12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Скорая220
люблю свою работу
Россия, Мурманская обл., Североморск
4

Интерактивное шоу «Азбука выбора»



Материалы предоставили: Скорая Наталья Алексеевна, педагог-психолог гимназии №1, г.Североморск.

Белозерова Ольга Вячеславовна, педагог-психолог

гимназии №1, г.Североморск.


 

Ток-шоу «Азбука выбора».

Мероприятие состоит из двух частей:

Лекторий для детей и родителей.

Интерактивное шоу «Азбука выбора».

Данное мероприятие рассчитано на учеников выпускных классов и их родителей.

Необходимое оснащение: ноутбук, интерактивная доска, жетоны для подсчета баллов.

 

Здесь будет файл: /data/edu/files/l1458647468.pptx (азбука выбора)

Лекторий.

Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организационную профориентационную работу в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексов необходимых ЗУНов, но и обладать такими личностными качествами, позволившие бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане.

Концепция профильного обучения, предложенная Правительством России, предполагает, что к старшей школе обучающийся должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения. Это накладывает особую ответственность на школу второго уровня обучения.

Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у обучающихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.

Слайд:

Независимо от того, является человек писателем или читателем, задача его состоит прежде всего в том, чтобы прожить свою собственную жизнь, а не навязанную или предписанную извне, даже самым благородным образом выглядящую жизнь. Ибо она у каждого из нас только одна, и мы хорошо знаем, чем все это кончается.

Слайд:

В профориентации традиционно выделяются следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика (включая длительное отслеживание основных линий развития, профотбор и профподбор) и профконсультация.

Слайд:

8 факторов выбора профессии:

Позиция старших членов семьи

Позиция товарищей, подруг

Позиция учителей, педагогов

Личные профессиональные планы

Способности

Уровень притязаний на общественное признание

Информированность

Склонности

Слайд:

Ошибки при выборе профессии:

- отношение к выбору профессии как к неизменному

- бытующее мнение о престижности профессии

- выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию)

- перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию

- увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии

- отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий

- устарелые представления о характере труда в сфере материального производства

- неумение/нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях)

- неумение/недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных

- незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии.

Слайд:

профориентационная работа в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение обучающимися необходимого объема знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

Слайд:

Главные задачи их деятельности по профориентации обучающихся:

Сформировать положительное отношение к труду

Научить разбираться в содержании профессиональной деятельности

Научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами

Научить анализировать свои возможности и способности ( сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)

Проведение работы с родителями о выборе профессии их детьми

Проведение экскурсий по предприятиям и организациям.

Слайд:

Основными направлениями профориентационной работы в школе являются:

Профессиональная информация – включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных знаний и путях получения профессии, о потребностях общества и кадрах.

Профессиональное воспитание – включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов обучающихся. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать обучающихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду.

Профессиональная консультация – изучение личности обучающегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций.

Интерактивное шоу «АЗБУКА ВЫБОРА»

Как показывает статистика, главными помощниками выпускников при выборе профессии являются родители, давайте вместе посмотрим , кто лучше ориентируется в современном мире профессий и обладает необходимыми знаниями при выборе Вуза, и профессии.

Сегодня мы с вами присутствуем и, надеюсь, принимаем активное участие в интерактивном шоу «Азбука выбора».

Начать я хотела бы с притчи: « У людей занятых одним делом спросили, что они делают. И получили такие ответы. Один сказал: « Я таскаю тяжелые камни». Другой ответил: «Я зарабатываю деньги». Третий сказал: « Я строю храм».

Половина выпускников профессиональных учебных заведений работают не по специальности. Это значит, что они выбрали профессию без учета своих возможностей, требований профессии и рынка труда, под воздействием случайных факторов: из соображений «престижа»

Определение профессии включает прежде всего:

Слайд:

Кем быть.

К какой социальной группе принадлежать.

Какой стиль жизни выбрать.

Какие цели определить для себя в будущем.

Необходимо проанализировать свои ресурсы (интересы, способности, особенности личности).

Узнать и принять требования избираемой профессии.

Осознать потенциальные несоответствия личностных особенностей и особенностей профессий и оценить возможность или невозможность коррекции этих несоответствий.

Слайд:

5 направлений профессиональной деятельности:

1.Человек – природа (предмет труда: живые организмы, биологические и микробиологические процессы. Примеры профессий: агроном, вет.врач, фермер, эколог, геолог, озеленитель.)

