Мастер-класс «Использование бросового материала в изготовлении театральных масок»
DOCX / 896.8 Кб
Тема: « Использование бросового материала при изготовлении театральных масок».
Введение
Восприятие природы, искусства и собственной художественной деятельности есть формирование базиса личной культуры дошкольника.
Актуальность.
Проблема мусора в последние годы выдвинулась среди прочих экологических проблем на первое место. Каждая семья ежедневно выбрасывает много отходов: пластиковые, тарелки, пластмассовые крышки, пуговицы, фантики от конфет и т. д. Многое из использованных вещей может получить новое применение, став одной из оригинальных поделок. А если меньше выбрасывать мусора, значит и окружающая среда будет более экологически чистой. Все чаще употребляем в разговоре - экологическая проблема, говоря о загрязнении окружающей среды. Стало необходимостью привлечь внимание к ней старших дошкольников и их родителей, предположив, что большинству детей понравятся поделки с использованием бросового материала. Будет хорошо, если они захотят сами изготовить подобные, что заставит их применять подходящие для творчества отходы, а не выкидывать всё на свалку. Бросовый материал – это замечательная основа для детского творчества. Привлечь внимание детей к проблеме экологии через художественно-эстетическое развитие стало идеей, при помощи детской фантазии, превратить его в атрибуты и маски для театра. Театральная деятельность увлекательное занятие детей. А сделанные своими руками маски реализуют творческий потенциал ребёнка. Выполняя работу, он переносит характер героя, его эмоции на выполняемую работу, а совместное изготовление таких поделок очень сближает, рождая новые идеи. Взрослые выполняют сложные этапы, а малышу можно доверить декоративную отделку. Главной идеей взаимодействия педагога с родителями в обеспечении целостного развития детей – стало создание театра. Где, атрибуты, маски запланировали делать из бросового материала.
Характеристика темы
Мир глазами детей, мир преобразованной планеты, без мусора и хлама. Эмоциональный взгляд на происходящее. Удивление, огорчение, любовь, радость, грусть, гнев. Стало идеей создания театральных масок «Эмоции» из бросового материала. Приобщить детей к миру прекрасного, миру фантазии, миру театра, изобразительному искусству. Отсюда я сформулировала цель своей работы.
Цель:
- создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, взаимосвязи театра с изобразительным видом искусства;
- дать ребёнку возможность через творческие работы не только радоваться результату продуктивной деятельности, используя маски в театрализации, а понять значимость сохранения природы, его посильного участия в этом процессе.
-вовлечение родителей в участие в воспитательно-образовательном процессе через совместное творчество педагогов и семьи;
Задачи:
- расширять представления детей о театре. Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики);
- учить, творчески участвовать в работе над созданием маски, развивать умение создавать художественные образы;
- познакомить детей с техникой декорирования, способствовать познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ним;
- развивать умения, навыки в работе с бросовым материалом, используя различные техники;
- развивать фантазию, творческое воображение, любознательность;
- воспитывать любовь к театру, бережное отношение к природе;
Обоснование выбора темы: Театральная маска» Эмоции»
2019 год в Российской Федерации объявлен Годом театра.
Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, связанный с художественным образованием и воспитанием детей. Неразрывны идут понятия «театр», «художник».
Изготовление масок для театра — интересное и полезное занятие, расширяющее кругозор, развивающее мелкую моторику, воображение, фантазию, творческое мышление. Экспериментирование с яркими, выразительными материалами формирует художественный вкус, обогащает знания о цвете, форме и фактуре. Самостоятельно изготовленная уникальная маска порадует ребёнка, создаст положительный эмоциональный настрой, вызовет желание рассказать о задуманном образе.
Цели использования масок в ДОУ
Маски в детском саду используются:
как атрибут театрализованной деятельности, часть костюма:
во время проведения маскотерапии (вид арт-терапии);
на занятиях по речевому развитию;
как сюрпризный момент на разнообразных занятиях (чтение художественной литературы, математика, рисование, музыка и т. д.);
во время режимных моментов, например, во время утренней гимнастики;
как оригинальный материал для проведения конкурсов, выставок совместного творчества, презентаций («Карнавальные маски своими руками»); как декоративное украшение помещения, например, как экспонаты мини-музея маски в театральном уголке.
-
инсценирование мини-диалогов, стихов, рассказов, сказок, потешек и частушек;
разыгрывание спектаклей;
концерты, праздничные утренники, новогодние карнавалы;
Подготовительный этап изготовления театральных масок « Эмоции».
1.Работа с родителями: Объект исследования: бросовый материал.
Предмет исследования: возможность изготовления поделки из бросового материала и отношение детей к использованию такого материала в творчестве. Изучение литературы и интернет - информации по данной теме.
2. Беседы с детьми: О театре; Знакомство с историей масок;
3. Знакомство с понятием «бросовый материал». Беседы: «Знаете ли вы, что такое бросовый материал?», «Можно ли его использовать для изготовления поделок и как?», «Поможет ли это в охране природы?».
3.Знакомство с различными техниками изобразительного искусства
Приёмы
На занятиях по изготовлению масок используется ряд традиционных приёмов обучения.
Словесные:
тематическая беседа;
пояснение;
познавательный рассказ;
использование словесного художественного образа;
чтение произведений художественной литературы, по мотивам которых будут создаваться маски для драматизации;
практический инструктаж.
Наглядные:
показ новых приёмов работы (вырезание, склеивание, скрепление деталей и т. д.);
демонстрация компьютерных презентаций, иллюстраций и картинок, посвящённых традициям маскарадов, костюмированных праздников и карнавалов;
технологические карты с этапами изготовления масок.
Практические:
упражнения для развития мелкой моторики (пальчиковая гимнастика);
изготовление масок;
создание коллекции масок, участие в спектаклях, праздниках.
Игровые:
игры-драматизации по мотивам литературных произведений и сказок;
подвижные, музыкальные, дидактические игры, например: «Расскажи об эмоции»; «Изобрази такую же эмоцию»; «Вспомни сказочного героя»; «Угадай эмоцию»;
Оптимальный вариант формы работы с масками в ДОУ — групповой с учётом индивидуальных особенностей детей.
Например, воспитанникам с развитыми ручными умениями можно предложить более сложную и творческую работу по изготовлению и украшению основы маски дополнительными материалами или с помощью нетрадиционных техник рисования, аппликации (бисер, вата, ткань, декоративный рисунок, пластилинография, квиллинг, ниткография, и т. д.).
Структура занятия
Организационный этап — мотивирующее начало в игровой форме (до 5 минут).
Основной этап (от 10 минут в младшей группе, до 25 минут в подготовительной) — наиболее активная практическая часть занятия, которая включает следующее:
Заключительный, итоговый этап (до 5 минут) — рефлексия, уборка рабочих мест, организация выставки детских работ. Вопросы для беседы с детьми:
Анализ, готовых, масок проводится, с учётом таких критериев:
-
показ образца, пояснение педагогом пошаговой инструкции, разбор технологической карты;
самостоятельная работа детей по образцу, схеме или творческому замыслу, дети могут работать индивидуально, в паре или в составе небольшой подгруппы;
физкультминутка, подвижные игры, пальчиковая или дыхательная гимнастика, которая поможет расслабиться, а затем со свежими силами вернуться к увлекательному творчеству.
Какая маска у тебя получилась?
Какого персонажа изображает твоя маска?
Какой у неё характер?
Какое настроение?
Как ты себя чувствуешь в маске?
аккуратность, оригинальность и привлекательный внешний вид маски;
практические умения и навыки;
степень самостоятельности проделанной работы.
Мотивирующий материал в сочетании с педагогическими приёмами: стихотворения и загадки, чтение фрагмента произведения художественной литературы, дидактические и подвижные игры, познавательный рассказ, проблемная ситуация, музыкальное сопровождение, просмотр картинок, демонстрация презентаций, видео или мультипликационных фильмов.
Формы совместной работы детского сада и семьи:
1.Организация театральной деятельности в старших группах
2.Фотовыставки »Театральные новости», видео-постановки.
3. Выставки творческих работ «Совместная творческая деятельность ребёнка и семьи »
4.Подборка бросового материала для изготовления атрибутов, театральных масок.
5.Информация: буклеты, технологические карты, памятки о работе с бросовым материалом.Возрастные особенности работы с бросовым материалом:
- правильно распределять время работы в сочетании с кратковременным отдыхом;
- продумывать тематику предстоящей поделки с учетом имеющихся навыков и умений;
-процесс труда должен вызывать у детей только положительные эмоции,
-ребенок должен быть уверен в помощи педагога, если у него возникают какие-либо трудности с выполнением работы;
-если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии (проколоть отверстие шилом, необходимо, чтобы это сделал взрослый);
-педагог должен продумывать расположение детей за столами, чтобы они не мешали друг другу и не подвергались риску в работе с ножницами, проволокой.
Создание предметно-развивающей среды:
- открытость.
- множественность.
- экологичность.
Технологическая часть.
Подготовка «использованных» материалов. Техника безопасности, правила работы с режущими и с колющими предметами.
Требования к материалу.
Поделки из бросового материала могут иметь разное назначение: для игр детей, для украшения интерьера группы, но все они должны быть безопасными для детей (не токсичными, не вызывать аллергии); тщательно промытыми и высушенными, доступными в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т.д.); не вызывать чувство брезгливости у детей.
Приложение: Технологические карты.
Заключение
Детский театр позволяет решать не только задачи познавательные, эстетические, речевые, но и социальные. Я считаю, что именно театр таит в себе большие возможности для решения успешной социализации ребёнка. В моей практике особую роль приобрели маленькие спектакли с масками-самоделками. И мастерим мы их вместе с детьми. Я заметила, что игра с неоформленным материалом "провоцирует" детскую фантазию. Кроме того, когда дети сами изготавливают маски, они приобретают умение довести дело до конца, а ещё - объективно оценить результат. Я вижу педагогическую ценность театрально-игровой деятельности не просто в показе спектакля, а в самой подготовке: когда ребёнок сам изготавливает атрибут, обустраивает место для разыгрывания, договаривается со сверстником, кого и как он будет сегодня изображать, действует сообща, когда радуется своим и чужим успехам. Ведь есть большая разница между ребенком, слушающим и ребенком действующим. Действие всегда становится для ребенка эмоционально значимым, и собственный опыт присваивается навсегда. Такая организация театрально-игровой деятельности развивает социальные навыки ребёнка-дошкольника, без которых ему не обойтись в школе. Важно во время совместной деятельности проявлять педагогическую "зоркость": вычислить " талантов" и поддержать "отстающих", научить договариваться, доводить дело до конца.
Маска для театра — это замечательный витамин радости, который обогащает чувства и эмоции, помогает ребёнку освоиться в детском коллективе, в игровой форме решить проблемы с общением, проявить активность и самостоятельность, учит быть маленьким артистом. Кроме того, изготовление масок помимо образовательного и воспитательного эффекта оказывает положительное терапевтическое и коррекционное воздействие.
Работа с бросовым материалом учит как взрослых, так и детей не только творить и развиваться, но также находить нестандартные решения. Учит бережливости и любви к окружающей среде. Прежде чем отправлять какой-либо предмет, пришедший в негодность, в мусор, стоит приглядеться к нему внимательно. А может, это вовсе не бросовый материал, а основа будущего шедевра. Выбросить то, что уже не нужно, можно всегда, а вот подарить вторую жизнь – это уже искусство
Бросовый материал дает детям чувство независимости от взрослых, т.к. его можно использовать по своему усмотрению, а главное – этот материал всегда можно найти, он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение.
Использование бытового мусора приучает ребенка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старания, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей.
Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить.
Очень значимым элементом в работе является расширение общего кругозора детей, их знаний о материалах, различных техник, инструментах.
Значимо, не только получение знаний различных видов практической работы по изготовлению предметов из разных материалов, но и проведение бесед, организацию выставок, показов, экскурсий, тематических вечеров. Целью, которых является объединение детей в коллективе, семьи и детского сада.
Выводы практического изготовления маски из бросового материала.
— экологически полезная утилизация бытовых отходов,
— получение нужной вещи,
— работа выполнена своими руками,
— развитие фантазии и театрального творчества.
Список использованной литературы
1. Давыдова Г.Н Детский дизайн (поделки из бросового материала), «Скрипторий»,2006г.
2. Деева Н.А. Игровые здоровьесберегающие технологии. Упражнения, гимнастики, сказки-пьесы в стихах. Занятия с детьми 3-7 лет. ФГОС ДО. Учитель 2019г.
3. Додокина Н.В. Моделирование театрализованной деятельности детей 6-8 лет. Освоение образовательной области "Художественно-эстетическое развитие". ФГОС. Учитель 2019г.
4. Зернес С.Играем в театр. Пособие для детских садов и школ раннего развития. Галактика 2019г.
5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. Планирование, проектирование содержания, методические рекомендации. ФГОС ДО. Цветной мир.2019г
6. Лыкова И.А., Рыжова. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду
Н.А.Издательство: Цветной мир. Серия: Современный детский сад,2014г.
7. Копцева Т.Природа и художник: Художественно- экологическая программа по изобразительному искусству. Сфера,2008г.
8. Костина О. Шкатулка радужных идей. Программа дополнительного образования по художественному творчеству. Детство-Пресс,2019г.9. Шаляпина Н.А.Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно-игровых занятий. Методическое пособие. Сфера 2019г.
DOCX / 896.8 Кб