Рабочая программа спецкурса «Использование физики при решении исследовательских задач по химии»

6
0
Материал опубликован 25 September 2023

 

Пояснительная записка.

 

Рабочая программа спецкурса «Использование физики при решении исследовательских задач по химии» для 10 класса составлена на основании следующих документов:

 

Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ гимназии №59

Учебный план МБОУ гимназия № 59 на 2019– 2020 уч. г.

Учебного пособия для вузов Болдырев А. И. «Демонстрационные опыты по физической и коллоидной химии».

 

 

 

Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов.

В программе отражено выполнение практической части по спецкурсу в количестве 6 часов.

 

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Содержание программы спецкурса.

 

 

Раздел 1. Основы теоретической химии. (4ч)

Атом. Модели строения атома. Ядро и нуклоны. Нуклиды и изотопы. Электрон. Дуализм электрона. Квантовые числа. Атомная орбиталь. Распределение электронов по орбиталям. Электронная конфигурация атома. Валентные электроны. Основное и возбужденные состояния атомов.

Современная формулировка периодического закона и современное состояние периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Электронные конфигурации атомов переходных элементов.

Раздел 2. Молекулы и химическая связь.(3ч.)

Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи. Комплексные соединения. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность. Гибридизация атомных орбиталей. Пространственное строение молекул. Полярность молекул. Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Межмолекулярные взаимодействия. Единая природа химических связей.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Современные представления о строении твердых, жидких и газообразных веществ.

Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия.

Классификация и номенклатура неорганических и органических веществ.

Чистые вещества и смеси. Дисперсные системы. Коллоидные системы. Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Тепловые явления при растворении. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная и моляльная концентрации.

.

Раздел 3. Строение органических соединений.(8ч.)

Основные положения теории строения А.М. Бутлерова. Представление о теории типов и радикалов. Работы А. Кекуле. Химическое строение и свойства органических веществ.. Классификация органических соединений по строению углеродного скелета: ациклические (алканы, алкены, алкины, алкадиены), карбоциклические, (циклоалканы и арены) и гетероциклические соединения. Классификация органических соединений по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры. Углеводы. Азотосодержащие соединения: нитросоединения, амины, аминокислоты. Номенклатура тривиальная и ИЮПАК. Принципы образования названий органических соединений по ИЮПАК.

Виды изомерии в органической химии: структурная и пространственная. Разновидности структурной изомерии: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия. Разновидности пространственной изомерии. Геометрическая (цис-, транс-) изомерия на примере алкенов и циклоалканов. Оптическая изомерия на примере аминокислот.

Решение задач на вывод формул органических соединений.


 

Раздел 4. Молекулярно-кинетическая теория агрегатных состояний веществ (5 часов).

Молекулярная физика. Молекулярно-кинетическая теория (МКТ). Основные положения МКТ. Атом. Молекула. Макроскопическое тело. Макроскопические параметры. Микроскопические параметры. Тепловое (термодинамическое) равновесие.

Уравнение Клапейрона-Менделеева. Изопроцессы. Изотермический, изобарный, изохорный процессы. Адиабатный процесс.

Практическая работа №1.Численное определение универсальной газовой постоянной в уравнении состояния идеального газа.

Практическая работа №2. Наблюдение шарообразной формы подсолнечного масла, утяжеленного хлороформом, в воде.

Раздел 5. Первый закон термодинамики (3 часа).

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Преобразования энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины. Цикл Карно. Экологические проблемы теплоэнергетики.

Практическая работа №3. Сравнение коэффициента полезного действия тепловых машин.

Раздел 6. Электропроводность растворов электролитов и неэлектролитов (5 часов).

Электролиты и неэлектролиты. Активность электролитов. Теория электролитической диссоциации. Тепловые эффекты при растворении веществ в воде. Гальванический элемент, его принципиальная схема.

Практическая работа №4. Изучение электролитической проводимости веществ.

Практическая работа №5. Устройство и работа аккумулятора.

Раздел 7. Электролиз (4 часа).

Законы электролиза. Расчеты напряжения для получения металлов из растворов. Электрофорез.

Практическая работа №6. Элетрофорез применение в промышленности, аналитической химии, медицине.

 

Коррозия металлов. Методы борьбы с ней

 

Комплексная контрольная работа. (1 час)


 

Планируемые результаты изучения спецкурса.

 

 

Личностные результаты обучения:

готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели; принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

готовность к договорному регулированию отношений в группе;

уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии;

осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; готовность к самообслуживанию;

Метапредметные результаты обучения представлены тремя группами универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

самостоятельно определять цели, ставить и формулировать задачи в образовательной деятельности;

оценивать время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;

определять несколько путей достижения поставленной цели;

выбирать оптимальный путь достижения цели;

задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;

оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;

использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;

искать и находить обобщенные способы решения задач;

приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;

анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;

менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем); формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);

при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т.д.);

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;

представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;

воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;

точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом

личностных оценочных суждений.

 

 

Предметные.

