Идеи великого гуманиста в наши дни
Всё для других, ничего для себя.
Надпись на памятнике И.Г. Песталоцци
Дорогой мой народ, как я желаю помочь тебе возродиться!
И.Г. Песталоцци
А.Р. Граф,
г. Ангарск
Когда становятся хорошими учителями? Когда любят своё дело, знают предмет и умеют учить, когда стремятся делать это всё лучше и лучше. Хорошие учителя - это настоящие «инженеры человеческих» душ», жертвующие многим в своей жизни, в первую очередь полноценным отдыхом и семейными интересами. Великими же учителями рождаются единицы. Такие, как Я.А.Коменский, А.Дистервег, И.Г.Песталоцци, К.Ушинский, А. Макаренко…
Только великий человек остаётся в памяти людей, ибо остаётся жить его дело, которому он был предан до конца. Таким был знаменитый швейцарец Иоганн Генрих Песталоцци, более двух веков назад предложивший человечеству свой ценный опыт новой педагогики.
Его жизнь удивительно трудна, полна лишений и испытаний, но он преодолевает всё ради достижения высокой цели. «Убеждение в правильности моего плана никогда не было так сильно, как после полнейшей неудачи его осуществления», — писал Песталоцци. Неудач, горькой нужды, предательства коллег, непорядочности компаньонов - всего было достаточно в жизни гениального гуманиста, об этом он предупреждает будущую жену ещё в молодости: «Придётся переживать жизнь, полную горя и трудов, потому что на беды отечества и на несчастья друзей я буду смотреть как на свои собственные, и когда зашла бы речь о спасении отечества, конечно, я забыл бы жену и детей».
Удивительно современны слова И.Г. Песталоцци сегодня, когда учитель в нашей стране – надежда нации, будущее которой зависит от того, что будет вложено нами в это будущее. То есть в тех, кто будет жить и трудиться в России завтра. Сегодня же наше Отечество находится в непростой ситуации переоценки ценностей, отразившейся на судьбах многих россиян. Дети, как и во времена Песталоцци, бывают разные: благополучные и не очень. Увы, для некоторых детей «отчий дом – не школа нравов», не секрет, что в колонии многие из них впервые узнают, что такое нормальная еда и постель… Помочь получить качественное образование, вернуть к достойной жизни после освобождения призвана наша школа, где педагоги верят, что « из всякого ребёнка может быть что-нибудь сделано, если учитель сумеет понять особенности его умственных способностей и психологически верно приняться за их развитие».
Приведу лишь некоторые примеры того, что идеи великого учителя востребованы в нашей школе. Они дают порой так трудно достающиеся, порой очень скромные, но оттого столь сладкие плоды. «Тут стараются только помочь природе, и она является настоящею учительницей. При этом способе учитель как бы скрывается за ученьем... Учитель не является ученикам чем-то высшим, как это обыкновенно бывает, — он минуту за минутой переживает с детьми, и со стороны кажется, что не он их учит, а сам с ними учится». Вернувшись к идее активного сотрудничества, к роли учителя – организатора совместной деятельности, мы думаем, что открыли нечто новое, а ведь это уже давно предложено Иоганном Генрихом Песталоцци! Подобно ряду других педагогов, простое накопление знаний Песталоцци считает вредным: знание должно вести к действию. «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи…» Да, мы учимся на уроках вместе с нашими воспитанниками, это лучший способ обретения знаний.
«…человек достигает развитой способности к мышлению не с помощью разъяснений и вечных законов, лежащих в основе мыслительных способностей человека, а только благодаря самому факту мышления". Поразительно современна эта идея в двадцать первом веке!
Но любая деятельность с подопечными не будет действенной, если мы не поймём, что «ребёнок стремится к добру не для тебя, учитель, и не для тебя, воспитатель, а именно для самого себя... Ребёнок должен сознавать, что твоя воля определяется необходимостью, вытекает из положения вещей». То есть нам нельзя внушать правила морали, читать нотации (это категорически не терпят все подростки, и не только в колониях, но и в вполне благополучных семьях). Наши воспитательные усилия приводят к тому, что, возможно, впервые в своей жизни ученики приходят к мысли о необходимости жить по законам добра, ибо другой путь неизбежно приводит к новому злу.
