Статья «Использование бросового материала на занятиях НТМ» (1–4 класс)

1
1
Материал опубликован 23 March 2018

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА НА ЗАНЯТИЯХ НТМ


 

Виноградова Елена Владимировна

Педагог дополнительного образования

Первой квалификационной категории


 

Для создания оригинальных украшений и функциональных предметов применяют не только покупную дорогостоящую фурнитуру и прочие принадлежности, но и бросовый материал. Это предметы, которые человек использовал в быту, а потом выбрасывает за ненадобностью. К нему относятся использованная картонная упаковка, пластиковые и стеклянные бутылки, ячейки для яиц, отслужившие свой срок шины и детали от различных вышедших из строя механизмов. Все, что не жалко выкинуть, может в умелых руках превратиться в оригинальный предмет, который может стать украшением интерьера или подарком для дорогого человека

В мире назревает экологическая катастрофа из-за того, что резко возросло количество выбрасываемого мусора. Огромные свалки не только уродуют облик пригородов, но и создают угрожающую экологическую обстановку. Художники всего мира создают свои творения в модной технике треш-арт («треш» в переводе с английского – «мусор»). Это возможность неравнодушным и увлеченным людям всего мира использовать повторно бросовый материал. Это течение набирает обороты с каждым годом .

В оформлении дачи или приусадебного участка можно с размахом использовать бросовый материал. Это и старые покрышки, из которых можно сделать и многоярусные клумбы, и яркие скульптуры. Их также используют для изготовления уличной мебели, которой не страшны капризы погоды. Старые ведра и разбитая посуда могут послужить материалом для уличных светильников и кашпо для цветов

. Вездесущие пластиковые бутылки – незаменимый материал для оформления грядок и клумб. С их помощью можно не только украсить участок и очертить границы посадок, но даже применять их в качестве устройства для полива, когда нет возможности часто посещать загородный участок. А стеклянные бутылки - это не только основа для поделок, но и дешевый строительный материал, из которого умельцы возводят беседки и другие строения. В умелых руках даже крышечки от бутылок превращаются в материал для творчества. Скучный забор из сетки рабицы или глухая стена дома превращаются в арт-объекты после оформления их мозаикой из цветных бутылочных крышечек. Дизайнерские украшения интерьера Можно широко применять при изготовлении "разливных" поделок бросовый материал. Это предоставляет возможность дать простор фантазии. К примеру, стеклянные бутылки интересной формы, которых теперь так много в продаже, могут обрести вторую жизнь, если из них изготовить такой нужный в хозяйстве предмет, как ваза.

Из бросового материала можно сделать светильники, кашпо для комнатных цветов, панно и картины. В ход могут пойти не только пластик или стекло, но и скорлупа от яиц, старые газеты и журналы, скорлупки от орехов. К примеру, фисташки могут стать основой для стильной бижутерии или венка. Также можно изготовить украшения из молний от старых вещей и ключей от сломанных замков.

Яичная скорлупа может также стать источником вдохновения. Ее осколки можно наклеить на картонную основу и затем раскрасить красками или приклеить салфетки в технике декупаж. Такая аппликация из бросового материала смотрится изысканно и благородно, словно старая мозаика или потрескавшаяся от времени масляная картина.

Вчерашние газеты, прочитанные за ужином, могут стать основой для поделок. Техника изготовления папье-маше известна уже давно, но благодаря современным новым идеям она расширилась. Современные мастерицы объединяют ее с другими видами рукоделия, к примеру, с декупажем, и получаются потрясающие вещички. А сколько людей увлечены плетением из газетных трубочек! Умельцы изготавливают и оригинальные корзинки, и кашпо, и коробки для мелочей. А некоторые умудряются даже изготовить плетеную мебель и вазы.

Бросовый материал – это замечательная основа для детского творчества. Малыши с удовольствием придумывают новые возможности для применения, казалось бы, ненужных предметов. Детская фантазия позволяет превратить несколько пластиковых стаканчиков в персонажей любимой сказки. Поделки из бросового материала для детского творчества следует подбирать с учетом особенностей развития детей. Обычно для них применяют пластиковые бутылки и крышечки от них, одноразовую посуду, втулки от туалетной бумаги и бумажных полотенец, пуговицы, скорлупки от орехов и многое другое. Детям должно легко работаться с материалами: резать их, прокалывать, склеивать и выполнять другие манипуляции. Из картонных коробок, оставшихся после покупки мебели, можно изготовить настоящую кухню для маленькой хозяюшки. А для мальчика – сделать машину, на которой он будет колесить по квартире. Да мало ли что могут придумать для своих детей любящие родители. Совместное изготовление таких поделок очень сближает, а новые идеи приходят во время работы. Взрослые выполняют сложные этапы, а малышу можно доверить декоративную отделку.

Можно изготовить из ненужного картона домик или магазин, прорезав окна и дверцы. Небольшую коробку можно использовать для изготовления кукольного домика. Внутри его можно обклеить остатками обоев, из обрезков ткани вырезать шторки. Мебель также изготавливается из всего, что есть под рукой. Изготовление поделок из бросового материала - увлекательное занятие, помогающее взрослым вернуться в детство, а детям научится создавать новые вещи своими руками.

Новый год – праздник, которого ждут все от мала до велика. К этому дню готовятся заранее, наряжая елку и квартиру, изготавливая подарки. И в преддверии этого праздника как никогда пригодится бросовый материал. Старые каталоги и журналы можно использовать при изготовлении гирлянд и фонариков. Из перегоревших лампочек получаются оригинальные елочные игрушки, которых нет больше ни у кого. Пластиковые стаканчики могут стать основой для игрушек, если их раскрасить яркими красками и добавить блеска.

Работа с бросовым материалом учит как взрослых, так и детей не только творить и развиваться, но также находить нестандартные решения. Учит бережливости и любви к окружающей среде. Прежде чем отправлять какой-либо предмет, пришедший в негодность, в мусор, стоит приглядеться к нему внимательно. А может, это вовсе не бросовый материал, а основа будущего шедевра. Выбросить то, что уже не нужно, можно всегда, а вот подарить вторую жизнь – это уже искусство

  Бросовый материал дает детям чувство независимости от взрослых, т.к. его  можно использовать по своему усмотрению, а главное – этот материал всегда можно найти, он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение.

Использование  бытового мусора приучает ребенка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старания, а в дальнейшем  станет уважать и труд других людей.

Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить.

Поделки из бросового материала могут иметь разное назначение: для игр детей, для украшения интерьера группы, но все они должны быть безопасными для детей (не токсичными, не вызывать аллергий); тщательно промытыми и высушенными.

Под бросовым материалом подразумевается весьма широкий ассортимент материалов разного происхождения и с самыми разнообразными свойствами. Это:
1) материалы растительного происхождения: сосновые и еловые шишки, желуди, листья деревьев, кустарников, травы, мхи, лишайники, ветки, семена, солома, и т.д.;
2) широко распространенные в природе глина и кварцевый песок, а также камешки и ракушки;
3) доступная для обработки силами младших школьников тонкая и мягкая проволока, алюминиевая фольга, пенопласт, поролон, синтетические пленки, и т. д;
4) небольшие бумажные и картонные коробки, деревянные катушки, корковые и пластмассовые пробки, скорлупа, спичечные коробки, исписанные стержни от шариковых ручек и т.д.; 
5) ткани и волокнистые материалы.

В процессе изготовления предметов (поделок) из разных материалов учащимся приходится самостоятельно решать разнообразные конструкторские и технологические задачи, задачи оформления, отделки изделий, приходится сравнивать, сопоставлять приемы при обработке разных материалов. Очень значимым элементом в работе является расширение общего кругозора детей, их знаний о материалах, инструментах.
Занятия не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению предметов из разных материалов, но и проведение бесед, организацию выставок, показов, экскурсий, тематических вечеров, целью которых является объединение детей в коллективе и организация свободного от занятий времени. Основная задача заключается в формировании у младших школьников практических трудовых навыков, развитие творческой активности и воспитание художественного вкуса.


 

Примерные конспекты занятий.


 

Тема: Изготовление кукол из фантиков.

Цель: - обучать приёмам работы с бросовым материалом

-рационально использовать природные ресурсы;

-воспитывать аккуратность, чувство коллективизма;

-создавать из вторичных материалов красивые  и нужные вещи;

-работать по алгоритму

Я рада вновь видеть наших маленьких гостей на нашем мастер-классе. Вижу, что вы уже подготовили необходимый материал для работы. Сегодня нам понадобится необычный материал – фантики!

Мы уже работали с таким необычным материалом, как фантик, и хотелось бы узнать у наших студентов, какие цели занятия мы можем поставить, работая с фантиками и другим бросовым материалом?

После праздников у ребят всегда останется много фантиков. Где их можно применить? Конечно, на уроке труда!  И, прежде чем, начать наше занятие, объявляю конкурс на самый тихий стол, победителя в конце занятия ждет приз!

Сегодня я вам расскажу историю создания фантиков и покажу, что можно сделать из этого бросового материала. Большинство россиян бумажки от конфет называют фантиками. И лишь профессионалы называют его правильно: «конфетный этикет», а говоря о пленочном материале, добавляют: «С твист-эффектом» (twist-effect), что означает «пленка с эффектом памяти».

Истории фантика - а говоря обобщенно, упаковки - как таковой не существует. Для перевозки и хранения продуктов, в том числе и конфет, люди испокон века использовали то, что попадалось им под руку. С изобретением ткани, бумаги, фольги, парафиновой бумаги, целлофана появилась и упаковка. Например, целлофан изобрел в 1908 году швейцарский доктор Жак Эдвин Бранденбергер, его изобретение, как это часто бывает, стало делом случая. Фольга появилась еще раньше - в середине XIX века. А парафиновую бумагу - ту, которая лежит в обертке стандартной российской шоколадной конфеты, между собственно фантиком и фольгой - придумал великий изобретатель Томас Алва Эдисон в 1872 году (слайд). Эдисон изобрел фонограф, пишущую машинку, генератор переменного тока и усовершенствовал электрическую лампочку. А это его «несерьёзное изобретение» мало кто помнит, хотя вообще-то изобретал он парафиновую бумагу для телеграфа. Но получилось так, что ее стали использовать и кондитеры. Все остальные конфетные фантики - лишь усовершенствованные производные от этих изобретений. Так что мы теперь знаем, кто является «отцом конфетных рубашек», и кому сказать наше большое сладкоежкино СПАСИБО.

С началом XIX века в Европе, а позже и в России, родилась сеть ремесленных кондитерских, в которых конфеты из какао-масла изготовлялись вручную и стоили баснословно дорого.  «Одежка» конфеты – знакомый всем фантик – появилась лишь к середине века. Теперь она знакома даже малышу, раскрывшему для себя мир сладкого вкуса.

В наше время для заворачивания конфет разработаны новые металлизированные материалы, очень похожие на фольгу.

Как и столетие назад, так и в наши дни, фантики являются не просто «визитными карточками» товара, его «лицом», но и частичкой культуры народа, страны. Они принадлежат своему времени. И в них как в капле воды отражается историческая эпоха. Фантики с различными названиями являются не только рекламным знаком, знаком принадлежности, но и показателем человеческой психологии. Так в период  XІX начала XX века стали появляться  фантики с названиями конфет. Кондитерская упаковка XІXвека поражала необыкновенным разнообразием сюжетов и тем. По фантикам можно было изучать азбуку, и цифры, узнать о разных странах. Иногда на фантики помещали загадки, ребусы, гороскопы, частушки и стихи.

Кто из вас умеет отгадывать загадки? Тогда внимательно слушайте и поднимайте руку, если знаете ответ

Вот одна из загадок на фантике «Кто родился и никогда не умирал?» ( Род человеческий).

В начале XІX века выпускались конфеты, фантики которых украшали портреты писателей и поэтов - Пушкина, Гоголя, Крылова и многих других. На фантиках можно было увидеть такие названия конфет: «Красная Заря», «Полярная», «Дедушка Мороз», «Ласточка», «Цеппелин», «Интернационал», «Красный авиатор», «Виды мира», «Снегурка», «Флотская», «Стенька Разин», «Крестьянская», «Персифаль», «По особому заказу», «Куколка», « Красноармейская Звезда», «Торпедо», «Красная Москва».

Затем появились названия: «Стратосфера», «Велосипедная», «Виды транспорта».

В первые годы Советской власти убирались все символы, связанные с императорской Россией. Исчезли фантики, например,  с названием «Царская», «Принцесса», «Императрица», «Боярыня». Появились конфеты, упаковки которых украшали «Красный Октябрь», «Красный большевик». «Чапаев», Пионер», «Октябрёнок», «Советская», «Крестьянская».

Яркой приметой 60- годов ХХ века стал полёт человека в космос. Кто из вас знает кто был первый космонавт и когда был первый полет в космос Это событие тоже нашло отражение в таких названиях конфет:  «Космос», «Космическая».

Фантики, как и многое другое, несут отпечаток времени, они связаны с историей страны. Из этого материала можно создать огромное количество красивых вещей. Это игрушки и украшения, вазочки для конфет и цветов, великолепные сумочки, поделки в технике модульного оригами и объемные птицы и животные, разные куклы, и даже одежда. Во всем мире люди любят устраивать показы одежды из фантиков. Во многих квартирах в качестве украшения можно увидеть фантиковых бабочек.

А наиболее опытные мастера делают из конфет и фантиков игрушечные коляски,  витражи. Скоро праздник Новый год, у вас будет много новых и красивых фантиков  и из них можно изготовить очень много украшений, аппликаций  и даже елки .

Сегодня мы с вами будем делать бабочек из фантиков по алгоритму кто мне скажет, что такое алгоритм?(порядок выполнения действий). Думаю, вам эта работа будет интересна, вы можете пофантазировать и создать работу, непохожую на другие. Но вначале посмотрите, какие бывают бабочки,  а теперь посмотрите как надо правильно выполнить бабочекУспехов вам! Не забудьте про технику безопасности при работе с ножницами.

Практическая работа, контроль и методические рекомендации.

Подведение итогов, объявление победителя .

 Понравилось ли вам занятие?

 Довольны ли вы своей работой?

  Какие ошибки в своей работе вы заметили?

 На что необходимо обратить внимание в следующий раз?

 Какую оценку вы поставили себе за это занятие?

Всем большое спасибо! 

Тема: Работа с бросовым материалом: Изготовление игрушек из коробков  «Лягушка».

Цель урока: 

1. Дать представление об объёмном моделировании из готовых геометрических форм. Познакомить учащихся с понятием «бросовый материал». Учить анализировать иллюстрационный материал и образец игрушки по вопросам учителя, выполнять изделие по инструкции и показу приёмов работы. Повторить приёмы разметки деталей парным способом. Развивать навыки работы с бумагой, «бросовым» материалом».

2. Развивать зрительное и пространственное восприятие на основе упражнений в узнавании и различении.          

3. Воспитывать мотивацию к обучению, творческую активность.

Оборудование: Образец изделия. Коробочки от лекарств, цветная бумага, шаблоны, ножницы, простой карандаш, клей карандашный

Словарь: Моделирование, бросовый материал, торец.

План урока

1. Орг. момент.

2. Введение в тему урока.

3. Сообщение темы урока.

4. Анализ образца изделия.

5. Физкультминутка «Лягушки-подружки».

6. Коррекционно-развивающее упражнение (Упражнение на развитие зрительного и пространственного восприятия).

7. Объяснение нового материала с показом последовательности выполнения задания.

8. Правила безопасной работы инструментами и принадлежностями.

9. Этап закрепления новых знаний.

10. Пальчиковая игра «Лягушки».

11. Практическая работа.

12. Гимнастика для глаз.

13. Анализ выполненной работы.

14. Подведение итогов, выставка работ и их анализ.

Ход урока

1. Орг. момент. Приветствие учащихся. (Дети занимают свои места)

2. Введение в тему урока. (Формирование познавательного интереса, мотивации к обучению, эмоциональный настрой).

Ребята, сегодня к нам на урок пришёл необычный гость. Зовут его Самоделкин. Самоделкин – большой умелец, может мастерить разные игрушки, занимательные поделки, полезные вещицы из самого интересного материала.

Материал этот называется бросовым. Почему он так называется? Потому что, данный материал мы обычно выкидываем. Например, съели вы йогурт, куда вы денете стаканчик из-под съеденного йогурта? Выбросите, конечно. А вот великий мастер Самоделкин так никогда не поступит. Из стаканчика он смастерит вазочку. И так же поступит он с коробочками, баночками из-под кремов, флаконами из-под шампуней, крышками из-под бутылок и тому прочее. Вот и мы с вами ничего выкидывать не будем, так как эти предметы станут для вас полезными и нужными. Самоделкин с удовольствием поможет вам, ребята, изготавливать различные поделки из такого необычного материала.

Педагог: – Сегодня мы познакомимся с новым видом работы – объёмным моделированием.

Что значит «объёмное моделирование»? Это изготовление поделок с использованием готовых геометрических форм, т.е. упаковок, коробочек. Посмотрите на коробочки. Они имеют готовую геометрическую форму: они могут быть прямоугольными или квадратными. У коробочки есть передняя и задняя стороны, боковые стороны и торцы. 

Посмотрите, ребята, Самоделкин приготовил разные коробочки. Как вы думаете, для чего? 

