Сценарий учебного занятия на тему «Интерполирование степенных функций с помощью многочлена Лагранжа»
Сценарий учебного занятия
Специальность: 09.02.07 Информационные системы и программирования.
Дисциплины: УД 01. Математика, ОП 10. Численные методы.
Курс: 2 курс
Тема занятия: Интерполирование степенных функций с помощью многочлена Лагранжа.
Форма занятия: Практическое занятие.
Цели занятия:
Образовательная:
– Повторить теоретический материал по теме: «Графики степенных функций».
– Научиться находить интерполяционный многочлен Лагранжа для степенных функций.
Развивающая:
– Развивать умение находить и отбирать нужную информацию, выделять главное, формировать вычислительные навыки, развивать навыки активного слушания и анализа полученной информации.
Воспитательные цели – развитие самоорганизации и самообучения.
Вид занятия: Интегрированный.
Тип занятия: Усвоение нового материала и его применение для решения профессиональных задач.
Оснащение занятия:
- технические средства: Интерактивная панель NexTouch, ноутбуки для студентов.
- раздаточный материал: Листы с печатной основой: инструкционные карты для студентов, лист оценивания.
Время реализации занятия – 2часа.
Литература:
Башмаков М. И. Математика: учебник: Рекомендовано ФГАУ «ФИРО», 2016 г.
Воробьева, Г.Н. Практикум по численным методам/ Г.Н. Воробьева, А.Н. Данилова, - М.: Высшая школа, 1979.
Бахвалов Н.С., Лапин А.В., Чижонков Е.В. Численные методы в задачах и упражнениях. БИНОМ. Москва Лаборатория знаний 2015г.
Ханова А. А. Интерполяция функций. – Астрахань: Институт информационных технологий и коммуникаций, 2001 г.
Интернет ресурсы:
http://www.elibrary.ru - Научная электронная библиотека (НЭБ).
https://mathematics.ru - Открытый колледж. Математика.
https://onlinetestpad.com – Платформа для создания тестов.
№ п/п | Этапы занятия | Время (мин) |
1 | I.Организационная часть: тема, цели занятия; связь учебного занятия с предыдущими темами; оценка деятельности и оценка работы на занятии | 5 мин |
2 3 4 | II.Основная часть: Актуализация знаний. Изучение нового материала Разбор образца решения задания | 10 мин. 10 мин 15 мин |
5 | Физкультминутка | 2 мин |
5 | Закрепление и систематизация материала Выполнение заданий практической работы. Выставление оценок за практическую работу (самопроверка) | 30 мин. |
6 7 8 | III.Заключительная часть: Диагностика Рефлексия Подведение итогов занятия. Домашнее задание | 13 мин. 3мин 2 мин |
Ход учебного занятия
Организационный момент:
Здравствуйте. Сегодня у нас необычное занятие. Мы попытаемся объединить знания двух дисциплин: Численных методов и математики - царицы всех наук. Основная идея нашего занятия: способствовать достижению определенного опыта в технологии интегрированного обучения дисциплин математики и численных методов.
Итак, тема нашего занятия: Интерполирование степенных функций с помощью многочлена Лагранжа (Слайд 1). Какие понятия оперируют в теме занятия (предполагаемые ответы: степенная функция, многочлен.) Какие термины вам не знакомы? (Предполагаемые ответы: интерполирование, многочлен Лагранжа).
Давайте попытаемся сформулировать цель нашего занятия (Слайд 2):
- Научиться находить интерполяционный многочлен Лагранжа для степенных функций.
Ваша работа на занятии будет оцениваться следующим образом (Слайд 3):
Основная часть:
Актуализация знаний.
На занятии по математики мы с вами изучали раздел: Степенные функции и их свойства, учились строить график и прежде чем приступить к взаимосвязи двух дисциплин пройдем компьютерное тестирование по ссылке, которая находится на рабочих столах ваших ноутбуков: Степенная функция - Пройти онлайн тест | Online Test Pad (Слайд 4).
Полученную оценку внесите в лист оценивания.
Все с правились с тестом, молодцы и сейчас мы переходим к изучению нового материала (Дидактический материал №4. Теоретический блок по теме: Интерполирование степенных функций с помощью многочлена Лагранжа) (Слайд 5, 6).
Для данной функции найти многочлен степени , который при заданных значениях принимал бы значения.
Точки называют узлами интерполяции.
В качестве искомого многочлена возьмем многочлен - ой степени вида
(1)
и определим коэффициенты так, чтобы выполнялись условия (2)
Положим в формуле (1) ; тогда, принимая во внимание равенства (2),
получим откуда Затем, положив , получим
откуда
Таким же образом найдем … ,
Подставляя найденные значения коэффициентов в формулу (1), получим
(3)
Эта формула называется интерполяционной формулой Лагранжа.
Интерполяционную формулу Лагранжа можно записать в виде:
(4)
Выражения (5) называются коэффициентами Лагранжа.
Для вычисления удобно применить следующее расположение разностей, подчеркнув разности, расположенные на главной диагонали:
Таблица 1
|
|
| … |
|
|
|
| … |
|
|
|
| … |
|
… | … | … | … | … |
|
|
| … |
|
Обозначив произведение элементов - ой строки через , а произведение элементов главной диагонали через , т.е. Тогда , . (6)
Тогда интерполяционная формула Лагранжа компактно запишется в виде: (7)
Иногда бывает полезно для упрощения вычислений использовать инвариантность коэффициентов Лагранжа относительно линейной подстановки: если , то .
Если имеет производную - го порядка на отрезке , то погрешность при замене функции многочленом , т.е. величина , удовлетворяет неравенству
(8)
где отрезок содержит все узлы и точку .
Замечание. Многочлен является единственным, удовлетворяющим поставленным условиям.
Давайте рассмотрим пример, иллюстрирующий построение степенной функции с помощью интерполирования многочлена Лагранжа:
Пусть задана функция с помощью таблицы
x | 0 | 0.1 | 0.3 | 0.5 |
y | -0.5 | 0 | 0.2 | 1 |
Необходимо найти интерполяционный многочлен Лагранжа для этой функции.
Решение:
1. Найдем интерполяционный многочлен Лагранжа для данной функции. Так как , то . Тогда из формулы (3)
получим
.
2. Подставим в полученную интерполяционную формулу Лагранжа при значения , и получим:
.
3. Упростим полученное выражение и получим искомый интерполяционный многочлен для этой функции.
.
Следовательно, искомый интерполяционный многочлен Лагранжа
.
Физкультминутка. Для снятия напряжение на глаз и тела, давайте проведем разминку с помощью небольших упражнений (Слайд 7).
Теперь мы бодры и можем приступать к работе. В закреплении полученных знаний выполним небольшую практическую работу (Дидактический материал № 3. Практическая работа. (Слайд 8.)
Время вышло. Давайте проведем оценивание выполненной работы. Предлагаю сравнить ваши выполненные задания с эталоном, которые вы видите на экране (Слайд 9) и заполнить таблицу оценивания.
Заключительная часть:
Диагностика (слайд 10): В течении всего занятия мы с вами изучили новые понятия, которые помогли выполнить практическую работу. И насколько хорошо вы с этим справились, покажет интерактивный тест, ссылка которого находится на компьютерном столе ваших ноутбуков: https://onlinetestpad.com/htnm7crbghawm
По окончанию тестирования, программа выставит вам оценку, которую вы внесете в оценочный лист.
Подведение итогов занятия:
Мобилизует студентов на рефлексию результатов выполнения практической деятельности. Подводит итоги занятия. Выставляет и комментирует оценки.
Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте подведем итоги:
- Чем мы сегодня занимались:
- что нового узнали?
- достигли поставленных целей?
Рефлексия (слайд 11):
В заключении нашего занятия предлагаю назвать предложения, начинающиеся на начальную букву названия пальца руки, имеющие отношение к сегодняшнему занятию (предполагаемые ответы: большую работу мы сегодня проделали; были близки к победе; безукоризненно выполняли задания теста; у меня сложились очень хорошие впечатления об занятии; ух, какие были интересные задания; без интернета — мы никуда!
Домашнее задание (слайд 12): Задать степенную функцию в виде таблицы и построить к ней интерполяционный многочлен Лагранжа.