Интерактивное пособие
«Мой первый словарь»
Каменкова Лилия Рафаиловна, учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа № 36 имени А. М. Городнянского»
г. Смоленск, 2024 г.
Фоторяд
Папка с листами в развернутом виде
Кармашки с карточками, на которых записаны части слов
Примеры слов, которые можно составить из карточек
Страницы из словаря
Слова с корнем огонь
Слова с корнем час
ИНТЕРАКТИВНОЕ ПОСОБИЕ «МОЙ ПЕРВЫЙ СЛОВАРЬ»
«Словарь – это вся вселенная
в алфавитном порядке»
Анатоль Франс
Краткая аннотация: на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства, а также на занятиях внеурочной деятельности в начальной школе происходит реализация проекта «Мой первый словарь».
В результате, каждый ребенок создает свой индивидуальный словарь из наиболее часто встречающихся в текстах слов.
Каждая страница индивидуального словаря ребенка заполняется одной «семьей» родственных слов. К каждому слову ребенок рисует картинку (Примеры - на фото выше).
Интерактивное пособие создается руками самого ребенка, в него вложены душа и сердце, ведь каждое слово осмыслено, нарисовано, связано с личным опытом и переживаниями. Кроме того, каждая новая часть слова записывается на отдельной карточке. Все корни, приставки, суффиксы и окончания, записанные на карточках, имеющие обозначение (традиционные значки частей слова), сложены в отдельные карманчики из картона, прикрепленные к обложке папки. С помощью этих карточек дети могут составлять слова, раскладывая карточки на столе.
Возраст: 7-11 лет (период начального обучения)
Предназначение: работа над собственным словарем позволяет лучше усвоить следующие темы программы по русскому языку: «Состав слова», «Правописание» , «Части речи».
Пособие предназначено для формирования и развития навыков правописания у младших школьников; знакомства с такими важнейшими понятиями, как «состав слова», «формы слов», «однокоренные слова», «корень», «приставка», «суффикс», «окончание».
В процессе работы, которая начинается во втором классе и продолжается в течение всего курса начальной школы, происходит расширение словарного запаса, формируются и совершенствуются :
- умение вычленять части слова и разбирать слово по составу;
- словообразование и формообразование;
- умение подбирать проверочные слова;
- умение располагать слова по алфавиту.
Значимость работы над проектом «Мой первый словарь»
для развития речи, мелкой моторики и зрительного восприятия младших школьников
Смысл слов и понятий (так важный для понимания устной речи, содержания текстов) ребёнок сможет осознать только из собственного опыта деятельности с реальными предметами. К примеру, яблоко. Оно имеет тяжесть, цвет, форму, запах. Когда ребенок действует с предметом (ест, режет, чистит, трет на терке и т.п.), взрослый должен проговаривать под его действия: «Яблоко красное, тяжелое, хрустящее, твердое, мягкое, ароматное, сочное» и т.п. Каждое слово – это образ, рождающийся в сознании, когда звучит речь. Образ, наполненный запахами, звуками, ощущениями. В основе осмысленной, выразительной речи лежит огромный опыт предметной деятельности.
К сожалению, современные дети с рождения все меньше действуют с предметами. Психологи бьют тревогу: Е. О. Смирнова пишет « Взрослые делают всё возможное, чтобы оградить детей от каких-либо усилий и самостоятельной деятельности». Массовым явлением в среде первоклассников становится недоразвитие элементарных навыков самообслуживания (неумение одеться, зашнуровать ботинки и т.п.) «Многие современные дети с трудом пользуются ножом, вилкой, ножницами, не говоря уже об иголке с ниткой или спицах». (Степанова В.В. - психолог, автор педагогической технологии «Росток»)
Взрослым проще предложить детям изображение предмета (картинки или фильмы) вместо реальных действий. А без опыта деятельности с предметом речь пополняется разве что новыми названиями. Никаких ассоциаций они не вызывают. Речь становится бедной, скудной. Понимание смысла приблизительное или его вовсе нет.
Именно такие процессы и происходят сейчас. Мы все чаще слышим в речи детей и взрослых примитивные выражения, усеченные, исковерканные слова, жаргонизмы, ненормативную лексику. Когда предлагаешь людям объяснить значение некоторых слов или назвать явление по-другому (подобрать синоним, к примеру), это, порой, оказывается нелегкой задачей.
К сожалению, бедная примитивная речь свидетельствует о таком же бедном, неразвитом мышлении.
Выводы:
Большинство наших учеников испытывают нехватку общения и, как следствие, проблемы с речью, с пониманием устных и письменных высказываний.
Многие обучающиеся к началу обучения в школе имеют недоразвитие моторики: и крупной, и мелкой, в результате нехватки предметной деятельности в раннем возрасте.
Следствием недостаточности моторного компонента, является неразвитость внутриглазных мышц. (Экраны, пассивность, мало деятельности: мышцы глаза не развиваются).
В наших силах создать такие условия, чтобы дети хотя бы частично компенсировали нехватку общения и деятельности.
Дети хотят общаться между собой и, безусловно, со взрослым - с учителем. Совместная работа в классе по созданию реального продукта - и есть тот ключ к развитию школьника и более качественному усвоению образовательной программы.
