Статья «Методика использования образовательной интерактивной среды» (1–4 класс)

3
2
Материал опубликован 24 February 2019 в группе

Методика использования образовательной  интерактивной среды

С функциональной точки зрения образовательная среда определяется как то, среди чего пребывает ребёнок, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие.

Образовательная среда должна быть: обучающей, развивающей, воспитывающей, информативной.

Основой создания среды является взаимодействие. С позиции личностно- ориентированного подхода, среда- это добровольное, свободное образование участников, объединённых для совместного решения проблем и соучастия в деятельности, способных реализовать свои возможности, проявить творческую индивидуальность во взаимодействии. Для возникновения взаимодействия необходимо «погрузить» учащихся в такие ситуации, как соучастие в коллективной работе, оказание внимания к сверстникам и др.

Цель: обеспечение взаимодействия субъектов образовательного процесса: учителя, учащихся и родителей, других заинтересованных субъектов, с целью достижения комфортных условий для общего развития обучающихся, их личностных  качеств.

Теоретической основой этой методики является личностно-деятельностный и фасилитарный подходы, предполагающие создание среды, оптимальной для решения учебно-воспитательных задач, на основе сотрудничества учителя с учениками и их родителями. Фасилитация имеет свои атрибуты: открытость и истинность, принятие и доверие. На эти моменты обращается внимание и в ФГОС НОО. Ключевая идея стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Школа «открывает двери» перед родителями воспитанников, приглашает родительскую общественность к совместному, активному участию в жизни каждого ребёнка, призывает идти сообща к общей цели – воспитанию самостоятельной, современной личности, которая способна представить миру себя.

Данные подходы работают в направлении формирования уважительного отношения учащихся к иному мнению, истории и культуре других народов, способствует осознанию нравственных норм, социальной справедливости и свободы, овладению начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умений выстраивать продуктивные взаимоотношения с окружающими и разрешать конфликтные ситуации.

В период младшего школьного возраста значимыми взрослыми для ребёнка являются родители и учитель. Возникшие с началом школьного обучения, отношения «ребенок – учитель» обеспечивают уровень общественных требований к поведению ребенка. Предъявляя требования к ребёнку, учитель оценивает его поведение, создает условия для социализации поведения. Учитель становится для ребёнка фигурой, определяющей его психологическое состояние в учебной деятельности, в общении с одноклассниками и отношениях с родителями. Ребёнок находится в определённой эмоциональной зависимости от учителя. Это означает, что ученикам необходимо получать от учителя эмоциональную, позитивную словесную оценку. В этом случае она стимулирует и направляет учебно-познавательную деятельность учащихся. Следовательно, оценка должна носить содержательный характер и с осуществляться на всех этапах.

Взаимодействие со сверстниками предполагает ситуации равноправного общения и приводит к появлению опыта контрольно-оценочных действий и высказываний. Характеристиками такого взаимодействия, по мнению Т. В. Костяк являются: независимость от взрослого, взрослый организует работу, но учащиеся работают самостоятельно, что обеспечивает учёт позиций партнёра, его точки зрения и приводит к развитию рефлексии; нацеленность детей на результат и способ своих действий и действий партнёра, что обеспечивает высокую мотивацию участников взаимодействия.

Опыт и результат общения со сверстниками обогащают ребёнка набором представлений о себе, позволяют оценить отдельные факты достижений, а стремление быть лучше других создаёт мотивы успеха, являясь одним из условий развития воли и формирования у детей рефлексии как способности осознавать свои достоинства и недостатки. Важнейшей задачей учителя является использование таких методов и приёмов работы, которые позволяют организовывать конструктивное и эмоционально окрашенное взаимодействие учащихся друг с другом.

Выступая ведущим субъектом педагогического взаимодействия и реализуя в нём идею сотрудничества, учитель вовлекает во взаимодействие родителей учащихся, что позволяет создавать единое учебно-воспитательное пространство. В данном случае важен эмоциональный контакт не только ученика с педагогом, но контакт учителя с родителями учащихся, что обеспечивает защищённость внутри коллективного положения ребёнка, обеспечивает ему внутреннее спокойствие. Важным условием развития такого взаимодействия является развитие школы как открытой «внутрь» системы. Это позволяет не только сделать учебно-воспитательный процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, учителем, родителями, но и создать такие условия, когда у всех субъектов образовательного процесса возникает личная готовность проявить себя в какой-то деятельности или мероприятии. Однако, несмотря на то, что учитель и родители выступают для младшего школьника как значимые и заинтересованные в его психическом и личностном развитии взрослые, отмечается низкий уровень их взаимодействия. Организация эффективного взаимодействия учителя и родителей предполагает изменение родительской позиции по отношению к школе, к учителю и собственной позиции в образовательном процессе, которая в настоящее время зачастую носит негативный или отстранённый характер. Решение этой проблемы предполагает повышение психолого-педагогической культуры родителей, формирование у них понимания важности организации совместного интересного и содержательного досуга в семье и школе, создание ситуации сопричастности родителей к учебно-воспитательному процессу, проводимому учителем; активизацию интереса и инициативы родителей; формирование общности родителей и т. д. Взаимодействуя с родителями, учитель, с одной стороны, должен быть открыт для общения, подчёркивая при этом уважение к опыту, знаниям, личности родителей, с другой стороны, не допускать чрезмерной близости, сохраняя ролевые позиции.

Основные методы реализации методики:

       обмен вопросами и заданиями, мотивирующими к самооценке и самоанализу и анализу своей работы;

       организация совместной и групповой деятельности, включающие в себя участие родителей, учителя, сверстников;

       организация конкурсов и праздников с участием всех субъектов образовательного пространства.

Выступая как партнёры, учитель и родители должны выработать единство требований к формированию самооценки учащихся и поставить в центр педагогического взаимодействия интересы ребенка как формирующейся, развивающейся личности с его возрастными и индивидуальными особенностями, взаимоотношениями со взрослыми и сверстниками, отношениями к окружающему миру и пр. 

Источники:

1. http://li.i-docx.ru/28pedagogika/21659-2-i122-bank-metodik-sposobstvuyuschih-formirovaniyu-metapredmetnih-kompetenciy-obuchayuschihsya-metodika-metodika-obucheniya-pr.php 

2. http://info.z-pdf.ru/32pedagogika/21658-2-metodika-obucheniya-predmetnoy-oblasti-matematika-sposobstvuyuschaya-formirovaniyu-metapredmetnih-kompete.php

Комментарии

Для подготовки к выступлению на педсовете, ваш материал очень поможет. Спасибо в избранное!

24 February 2019

Татьяна Николаевна, был цикл педсоветов. Вот вспомнила и отыскала в недрах ноутбука... Готовлю остальные. Буду рада, если поможет)))

24 February 2019

Похожие публикации