12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Волкова Надежда Павловна5140
Россия, Ярославская обл.

   image-20211111082645-1.png

Пояснительная записка

Предмет

Литература

Класс

9

Тема

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

УМК

Под редакцией Т.Ф. Курдюмовой

Вид ресурса

Интерактивный тест

Тест создан с помощью образовательного онлайн-сервиса

https://onlinetestpad.com/


Цель

Оценить уровень сформированности образовательных результатов обучающихся по теме "Древнерусская литература. "Слово о полку Игореве"

Общеобразовательные

задачи

Выявить качество и уровень владения знаниями и умениями, полученными на уроках по изучению темы «Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве»

Развивающие задачи

Совершенствовать умение анализировать языковой материал, обобщать его и делать выводы; формировать навыки самоконтроля

Воспитательные задачи

Способствовать формированию ответственного отношения к учебной деятельности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий;

способствовать воспитанию культуры учебного труда

Прогнозируемые результаты:

Личностные


Воспитывать ценностное отношение к русскому языку как хранителю культуры

Метапредметные

Познавательные: производить поиск и выделение необходимой информации; осуществлять построение логической цепи рассуждений

Регулятивные: выбирать действия и необходимые ресурсы для выполнения задания, составлять алгоритм выполнения задания

Коммуникативные: определять индивидуальные  цели и пути их достижения; осуществлять самоконтроль                                      

Предметные

Актуализировать и систематизировать знания по изученной теме: знать содержание, проблематику произведения, композицию, жанровое своеобразие, выразительные средства языка, уметь анализировать текст

Тип урока

Урок контроля знаний и умений

Форма работы

Индивидуальная

Примечание

В тесте используются фрагменты «Слова о полку Игореве». Также во время выполнения теста учащиеся могут пользоваться произведением в полном объеме. Перевод Д.С. Лихачёва.


Ссылка на интерактивный тест https://onlinetestpad.com/eibox2gqloeuo

image-20211111082645-2.png

image-20211111082645-3.png



image-20211111082645-4.png

image-20211111082645-5.png


Контрольно – измерительный

материал

1. Расположите в хронологическом порядке названия эпизодов «Слова о полку Игореве».

А) Возвращение Игоря на поле боя ради помощи Всеволоду.

Б) Солнечное затмение.

В) Сообщение бояр Святославу о поражении Игоря.

Г) Победа русских над половецкими полками и богатая добыча.

Д) Плач Ярославны.


2. Прочитайте фрагмент:

Коня в полночь Овлур свистнул за рекою;

велит князю разуметь: не быть Игорю в плену.

Кликнула,

стукнула земля,

зашумела трава,

вежи половецкие задвигались.

А Игорь князь поскакал

горностаем к тростнику

и белым гоголем на воду.

Вскочил на борзого коня

и соскочил с него серым волком.

И побежал к излучине Донца,

и полетел соколом под облаками...

Донец говорит:

«О Князь Игорь!

Немало тебе величия, а Кончаку нелюбия,

а Русской земле веселия!»

Игорь говорит:

«О Донец! Немало тебе величия,

лелеявшему князя на волнах,

стлавшему ему зеленую траву

на своих серебряных берегах,

одевавшему его теплыми туманами

под сенью зеленого дерева...»

      По мнению литературоведов, «Слово…» - это лиро - эпическая поэма, в которой соединились традиции книжных и фольклорных жанров: поучения, воинской повести, плача, сказки и др. Признаки какого жанра устного народного творчества проявляются в эпизоде побега Игоря из плена. Ответ напишите в начальной форме.


3. Прочитайте фрагмент:

Коня в полночь Овлур свистнул за рекою;

велит князю разуметь: не быть Игорю в плену.

Кликнула,

стукнула земля,

зашумела трава,

вежи половецкие задвигались.

А Игорь князь поскакал

горностаем к тростнику

и белым гоголем на воду.

Вскочил на борзого коня

и соскочил с него серым волком.

И побежал к излучине Донца,

и полетел соколом под облаками...

Донец говорит:

«О Князь Игорь!

Немало тебе величия, а Кончаку нелюбия,

а Русской земле веселия!»

Игорь говорит:

«О Донец! Немало тебе величия,

лелеявшему князя на волнах,

стлавшему ему зеленую траву

на своих серебряных берегах,

одевавшему его теплыми туманами

под сенью зеленого дерева...»

    Укажите средства речевой выразительности, которые использует автор «Слова…» в приведенном выше фрагменте.

А) эпитет            Б) гипербола              В) олицетворение               Г) оксюморон


4. Напишите имя половецкого хана, ставшего сватом Игоря: сын князя Владимир Игоревич вступил в брак с дочерью этого хана.


 5. Напишите название природного явления, которое автор «Слова…» использует в композиции как зловещее предзнаменование Игорю, собирающемуся в поход против половцев.


6. Прочитайте фрагмент:

Начнём же, братья, повесть эту

от старого Владимира до нынешнего Игоря,

который скрепил ум силою своею

и поострил сердце своё мужеством,

исполнившись ратного духа,

навёл свои храбрые полки

на землю Половецкую

за землю Русскую.

Тогда Игорь взглянул

на светлое солнце

и увидел, что оно тьмою

воинов его прикрыло.

И сказал Игорь-князь

дружине своей:

«Братья и дружина!

Лучше убитым быть,

чем пленённым быть;

так сядем, братья,

на борзых коней

да посмотрим хоть

на синий Дон».

Страсть князю ум охватила,

и желание отведать Дон Великий

заслонило ему предзнаменование.

«Хочу, сказал, копье преломить

на границе поля Половецкого,

с вами, русичи, хочу либо голову сложить,

либо шлемом испить из Дона».

     Как в приведенном фрагменте выражено авторское отношение к решению Игоря? Выберите верные утверждения.

А) Автор отмечает мужество и доблесть Игоря, исполнившегося «ратного духа», но в то же время укоряет его за то, что князь противопоставил личные интересы интересам Руси.

Б) Говоря о мужестве Игоря, автор замечает, что героя очень испугало солнечное затмение, и поэтому он обратился за помощью и поддержкой к дружине. Именно за это автор осуждает князя.

В) Вспоминая былые победы русских князей, автор сожалеет о том, что никто не откликнулся на призыв Игоря выступить против половцев, захвативших русские города.

Г) Повествуя о солнечном затмении, автор противопоставляет зловещее предзнаменование решимости Игоря и осуждает князя за тщеславие.


7. Прочитайте фрагмент:

Начнём же, братья, повесть эту

от старого Владимира до нынешнего Игоря,

который скрепил ум силою своею

и поострил сердце своё мужеством,

исполнившись ратного духа,

навёл свои храбрые полки

на землю Половецкую

за землю Русскую.

Тогда Игорь взглянул

на светлое солнце

и увидел, что оно тьмою

воинов его прикрыло.

И сказал Игорь-князь

дружине своей:

«Братья и дружина!

Лучше убитым быть,

чем пленённым быть;

так сядем, братья,

на борзых коней

да посмотрим хоть

на синий Дон».

     Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два литературоведческих термина, каждый в отведённом для него поле.

     Речь Игоря, обращённая к дружине, богата средствами речевой выразительности: встречается характерная для «дружинной» речи  (______________________) («сядем на коней»: сесть на коней означало выступить в поход). В синтаксисе встречается (___________________) («на землю Половецкую», «за землю Русскую», «поля Половецкого»).              


8.  Установите соответствие между персонажами «Слова о полку Игореве» и их поступками и характеристиками. Для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Персонажи

Поступки и характеристики персонажей

А) Овлур

1. «Тогда великий < ... > изронил золотое слово, со слезами смешанное».

Б) Всеволод

2. «А < ... > князь поскакал горностаем к тростнику и белым гоголем на воду. Вскочил на борзого коня и соскочил с него серым волком».

Г) Святослав

3. «Ярый тур < ... > ! Бьёшься ты впереди, прыщешь на воинов стрелами, гремишь о шлемы мечами булатными. Куда, тур, поскачешь, своим золотым шлемом посвечивая, - там лежат поганые головы половецкие».


4. «Коня в полночь < ... > свистнул за рекою; велит князю разуметь: не быть Игорю в плену. Кликнула, стукнула земля, зашумела трава, вежи половецкие задвигались».


9. Прочитайте фрагмент:

И застонал, братья, Киев от горя,

а Чернигов от напастей.

Тоска разлилась по Русской земле,

печаль обильная потекла среди земли Русской.

А князья сами на себя крамолу ковали,

а поганые,

победами нарыскивая на Русскую землю,

сами брали дань по белке со двора.

Ибо те два храбрых Святославича,

Игорь и Всеволод,

уже коварство пробудили раздором,

которое перед тем усыпил было отец их,

Святослав грозный великий киевский,

грозою своею,

прибил своими сильными полками

и булатными мечами;

пришёл на землю Половецкую,

притоптал холмы и овраги,

возмутил реки и озёра,

иссушил потоки и болота.

А поганого Кобяка из лукоморья,

из железных великих полков половецких,

словно вихрем исторг,

и пал Кобяк в городе Киеве,

в гриднице Святославовой.

 Каковы, по мнению автора, последствия похода Игоря? Выберите верные утверждения.

А) Своим необдуманным походом и поражением в битве Игорь и Всеволод объединили усмирённых Святославом половцев, и теперь, окрылённые победой, они снова двинулись на Русь.

Б) Игорь и Всеволод, захватившие в первом бою богатую добычу, не смогли ее уберечь, и в смертельном сражении с половцами «потопили» все добытые богатства на дне Каялы.

Г) Большим горем обернулась для Русской земли  попытка Игоря и Всеволода в одиночку овладеть берегами Дона: половцы, разбитые во время совершённого за год до того победоносного похода Святослава, сплотились и возобновили свои набеги.


10.  Какое имя носит князь, которого автор «Слова о полку Игореве» называет Гориславичем за то, что он вёл принёсшие много горя междоусобные войны?

А) Олег                  Б) Ярослав                    В) Всеслав                   Г) Осмомысл


11. «Ярославна рано плачет в Путивле на забрале, приговаривая...», - пишет автор «Слова...» Найдите ответ на вопрос: к кому не обращается Ярославна с просьбой помочь князю Игорю?