Поэтому так важно, чтобы дети осуществляли работу над проектами в классе, больше общались друг с другом, действовали своими руками (вырезали карманчики, приклеивали их, делали карточки, составляли из них слова, работали над оформлением словаря)
Проект «Мой первый словарь» призван способствовать развитию речи обучающихся, их творческих способностей, общению в группах.
Описание-представление практики работы с пособием
С первого класса начинается работа по определению смысла основных понятий языка: звук, буква, слово, предложение. Очень важно разделить понятия: предмет и слово (название предмета).
С начала 2-ого года обучения и до окончания начальной школы ведется работа над проектом «Мой первый словарь».
На каждом уроке мы сталкиваемся с текстами, насыщенными орфограммами. Необходимо дать возможность детям многократно проработать наиболее часто повторяющиеся в нашей речи слова. Например, весна, тепло, грибной , цветы, река, гора , час, год, и т.д. Работа ведется как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения, уроках изобразительного искусства, на внеурочных занятиях.
Во время чтения любого текста предлагаю детям найти повторяющиеся слова (например, еж, ежа, ежу, ежом), затем - похожие слова (впоследствии мы дадим им название «однокоренные»). Каждую группу слов отмечаем текстовыделителями (специальными маркерами) разных цветов.
Затем дети выписывают слова из текста на отдельную страницу формата А4, располагая самое короткое слово в центре листа, остальные вокруг него. К каждому слову обязательно выполняется рисунок. Почему это так важно?
Индивидуальный смысловой рисунок - один из этих способов, дающий способность выражать себя, свои представления. А значит, реализующий возможность понимания замысла другого лица.
Без этого желания: понять другого, нет смысла учить детей обращению к литературным текстам и словарям.
Сначала мы должны научиться понимать рисунок и речь сверстника, потом речь взрослых, и, только после этого – речь письменную, изложенную в учебниках и толстых справочных пособиях.
Понятно, что рисунок – это индивидуальная символическая деятельность. Как можно нарисовать слово «лисий»? Выясняем, что может быть «лисьим»? Дети делятся своими идеями:
- Я нарисую «лисий» хвост.
- А я – «лисий» след, и т.д.
В начале, пока дети не различают понятия: «формы слов» и «однокоренные слова», выписываем все формы вместе с однокоренными словами.
- Что значит «лисья» ? Какую картинку можно нарисовать к этому слову?
И опять перебираем все возможные варианты: лисья нора, лисья шуба, лисья хитрость.
Возникает понятие «семья слов». Выясняем с детьми, кто такие родственники? Почему члены семьи похожи друг на друга?
Делаем вывод: вот так и слова, могут быть похожи!
Для листочков с группами родственных слов заводим папку, в которую и собираем их.
Таким образом, дети замечают общую часть у всех слов на странице. А значит, можно вводить понятие «корень слова». Каждый новый корень начинаем выписывать на карточки, которые вкладываем в отдельные кармашки на внутренней стороне обложки папки.
Затем знакомимся с понятием «суффикс», отмечаем его в словах, а все новые суффиксы так же записываем на карточки и заводим для них новый кармашек.
Аналогичная работа проводится с приставками и окончаниями.
Когда скапливается много листов, дети сами предлагают расположить их в алфавитном порядке, чтобы легче было найти нужное слово.
В дальнейшем, карточки используются для составления слов:
- Подберите все возможные приставки к корню бег/беж и составьте новые слова.
- Подберите все возможные суффиксы и составьте слова с корнем бел.
- Какие окончания могут быть у слов с корнем вод без суффиксов и приставок ?
Ученики с помощью карточек составляют слова и понимают, что слово – как здание строится из «кирпичиков» - его частей.
Работа продолжается в течение второго и третьего годов обучения. В четвертом классе дети обращаются к словарям при повторении и обобщении тем «Состав слова», «Части речи» , «Правописание».
Впоследствии, формы слова выписываем столбиком, или проговариваем их устно, когда дети окончательно разберутся с этим понятием.
После такой работы, наполненной личными переживаниями и собственным опытом, само слово «Словарь» приобретает личностный смысл, становится значимым, понятным, важным.
После этого возможно обращение к словарям, изданным для школьников. На уроках литературного чтения учимся находить нужные статьи в тех случаях, когда в словаре учебника не находим толкования нужного слова.
Когда сталкиваемся с тем, что и в словарях-сборниках для школьников не все слова возможно найти, обращаемся к «Толковому словарю» С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой.
Так как дети работают в группах по 5-6 человек, одного словаря на группу им достаточно. В кабинете данный словарь имеется в количестве 4 экземпляров.
Обычно, мои ученики, начиная с 3 класса, учатся находить нужное слово в толковом словаре. Затем мы вместе пытаемся разгадать, что означают сокращения, как понять текст статьи словаря. Несмотря на сложности, дети очень любят эту работу. Поиск слов и смыслов, соревнование между группами придают ей азарт и увлечение.
Словарь становится инструментом постоянной работы над словом, его значением, его составом, его грамматическими формами, особенностями употребления в речи.
