12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лукашевич Галина Ивановна570
Беларусь, Витебская область, город. Орша, Республика Беларусь

Иоганн Генрих Песталоцци внёс величайший вклад в дошкольную педагогику как науку, создание воспитательных учреждений, где сочетались обучение и трудовое, нравственное воспитание, которые послужили прообразом детских садов.

Иоганн Генрих Песталоцци высказывался за гармоническое развитие всех природных сил и способностей ребёнка, но истинную цель воспитания он видел в проявлении в детях истинной человечности. Именно Иоганн Генрих Песталоцци предложил теорию элементарного обучения, включающую в себя физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, умственное воспитание в тесной связи и взаимодействии. Разработал теорию, в которой предлагалось начинать обучение и воспитание с простейших элементов и переходить, постепенно, к более сложному, т. е. впервые предложил идею развивающего обучения.

Мечтая об улучшении положения народа, Песталоцци считал, что это может быть достигнуто в результате правильного воспитания и всеобщего образования. Песталоцци считал, что каждому ребёнку присущи изначально заложенные задатки, которые стремятся к развитию.

Руководствуясь принципом природосообразности, он требовал от педагога сообразовываться с возрастными и психологическими возможностями и особенностями детей. Песталоцци одним из первых стремился строить процесс обучения с учётом закономерностей психического развития детей. Учитывая особенности детского восприятия, он предложил постепенно переходить в процессе обучения от элементов к целому, от близкого к далёкому, от простого к сложному, соблюдая при этом непрерывность и последовательность.

Великий педагог предложил систему «элементарной гимнастики», основанной на наиболее типичных для ребёнка естественных движениях, выдвинул интересную идею создания «азбуки умений», последующим развитием которой должна стать «индустриальная гимнастика». Эта гимнастика, по его мнению, подготовит детей к трудовой деятельности, в том числе и на производстве.

Нравственное воспитание, развитие деятельной любви к окружающим людям занимает ведущее место в системе Песталоцци. Средствами нравственного воспитания являются, распространение доброжелательного, отношения ребёнка к людям, животным, всему окружающему.

В области умственного воспитания И.Г. Песталоцци принадлежат два чрезвычайно важных положения. Первое – доказательство и пропаганда необходимости широчайшего применения наглядности в процессе обучения. Исходным моментом познания он считал чувственное восприятие и настаивал на необходимости формировать у детей культуру наблюдения. Число, форма и слово (название) характерны для всех предметов, являются самыми простыми элементами, поэтому ребёнка следует, прежде всего, научить говорить, считать и измерять.

Песталоцци разработал методику первоначального обучения детей родному языку, счёту и измерению, упростив её так, что любая крестьянка могла ею воспользоваться со своими детьми. Предложенные им разнообразные дидактические материалы получили впоследствии широкое распространение.

Другим важным положением Песталоцци является идея о развивающем обучении, т.е. таком построении процесса учения, которое ведёт не только к накоплению сведений, но и развитию способностей детей, готовит их к будущей самостоятельной деятельности.

(Прошу, прощение. В данный момент у меня статус бабушки. Моей внученьки 1 год и 3 месяца, и важность для родителей, именно, развивающего обучения, я с ними вполне согласно).

Эта идея получила дальнейшее развитие в трудах многих педагогов. Так, Фребель использовал и развил взгляд Песталоцци на воспитание, как на саморазвитие заложенных в человеке сил и способностей. Дистерверг в основу своей методики положил выдвинутое Песталоцци требование самодеятельности ученика.

Главным и лучшим воспитателем Песталоцци считал мать. (Я как педагог и мать троих детей с данным выражением согласна, ведь не зря нам наше государство даёт возможность растить и воспитывать наших детей до 3 лет. Конечно, мамы, должны научить наблюдать и говорить.) Придавая огромное значение первоначальному семейному воспитанию и заботясь о его правильном направлении, он принял активное участие в составлении специального пособия «Книга матерей, или Руководство для матерей, как им научить детей наблюдать и говорить». Материалы книги должны были помочь матери расширить и упорядочить представления ребёнка об окружающем мире.

Ему принадлежит теория о том, что игра и учение должны взаимно дополнять друг друга, а учителя обязаны использовать игры в воспитательной деятельности. ( Я работаю много лет воспитателем в группе продлённого дня начального звена обучения, и могу с уверенностью говорить, в этом возрастном периоде — учение – должна дополнять игра!)

Иоганн Генрих Песталоцци оценил роль подвижных игр в развитии физических задатков ребёнка, а также разработал «Азбуку умений» с включением физических упражнений в простейшие виды труда. Именно

Песталоцци оценил личный пример воспитателя и роль наблюдений, а также знание педагогом окружающей среды в процессе воспитания.

Неоспорима роль швейцарского педагога в признанности наглядности высшим принципом обучения.

Мы педагоги и родители, должны знать, что наглядность – важнейшая основа обучения. Ребёнок от природы обладает деятельными силами, т.е. задатками от Бога, которые требуют развития. Иными словами педагог в работе с детьми должен руководствоваться принципом природосообразности, он должен искренне любить детей, искать личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку. (Набрав детей в группу, я именно этого подхода и ориентируюсь!).



 

Великий педагог Иоганн Генрих Песталоцци родился в Цюрихе в 1746 году, в семье врача. Он рано лишился отца, и большое влияние на его воспитание оказали мать. (По моему мнению, именно, воспитание матери, оказала на его труды в будущем).

Образование Иоганн получил сначала в начальной, а затем в латинской средней школе, по окончании которой поступил в высшее учебное заведение гуманитарного направления – Каролинский коллегиум, в котором обучался на двух младших курсах – филологическом и философском.

Не закончив коллегиум, он решил заняться осуществлением своей заветной мечты об улучшении положения народа. В 1769 году он начал свой социальный эксперимент. На занятые им деньги он купил небольшое имение, названное им «Ней-гоф» («Новый двор»), в котором хотел организовать показательную ферму, с тем чтобы научить окрестных крестьян рационально вести свое хозяйство. Песталоцци был неопытным хозяином, он скоро разорился.

В 1774 году он открыл «Учреждение для бедных», в котором собрал сирот и беспризорных детей. По мысли Песталоцци, его приют должен был содержаться на средства, заработанные самими детьми. Воспитанники работали в поле, а также на ткацких и прядильных станках. Сам Песталоцци обучал детей чтению, письму и счету, занимался их воспитанием, а ремесленники учили их ткать.

Таким образом, Песталоцци делал в своем учреждении попытки соединения обучения детей с производительным трудом. Однако дело, начатое Иоганном Генрихом Песталоцци, быстро погибло. Дети могли окупить своим трудом приют, в котором они жили и работали, только непосильным напряжением своих физических сил, но, гуманист, Песталоцци не мог и не хотел пойти на то, чтобы эксплуатировать своих воспитанников.

Он видел в детском труде прежде всего средство развития физических сил, умственных и нравственных способностей детей, стремился дать детям разностороннюю трудовую подготовку.

В этом заключается важнейшее педагогическое значение нейгофского опыта Песталоцци. Не имея материальных средств, Песталоцци вскоре был вынужден закрыть приют. В течение следующих восемнадцати лет Песталоцци занимается литературной деятельностью.

Он издает социально-педагогический роман «Лингард и Гертруда» (1781-1787), в котором развивает свои идеи об улучшении крестьянской жизни посредством разумных методов ведения хозяйства и правильного воспитания детей. Имя гуманиста приобретает большую известность.

В Швейцарии произошла буржуазная революция. После неё, осталось много

беспризорных детей и Песталоцци открыл снова приют для беспризорных, в который было принято восемьдесят детей в возрасте от пяти до десяти лет. Состояние детей было как в физическом, так и в моральном отношении самое ужасное. Песталоцци стремился сделать приют большой семьей, он стал для детей заботливым отцом и лучшим другом. В письме к одному из друзей писал:

«Мои дети с раннего утра и до поздней ночи ежеминутно должны были видеть на моем челе и догадываться по моим губам, что мое сердце льнет к ним, что их счастье есть мое счастье, их радость – моя радость

С утра до вечера я был один среди них. Все хорошее для их тела и духа шло к ним из моих рук. Всякая помощь и поддержка в нужде, всякое наставление, получаемое ими, исходило непосредственно от меня. Моя рука лежала в их руке, мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли вместе с их слезами, и моя улыбка сопровождала их улыбку. Их пища была и моей пищей, их питье – моим питьем. У меня ничего не было: ни дома, ни друзей, ни прислуги, были только они». (Хочется сказать, некоторым действиям можно и нужно, только поучиться современному педагогу! Из личного опыта могу сказать, любовь воспитывается— любовью).