Выпускник научится:

объяснять и анализировать роль и место химии и физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, сельского хозяйства, в практической деятельности людей;

характеризовать взаимосвязь между физикой и химией;

характеризовать системную связь между химией и физикой; строением атома и его физическими свойствами;

 

владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических и химических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;

самостоятельно конструировать экспериментальные установки для проверки выдвинутых гипотез, рассчитывать абсолютную и относительную погрешности;

самостоятельно планировать и проводить эксперименты;

решать практико-ориентированные качественные и расчетные задачи с опорой как на известные законы, закономерности и модели, так и на тексты с избыточной информацией;

 

Выпускник получит возможность научиться:

проверять экспериментальными средствами выдвинутые гипотезы, формулируя цель исследования, на основе знания основополагающих закономерностей и законов физики и химии;

описывать и анализировать полученную в результате проведенных физических экспериментов информацию, определять ее достоверность;

решать экспериментальные, качественные и количественные задачи, используя физические законы, а также химические уравнения, связывающие величины;

формулировать и решать новые задачи, возникающие в ходе учебно-исследовательской и проектной деятельности;

усовершенствовать приборы и методы исследования в соответствии с поставленной задачей;

использовать методы математического моделирования, в том числе простейшие статистические методы для обработки результатов эксперимента.


 


 

Тематическое планирование.

 

урока

Тема урока.

Строение атома

1

Периодическая система химических элементов

2

Строение атома

3

Общая характеристика химического элемента по положению в Периодической системе

4

Электронные конфигурации атомов химических элементов

Химическая связь

5

Основные виды химической связи. Ковалентная

6

Основные виды химической связи. Ионная, металлическая

7

Кристаллические решетки

Строение органических соединений

8

Теория строения органических соединений.

9

Валентные возможности атомов химических элементов

10

Изомерия и ее виды

11

Типы химических реакций и механизмы их протекания

12

Взаимное влияние атомов в молекулах

13

Теория строения химических соединений А.М.Бутлерова

14

Итоговое занятие

15

Резерв

 

Молекулярно-кинетическая теория агрегатных состояний веществ.

16

Молекулярно-кинетическая теория (МКТ).

17

Уравнение Клапейрона-Менделеева.

18

Изопроцессы.

19

Практическая работа №1.Численное определение универсальной газовой постоянной в уравнении состояния идеального газа.

20

Практическая работа №2. Наблюдение шарообразной формы подсолнечного масла, утяжеленного хлороформом, в воде.

Первый закон термодинамики.

21

Внутренняя энергия.

22

КПД тепловой машины.

23

Практическая работа №3. Сравнение коэффициента полезного действия тепловых машин.

Электропроводность растворов электролитов и неэлектролитов.

24

Электролиты и неэлектролиты.

25

Теория электролитической диссоциации.

26

Практическая работа №4. Изучение электролитической проводимости веществ.

27

Гальванический элемент.

28

Практическая работа №5. Устройство и работа аккумулятора.

Электролиз.

29

Законы электролиза.

30

Электрофорез.

 

 

31

Практическая работа №6. Элетрофорез применение в промышленности, аналитической химии, медицине.

32

Коррозия металлов. Методы борьбы с ней

33

Комплексная контрольная работа.

34-35

Резерв.


 


 

Календарно-тематическое планирование.

 

урока

Тема урока

примечание

Дата по плану

Фактическая дата

Строение атома

1

Периодическая система химических элементов

 

 

 

2

Строение атома

 

 

 

3

Общая характеристика химического элемента по положению в Периодической системе

 

 

 

4

Электронные конфигурации атомов химических элементов

 

 

 

Химическая связь

5

Основные виды химической связи. Ковалентная

 

 

 

6

Основные виды химической связи. Ионная, металлическая

 

 

 

7

Кристаллические решетки

 

 

 

Строение органических соединений

8

Теория строения органических соединений.

 

 

 

9

Валентные возможности атомов химических элементов

 

 

 

10

Изомерия и ее виды

 

 

 

11

Типы химических реакций и механизмы их протекания

 

 

 

12

Взаимное влияние атомов в молекулах

 

 

 

13

Теория строения химических соединений А.М.Бутлерова

 

 

 

14

Итоговое занятие

 

 

 

15

Резерв

 

 

 

 

Молекулярно-кинетическая теория агрегатных состояний веществ.

16

Молекулярно-кинетическая теория (МКТ).

 

 

 

17

Уравнение Клапейрона-Менделеева.

 

 

 

18

Изопроцессы.

 

 

 

19

Практическая работа №1.Численное определение универсальной газовой постоянной в уравнении состояния идеального газа.

 

 

 

20

Практическая работа №2. Наблюдение шарообразной формы подсолнечного масла, утяжеленного хлороформом, в воде.

 

 

 

Первый закон термодинамики.

21

Внутренняя энергия.

 

 

 

22

КПД тепловой машины.

 

 

 

23

Практическая работа №3. Сравнение коэффициента полезного действия тепловых машин.

 

 

 

Электропроводность растворов электролитов и неэлектролитов.

24

Электролиты и неэлектролиты.

 

 

 

25

Теория электролитической диссоциации.

 

 

 

26

Практическая работа №4. Изучение электролитической проводимости веществ.

 

 

 

27

Гальванический элемент.

 

 

 

28

Практическая работа №5. Устройство и работа аккумулятора.

 

 

 

Электролиз.

29

Законы электролиза.

 

 

 

30

Электрофорез.

 

 

 

 

 

 

 

 

31

Практическая работа №6. Элетрофорез применение в промышленности, аналитической химии, медицине.

 

 

 

32

Коррозия металлов. Методы борьбы с ней

 

 

 

33

Комплексная контрольная работа.

 

 

 

34-35

Резерв.

 

 

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации