Интервью
«Интересные профессии»
– Расскажите о себе: кем вы работаете и как долго работаете по этой профессии (если на пенсии – как долго проработали)?
- Здравствуйте, меня зовут Валентина, я работаю учителем начальных классов в КГБОУ «Рубцовская общеобразовательная школа-интернат №2». Работаю первый год.
– Почему вы выбрали эту профессию?
- Почему я выбрала профессию учитель начальных классов? С каждым днём я задумываюсь над этим вопросом. Я? Учитель? Никогда не представляла, что буду учителем. Расскажу с самого начала, как всё это получилось. Я жила в Новичихинском районе, поступать решила в г. Рубцовск, куда именно еще не знала, подала документы везде, куда можно было в Рубцовске, и везде поступила. Выбор был не из легких. И тут мне предстояло решить так куда же? Посоветовалась с родными и решила, что хочу попробовать всё же, получить образование учителя!
Я всегда считала что учитель – это одна из самых сложных профессий в мире. Избравший путь педагога должен посвятить всего себя образованию, а иначе он не сможет воспитать в своих учениках любовь к познанию. Не каждый способен стать учителем, ведь для этого нужно не только получить образование, но и обладать неподдельной тягой к профессии. И я была не уверена, что способна им стать и профессия меня настолько заинтересует, что я пойду работать по специальности.
Но каково это – быть учителем? Только представьте ту ответственность, что ложится на его плечи, ведь от его навыков преподавания зависит качество знаний. И если он не справится со своей задачей, то окажется, что его воспитанники не готовы к дальнейшим испытаниям.
Я задала себе вопрос «Кто, если не я?» Ведь так мало людей кто поступает в педагогический колледж, а работать по специальности не идёт.
В профессии педагога минусов достаточно много! Все минусы мне перечислять незачем, но всё-таки некоторые я скажу:
Маленькая зарплата. На зарплату учителя трудно прожить, а ведь цены растут, как на дрожжах.
Работа учителя связана с постоянным нервным напряжением, которое сказывается на здоровье.
За выполнением всех должностных обязанностей практически не остается свободного времени.
Много пустой бумажной писанины и неоплачиваемой общественной работы.
Но всё же, как сказал Сократ:
«Все профессии от людей и только три от Бога: Учитель, Судья, Врач».
Детям нужен учитель! Представьте мир без учителей? Вот и я не представляю.
– Кем мечтали стать в детстве? (Если мечта не сбылась, жалеете ли об этом?)
- В детстве я мечтала стать или художником или писателем. В школе я сочиняла стихи, писала рассказы, очень хорошо рисовала, всё это продолжалось с первого по девятый класс. Потом когда поступила в колледж, времени ни на что не хватало, как-то всё забросила, если что нужно было по учебе, я готовила, а вот свободного времени не было, я не могла как раньше, сесть написать рассказ, или сочинить стихотворение.
– Что вам нравится в вашей профессии больше всего?
- В профессии учителя мне нравится понимание того, что всё, что я делаю - это не случайно и не зря.
– С какими трудностями сталкиваетесь в работе?
- Так как я первый год работаю, трудностей много, но я быстро со всем справляюсь. Не привыкла еще проверять по две стопки тетрадей каждый день, уж очень много занимает это времени, ну как мне сказали: «Наработаешь руку, будет всё как на автомате». Ещё очень много бумажной рутины, занятие подготовить, документы заполнить, отчёты и планы написать… А ведь ещё и по дому дел немало! Как всё успеть?
– Как ваша профессия влияет на здоровье? Есть ли какие-то противопоказания?
- Здоровье учителя — категория не столько медицинская, сколько психологическая, а значит, сохранение и укрепление здоровья педагогов в руках самих педагогов! Начинать, конечно, необходимо с себя, глубоко поверив в собственные силы и возможности регулировать свое психоэмоциональное состояние, укреплять свое здоровье. Разнообразные приемы психосоматической саморегуляции учитель знает благодаря научно-популярным изданиям и собственному опыту.
Требования, предъявляемые к учителю как специалисту, характер работы, связанный с постановкой в условия соответствия определенному эталону в поведении, в общении, высокому уровню компетентности, накладывают на учителя высокую степень ответственности, создают постоянное напряжение, которое сказывается на здоровье учителя и выражается физическим утомлением, разочарованиями, истощением и износом. Многие исследователи психо - эмоционального здоровья педагогов говорят о синдроме профессионального (эмоционального) выгорания учителя, которое происходит в результате сильно завышенных требований к собственным силам и ресурсам. Задача сохранения и укрепления профессионального здоровья педагогов является одной из первоочередных. Восприятие педагогами своего профессионального здоровья как важнейшей личностной ценности - важное направление работы.
– Учились ли вы специально, чтобы работать в этой области? Какое образование нужно получить? Нужно ли вам периодически повышать квалификацию?
- Как я уже говорила, когда я поступила в колледж, не думала что пойду работать по специальности.
Для начала нужно получить среднее специальное образование. Квалификацию нужно повышать периодически. В этом году я прохожу курсы повышения квалификации.
Получаю специальное (дефектологическое) образование: Дефектология. Присваивается квалификация: учитель-дефектолог.
– Какие особые качества и навыки нужны человеку, чтобы успешно работать по этой профессии?
- Если кратко перечислить качества учителя, то они будут следующие:
любовь к детям;
гуманизм;
интеллигентность;
готовность к постоянному саморазвитию;
творческий подход к работе;
высокая гражданская ответственность и социальная активность;
физическое и психическое здоровье.
– Есть ли в вашей работе место творчеству? Когда и как можно проявить творческие способности?
- Конечно же, в моей работе есть место творчеству. Учитель – профессия творческая.
Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный. На мой взгляд, учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а в прямом общении. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.
Человек растёт, в нём пробуждается основной интерес к миру, к определённой области знаний. Великие математики, писатели, врачи, космонавты, режиссёры – все они начинали творить тогда, когда рядом был он, учитель. Счастлив человек, если учитель был мудр, добр, умел увидеть и поддержать то, что рождалось в душе маленького человека.
Сеять разумное, доброе, вечное – так говорят об учителях.
По-разному приходят в школу учителя, по-разному складывается их судьба. Это неизбежно, так как диплом педагогического вуза – всего только документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. А сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом.
– Какие основные обязанности вы выполняете?
-Я выполняю все должностные обязанности учителя , включающие в себя нравственное развитие ребенка, как правило, имеют четкий список указаний.
Казалось бы, что сложного в профессии учителя? Отчитал урок и свободен! Ах, если бы всё было так просто! Должностные обязанности современного педагога охватывают довольно широкую сферу:
Ведение уроков — это, конечно же, основной вид деятельности учителя.
Умение отыскать личностный подход к любому ученику. То же самое, кстати, касается и умения общаться с разными родителями.
Проверка тетрадей и дневников, заполнение журналов, составление календарных планов и отчётов.
Подготовка наглядных пособий, таблиц, схем, индивидуальных карточек — без них сложно провести хороший урок.
Участие в заседаниях педсоветов, методобъединений, творческих групп на уровне школы, района и области.
Регулярное проведение классных и родительских собраний.
Консультирование учеников и родителей по поводу успеваемости.
Классное руководство — этот «счастливый» лотерейный билет выпадает не всем, но многим.
Внеклассная работа по предмету.
Работа с одарёнными учениками, помощь в подготовке к олимпиадам и конкурсам.
Участие в разработке и апробации учебных и образовательных программ.
Приобщение детей к государственным законам и необходимости чётко их соблюдать.
– Что самое интересное в вашей работе?
- Учитель – лучше званья нет на свете. В работе учителя начальных классов очень много интересного. Учитель начальных классов должен уметь всё! Это самый творческий человек, настоящий волшебник.
Учитель - это особая профессия. Каждый день, несмотря на погоду, настроение, самочувствие он обязан идти на свою работу.
– Насколько ваша профессия полезна и важна для нашей страны, общества?
- Профессия педагога по праву считается одной из самых важных. Их задача заключается в передаче знаний и воспитании школьников. Ну а так как именно дети являются будущим нашей страны, то становятся понятным, что учителя играют значимую роль в развитии государства.
– Приносит ли ваша профессия хороший доход?
- Моя профессия приносит очень маленький доход.
Пожалуй, главным недостатком этой профессии является невысокий заработок учителей. Хотя педагоги и выполняют одну из важнейших общественных функций, но их труд плохо оплачивается.
– Каким людям вы могли порекомендовать выбрать профессию, как у вас?
- Каждому решать о выборе профессии, прежде чем связать себя с данной профессией на долгие годы, необходимо подумать сможете ли вы работать с детьми?
А так я рекомендую выбрать именно эту профессию, ведь не смотря на минусы этой профессии и очень много плюсов!
– Как вы думаете, будут ли специалисты вашей профессии востребованы в будущем?
- Профессия учителя всегда была и будет востребованной в будущем!
– О чем стоит предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию, как у вас.
- Человек, который выбирает профессию учителя начальных классов, должен точно отдавать себе отчет в том, какое бремя ответственности он собирается взвалить на свои плечи.
Источники: