Методическая разработка к уроку внеклассного чтения по литературе «Интерактивный пазл по сказке Л. Н. Московенко " Волшебник из зелёной книги»

Аннотация: Настоящая методическая разработка представляет собой первый опыт знакомства пятиклассников с творчеством Марка Сергеева и Любови Московенко. Она содержит литературоведческий анализ авторской сказки, знакомит с биографией выдающегося сибирского ученого, этнографа Георгия Семёновича Виноградова. Интерактивный пазл помогает современным детям работать с текстом. Методическая разработка может быть использована на уроках внеклассного чтения, а также на занятиях в библиотеке.

Учитель: Белова Анастасия Николаевна

Предмет: литература

Класс: 5 класс

Цель урока: Познакомить учащихся с произведениями сибирского поэта и писателя.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Используемые технологии: проблемная

Планируемые результаты:

Предметные: различать сказки по видам, выявлять региональные отличия.

Метапредметные УУД

Познавательные:

1. Сформировать умение анализировать, сравнивать.

2. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему)

3.Вызвать интерес к чтению путем знакомства с произведениями своих земляков; прививать любовь к “малой Родине”;воспитывать детей патриотами своего родного края, родной земли; пробудить интерес к творчеству сибиряков через выполнение головоломки

Коммуникативные: сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре и в группе

Регулятивные:

Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельность

Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Личностные:

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом;

Оценивать собственный вклад в работу.

Этап

Сценарные ходы

Актуализация знаний, умений, позиции


Добрый день, друзья. Вот мы и закончили с вами изучать волшебные русские народные сказки, познакомились с поэтикой сказки.

Сейчас проверим, какие особенности волшебной сказки вы знаете.
Ритмическая проверка.

Я читаю предложение, если вы согласны, то хлопаете в ладоши, а если нет, то поднимаете руки вверх:

В композиции народной волшебной сказки используются тройные повторы

Главные герои волшебной сказки- говорящие животные

Герою помогают волшебные предметы и волшебные помощники

В сказке нет чудес

Персонажи сказок делятся на положительных и отрицательных


Постановка проблемы.


Ребята, я прочитаю сейчас отрывки из стихотворений Марка Сергеева. Предположите, пожалуйста, о чём мы будем сегодня с вами беседовать? Я прочитаю 3 отрывка. Вы наберитесь терпения, дослушайте все и только после этого поднимайте руку.

Ночью у Байкала был озноб,
метался старик всю ночь!
Утром солнце пощупало влажный лоб-
решило другу помочь.
Солнце пришло к нему из-за туч -
и стал он тише пруда.
И там, где к воде прикасался луч,
вспыхивала звезда.
В  стихах - он сам, его жизнь, его чувства.

Пусть есть города и красивей, и выше,
Но где бы пути иркутян ни легли,
Они тебя видят, они тебя слышат,
Любимый Иркутск - середина земли.

Где нам уютно в нашем веке,

Где много радостных затей?

Конечно же, в библиотеке,

В просторном доме для детей.

На тихих полках дремлют сказки,

И мудрость множества веков,

И всевозможные подсказки

Из чародейных сундуков.



Вот я вас и запутала…Кто сможет клубок распутать? Какие ключевые слова? О чём мы говорили в начале урока? А стихотворения о чём? Ваши версии: какова тема урока?

Постановка цели, определение образа результата, критериев достижения цели. 





Удивительно, но сегодня мы будет говорить с вами о волшебной истории, написанной замечательным детским писателем, который живёт рядом с нами. Познакомимся с чудесной сказкой Любови Московенко " Волшебник из зелёной книги "


Основной этап.



1.Работа с названием сказки

Как вы думаете, о чём эта сказка? Как будут развиваться события?

Книга посвящена жизни и творчеству известного сибирского ученого, этнографа Георгия Семёновича Виноградова. Именно Георгий Виноградов и есть тот волшебник из зелёной книжки.

2.Смысловое чтение сказки с остановками

-Что сразу вас удивило? Что необычного? Почему мужчина, появившийся из книги, говорит, что он не волшебник? Что узнали об учёном? Где проявилось волшебство? Перечислите все игры. Как учёный отнёсся к компьютеру?

Раскройте характер мальчика Вити.

3. Работа в группах или в парах (Выдаются карточки с распечатанными QR кодами. Дети заходят на сайт, составляют пазл и выполняют задание)
Задание: собрать картинку; найти и прочитать отрывок из сказки, соответствующий изображению; озаглавить изображённый эпизод; обосновать свой ответ.
Ссылка на сайт в виде QR кода

t1609484866aa.gif


t1609484866ab.jpg

t1609484866ac.gif

t1609484866ad.jpg

t1609484866ae.gif

t1609484866af.jpg

t1609484866ag.gif

t1609484866ah.jpg

t1609484866ai.gif

t1609484866aj.jpg




Фиксация результата. Оценивание результата по критериям. 


Работа в группах. На слайде включён таймер.
Защита своей точки зрения по группам . Таймер на защиту.



Рефлексия.

По цепочке каждый говорит 1 фразу о том, что ему понравилось на уроке.





Список

1.Сергеев М.Д Разноцветные сказки-Иркутск, 1996-160с.ил.

2.Волкова, Светлана Львовна.  Сказки старого города / С. Л. Волкова ; [худож. А. М. Муравьев]. – Иркутск : Сибирская книга, 2015. – 85, [3] с. : цв. ил.

3.Волшебник из зелёной книги : волшебная сказка / Л. Н. Московенко ; худож. А. Ишмаев. – Тулун : Репроцентр А1, 2016. – 16 с., цв. ил.

https://detstvo.irkutsk.ru/authors/fulltext.php?text_id=561&author_id=83

4.http://irkipedia.ru/content/gorbunov_anatoliy_konstantinovich

5.https://detstvo.irkutsk.ru/genres/?g=6

6.http://sibiryachok.net/%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8/

7.https://iodb.ru/book-review/svetlana-lvovna-volkova-skazki-starogo-goroda/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.