Преодолеть все трудности ему помогли сердечность и душевная отзывчивость. На заботу Песталоцци воспитанники приюта отвечали искренней привязанностью и любовью, что благоприятствовало успешному осуществлению их нравственного воспитания. Приют просуществовал также недолго. Французские войска заняли помещение приюта.

В начале 19 века вышли в свет его сочинения:

«Как Гертруда учит своих детей

«Книга матерей, или Руководство для матерей, как научить их детей наблюдать и говорить»

«Азбука наглядности, или Наглядное учение об измерении»

«Наглядное учение о числе», излагались новые методы начального обучения, используя которые, каждая мать смогла бы обучить своего ребенка.

В1805 году Песталоцци создал институт (средняя школа и педагогическое учебное заведение ), который вскоре получил мировую известность. В нём училось много детей аристократов. Песталоцци испытывал большую неудовлетворенность оттого, что его учение и деятельность использовались не для народных масс, а в интересах знатных и богатых.

В 1825 году разочарованный Песталоцци возвращается в Нейгоф, в котором полвека назад начал свою социально-педагогическую деятельность. Здесь он уже восьмидесятилетним стариком написал своё последнее произведение – «Лебединая песнь» (1826), в котором подвёл итоги своей педагогической работы и стремился дать анализ всех своих педагогических исканий.

Величайший педагог Песталоцци умер в 1827 году, так и не поняв, почему он, самоотверженно отдав весь свой талант и свои силы трудящимся, не смог добиться улучшения их тяжелого социального и материального положения.

Всю свою жизнь он отдал делу воспитания, жил часто впроголодь, отдавая последние скудные средства на основанные им педагогические учреждения. Он глубоко любил детей. Песталоцци является примером педагога, проявлявшего огромную энергию и настойчивость, сочетавшего в течение долгой своей жизни теорию с практикой. Он был педагогом-демократом.

У могилы Песталоцци к столетию его рождения был сооружен памятник, на котором выгравирована надпись:

«…Народный проповедник в «Лингарде и Гертруде».

Спаситель бедных в Нейгофе.

Отец сирот в Станце.

Основатель народной школы в Бургдорфе и Мюнхенбухзее.

Воспитатель человечества в Ивердоне.

Человек, христианин, гражданин.

Все для других, ничего для себя». 

Да, Песталоцци был выдающимся теоретиком и практиком педагогики. Он самоотверженно отдал все силы делу воспитания детей. Его несомненной заслугой является то, что он всемерно подчеркивал роль воспитания в развитии ребёнка и указал на необходимость планомерно осуществлять это воспитание в семье и школе.

Он высказал ряд очень ценных мыслей о физическом, трудовом, нравственном, умственном воспитании ребёнка, настаивал на расширении содержания образования в начальной школе, стремился сделать её близкой народу, тесно связанной с жизнью и потребностями народных масс, уделял большое внимание трудовому обучению детей, их подготовке к жизни.

Выдающийся швейцарский педагог-демократ Генрих Песталоцци внёс большой вклад в развитие теории дошкольного воспитания. Мечтая об улучшении положения народа, Песталоцци считал, что это может быть достигнуто в результате правильного воспитания и всеобщего образования.

Его выдающиеся и необыкновенно смелые, для того времени, теории, развитые впоследствии другими незаурядными педагогами, до сих пор служат основой умственного, нравственного, трудового, физического воспитания детей в дошкольных и школьных учреждениях всего мира.


 

Уважаемые коллеги, в конце своего педагогического чтения хочу сказать,

я искренне восхищаюсь его педагогическими идеями, ценностями.

Извините, с ним где-то, я, схожа « Он глубоко любил детей».

Список использованных источников

Амоношвили, Ш. «Песталоцци» / Амонашвили. Ш. - М., издательский дом, 1998.- 224с.

Рубинштейн, М. М. «Идеи народно-трудовой педагогики Песталоцци. «История педагогических идей в её основных чертах»/ М. М. Рубинштейн.- М., 1916- 207с.

Макаревич М.В. «Хрестоматия по истории педагогики»/ М. В. Макаревич, И. Е. Лакин, А.Х. Рычагов - Минск: Издательство «Высшая школа», 1971.- 579с.

Ананьев, Е «Энциклопедия для детей. Человек. Духовный мир человека. «Песталоцци. «Просто быть рядом»» / Гл. ред. Е. Ананьева. - М., «Аванта», 2004.- 608с.

Опубликовано в группе «Педагогические чтения | РИНЦ | Участие бесплатное | Дедлайн 12.12.2016»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.