12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анна Никитина95

Добрый день! Сегодня моим собеседником была моя дочь, которая учится в гимназии, где я работаю. Она задала мне ряд вопросов, которые позволили раскрыть вопрос, кто же такой социальный педагог, узнать об особенностях профессии, увидеть, чем он занимается в своей ежедневной деятельности. Итак, обо всем по порядку.

Анна Александровна, объясните, пожалуйста, кто такой социальный педагог?

Социальный педагог — это специалист, который совмещает в себе разные роли: и психолога, который поможет и успокоит, и аналитика, который наблюдает за учениками, анализирует их поведение, настроение и умеет вовремя оказать необходимую поддержку, и организатора, который вовлекает детей в различные мероприятия, и, юриста, когда требуется знание особенностей применения статей административного, семейного и уголовного кодекса, и, конечно же, педагога, который учит, как действовать в той или иной ситуации: как не стать жертвой преступления, рассказывает о правах ребенка и о том, как их защищать, о правилах поведения в обществе, предупреждает об ответственности за совершение различных правонарушений, формирует навыки безопасного поведения и умения правильно реагировать на возникающие трудности.

Для чего нужен социальный педагог в современной школе?

Социальный педагог оказывает социально-педагогическую поддержку всем участникам образовательных отношений, помогает детям пройти процесс социализации и адаптации, особенно при переходе ребенка в среднее звено, когда уклад его школьной жизни существенно меняется. Вчерашний младший школьник начинает ощущать себя достаточно взрослым, самостоятельным и «пробует» окружающую среду в этой своей новой роли. Именно на этом этапе часто мы можем встретить негативные проявления, агрессивное поведение, тягу ко всему запрещенному, желание привлечь к себе внимание любой ценой. Поэтому, так важно научить, как вести себя в различных ситуациях, показать способы взаимодействия и решения конфликтных ситуаций, обучить правилам безопасного поведения и действиям в случае возникновения чрезвычайной ситуации, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно в социуме. Именно тут и начинается моя работа.

Какие функции выполняет социальный педагог?

Пожалуй, для меня, основная функция социального педагога – это содействие успешной социализации ребенка. Не сломать и перевоспитать, а направить, помочь, научить, содействовать формированию культуры общения. Для реализации этой задачи я провожу воспитательную работу, занятия, классные часы, индивидуальные беседы, участвую в организации и проведении различных мероприятий, выстраиваю доверительные отношения с детьми, с педагогами, оказываю консультативную помощь.

Я убеждена в том, что важно ребенка увлечь, занять, помочь найти «свое» любимое дело, чтобы его энергия, которой у детей бывает ну очень много, была направлена в созидательное русло. Например, сейчас мы организуем экологический марафон «Экосорока», проводим разъяснительную работу с учащимися, привлекаем их к вопросу сохранения окружающей среды и бережного отношения к природе нашей уникальной области. Итогом марафона станет сбор пластиковых крышечек и макулатуры, которые будут переданы для дальнейшей переработки. Основная идея марафона – обратить внимание детей на проблему экологии, научить их быть внимательными к тому, что нас окружает, любить свой край и оберегать его, сформировать полезные экологические привычки.

Помимо прочего, работа социального педагога подразумевает также взаимодействие с учреждениями, входящими с систему профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних: полиция по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, комиссия по делам несовершеннолетних и другие. На самом деле это только звучит страшно, чаще всего мы обмениваемся информацией, опытом работы, приглашаем сотрудников на различные гимназические мероприятия для проведения информационно-просветительской работы с обучающимися. Детей, для работы с которыми приходится привлекать учреждения профилактики, к счастью, в нашей гимназии немного.

Как Вам удается достичь такого результата? Ведь детей в нашей гимназии более 3000 человек?

Конечно же, я не одна справляюсь с этой работой. Каждый из моих коллег – настоящий профессионал своего дела, а вместе мы – сильная команда, которой по плечу любая задача. Только при совместном взаимодействии можно достичь высоких результатов, и нам действительно есть чем гордиться.