«В этом мире всему можно научиться: твёрдости, терпению, мужеству. Но любовь человек черпает только из чьей-то другой любви. Он должен получить заряд, или запас, или толчок к развитию этой «обременительной способности» — способности любить, сочувствовать, сострадать» - читаем мы в трудах Песталоцци. «В школе отношения учителя и учеников должны строиться на основе отеческой любви взрослого к детям. Расширение и развитие социальных связей ребенка в атмосфере общей доброжелательности, которую создаёт учитель, приведёт к тому, что он осознает себя частью человечества».
Непросто любить «трудных» детей, но без этого нельзя, наши ученики очень чувствительны к неискренности, формализму.
По Песталоцци, центром всего воспитания является формирование нравственности человека. Цель воспитания - развить все природные силы и способности человека. Это развитие должно быть разносторонним и гармоничным. Песталоцци считал так: воспитание строит свое здание формирования личности на прочной скале природных задатков. Этим аксиомам великого учителя учителей наши педагоги стараются следовать в своей деятельности, в которой очень важное место уделяется эстетическому, нравственному, трудовому воспитанию. Мероприятия, проводимые в дни предметных декад, охватывают как можно большее количество учеников, в коллективных творческих делах также участвуют многие. У нас в школе нет проблем с самоуправлением, все школьные дела решаются совместно, а такие обыденные, но важные моменты, как уборка классов и коридоров, подача звонка, полностью возлагаются на дежурных. То есть труд не «воспитательная мера», а необходимость, и оттого он воспитывает ребят, приучает к дисциплине. В учебной же деятельности обязателен дифференцированный и индивидуальный подход: уровень знаний очень разный, у одних учеников значительный перерыв в учёбе, другие же в 14-16 лет впервые садятся за парту. Оптимальное время для приобретения первичных знаний – детство – потеряно, и поэтому научить такого ученика гораздо труднее, здесь на помощь учителю приходит дидактика удивительного педагога Иоганна Генриха Песталоцци. При обучении языку начинаем с элементарного – с гласной буквы. После достижения определённой беглости в складывании слогов переходим к чтению слов, опять же от более простых — к сложным, и только после этого ученик может понимать печатные тексты. При этом не забывается о таком важном моменте, как пополнение словарного запаса, сведений о мире. Главная трудность в том, что эти ученики находятся в одном классе с остальными, учителю необходимо постоянно применять наиболее оптимальные формы и методы, работать индивидуально с каждым. В противном случае наказ Песталоцци - научить всех - не будет выполнен.
Песталоцци строил весь процесс обучения путем постепенного и последовательного перехода от части к целому. Умение действовать развивается специальными систематическими упражнениями, расположенными в порядке нарастающей трудности — «от навыка в крайне простых делах к навыку в крайне сложных». То есть любой процесс развития начинается с самого простого и постепенно поднимается к более сложному. По этому пути должно следовать и воспитание. Присущие каждому ребенку от рождения способности нужно развивать постепенно, как и его отношение к другим людям. Несомненно, такие простые и в то же время великие истины – неоценимая помощь современному учителю!
«Хотя моё учреждение будет учреждением для бедных, тем более потому что оно будет таким, отнюдь не следует думать, что я собираюсь высевать семена превосходного образования на исключительно плохую и неплодородную почву и что поэтому наверняка не добьюсь той цели, к которой стремлюсь. Напротив, верно обратное: нужда и нищета являются лучшей на земле почвой для посева семян домовитости и производственных способностей». Переосмысливая слова Песталоцци, прихожу к мысли, что «из всякого ребёнка может быть что-нибудь сделано», даже из такого, как наш ученик. Видеть в нём в первую очередь ученика, человека, гражданина нашей страны, а не преступника… В этом нам помогает в первую очередь верность выбранной профессии, любовь к своему делу, гражданская ответственность учителя перед народом, которому мы, как и великий гуманист Иоганн Генрих Песталоцци, желаем помочь возродиться!
Литература
Абрамов В.Я. Песталоцци: Его жизнь и педагогическая деятельность. — СПб.: Типолитография и фототипия В. И. Штейна, 1893.
↑ Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие. — М: Педагогика, 1989. — 416 с.
↑ Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Уч. пособие.- М., 1998..
↑ Педагогический энциклопедический словарь/Под ред. Б. М. Бим-Бада.- М.,2003.- 393 с.
Пинкевич А. П. «Песталоцци». Жизнь замечательных людей. – М.,1993. — 128 с.
Гвалдин Александр Юрьевич
Граф Анна Родионовна