Слайд:

2.Человек-человек (предмет труда: люди, группы, коллективы. Примеры профессий: медсестра, преподаватель, рекламный агент, психолог, социолог и т.д.)

Слайд:

3.Человек-техника (предмет труда: технические системы, вещественные предметы, материалы энергия. Примеры профессий: инженер, электрик, токарь, оптик, водитель, технолог.)

Слайд:

4.Человек – знаковая система (предмет: условные знаки, цифры, коды, карты, чертежи, схемы и т.д. Примеры профессий: наборщик, корректор, переводчик, программист, экономист, ученый-теоретик.)

Слайд:

5. Человек- художественный образ (предмет: художественные образы, их части, элементы и свойства. Примеры профессий: художник-оформитель, музыкант-исполнитель, композитор, писатель, живописец, актер, искусствовед.)

Слайд:

Формула выбора профессии.

Сделать правильный выбор – значит найти профессию, которая

Интересна и привлекательна «ХОЧУ» - это те занятия, которые ты делаешь с интересом и желанием, по собственной инициативе.

Доступна и посильна «МОГУ» - это возможности человека, его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений.

Имеет спрос на рынке труда «НАДО» - это знание и перспективных отраслях, а значит и о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда и какова вероятность трудоустройства по выбранной профессии

 

Слайд:

Алгоритм выбора профессии:

1 шаг – Осведомленность.

- наиболее востребованные и перспективные профессии;

- собственные характеристики: сформированные профессиональные интересы и склонности; способности и навыки к различным видам деятельности.

2 шаг - Ориентировка

Продумайте главные профессиональные цели: какие ваши профессиональные интересы могут конкурировать между собой; определитесь из чего вы будете выбирать; какие из выбираемых профессий предоставляют большую возможность профессионального роста, могут быть полезнее.

3 шаг - Анализ и организация действий.

Оцените те стартовые условия, которые обуславливают ваш выбор, пути и средства осуществления выбора: уровень образовательной подготовки; необходимость дополнительных материальных вложений; готовность обучаться краткосрочно или длительно; варианты возможного трудоустройства.

4 шаг – планирование.

Составьте схему собственных действий на пути выбора, получения и освоения профессии. Оцените реальность выполнения данных действий; рассмотрите запасных варианты достижения поставленных целей.

5 шаг – принятие решений.

Окончательный выбор будущей профессии.

Предлагаю сейчас Вам по очереди выбрать игровую ячейку и отвечать на спрятанный вопрос. За каждый верный ответ команде будет начисляться 1 балл. Вам представлены 4 темы:

1.Новые профессии.

2. Что нужно знать (или профориентационный ликбез).

3. Типы учебных заведений.

4. ВУЗ и все о нем.


Вопросы к шоу:

Тема: 1. Новые профессии

Что такое и чем занимается человек следующей профессии:

1. Логистик – от «логистика» - прикладная наука, предметом внимания которой является управление информационными и материальными потоками. Логистик- это менеджер по таможне и транспорту, управляющий поставкам, занимается организацией грузопотока, должен знать рынок транспортных компаний.

2. Мерчиндайзер – англ. Merchandise – товары, представитель, занимается подготовкой товаров к продаже, распространяет товары различным фирмам, поддерживает деловые контакты, привлекает новых клиентов, требуется опыт работы с клиентской сетью, творческой склад ума.

3. Супервайзер – англ. Superviser – наблюдающий, контролирующий. Занимается разработкой маршрутов, осуществляет наблюдение и контроль за деятельностью торговых представителей.

4. Промоутер – англ. Promoter – содействующий, продвигающий. Представитель компаний по сбыту; поддерживает имидж фирмы, отвечает за продвижение проектов, продвигает для продажи все производимые фирмами товары, работает с сетью магазинов, содействует продажам товара.

5. Деволопер – (операции с недвижимостью). Деятельность заключается в следующем: он заказывает проект, покупает или берет в аренду участок земли, «привязывает» проект к участку, согласовывает подведение всех коммуникаций, строит объект. Затем сдает или продает принадлежащую ему недвижимость. Главное – окупить все затраты и получить прибыль.


Тема: 2. Основные понятия профессиональной ориентации

Что означает следующее понятие?

1. Профессия – ограниченная область трудовой деятельности, сформированная на основе разделения труда, требующая обладания необходимыми теоретическими и практическими знаниями, которые приобретаются в результате специальной профессиональной подготовки.

2. Специальность – вид занятий в рамках одной профессии: например: учитель (физики, математики); юрист (юрисконсульт, адвокат, нотариус).

3. Должность – совокупность служебных обязанностей специалиста. Характер обязанностей во многом определен задачами организации.

4. Квалификация – уровень общей и специальной профессиональной подготовки человека, степень развития профессиональных навыков и знаний.

5. Стажировка – обучение специалиста на рабочем месте после окончания им профессионального учебного заведения с целью повышения им квалификации.


3. Что надо знать о ВУЗах.

1. Аттестация ВУЗа - это установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. Аттестация проводится государственной аттестационной службой (Государственная инспекция по аттестации учебных заведений России при Минобразовании России). 1 раз в 5 лет.

2. Государственная аккредитация – установление (подтверждение) государственного аккредитационного статуса ( типа, вида) высшего учебного заведения. Гос.аккредитация ВУЗа проводится федеральным (центральным)государственным органом управления образования (Министерство образования РФ). По результатам выдается свидетельство, в котором указывается номер и дата выдачи, наименование ВУЗа, его организационно-правовая форма, место нахождения, тип (ВУЗ), и вид (университет, академия, институт), срок аккредитации, как правило, 5 лет. Свидетельство не действительно без приложения (образовательной программы)

3. Лицензирование – установление соответствия условий ведения образовательной деятельности федеральным и региональным требованиям. Право на ведение образовательной деятельности возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

4. Бакалавриат – ( уч. Звание – бакалавр) – это полноценное высшее образование на уровне мировых стандартов. Обучение – 4 года, 5 месяцев. Первые 3 года будущие бакалавры обучаются по единому государственному плану, за это время их подготавливают как специалистов широкого профиля, и только на 4 курсе нужно будет выбрать конкретный профиль в образовании. При желании можно изучать несколько профилей. В дипломе бакалавра будет написано (диплом является документом о высшем образовании).

Экономика: присуждена степень бакалавра экономики , по направлению «экономика».

5. Магистратура – это форма подготовки специалистов (магистров) подготовленных к научно-исследовательской и педагогической деятельности. Получение магистра – 4, 5 года =2 года (магистратура). Получение степени магистра наук открывает более широкие возможности для трудоустройства и повышения уровня зарплаты.

Тема: 4.Типы учебных заведений.

1. Университет – многопрофильная высшее учебное заведение, которое проводит образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации широкого спектра естественных, гуманитарных, технологических, экономических и др. направлеий науки, техники, культуры и искусств, предоставляет глубокие теоретические и практические знания, являются ведущим научно-методическим центром, т.е. проводит собственные научные исследования с привлечением к этому студентов.

2. Академия – ВУЗ, четвертого уровня аккредитаций, которое проводит образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации в определенной области науки и производства, образования, культуры и искусства, предоставляет глубокие теоретические знания, является ведущим научно-методическим центром в сфере своей деятельности.

3. Институт – ВУЗ третьего или четвертого уровня аккредитации или структурное подразделение университета, которое проводит образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации в определенной области наук, производства, образования.

4. Лицей- наименование некоторых средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведений в России, работающих по своим учебным программам.

5. Колледж - это самая перспективная форма развития средних специальных учебных заведений. Основное отличие колледжа от училищ и техникумов заключается в повышенном уровне подготовки, приближенном к высшему образованию. В колледжах более широкий спектр специальностей, они многопрофильны. Процесс обучения похож на университетские методы преподавания, есть семестры и сессии, лекции, семинары. Выпускники колледжа, штурмующие затем вуз, оказываются более подготовленными к учебе, чем школьники. Лекции в колледжах часто читают преподаватели вузов, выпускные экзамены приравниваются к вступительным в вуз. Благодаря договорам с вузами у выпускников колледжей имеются многочисленные льготы при поступлении.

В итоге наше мероприятие я бы хотела закончить словами Б. Дизраэли, британского политика: « Как правило, наибольшего успеха добивается тот, кто располагает лучшей информацией».

Надеюсь, вам наше сегодняшнее занятие понравилось и будет полезным при выборе профессии, ВУЗа и поступлении.

Спасибо за внимание!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.