В современных школах наблюдается такая тенденция, когда первичной профилактике негативных явлений среди школьников уделяется минимальное внимание, а все силы сосредоточены на работе с группами риска или же, наоборот, с одаренными детьми. При этом те дети, которые не попадают ни в одну из этих категорий, остаются несправедливо «забытыми». Рассматривая школу не только как образовательную, но и социальную, и воспитательную, и развивающую среду для каждого ребенка, мы создаем необходимые условия для социально-уверенной адаптации школьников, как непосредственных настоящих и будущих участников общественных отношений, их позитивной реализации и успешной адаптации в окружающем мире.

С какими сложностями Вы сталкиваетесь в процессе своей работы?

Работа социального педагога требует огромного терпения, выдержки и самоотдачи. Многие считают, что, социальный педагог работает только с определенными детьми, из так называемой «группы риска», и их родителями, поэтому довольно часто социального педагога воспринимают негативно, как своеобразный карательный орган, иногда коллеги даже могут пригрозить особо расшалившемуся ребенку, что отведут его к социальному педагогу. На самом деле, это не так, и моя задача – помочь ребенку разобраться в сложившейся ситуации, объяснить ему возможные последствия того или иного поступка, дети чаще всего воспринимают все как игру, у них ведь еще нет того жизненного опыта, которым обладаем мы, взрослые люди. Поэтому, для меня очень важно, чтобы ребенок меня не боялся, а доверял мне. В этом мне помогает активная воспитательная работа в классах, где я знакомлюсь с детьми, они уже знают, что я могу и пошутить, и поиграть с ними, а иногда, где нужно, и построжить. Также важную роль играет и личный пример, когда я открыто делюсь с ребенком собственным опытом.

Как Вы помогаете детям выйти из конфликтной ситуации?

Основную роль я бы отвела первичной профилактике, когда мы не ждем «ситуацию», а предупреждаем ее, учим ребенка способам решения конфликтных ситуаций, объясняем, что такое толерантность и доброта, в чем она проявляется, разбираем конкретные примеры ситуаций, с которыми наиболее часто сталкиваются дети в гимназии. Например, если сосед, сидящий сзади, пинает твой стул, нужно вежливо сказать ему о том, что тебе это неприятно и попросить этого не делать. По опыту могу сказать, что детям, особенно пятиклассникам, очень сложно сформулировать фразу так, чтобы выразить свои чувства, а не начать разговор с обвинений.

Бывает, случается и такое, что конфликт все-таки происходит. Тогда с детьми проводится индивидуальная беседа, выслушиваются обе стороны, в процессе разговора достигается понимание и осознание причин возникшей ситуации. Чаще всего ребята приносят друг другу взаимные извинения, происходит примирение, и из моего кабинета они выходят уже в совершенно другом настроении. Такие беседы учат детей уметь слушать и слышать друг друга, принимать чужую точку зрения, понимать, что все мы разные и реагировать на что-то можем тоже по-разному, учат выражать свои мысли так, чтобы не обидеть собеседника, признавать свою неправоту и уметь нести ответственность за свои действия, а ведь это очень непросто, особенно в подростковом возрасте.

Какими знаниями должен обладать социальный педагог?

Чтобы быть успешным, современным, интересным социальный педагог просто обязан постоянно совершенствовать своё мастерство, заниматься самообразованием, обмениваться опытом, пополнять свои знания. Помимо знания нормативно-правовых документов, которые регламентируют работу социального педагога, он также должен разбираться в психологических и возрастных особенностях учащихся, с которыми он работает. В ходе подготовки к различным мероприятиям, изучает самые разнообразные темы: правила здорового образа жизни, негативное влияние вредных привычек, правила безопасного поведения в интернет пространстве, правила пожарной безопасности, ловушки на дорогах.

Как Вы понимаете, что двигаетесь в верном направлении и Ваша работа приносит результат?

Действительно, в моей работе нет четких показателей, по которым можно сделать объективные выводы, как, например, оценки за успеваемость. Но самый лучший и надежный показатель моей работы – это когда ученики встречают меня с радостью, здороваются со мной в коридорах, улыбаются мне, делятся со мной своими историями. Именно это мотивирует меня развиваться, двигаться дальше, ведь отдавая, взамен я получаю значительно больше.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.