ЕГЭ по русскому языку «Задание 1. Теория. Определение главной информации текста»

11
2
Материал опубликован 7 November 2018 в группе

Задание 1 ЕГЭ по русскому языку 2019.

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. 

Формулировка задания: Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

Задание оценивается 1 баллом. 

ТЕОРИЯ. Определение главной информации текста

 

Текст - речевая единица, характеризующаяся набором предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Смысловую целостность обеспечивает тема текста и его основная мысль. Именно благодаря единству этих понятий автор создает текст, понятный читателю.

Тема текста - то, о чем говорится в тексте.

Основная мысль (идея) текста - то, что хотел сказать автор читателю.

Смысловые конструкции текста - слова, предложения, абзацы, знаки препинания, несущие на себе основную структурную и смысловую нагрузку текста.

Ключевые слова - слова, несущие основную информацию в тексте.
 

Любой текст построен по следующим логическим схемам:

Причина  - Следствие. Сначала говорится о причинах события или явления, потом указывается само событие или явление (или наоборот)       

Часть  - Целое. Сначала перечисляются компоненты чего-либо, потом называется само явление.       

Факт  - Вывод. Даются общеизвестные факты, которые служат всего лишь предысторией, которая приводит к выводу. Как правило, он находится в конце.

Как решить первое задание правильно: 


Алгоритм:

1. Прочитайте текст и подчеркните ключевые слова.

2. Обратите внимание на 2-3 предложение – это смысловой центр текста.

3. Произведите сжатие текста путем компрессии: объедините информацию 2 и 3 предложения.

4. Соотнесите свой вариант с ответами.

5. Исключите из ответов предложения:

а) С информацией, которой нет в тексте - это искажение текста;

б) Цитату из теста с мелкими деталями ненужными подробностями;

в) Предложение с половиной главной информации.

6. Выберите те 2 варианта ответа, которые передают одно и то же содержание, но разным речевым оформлением. Оба эти варианта ответа очень похожи, т.е. в них используются практически одинаковые или синонимичные фрагменты предложения. Разница лишь в их расположении.

Например: Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 


1) Интересной страницей нашей отечественной культуры является фольклорный театр - народное театрально-драматическое искусство. 
2) Фольклорный театр - это отдельные театральные явления в фольклоре: разыгрывание фольклорных драм народными исполнителями, кукольные представления, пение, игра на музыкальных инструментах и пляски. 
3) Фольклорный театр, корнями уходящий в глубокую древность, является увлекательной страницей нашей культуры и до сих пор не перестаёт привлекать внимание всех, кто интересуется народным искусством. 
4) Интересная страница нашей культуры, фольклорный театр, представляющий собой совокупность театральных явлений в народном искусстве, уходит корнями в глубокую древность, но продолжает привлекать внимание всех, кому дорога отечественная культура. 
5) Истоки фольклорного театра уходят в глубокую древность, в древнеславянские праздники и обряды, этим он и привлекает современников.  
 

Выбираем правильные ответы. Ответ: 3,4 

Содержание обоих ответов одинаковое.

Ещё одно наблюдение: как правило, очень короткие варианты ответа не содержат основную мысль текста, поэтому их можно исключить сразу (обычно их 1 - 2).
Типичные ошибки: 
В качестве ответа указывают: 

- информацию, которой нет в тексте; 
- недостоверную информацию; 
- неполную информацию; 
- два разных по содержанию ответа. 


Таким образом, если вы внимательно прочитаете текст, поймете его логику, запомните хитрости этого задания, то оно не будет представлять для вас сложности.

Использованы материалы: https://rustutors.ru/egeteoriya/1134-zadanie-1.html

https://bingoschool.ru/

Устинова Валентина Ивановна

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за полезный ресурс!

7 November 2018

Я, когда отрабатываю этот материал, прошу ребят принести с собой цветные карандаши или маркеры для выделения слов. Убедилась, так понимают быстрее.

8 November 2018