3. Сообщение темы урока. (Сообщение новых знаний. Фронтальная работа с наглядным материалом, показ образца изделия)

Педагог: 

Сегодня мы будем учиться мастерить игрушку из готовой коробочки. А какую именно игрушку догадайтесь по загадке, которую для вас приготовил Самоделкин:

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.                                                                                            

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.  (Лягушка)    

Лягушки живут на болотах. Питаются комарами, мухами. Они резко выбрасывают язык вперёд, он у лягушек липкий, и на него прилипают комары, мухи, мошка. В свою очередь лягушки – пища для цапли и других водоплавающих птиц. 

4. Анализ образца изделия. 

- название изделия – игрушка «Лягушка»;

Что нам понадобится для работы: 

- какой используется материал для изготовления изделия – цветная бумага, клей, коробочки;

- какие используются инструменты и принадлежности для изготовления игрушки – ножницы, шаблоны;

- из каких деталей состоит изделие – туловище из бумаги зелёного цвета и дополнения (глаза, рот, лапы);

Приёмы работы: 

оборачивание и оклеивание коробка бумагой, складывание бумаги пополам для разметки деталей для глаз парным способом, округление заготовок, разметка деталей лап по шаблону, приклеивание по месту. В вопросно-ответной форме:

- Что нужно будет сделать с коробочкой? (Обернуть бумагой и оклеить)

- Сколько глаз у лягушки, а сколько лап? (Два и четыре)

- Как можно быстро разметить несколько одинаковых деталей? (Сложить бумагу пополам один или два раза – парный способ)

- Каким приёмом можно разметить детали для глаз? (Округлить заготовки)

- А детали лап как лучше разметить, чем воспользуемся? (Шаблоном)

- Как соединим части изделия? (Клеем)

Разбор словарных слов: Моделирование, бросовый материал, торец.

Практическое применение изделия: Для чего изделие предназначено – для игры;

5. Физкультминутка. (Переключение внимания, снятие умственного напряжения).

«ЛЯГУШКИ – ПОДРУЖКИ»

На болоте две подружки,

Две зелёные лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали,

Ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет.

Всем друзьям физкульт-привет!

Вращение руками, согнутыми в лок-  

 тях вправо-влево.

 Имитация движений: умывание лица,

 растирание полотенцем.

Топтание на месте.

Хлопки в ладоши.

Наклоны вправо-влево.

Приседания.

6. Коррекционно-развивающее упражнение. (Коррекция зрительного и пространственного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении).– Самоделкин любит задавать различные головоломки.

Задание 1: Какой лягушке досталась стрела Ивана-Царевича?

Задание 2: Найдите двух одинаковых лягушек.

7. Объяснение нового материала с показом последовательности выполнения задания. (Ориентировка в задании. Работа по иллюстрационно-графическому плану).

Подготовка основы:

- приготовь рабочее место: материалы, инструменты, принадлежности;

- оберни коробочку листом бумаги;

- заклей боковые стороны коробочки;

- надрежь углы с боковых сторон коробочки;

- заклей торцы.      

Разметка деталей:

- разложи перед собой подготовленные кусочки цветной бумаги.

Глаза. Все детали для глаз размечаются парным способом:

- полоску зелёного цвета сложи пополам и округли верх заготовки;

- нижнюю часть заготовок зелёного цвета отогни назад;

- полоску белого цвета сложи пополам и округли верх заготовки;

- также разметь детали глаза чёрного цвета.  

Лапы: Детали для лап также размечаются парным способом по шаблону.

- сложи полоску зелёного цвета пополам, приложи шаблон верхней лапы, обведи карандашом, вырежи по разметке;

- также разметь нижние лапы.

Рот. Деталь для рта подготовлена педагогом.  

Сборка игрушки:

- собери глаз в заданной последовательности: приклей на зелёную часть белую заготовку, затем чёрную заготовку;

- приклей глаза на верхний торец коробочки за отогнутую часть;

- на боковые стороны справа и слева приклей сначала верхние лапы, затем нижние лапы;

- на лицевую сторону коробочки приклей деталь рта.

8. Правила безопасной работы инструментами и принадлежностями. (Повторение правил техники безопасности).

Работать на подкладной доске, правильно разместить материалы на столе. Ножницы – острый предмет.

Работать с ножницами аккуратно: брать ножницы по необходимости, не оставлять раскрытыми на столе, убирать в подставку, передавать той стороной, где находятся кольца.

Остатки бумаги складывать в подставки для мусора.

С клеем работать аккуратно. Склеивать по боковым поверхностям, точечно.

Соблюдать правила рабочего человека и правила техники безопасности.

9. Этап закрепления новых знаний. (Закрепление приёмов работы, новых знаний). Повторение учащимися  последовательности выполнения работы. Разбор инструкционной карты.

Что делаем вначале? (Подготавливаем основу для игрушки: оборачиваем цветной бумагой коробочку, заклеиваем боковые стороны, надрезаем с боковых сторон, заклеиваем торцы)

Сколько глаз, верхних и нижних лап у игрушки? (По две)

Они одинаковые, а значит парные.

Как размечаем парные детали? (Бумагу складываем пополам, размечаем детали и, не разворачивая бумагу, вырезаем, получаем сразу две парные детали)

Каким приёмом размечаем детали для лап? (Приёмом округления)

Практическое применение изделия? (Игрушка)

Пальчиковая игра.  (Гимнастика пальцев рук)

Ребята, подготовим ваши пальчики к работе. Самоделкин приготовил разминку для пальчиков.

«ЛЯГУШКИ»

Две весёлые лягушки

Ни минуты не сидят.

Дружно прыгают подружки

Только брызги вверх летят.

Кулачки лежат на столе.

Раскрытые ладошки выкидываются вперёд: раскрыть – закрыть.

11. Практическая работа. (Индивидуальная работа учащихся с опорой на образец изделия, иллюстрационно-графический план, объяснение и показ учителя) Раздача материалов.

Распределение заданий для разных групп учащихся с учётом их индивидуальных возможностей:

- базового уровня: анализируют образец изделия, определяют материал. По инструкции и показу педагога подготавливают основу для изделия: оборачивают коробочку бумагой, заклеивают боковые стороны, надрезают углы и заклеивают торцы коробочки. Детали для глаз размечают парным способом: складывают кусочки бумаги пополам и выполняют разметку приёмом округления заготовок. Детали для лап размечают парным способом по шаблонам. Приклеивают детали по месту. Соблюдают правила безопасной работы ножницами, клеем. Ориентируются в направлении, положении и пространственных связях частей изделия. Собирают игрушку, ориентируясь на иллюстративный материал, образец изделия. Оценивают качество выполненных работ. Аккуратно убирают материалы и принадлежности, приводят в порядок своё рабочее место.    

- сниженного уровня: выполняют работу с постоянной помощью педагога. Помощь оказывается при размещении коробочки на листе бумаги, надрезании углов и оклеивании сторон коробочки. Детали для глаз, лап и рта заранее подготовлены учителем. Направляющая помощь при размещении и приклеивании деталей при сборке изделия.

12. Коррекционно-развивающее упражнение. Гимнастика для глаз. (Упражнение для снятия усталости и напряжения с глаз) Самоделкин приготовил ещё одно задание: помогите лягушонку перепрыгнуть с кочки на кочку. «Перепрыгивать» с кочки на кочку нужно только глазками, голову не поворачивайте.

13. Анализ выполненной работы. (Закрепление пройденного материала)

С каким видом работы вы познакомились на  уроке? (Объёмное моделирование)

Как вы понимаете данный вид работы? (Изготовление поделок с использованием готовых геометрических форм: упаковок, коробочек)

С каким материалом вы работали? (Бросовым)

Почему для разметки глаз и лап  бумагу складывали пополам? (Глаза и лапы парные детали)

Какие приёмы работы применили? (Приём округления заготовок и разметка по шаблону)

14. Подведение итогов. (Стимулирование деятельности учащихся).– Самоделкин очень вами доволен, ребята. Вы молодцы, хорошо потрудились на уроке, сделали замечательные игрушки.

Оценивание качества выполненных изделий (выставка работ). Выявление наиболее аккуратно выполненных работ.

Оценивание работы детей (выставление оценок, устное поощрение, стимулирование работы учащихся).

Домашнее задание (изготовление подобной игрушки).

Конспект занятия на тему: «Поделки из бросового материала».Лягушка из пластиковых бутылок.

Возрастная категория учащихся: 12-13 лет.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: научить учащихся изготовлению поделок из бросового материала (пластиковых бутылок) для декора участка.

ЗАДАЧИ:

1) Обучающие:

учить изготавливать поделки из бросового материала (пластиковых бутылок).

2) Развивающие:

развивать интерес к декоративно-прикладному творчеству;

развивать творческие способности, мелкую моторику рук.

3) Воспитательные:

воспитывать доброжелательность, трудолюбие.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметные:

будут знать технику создания поделки «Лягушка» из бросового материала,

будут уметь оформлять участки поделками из бросового материала.

Метапредметные:

развиты навыки работы с материалом и инструментами;

развиты коммуникативные навыки;

развиты навыки самостоятельной работы.

Личностные:

сформирован интерес к занятиям прикладным творчеством;

созданы условия для личностного развития учащихся.

Учебно-методический комплекс: две двухлитровые пластиковые бутылки, клей Титан или Момент, ножницы, канцелярский нож, кисточка, стаканчик из-под йогурта 04-05л., краска: зеленая, черная, желтая, оранжевая, золотистая.


 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I ВВОДНАЯ ЧАСТЬ: приветствие, инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами.

II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: изготовление поделки – лягушки из пластиковых бутылок.

Педагог: Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами будем учиться декорировать садовый участок. Мы с вами научимся делать симпатичных лягушек из пластиковых бутылок, которые обязательно займут достойное место в вашем саду. К тому же делать их очень быстро и просто.
Садовые фигурки стоят дорого, не у каждого есть возможность их купить, а из подручных материалов можно сделать много забавных и интересных поделок для сада. Поделки сделанные из пластиковых бутылок, будут очень долго украшать ваш участок или сад.

Итак, сейчас мы с вами узнаем, как можно сделать лягушку из пластиковой бутылки.

Ход работы:

1) отрезаем от пластиковых бутылок два донышка;

2) для устойчивости во внутрь одного донышка насыпаем немного щебёнки;

3) склеиваем два донышка между собой с помощью клея Титан или Момент;

4) из оставшейся ровной средней части бутылок вырезаем лапки по примерному шаблону. На лапках необходимо оставлять небольшие «флажки», с помощью которых лапки лягушки будут соединяться с туловищем, а в туловище с помощью канцелярского ножа прорезать небольшую щель под размер «флажков» (можно приклеить лапки поверх туловища);

5) красим зеленой краской туловище, лапы лягушки, рисуем красками мордочку: глаза, нос, рот.

6) для лягушки - девочки делаем корону из верхней части всё той же бутылки. Кончики короны подкручиваем ножницами. Красим в золотистый цвет;

7) для лягушки - мальчика делаем фуражку: вырезаем из донышка стаканчика, красим в любой яркий цвет, крепим с помощью клея «Момент» или «Титан».


 

III ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: оформление участка, рефлексия.

Вопросы для рефлексии:

- было ли полезным занятие?

- что понравилось / не понравилось на занятии.

Тема: «Работа с бросовым материалом. Хризантема из пластиковых стаканчиков».

Цель занятия: сформировать представление о том, что можно «бросовый» материал применять для создания полезных и красивых изделий.

Планируемый результат: уметь применять «бросовый материал» для изготовления изделий, применяя фантазию и чувство прекрасного; уметь посильно помочь природе; уметь ценностно относится к природе и окружающему миру.

1.Личностные: развитие любознательности и фантазии; формирование интереса к изучению природы; осознание необходимости сохранения природы и формирование мотивационной основы своего отношения к окружающему миру;

2. Предметные: сформированность представлений о взаимосвязях и взаимодействии между природой и человеком.

3. Метапредметные:.

Познавательные: ориентирование в предложенном материале, проведение сравнения, выстраивание цепочки логических рассуждений.

Регулятивные: понимание и сохранение учебной задачи, использование алгоритма сравнения, осуществление самоконтроля и самооценки.

Коммуникативные: принимать и выполнять правила работы в группе; обосновывать сделанные выводы.

Оборудование и наглядные пособия: учительский ноутбук ,интерактивная доска, подключение к Интернету, презентация к уроку, пластиковые стаканчики, ножницы, клей, проволока.

Этапы занятия

Ход занятия

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация и стимулирование к деятельности.

Цель: организовать мотивацию к деятельности.

(5 мин.)

Здравствуйте, ребята. Вы сегодня полны сил и энергии, которая поможет нам в работе.

Пора бы человечеству понять

Богатства у Природы отбирая,

Что землю нужно тоже охранять.

Она, как мы, такая же – живая!

На прошлом занятии мы были с вами на экскурсии в заповеднике, где познакомились с правилами охраны природы от загрязнения. Как вы думаете, мы всё узнали о том, как охранять природу?

Кто из вас ребята смог выполнить задания данные на экскурсии? (рассматриваются и оцениваются выполненные здания)

Конечно мы не можем использовать на уроке то, что собрано на экскурсии . Это негигиенично. Но дома мы можем не выбрасывать пластиковую тару, а сделать из неё много красивых и полезных вещей.

- Чтобы научиться новому необходимо вспомнить уже изученное. И сегодня на уроке мы сможем научиться находить другое применение такому виду мусора как пластиковые стаканчики. Подумайте, что бы вы смогли смастерить из стаканчиков?

приветствие учащихся

Ответы учащихся, защита своих работ

Предположения детей

Коммуникативные УУД:

формируем умение слушать и понимать других;

- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД:

- формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

2. Актуализация знаний и постановка проблемы

Цель: актуализировать знания детей для восприятия нового материала

(5 мин.)

Сегодня мы с вами познакомимся с новым направлением в технологии , которое называется РЕЦИКЛИНГ-или преобразование бросовых, неходовых, использованных материалов во что-то красивое и полезное.

Посмотрите на слайд, на котором

мы можем видеть необходимые на уроке материалы и инструменты.  Проверьте наличие на рабочем месте всего необходимого

Для того, чтобы определить, что мы с вами будем делать, предлагаю разгадать кроссворд  и прочитать название того растения, которое мы научимся делать

Проверка выполненного задания.

Проверим. Совершенно правильно. Наше изделие сегодня -хризантема.

Постановка проблемного вопроса:

Как же мы сможем это сделать? У кого есть какие-либо предложения?

Мы вместе с мамой, с папой
Поделки мастерим,
Мы ничего не выбросим - 
Ведь всем мы дорожим!

Деление на пары произошло перед началом урока, дети зная, что будет работа в паре сформировали пары заранее

Дети сравнивают предметы на своем рабочем месте с предметами на слайде

У каждой пары на столе кроссворд на листе А4. Названия растений, которые они узнали , дети заносят в кроссворд. При затруднении советуются с соседней парой или берут помощь учителя.

Проверяют свой кроссворд, сравнивая его с образцом.

(Высказывания детей)

Предположения детей могут заранее объяснить ход работы

Познавательные УУД:

формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

-формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

Регулятивные УУД:

- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3. Построение проекта выхода из затруднения

Цель: построить проект выхода из затруднения.(3 мин)

1.Пронаблюдать по технологической карте на сайте этапы работы

2.Составить план работы

3.Обсуждение навыков необходимых для работы.

4.Сделать вывод о том, как нужно работать, чтобы сделать букеты.

.Дети наблюдают по технологической карте на сайте этапы работы

Составляют план работы

выделяют навыки, необходимые для работы. Один из работающих делает заметки по плану работы

делают вывод о том, как нужно работать, чтобы сделать букеты.

Познавательные УУД:

формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

- формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД:

- формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

4. Реализация

построенного проекта

Цель: построение и фиксация нового знания

(10 мин)

Повторение техники безопасности при работе с ножницами клеем.

Определим критерии сравнения.

По каким признакам мы можем сравнить наши изделия? (Цвет, величина, форма, аккуратность)

Дети проговаривают какие правила нужно соблюдать при работе на уроке

Работа в группе

Определяют по каким качествам сравнивать изделия

Коммуникативные УУД:

формируем умение слушать и понимать других;

Личностные УУД:

формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

Регулятивные УУД:

-формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

Физкультминутка.

(2 мин)

Упражнение для снятия напряжения глаз

(из библиотеки ЭОР)

Выполняют упражнения из физминутки для снятия напряжения глаз

Регулятивные УУД:- формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Цель: организовать первичное закрепление при помощи иллюстрации

(8-10 мин)

Проводится выставка букетов

Как вы думаете, слова, которые вы видите на слайде, могут стать итогом нашей работы?

Люблю свою я родину,
Ей очень дорожу!
Весь мусор, каждый фантик
Я в дело приложу:
Красивые картины,
Шкатулки, зеркала
Из пробок и из семечек
Умею сделать я.
Природа мной довольна,
И я любуюсь ей,
Красивой, чистой, яркой
При помощи моей!

Дети составляют букеты из изготовленных хризантем.

Коммуникативные УУД:

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Регулятивные УУД:

- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

7. Включение в систему знаний и повторения

Цель: организовать включение нового знания в систему знаний и повторение и закрепление ранее изученного

(3 мин)

Посмотрите, какие еще поделки можно сделать из бросового материала

-Полезные мелочи из пластиковых отходов

( stranamasterov.ru/ node/ 352261) Букетик из пластиковых бутылок

Пластиковые бутылки и не только

( stranamasterov.ru/ node/ 92445) и др.

А какие из предложенных работ вам понравились, и вы сможете сделать их сами

Дети делятся своими впечатлениями

Познавательные УУД:

формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

- формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Регулятивные УУД:

- формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

8. Рефлексия деятельности

Цель: организовать рефлексию деятельности

(2 мин)

.-Какие задачи ставили перед собой? Как у вас это получилось?

- Где вне школы пригодятся эти знания?

А теперь оцените, что нового вы смогли сегодня узнать. У каждого из вас на партах лежат две карточки красного и зеленого цвета.

Красная значит то, что вам необходимо повторение, а зеленая значит то, что у вас все получилось. -Выберите ту, которая соответствует вашему состоянию на уроке.

Я рада, что практически все выбрали зеленую карточку, ну а тем, кто слегка в себе сомневается ,мы поможем все вместе.
Заучивание двустишья:

Изделие готово - и очень "ничего",
А завтра сяду снова и сделаю ещё!

Вы замечательно потрудились. Спасибо вам! Занятие окончено.

Оценка детьми своих действий и достижений

Предположения детей

Выбор карточки

Регулятивные УУД:

- формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Тема; Работа с бросовым материалом 
"Игрушки на бобине от скотч
а"

Бросовый материал - это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии. О. Шлосс

Цели и задачи:

1. Учить детей создавать объемные композиции из бросового материала (бобина от скотча).

2. Учить детей выполнять работу быстро и аккуратно.

3. Прививать навыки работы с инструментами, напомнить правила техники безопасности с режущими и колющими предметами.

4. Развивать у детей художественный вкус, творческое воображение, образное мышление.

5. Развивать мелкую моторику рук.

6. Развивать у детей фантазию, творческие способности детей.

7. Воспитывать усидчивость и аккуратность, бережное отношение к окружающей природе.

Методы и приемы:

Показ образца, рассматривание и последовательное обследование образца.

Объяснение, частичный показ способов выполнения работы, указания, напоминания, поощрения.

Помощь, анализ, оценка, беседа о вещах которым можно подарить вторую жизнь.

Материал: гофрированный картон (белый), упаковочная коробка с трехслойным картоном, клей ПВА, стержни для клеевого пистолета, подвижные глазки.

Инструменты: ножницы, клеевой пистолет, линейка, простой карандаш, стирательная резинка, резак, циркуль.

"Бросовый материал в творческих руках".

В разное время самодельные игрушки мастерили из разнообразных материалов: бумаги, картона, фольги, ваты, кусочков ткани, бусин, бисера, природных материалов, глины. Сегодня магазины предлагают покупателям множество новых материалов для поделок. Это и разнообразные бумага и картон, в том числе и гофрированный, новые и необычные виды ткани, упаковочные сетки, креповая бумага для цветов. Появились массы для лепки легкие, плавающие в воде, самозатвердивающиеся под воздействием воздуха. Термопистолет - который за несколько секунд склеивает любую поверхность особенно хорошо картон и бумагу. Различные декоративные клея с блестками, спреи, стразы, пайетки и т. д. Но кроме этих материалов есть и не менее интересный, побуждающий человеческую фантазию работать - это "бросовый материал". Игрушки и поделки из этого материала особенно популярны в современном мире.

Для нас уже не ново видеть на улицах на природе горы всевозможного мусора, бумажные коробки, пластиковые бутылки, битое стекло, целлофановые пакеты и прочий мусор. От которого страдает не только окружающая нас среда, но и мы люди. Огромные усилия и средства тратятся на изготовление всевозможных упаковочных материалов, и потом все это оказывается на свалках. Уже сейчас свалки занимают в нашей стране более 85 тысяч гектаров земли, ежегодно увеличиваясь еще на 1500 га ежегодно. По расчетам специалистов, здесь 30% составляют бумага и картон, 4% полимеры, 3% черные и цветные металлы, от 4 до 6% стекло, свыше 4% текстиль. Бумаги здесь столько, что тысячи гектаров леса могли спокойно расти, а не вырубаться для нужд целлюлозно-бумажной промышленности. А пластиковые упаковки и другие полимерные материалы могли бы заменить тонны бензина, нефти и газа.

Мы перестаем замечать мусор под ногами, спокойно выбрасываем его в любое место на нашем пути, дети наблюдают за нами взрослыми и повторяют в точности наши поступки, мусорят на улицы в подъездах, общественном транспорте, кинотеатрах и т.д. И когда мы наконец-то обращаем на это внимание, оказывается, что уже слишком поздно, что-то менять. Для того чтобы этого не происходило нам взрослым необходимо уже с детского сада учить детей беречь окружающую природу. И в этом нам могут помочь именно "бросовые материалы", использованные коробки, банки, бутылки, упаковки из-под сигарет, чая, зубной пасты которые можно использовать в работе с детьми на уроках труда и в кружках прикладного творчества.

Например: обычный упаковочный картон. Для упаковки крупных или тяжелых изделий используют коробки из гофрированного трехслойного или пятислойного картона, для упаковки цветов - двухслойный. Для работы с детьми лучше всего использовать картон с тремя слоями, который имеет первый и третий слой из плотной бумаги, а второй слой представляет собой бумагу наклеенную змейкой - гофру. И двухслойный, так как этот картон уже готов к употреблению. По цвету, этот картон бывает белым, всех оттенков коричневого и серого. Гофрированный слой имеет как крупную, так и мелкую гофру, что позволяет мастеру проявить свою фантазию при работе не только с цветом, но и с гофрированной фактурой. Если намочить и снять один слой бумаги, получится гофрированный слой плотного картона. При работе только с бросовый материал ограничение в цвете можно разнообразить, тем, что белый картон с мелкой гофрой легко краситься акриловой краской. В продаже в магазинах можно приобрести картон всех цветов и оттенков радуги. Самый лучший картон это тот, который имеет цветную поверхность как внутри, так и снаружи картонного листа.

Для выполнения поделки "Зайчик с морковкой" нам понадобиться из "бросового материала" - упаковочный трехслойный картон, бобина от скотча, белый двухслойный картон.