А) к солнцу                 Б) к ветру                   В) к месяцу                  Г) к Днепру


12. Кто из переводчиков «Слова о полку Игореве» изображён на иллюстрации?


                             image-20211111082645-6.png

А) Н.А. Заболоцкий     Б) В.А. Жуковский     В) К.Д. Бальмонт    Г) Д.С. Лихачёв


13. Кто автор картины «После побоища Игоря Святославича с половцами»?


                        image-20211111082645-7.png

А) В.А. Серов           Б) В.М. Васнецов           В) В.И. Суриков         Г) И.Е. Репин


14. «Слово о полку Игореве» является источником создания оперы «Князь Игорь».  Кто автор этой оперы?

А) А.П. Бородин                                           Б) М.П. Мусоргский     

В) М.И. Глинка                                             Г) П.И. Чайковский


15. Какой знаменитый художник - график иллюстрировал «Слово о полку Игореве»? Он сначала вырезал гравюры на деревянных досках, а потом переносил изображение на бумагу. Из букв составьте слово – фамилию художника.


Инструкция по

выполнению работы

    Интерактивный тест состоит из 15 заданий. На выполнение работы отводится 40 минут.

    Задание 1 на установление последовательности. Необходимо расположить названия эпизодов изученного произведения в хронологическом порядке.

    Ответами к заданиям 2, 4, 5 является слово или несколько слов. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.

    Задания 3, 6, 9 представляют собой множественный выбор. Из предложенных вариантов ответов выберите правильные утверждения.

    В задании 7 заполните пропуски в тексте, запишите два литературоведческих термина. Каждый термин запишите в специально отведённом для него поле.

    Задание 8 на установление соответствий. Необходимо установить соответствия между персонажами произведения и их поступками и характеристиками.

    Задания 10, 11, 12, 13, 14 представляют собой одиночный выбор. Из четырёх предложенных вариантов ответа выберите один.

    В задании 15 нужно составить слово. Запишите фамилию художника, перетаскивая буквы и ставя их в нужную позицию.

    Во время выполнения теста разрешено пользоваться текстом художественного произведения.

   Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь правильно выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

    Правильные ответы

Номер задания

Ответ

1

Б  Г  А  В  Д

2

сказка

3

А  В

4

Кончак

5

солнечное затмение

6

А  Г

7

метонимия       инверсия

8

А   4             Б    3                Г    1

9

А  Г

10

А

11

В

12

Г

13

Б

14

А

15

Фаворский

Критерии оценивания

    Максимальное количество баллов за тест 22.

  Задание 1: за правильный ответ 5 баллов. За каждую ошибку понижать на 1 балл.

  Задания 2, 3, 4, 5, 6 за правильный ответ по 1 баллу.

  Задание 7: за каждый правильный ответ по 1 баллу. Максимум баллов за задание 2.

  Задание 8: за правильный ответ 3 балла. За каждую ошибку понижать на 1 балл.

  Задания 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 за правильный ответ 1 балл, за неправильный – 0 баллов.

95 – 100 %     " 5 "

75 – 94 %     " 4"

45 – 74 %     " 3 "

0 – 44 %     " 2 "


Интернет – ресурсы

  1. https://education.apkpro.ru/media/material_files/140/1312e188-2872-4376-8972-7add816b1578.pdf
  2. https://skipto.ru/shkolnaya-programma/kratkoe-audio-soderzhanie-slovo-o-polku-igoreve.php
  3. https://sochinenie-rus.ru/wp-content/uploads/2017/07/slovo.jpeg
  4. https://top10a.ru/interesnye-fakty-o-slove-o-polku-igoreve.html
  5. https://okolitsa-info.ru/sochinenie-9-klass-na-temu-slovo-o-polku/
  6. https://ryfma.com/p/8CQDqGsdfeFun38CE/plach-yaroslavny
  7. http://www.izbrannoe.com/news/mysli/dmitriy-likhachyev-ponimat-iskusstvo/
  8. https://www.radiorus.ru/brand/57179/episode/1299740
  9. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BD%D1%8F%D0%B7%D1%8C_%D0%98%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C_(%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0)
  10. https://www.mariinsky.ru/playbill/repertoire/opera/igor_ii/
  11. https://books-vitanova.livejournal.com/156674.html
  12. https://www.culture.ru/materials/209082/slovo-o-polku-igoreve-v-knizhnoi-grafike



Тест в формате Word с ответами
DOCX / 136.84 Кб




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (4)

Горбачёва Марина Юрьевна, 11.11.21 в 08:37 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за полезный ресурс!
Волкова Надежда Павловна, 11.11.21 в 12:13 2Ответить Пожаловаться
Благодарю Вас за комментарий!
Юлия Васильевна Воробьева, 11.11.21 в 15:29 3Ответить Пожаловаться
Надежда Павловна, спасибо за помощь коллегам!
Волкова Надежда Павловна, 11.11.21 в 16:25 2Ответить Пожаловаться
Юлия Васильевна, благодарю Вас за комментарий!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.