Дети сами открывают и начинают видеть в словах их части (состав), смысл этих частей, отличие частей речи по составу и набору грамматических признаков.
Например, приставки. Мы замечаем, что во многих глаголах повторяется приставка пере: перелетел, перебежал, перенес, перепрыгнул.
- А что значит эта приставка ПЕРЕ? Какой смысл придает она глаголам?
Дети сами делают вывод о значении приставки: перемещение через препятствие, преодоление некой преграды.
Многофункциональность:
Работа над созданием словаря способствует лучшему усвоению состава слова, так как ребенок вынужден подбирать однокоренные слова, отмечать части слов, выписывать их на карточки, уточнять значение каждого слова.
Многократная запись родственных слов, работа с карточками по образованию новых слов, выяснение смысла некоторых приставок и суффиксов – все это позволяет лучше запомнить правописание отдельных корней, суффиксов и приставок. Словарная работа по подбору однокоренных слов облегчает подбор проверочных слов. А значит, ребенок будет грамотнее писать.
Постоянно сталкиваясь с необходимостью группировки слов, ученику легче становится различать понятия: «формы слова» и «родственные слова».
Оформление словаря, постоянное обращение к составу слова, приводит ребят к обобщению: каждая часть речи имеет свои, характерные только ей, части слова.
А значит, легче будет различать части речи.
Речь обогащается новыми словами. Развивается внимание к речи, интерес к родному языку.
Располагая страницы словаря в алфавитном порядке, ученик повторяет алфавит, убеждается в необходимости и важности данной темы русского языка.
После составления индивидуального словаря ребенку легче осуществлять знакомство с различными видами словарей, имея представление о его устройстве, расположении слов, осознавая важность и нужность словарей для жизни современного человека.
Алгоритм использования интерактивного пособия «Мой первый словарь»
Начальный этап. Поиск в текстах повторяющихся и похожих слов, выяснение их значения, запись на листах, рисование.
Основной этап.
Знакомство с составом слова.
а) Вычленение общей части родственных слов. Знакомство с корнем.
Карточки с корнями собираются в отдельный кармашек.
б) Знакомство с суффиксом. Карточки с суффиксами.
в) Знакомство с приставками. Карточки с приставками.
г) Знакомство с окончаниями. Сбор карточек с окончаниями.
Работа со словарем. Систематизация в алфавитном порядке.
Словообразование с помощью набора карточек.
Например, возможны задания:
а) Используя корень вод и суффиксы ян, н, ичк, иц, составьте слова.
Подберите необходимые окончания.
б) Составьте слова с корнем ход, используя необходимые приставки и окончания.
в) Составьте слова с корнем весн, бел, лет и др.
г) Составьте слова с приставками ПО, ПОД, НА,ЗА, С, О. Подберите нужные корни. (Например, поход, подкоп, налет, заказ, осмотр)
4. Работа со словарем при изучении темы «Части речи»
а) Знакомство с окончаниями имен существительных.
б) Знакомство с окончаниями имен прилагательных.
в) Знакомство с окончаниями глаголов.
5. Творческая работа в группах:
а) составление предложений, рассказов с использованием определенных страниц словаря или заданных корней, суффиксов, приставок.
б) подбор рифмующихся слов, используя слова словаря.
Игра «Буриме»: сочинение небольших стихотворений сначала всем классом, затем – в группах, на основе пары рифм.
Например, весной – порой
гора - игра.
Образовательный эффект: работа с индивидуальными словарями расширяет словарный запас младших школьников; дает четкое представление о составе слов разных частей речи; дает возможность легко и быстро подбирать однокоренные слова для проверки орфограмм; учит детей точности в употреблении слов, внимательности к собственной речи и речи окружающих.
Кроме того, ведение словарей становится личностно значимым видом деятельности, ведь, напомню, ребенок вкладывает в нее свой опыт, свое понимание, свое видение (через рисунки, сопровождающие каждое слово).
Рекомендации по применению в практике других педагогов:
Чрезвычайно полезным видом деятельности является ведение индивидуальных словарей.
Важнейшей проблемой современной школы является отсутствие у детей способов обращения к собственным переживаниям.
Индивидуальный смысловой рисунок - один из этих способов, восстанавливающий способность выражать себя, свои представления. А значит, дающий возможность понимания замысла другого лица.
Сначала мы должны научиться понимать рисунок и речь сверстника, и, только после этого – речь письменную, изложенную в учебниках и справочных пособиях.
Несмотря на значительные потери времени (на поиск слов в словаре, возможные споры между детьми), работу со словарями необходимо проводить на уроках и внеурочных занятиях в школе. Именно групповые способы организации учебного процесса наиболее удобны при обращении к словарю.
При поиске нужного слова или карточки с нужной частью слова дети распределяют роли, быстрее справляются с заданиями.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Степанова, В.В. [Текст] Реализация системно-деятельностного подхода в образовательной практике - Новосибирск, 2018, - С. 154.
Игры: обучение, тренинг, досуг. [Текст] - под ред. В. В. Петрусинского – М. Новая школа, 1994, - С. 198.