Интерактивный тест по русскому языку «Задание 1 ЕГЭ. Определение главной информации текста»

16
4
Материал опубликован 7 November 2018 в группе

Предварительный просмотр презентации

11 класс Интерактивный тест по русскому языку Задание 1 ЕГЭ Определение главной информации текста УМК любой Учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа № 12 г. Благовещенска» Устинова Валентина Ивановна

Определение главной информации текста. Задание 1 требует от учащегося умения проводить информационную обработку текста. Чтобы решить задание 1, необходимо выделить главную информацию предлагаемого текста. Затем: - сжать эту информацию в одно предложение; - найти хотя бы одно предложение, в котором есть, на Ваш взгляд, ВСЯ информация, и сравнить с тем, что получилось у Вас; - обратить внимание на, что в ТРЁХ из пяти предложений информация будет: а) искажать текст, внося в него дополнения или нарушая причинно-следственные связи; б) неполной, то есть будет передавать содержание верно, но лишь частично; в) слишком краткой. Далее находим предложение, похожее по смыслу на вычисленное нами. Та же информация. Те же факты. Но - другими синтаксическими конструкциями. Например, придаточное определительное будет заменено причастным оборотом. Однородные сказуемые - деепричастными оборотами и т.п. Таким образом, мы получим два верных высказывания.

(1)Бактерии поистине вездесущи. (2)<...>, в воздухе и воде, в любом комочке почвы и в каждом живом организме обитают тысячи, а то и миллионы бактерий. (3)Их удаётся обнаружить в верхних слоях атмосферы на высоте нескольких десятков километров и в глубоких подземных скважинах; в кипящих вулканических источниках и в толще антарктических ледников. (1)Бактерии поистине вездесущи. (2)<...>, в воздухе и воде, в любом комочке почвы и в каждом живом организме обитают тысячи, а то и миллионы бактерий. (3)Их удаётся обнаружить в верхних слоях атмосферы на высоте нескольких десятков километров и в глубоких подземных скважинах; в кипящих вулканических источниках и в толще антарктических ледников. 1) Бактерии обитают всюду. 2) Бактерии могут жить в самых суровых условиях. 3) В каждом живом организме обитают тысячи, а то и миллионы бактерий. 11 класс Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Нажмите левой кнопкой мыши на это предложение. Повторим правило 4) Бактерии обитают в каждом живом организме. 5) Нет такого места, где бы не было бактерий.

(1)Иногда в горах отламываются не мелкие обломки, а огромные глыбы породы; обрушившись вниз, они разбиваются на более мелкие части, загромождая долины. (2)<...> явление называется обвалом. (3)Чаще всего так обрушиваются скалы, сложенные слоями осадочных пород, причём слои эти должны залегать не горизонтально, а под углом к горизонту — по этим слоям и проходят трещины, приводящие к обвалу. (1)Иногда в горах отламываются не мелкие обломки, а огромные глыбы породы; обрушившись вниз, они разбиваются на более мелкие части, загромождая долины. (2)<...> явление называется обвалом. (3)Чаще всего так обрушиваются скалы, сложенные слоями осадочных пород, причём слои эти должны залегать не горизонтально, а под углом к горизонту — по этим слоям и проходят трещины, приводящие к обвалу. 1) Обвал — это загромождение долин огромными глыбами пород, которые разбились на более мелкие части. 2) К обвалу — обрушению скал и загромождению их обломками долин — обычно приводит появление трещин по слоям осадочных пород, залегающих под углом к горизонту. 3) Скалы, сложенные слоями осадочных пород, всегда обрушиваются в долины и загромождают их огромными каменными глыбами. 11 класс Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Нажмите левой кнопкой мыши на это предложение. Повторим правило 4) В результате образования трещин по слоям осадочных пород, залегающих под углом к горизонту, создаётся обрушение скал и загромождение их обломками долин, или, говоря другими словами, обвал. 5) Обвалом называется явление, возникающее вследствие обрушения в долины мелких обломков осадочных пород.

(1)По подсчётам учёных, глагол занимает второе место после существительного по частоте употребления в речи. (2)Но в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль: так, в официально-деловом стиле примерно 6% глаголов, в научном — около 10%, тогда как в художественных текстах глаголы употребляются значительно чаще, потому что с их помощью писатели и поэты могут ярко и образно описать действие. (3)<...>, повелительные формы глагола служат средством создания эмоционально ярких побудительных конструкций. (1)По подсчётам учёных, глагол занимает второе место после существительного по частоте употребления в речи. (2)Но в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль: так, в официально-деловом стиле примерно 6% глаголов, в научном — около 10%, тогда как в художественных текстах глаголы употребляются значительно чаще, потому что с их помощью писатели и поэты могут ярко и образно описать действие. (3)<...>, повелительные формы глагола служат средством создания эмоционально ярких побудительных конструкций. 1) Глагол употребляется в речи чаще, чем имя существительное или другие части речи. 2) Глагол, позволяющий ярче изобразить действие, в художественных текстах употребляется чаще, чем в официально-деловом или научном стилях речи. 3) В официально-деловом стиле глагол употребляется реже, чем в текстах других стилей. 11 класс Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Нажмите левой кнопкой мыши на это предложение. Повторим правило 4) В текстах научного, делового и художественного стилей речи глаголу отводится неодинаковая роль: где-то они употребляются чаще, где-то реже. 5) В художественных текстах глагол употребляется чаще, чем в официально-деловом или научном стилях, потому что он позволяет ярко изобразить действие.

(1)Каждое слово или выражение из синонимического ряда хорошо звучит только в определённой ситуации, а в других случаях может оказаться нелепым или смешным. (2)<...> в медицине и в биологии принято употреблять выражения: орган обоняния (нос), верхние конечности(руки) и т.п. (3)Но если кто-нибудь вместо известного выражения: «Не суйте нос в чужие дела» скажет «Не суйте орган обоняния в чужие дела», вы примете этого человека за шутника или иностранца, плохо знающего русский язык. (1)Каждое слово или выражение из синонимического ряда хорошо звучит только в определённой ситуации, а в других случаях может оказаться нелепым или смешным. (2)<...> в медицине и в биологии принято употреблять выражения: орган обоняния (нос), верхние конечности(руки) и т.п. (3)Но если кто-нибудь вместо известного выражения: «Не суйте нос в чужие дела» скажет «Не суйте орган обоняния в чужие дела», вы примете этого человека за шутника или иностранца, плохо знающего русский язык. 1) Чтобы не казаться нелепым и смешным, следует правильно употреблять термины. 2) Правильность употребления слов из одного синонимического ряда обусловлена речевой ситуацией. 3) Необходимо верно использовать в своей речи известные выражения. 11 класс Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Нажмите левой кнопкой мыши на это предложение. 4) Принятые в медицине выражения: орган обоняния, верхние конечности и т.п. следует употреблять только в соответствующем контексте. 5) При выборе слов из одного синонимического ряда необходимо учитывать особенности речевой ситуации. Повторим правило

(1)С появлением компьютера в жизни художника-дизайнера появилась масса преимуществ. (2)Преимущества ясны — достаточно короткий путь от идеи к воплощению, работа без привлечения дополнительных специалистов, доступность оборудования и возможность работы в комфортных условиях, при этом у многих создаётся впечатление, что умная машина сама всё делает, например, творит нечто в стиле Энди Уорхола, но в цветовой гамме Рембрандта. (3)<...> компьютер — такой же инструмент для художника, как карандаш или краска, разве что возможностей технических во много раз больше. (1)С появлением компьютера в жизни художника-дизайнера появилась масса преимуществ. (2)Преимущества ясны — достаточно короткий путь от идеи к воплощению, работа без привлечения дополнительных специалистов, доступность оборудования и возможность работы в комфортных условиях, при этом у многих создаётся впечатление, что умная машина сама всё делает, например, творит нечто в стиле Энди Уорхола, но в цветовой гамме Рембрандта. (3)<...> компьютер — такой же инструмент для художника, как карандаш или краска, разве что возможностей технических во много раз больше. 1) С появлением компьютера в жизни художника-дизайнера появилось огромное количество проблем. 2) Компьютер не наделён творческим потенциалом, как считают многие, а является лишь удобным современным инструментом в реализации творческого замысла художника-дизайнера. 3) Компьютер — умная машина, способная к самостоятельному творчеству. 11 класс Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Нажмите левой кнопкой мыши на это предложение. 4) Компьютер, инструмент художника наряду с карандашами и красками, работает без привлечения дополнительных специалистов. 5) Компьютер — удобный современный инструмент реализации творческого замысла художника-дизайнера; вопреки мнению многих, компьютер не наделён творческим потенциалом. Повторим правило

(1)Количество наук возрастает, но появление новых идёт не только за счёт дифференциации и специализации, но и за счёт возникновения смежных дисциплин. (2)Сливаются физика и химия, образуя ряд промежуточных дисциплин, с соседними и несоседними науками вступает в связь математика, происходит «математизация» многих наук. (3)<...> не случайно: продвижение наших знаний о мире происходит именно в промежутках между «традиционными» науками. (1)Количество наук возрастает, но появление новых идёт не только за счёт дифференциации и специализации, но и за счёт возникновения смежных дисциплин. (2)Сливаются физика и химия, образуя ряд промежуточных дисциплин, с соседними и несоседними науками вступает в связь математика, происходит «математизация» многих наук. (3)<...> не случайно: продвижение наших знаний о мире происходит именно в промежутках между «традиционными» науками. 1) Рост числа наук в современном мире объясняется появлением большого числа смежных дисциплин. 2) Возникновение смежных дисциплин наряду с дифференциацией наук, за счёт которых происходит рост их количества, отражает специфику продвижения наших знаний о мире. 3) Продвижение наших знаний о мире происходит за счет специализации наук. 11 класс Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Нажмите левой кнопкой мыши на это предложение. 4) В современном мире возникают смежные дисциплины: сливаются физика и химия, образуя ряд промежуточных дисциплин, с соседними и не соседними науками вступает в связь математика, происходит «математизация» многих наук. 5) Рост количества наук отражает специфику продвижения наших знаний о мире: происходит не только дифференциация наук, но и возникновение смежных дисциплин. Повторим правило

(1)Каждое слово или выражение из синонимического ряда хорошо звучит только в определённой ситуации, а в других случаях может оказаться нелепым или смешным. (2)<...> в медицине и в биологии принято употреблять выражения: орган обоняния (нос), верхние конечности(руки) и т.п. (3)Но если кто-нибудь вместо известного выражения: «Не суйте нос в чужие дела» скажет «Не суйте орган обоняния в чужие дела», вы примете этого человека за шутника или иностранца, плохо знающего русский язык. (1)Каждое слово или выражение из синонимического ряда хорошо звучит только в определённой ситуации, а в других случаях может оказаться нелепым или смешным. (2)<...> в медицине и в биологии принято употреблять выражения: орган обоняния (нос), верхние конечности(руки) и т.п. (3)Но если кто-нибудь вместо известного выражения: «Не суйте нос в чужие дела» скажет «Не суйте орган обоняния в чужие дела», вы примете этого человека за шутника или иностранца, плохо знающего русский язык. 1) Чтобы не казаться нелепым и смешным, следует правильно употреблять термины. 2) Правильность употребления слов из одного синонимического ряда обусловлена речевой ситуацией. 3) Необходимо верно использовать в своей речи известные выражения. 11 класс Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Нажмите левой кнопкой мыши на это предложение. 4) Принятые в медицине выражения: орган обоняния, верхние конечности и т.п. следует употреблять только в соответствующем контексте. 5) При выборе слов из одного синонимического ряда необходимо учитывать особенности речевой ситуации. Повторим правило

(1)Грибы — большая группа организмов, насчитывающая в общей сложности около ста тысяч видов, широко распространённых по всему земному шару. (2)В клетках грибов отсутствует хлорофилл, оболочка состоит из вещества, близкого к хитину животных, в качестве запасного веще­ства накапливается гликоген. (3)<...> грибы всасывают питательные вещества, что роднит их с растениями. (1)Грибы — большая группа организмов, насчитывающая в общей сложности около ста тысяч видов, широко распространённых по всему земному шару. (2)В клетках грибов отсутствует хлорофилл, оболочка состоит из вещества, близкого к хитину животных, в качестве запасного веще­ства накапливается гликоген. (3)<...> грибы всасывают питательные вещества, что роднит их с растениями. 1) Грибы широко распространены по всему земному шару и насчитывают около ста тысяч видов. 2) Большую группу организмов, которая имеет черты как животных, так и растений, учёные называют грибами. 3) Строение клеток и возможность накапливать гликоген сближает грибы с животными. 11 класс Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Нажмите левой кнопкой мыши на это предложение. 4) Грибы — большая группа организмов, имеющая черты как животных, так и растений. 5) В клетках грибов отсутствует хлорофилл, что отличает их от большинства растительных организмов. Повторим правило

(1)Алмазы, редкие, но вместе с тем довольно широко распространённые минералы, — чрезвычайно твёрдые камни. (2)Поэтому их часто используют не только для производства бриллиантов, но и для изготовления режущих и точильных дисков, кругов и другого инструмента. (3)<...>, всем знакомый зубоврачебный бор покрыт алмазной крошкой. (1)Алмазы, редкие, но вместе с тем довольно широко распространённые минералы, — чрезвычайно твёрдые камни. (2)Поэтому их часто используют не только для производства бриллиантов, но и для изготовления режущих и точильных дисков, кругов и другого инструмента. (3)<...>, всем знакомый зубоврачебный бор покрыт алмазной крошкой. 1) Для производства бриллиантов и при изготовлении режущих и точильных инструментов используются алмазы, которые обладают особой твёрдостью. 2) Алмазы используют для производства бриллиантов и зубоврачебной техники. 3) Алмазная крошка из-за своей твёрдости используется в качестве основного компонента зубоврачебного бора. 11 класс Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Нажмите левой кнопкой мыши на это предложение. 4) Алмазы, обладающие особой твёрдостью, используются для производства бриллиантов и при изготовлении режущих и точильных инструментов. 5) Всем известный зубоврачебный бор, как и многие другие режущие инструменты, покрыт бриллиантовой крошкой. Повторим правило

(1)Грунтовые хранилища жидких радиоактивных продуктов и места захоронения твёрдых отходов могут быть источниками загрязнения грунтов, грунтовых и подземных (глубинных) вод. (2)<...> для предупреждения и предотвращения опасных радиоактивных загрязнений проводится контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения до выхода грунтовых вод к поверхностному водоисточнику. (3)Этот контроль осуществляется с помощью специальных карт движения грунтовых вод и возможной миграции загрязнений. (1)Грунтовые хранилища жидких радиоактивных продуктов и места захоронения твёрдых отходов могут быть источниками загрязнения грунтов, грунтовых и подземных (глубинных) вод. (2)<...> для предупреждения и предотвращения опасных радиоактивных загрязнений проводится контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения до выхода грунтовых вод к поверхностному водоисточнику. (3)Этот контроль осуществляется с помощью специальных карт движения грунтовых вод и возможной миграции загрязнений. 1) Контроль за распространением радиоактивных продуктов в грунтовом потоке проводится в наблюдательных скважинах, глубина и расположение которых зависят от назначения сооружений, гидрогеологических условий и характеристик грунтов. 2) Контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения радиоактивных отходов до выхода к поверхностному водоисточнику, осуществляемый при помощи специальных карт, позволяет избежать опасных радиоактивных загрязнений. 3) Во избежание опасных радиоактивных загрязнений с помощью специальных карт осуществляется контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения радиоактивных отходов до выхода к поверхностному водоисточнику. 11 класс Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Нажмите левой кнопкой мыши на это предложение. Повторим правило

(1)Вы задумывались над тем, почему кошка не намокает во время дождя и легко пролезает в узкие проходы, быстро двигается в траве, густом кустарнике? (2)Дело в том, что природа позаботилась, чтобы при беге и прыжках это животное испытывало наименьшее сопротивление воздуха. (3)<...> волоски, образующие «мех» кошки, расположены по правилам оптимального обтекания: укладываются назад и друг на друга, образуя гладкую поверхность. (1)Вы задумывались над тем, почему кошка не намокает во время дождя и легко пролезает в узкие проходы, быстро двигается в траве, густом кустарнике? (2)Дело в том, что природа позаботилась, чтобы при беге и прыжках это животное испытывало наименьшее сопротивление воздуха. (3)<...> волоски, образующие «мех» кошки, расположены по правилам оптимального обтекания: укладываются назад и друг на друга, образуя гладкую поверхность. 1) При беге и прыжках кошка испытывает наименьшее сопротивление воздуха. 2) Кошка — очень подвижное животное, которое может легко пролезать в узкие проходы, быстро двигаться в траве, густом кустарнике. 3) Волоски на теле кошки расположены по правилам оптимального обтекания, что позволяет животному быстро двигаться и не намокать под дождём. 11 класс Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Нажмите левой кнопкой мыши на это предложение. 4) Искусственным путём была выведена порода кошек, шерсть которых не намокает во время дождя. 5) Кошка может быстро двигаться и не намокать под дождём благодаря тому, что волоски на теле кошки расположены по правилам оптимального обтекания. Завершить показ

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо за работу,Валентина Ивановна!

7 November 2018

Рада вас видеть в "гостях", Марина Юрьевна!

8 November 2018

Спасибо,Валентина Ивановна! Не думала, что у моих ребят в этом задании будут ошибки. а есть. Ваш ресурс для меня актуален.

18 November 2018

Галина Геннадьевна, рада, что материал пригодился!

20 November 2018