Игрушка на бобине. "Зайчик с морковкой"

Ход работы

Из упаковочного трёхслойного картона вырезать 10-13 кругов диаметром 6 см. Круги склеить между собою клеем ПВА. Толщина получившейся заготовки головы зайчика должна быть, чуть меньше толщины бобины от скотча.

Из белого гофрированного картона вырезать по два круга диаметром 8 см. и 6 см., а так же две полосы (располагая гофры горизонтально) длинной 28 см и 21 см. Ширина полос должна соответствовать ширине бобины от скотча.

Бобину освободить от остатков клейкой ленты и обклеить полосой (28 см.) и двумя заранее вырезанными кругами (8 см.) - это туловище.

Полосой размером 21 см. и двумя вырезанными кругами (6 см.) обклеить картонную заготовку для головы .

Туловище и голову склеить между собой по шву с помощью клея ПВА или термопистолетом .

Из упаковочного трехслойного и из белого двухслойного картона вырезать "ноги" зайца - по 1 детали (шаблон 3), склеив их между собой. Из белого картона (шаблон 2) вырезать лапы - 2 шт., мордочку - 1 шт. (шаблон 5), грудку - 1шт. (шаблон 6). Глаза (2 шт.) и нос (1 шт.) можно вырезать из бумаги, либо взять уже готовые для изготовления мягких игрушек. Хвост - вырезать полосу длиной 6 см. и шириной 0,5 см., склеить ее в спираль (шаблон 7). Уши вырезать из белого гофрированного картона (шаблон 4) в количестве 2 шт., а вставки в ушах (2) из бумаги, розового или жёлтого цвета. Вырезанные детали приклеить на заготовку зайца.

Оформить зайца можно по-разному: бант, галстук, шляпка. В лапы дать морковку (шаблон 8). Украсить блестками и т. д.

Проект «Игрушки из бросового материала»

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Тип проекта: творческий.

Участники проекта: учащиеся 4 класса, классный руководитель.

Проблема: развитие коммуникативно-творческой деятельности учащихся.

Цель проекта: научить детей из бросового материала делать различные поделки.

Задачи проекта:

в ходе беседы подвести детей к выводу о том, что даже из ненужного использованного материала можно сделать полезную вещь;

развивать мыслительную и творческую деятельность учащихся;

способствовать развитию сотрудничества ученика с учителем и товарищами по классу;

воспитание эстетического вкуса, бережливости, трудолюбия, чувства гордости за выполненную работу.

Предполагаемые результаты: сформировать у детей умение находить применение бросовому материалу в жизни, творчески подходить к изготовлению поделок.

Оборудование: бросовый материал (коробки, бутылки, баночки, использованные диски, старые открытки, остатки пряжи и ниток, кусочки тканей, ленты), цветная бумага, картон, ножницы, нож, игла, скотч, пластилин, клей, фломастеры, акварельные краски.

Этапы проекта:

1.Подготовительный этап.

Цель: создать проблемную ситуацию, заинтересовать детей.

1) Актуализация знаний учащихся.

Учитель: Ребята, я сегодня принесла бросовый материал. А как вы думаете, что это такое?

Дети: Это отходы, то, что становится ненужным, и его выбрасывают. Например, коробки, бутылки, обёрточная бумага, различные упаковки.

(Учитель демонстрирует бросовый материал.)

Учитель: Где в жизни мы встречаемся с бросовым материалом?

Дети: Дома, в школе, на улице.

Учитель: Проблема бытового мусор на сегодняшний день является актуальной для всего человечества. Это одна из экологических проблем на Земле. Вы уже знаете, что существуют заводы по переработке отходов, мусора. Чем мы можем помочь взрослым в этом вопросе?

(Ответы детей.)

2) Определение темы проекта.

Учитель: Можно ли ненужным для человека предметам дать вторую жизнь? (Высказывания детей.)

Учитель: Что можно сделать, например, из обычной пластиковой бутылки?

(Высказывания детей.)

Учитель: А где можно будет потом применить эту бутылку?

Дети: Украсить интерьер дома, класса. Если постараться и выполнить работу красиво, то можно эту вещь и подарить кому-то.

Учитель: Давайте пофантазируем, попробуем создать поделки из бросового материала, а затем организуем выставку работ и посмотрим, что у нас из этого получится.

2. Основной этап.

Цель: осуществить задуманное через творческие способности и фантазию учащихся.

1) Обсуждение требований к создаваемой поделке.

Поделка должна быть:

красивой,

аккуратно выполненной,

полезной,

лёгкой в изготовлении,

не требующей больших затрат во времени,

минимальные материальные затраты,

безопасной,

При изготовлении поделки необходимо соблюдать технику безопасности.

2) Выбор идеи:

Что я хочу сделать? (Каждый ребёнок определяется с поделкой, что он хочет сделать.)

Зачем я буду это делать? (Где и как можно будет использовать будущую поделку: подарить, украсить интерьер, использовать в быту.)

Из чего я буду это делать? (Какой бросовый материал будет использован для изготовления поделки.)

Как я буду это делать? (Какой дополнительный материал, и какие инструменты мне понадобятся. Выбор формы работы: индивидуальная или групповая.)

3) Творческая деятельность учащихся.

(Все материалы, необходимые для работы, дети принесли в класс и изготавливали из них поделки. Работа осуществлялась индивидуально и в группе. Учитель оказывал помощь учащимся.)

4. Заключительный этап.

Цель: подвести итоги проекта.

1) Организация выставки работ учащихся для начальной школы.

2) Обсуждение проекта учащимися.

Выводы:

экологически полезная утилизация бытовых отходов,

получение нужной вещи,

работа выполнена своими руками,

поделка легка в изготовлении,

минимальная затрата времени,

минимальные финансовые затраты,

развитие фантазии и творчества.

Результаты проекта.

В результате проведённого проекта у детей сформировались представления о возможности использования бросового материала в полезных целях. Выставка работ показала значимость проведённого проекта: дети испытывали чувство радости, успеха и самореализации.

  


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отлично проделанная работа.

7 April 2019