появившийся из книги, говорит, что он не волшебник? Что узнали об учёном? Где проявилось волшебство? Перечислите все игры. Как учёный отнёсся к компьютеру? Раскройте характер мальчика Вити. 3. Работа в группах или в парах (Выдаются карточки с распечатанными QR кодами. Дети заходят на сайт, составляют пазл и выполняют задание)
| ||||||||||
Фиксация результата. Оценивание результата по критериям. | Работа в группах. На слайде включён таймер. | ||||||||||
Рефлексия. | По цепочке каждый говорит 1 фразу о том, что ему понравилось на уроке. |
Список
1.Сергеев М.Д Разноцветные сказки-Иркутск, 1996-160с.ил.
2.Волкова, Светлана Львовна. Сказки старого города / С. Л. Волкова ; [худож. А. М. Муравьев]. – Иркутск : Сибирская книга, 2015. – 85, [3] с. : цв. ил.
3.Волшебник из зелёной книги : волшебная сказка / Л. Н. Московенко ; худож. А. Ишмаев. – Тулун : Репроцентр А1, 2016. – 16 с., цв. ил.
https://detstvo.irkutsk.ru/authors/fulltext.php?text_id=561&author_id=83
4.http://irkipedia.ru/content/gorbunov_anatoliy_konstantinovich
5.https://detstvo.irkutsk.ru/genres/?g=6
6.http://sibiryachok.net/%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8/
7.https://iodb.ru/book-review/svetlana-lvovna-volkova-skazki-starogo-goroda/