12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Ирина89 |
Использование ассистивных технологий в коррекционно-логопедической работе
ГБОУ «Школа-интернат №4 для обучающихся с ОВЗ г.о. Самара»
Тема: «Использование ассистивных технологий в коррекционно-логопедической работе»
Автор: учитель-логопед
Фунтикова Ирина Владимировна
Самара
Использование ассистивных технологий в коррекционно-логопедической работе
В современных условиях обучения (то очного, то дистанционного) ключевой является задача сохранения ребенку с ОВЗ коррекционно-развивающей помощи и обеспечения условий для проведения коррекционных занятий в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом.
Для реализации очных и дистанционных курсов может быть рекомендовано использование ассистивных технологий.
К ассистивным технологиям (от англ. assistive technologies) относятся устройства, программные и иные средства, использование которых позволяет расширить возможности лиц с особыми образовательными потребностями в процессе приема, переработки и усвоения информации.
В качестве примера можно привести доступные (бесплатные) ассистивные технологии, которые разработаны компанией Microsoft и могут быть использованы для решения задач обучения детей с ОВЗ.
Множество символьных изображений хранится в памяти этой системы. Чтобы активировать это окно необходимо нажатие двух клавиш «Win + .»
Пример использования данных символов на логопедических занятиях по лексическим темам:
Пример задания на автоматизацию звука [р] в различных позициях:
Дифференциация звуков [с] - [ш]:
Фразовые конструкторы:
Еще один вариант работы с символами – использование их в текстах:
Эти задания созданы в программе Microsoft Whiteboard, но сочетание клавиш «Win + .» также будет работать и в Word, Paint, PowerPoint и т.д. В более новых версиях Office эмодзи включаются правой клавишей мыши (значки). В Microsoft Whiteboard они цветные, в Word - черно-белые.
Еще одна функция, разработанная Microsoft, для людей с особыми образовательными потребностями – это иммерсивное чтение. Включается в новые комплекты Word и блокнот OneNote. Сущность заключается в построчном прочтении текста вместе с диктором. Может читать женским и мужским голосом, быстрее, медленнее. Также эта функция включает в себя возможность разделения слов на слоги, выделение разными цветами частей речи. Однако именно эта функция хоть и очень полезна, но пока далека от идеала. Чтобы ее подключить, придется потратить немало усилий.
Функция «Интеллектуального поиска» очень полезна, позволяет быстро найти определение к малознакомому или непонятному для ребенка слову, познакомиться с его изображением, используя интернет. В данном примере в качестве объекта выделили «утка мандаринка» и просмотрели информацию о ней в единой поисковой системе – быстро, удобно и без распечатывания картинок. Активируется правой клавишей мыши.
Также компьютерные технологии позволяют легко перевести формат печатного материала (буквы, слоги, слова и предложения) в письменный/рукописный, используя специальный шрифт. Данную операцию можно проделать, загрузив дополнительные шрифты, либо воспользовавшись онлайн-генераторами.
В практически любой из программ Microsoft можно воспользоваться функцией подбора синонимов.
Каждый педагог сможет применить ассистивные технологии в своих целях. Если научиться этим пользоваться, то время на создание нового дидактического материала - задания, упражнения или игры, можно сократить в несколько раз.
Выводы:
Технологии позволяют максимально индивидуализировать материал, и как следствие, добиваться поставленных целей и задач эффективнее и в более короткие сроки.
Включение в коррекционную работу подобных приёмов – это современно, ново, эстетически привлекательно, что повышает мотивацию учащихся.
Ассистивные технологии доступны для применения в практике любого педагога, а также просты в использовании.
Список использованной литературы
Скобликова О. В. Использование ассистивных технологий на занятиях учителя-логопеда с детьми с задержкой психического развития в условиях дистанционного обучения. Методические рекомендации. Режим доступа:
Приложение
Ссылка на презентацию: