12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина15
Россия, Тамбовская обл., Тамбов
2

Использование игры в коррекционно-развивающей работе с агрессивными и гиперактивными детьми 4-5 лет.

Использование игры в коррекционно-развивающей работе

с агрессивными и гиперактивными детьми 4-5 лет.


В возрасте 4-5-ти лет некоторые поведенческие нарушения и недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера. Поэтому коррекционную работу с такими детьми можно и нужно начинать уже в среднем дошкольном возрасте.

В возрасте 4-5 лет ребенок становится более вынослив физически. Это стимулирует развитие выносливости психологической. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам. В этом возрасте сверстник становится для ребенка более значим и интересен. Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно играть «рядом».

Активно развивающаяся потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, проявляющаяся в любознательности и любопытстве ребенка позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Развивается устойчивость внимания и возможность его произвольного переключения. Продолжает активно развиваться фантазирование, в процессе которого ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий.

Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребенка способствует его нравственному, познавательному и эмоциональному развитию, а также, при необходимости, своевременной и эффективной коррекции имеющихся у него нарушений.

Обобщенная система работы по психологической коррекции гиперактивности детей включает следующие аспекты [10]:

1. Физическая реабилитация (развитие телесных ощущений, выработка координации движений).

2. Обучение навыкам саморегуляции.

Гиперактивных детей часто характеризуют как конфликтных, агрессивных. В большинстве случаев причиной такого поведения является незнание приемлемых способов выражения своих чувств, одобряемых способов достижения желаемого, что, в свою очередь, обусловлено отсутствием навыков самоконтроля.

Очень важна работа, направленная на развитие у детей с СДВГ умения сосредотачиваться на своем теле, на ощущениях, вызванных расслаблением. В итоге это целенаправленное обучение детей навыкам релаксации поможет им научиться контролировать свое поведение и действия в целом.

Начинать лучше с объяснения ребенку того, что расслабление и отдых — это не наказание, а удовольствие. Это важно в связи с тем, что как никому другому ребенку с СДВГ часто приходится слышать указания взрослых: «Лежи спокойно!», «Не вертись!», «Успокойся!», выполнение которых требует определенных волевых усилий. А именно с произвольностью и умением прикладывать усилия к достижению чего-либо, у детей с СДВГ большие проблемы в силу их особенностей. Задача взрослого на этом этапе - добиться того, чтобы дети почувствовали себя спокойно, ощутили внутренний комфорт и удовлетворение.

3. Развитие коммуникативных навыков.

Развитие коммуникативных навыков у детей с СДВГ происходит поэтапно. Начинать необходимо с индивидуальных занятий, в ходе которых ребенок должен научиться взаимодействовать с другим человеком, слышать его, осознавать правила поведения. После того как взрослый его сформулирует, ребенку предлагается повторить вслух сказанное. Наиболее адекватно в этот период использовать игру. В ходе игровых сеансов взрослый имеет возможность смоделировать различные ситуации, в которых ребенок испытывает затруднения. Их проигрывание (может быть, и не без помощи взрослых) поможет найти ему адекватный способ общения, который впоследствии будет перенесен в повседневную жизнь.

Далее детей с СДВГ можно включать в подгрупповую работу. Лучше, если это будет группа из 2—3 человек, имеющих различные нарушения поведения. Не рекомендуется включать в подгруппу двух гиперактивных детей одновременно, так как работа будет, скорее всего, малоэффективной. На данном этапе необходимо продолжить расширять поведенческий репертуар. Подгрупповая работа поможет детям в ситуации непосредственного общения понять, как то или иное их действие влияет на состояние другого. В этом должно помочь ролевое проигрывание проблемных ситуаций и их обсуждение.

4. Коррекция негативных эмоций.

Развитие коммуникативных навыков теснейшим образом связано с обучением навыкам саморегуляции и коррекции негативных эмоций. По существу, такое деление направлений работы очень условно, так как одно невозможно без другого. Работа в каждом из направлений должна вестись параллельно на фоне физической реабилитации после медикаментозного лечения в случае необходимости. Так, например, невозможно развивать навыки конструктивного общения без коррекции агрессивности и конфликтности. В рамках этого направления необходимо научить детей владеть собой, своими чувствами. С другой стороны, необходимо предоставить детям с СДВГ возможность отреагировать накопившиеся переживания, связанные с ограничениями и запретами. Это позволит ребенку переориентироваться с чувства постоянной неудовлетворенности собой (часто насаждаемой ему окружающими) на позитивное самовосприятие и построение эффективного взаимодействия с миром.

5. Развитие дефицитных функций в системе синдрома.

Развитие дефицитарных функций в системе синдрома имеет своей целью компенсацию нарушенных функций внимания, произвольности, самоконтроля двигательной активности и поведения. Е. К. Лютова и Г. Б. Монина рекомендуют основываться на четкой поэтапности [3]. Например, если начинать с развития устойчивости внимания, умения произвольно его переключать, то переходить к развитию другого качества следует только после достижения устойчивого положительного эффекта. Затем можно упражнять ребенка в параллельном развитии сразу двух функций, например умения концентрировать внимание и навыков волевой регуляции своего поведения.

Задачами психокоррекционной работы с агрессивными детьми могут быть:

1. развитие умения понимать состояния другого человека;

2. развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;

3. обучение ауторелаксации;

4. обучение способам снятия напряжения;

5. развитие навыков общения;

6. формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений [10].

Таким образом, мы видим, что работа по сопровождению агрессивного и гиперактивного ребенка часто ведется по одним и тем же направлениям. Среди методов, используемых практической психологической службой наиболее адекватной для коррекции трудностей развития детей дошкольного возраста, является игра. Теоретическим основанием этому является то, что именно игра выступает ведущим видом деятельности детей-дошкольников. Игры способствуют снятию эмоционального напряжения, снижению чувства страха, формированию выдержки, терпимого отношения к физическому контакту с другими людьми, развитию уверенности в себе, позитивного самовосприятия.

В коррекционно-развивающих занятиях с агрессивными и гиперактивными детьми нами используются различные игровые технологии.

1. Дидактические и подвижные игры, направленные на развитие памяти, внимания, координации движений, коммуникативных навыков, снятие эмоционального напряжения, развитие тактильных ощущений, формирование выдержки, развитие произвольности поведения (Приложение 1).

Подвижные игры, способствуют отреагированию агрессии, снятию накопившегося напряжения, обучению эффективным способам общения и т. д. Для детей важно создавать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.

Дидактическая игра может быть направлена на формирование и развитие способов действий, умений, навыков и знаний.

Кроме того, можно использовать такие игры, как детский дартс с мячиком на липучке, «щит гнева», подушку-Бобо. Все они помогают снять агрессивность посредством ее активного выражения в действии (что запрещается ребенку в повседневной жизни).

2. Речедвигательные и пальчиковые игры, которые способствуют развитию контроля над собственными импульсивными действиями [7; 8] (игра «Слепые фотографы» М. Сигимова [10]).

Эти игры направлены на развитие мелкой моторики, чувствительности и умелости пальцев рук детей, которая на уровне мозговых структур непосредственно связана с интеллектом. Поэтому такие игры должны занимать одно из основных мест в работе с дошкольниками.

3. Психогимнастические игры, этюды и упражнения (Чистякова М.И.) [9].

Игры на развитие внимания: «Будь внимателен!»; памяти «Запомни своё место», «Запомни свою позу»; преодоление двигательного автоматизма: «Флажок».

Этюды на расслабление мышц: «Сосулька», «Шалтай-Болтай», «Петрушка прыгает», «Спящий котенок».

Игры на выразительность жеста: «Это я! Это мое!», «Тише!», «Отдай!».

Этюды на выражение основных эмоций: «Лисичка подслушивает», «Кузнечик», «Удивление», «Золотые капельки», «Вкусные конфеты» и др.

4. Игры с песком, тестом, пластилином.

Эти игры позволяют ребенку в свободной форме выразить свои негативные чувства к окружающим, расслабиться, а взрослому установить доверительные отношения с ним (техники «Волшебные ладошки», «Пальчиковые походы», «Песочный дождик», «Остров настроения», «Песочная мандала», «Путешествие в сказочный мир» Е. Тарариной [6]).

5. Игры с использованием изобразительных средств.

В работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями поведения высокую эффективность показывает использование элементов изобразительного творчества (игра «Разговор с руками» И. Шевцова [10]).

Игра в кляксы [9] способствует ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Некоторые дети сначала в кляксах без подсказки ничего не видят, но постепенно и у них пробуждается воображение. Оно вызывает у ребят эмоции радости и интереса, что в свою очередь сосредоточивало внимание ребенка на физических действиях, вызывающих эти эмоции, т. е. на действиях, необходимых для изготовления «картин» из клякс. Разглядывание разноцветных пятен и фантазирование по их поводу стимулирует воображение и увлечение игрой в кляксы. И чем увлеченнее ребенок, тем сосредоточеннее он становится. Если для чрезмерно активного ребенка надо много места для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе игры в кляксы сужается зона его активности, как уменьшается амплитуда его движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Круг внимания ребенка тоже сужается и сосредоточивается в малой зоне.

Часто агрессивные и расторможенные дети при изготовлении «картин» из клякс сначала употребляют коричневые, серые и блекло-грязные оттенки основных цветов красок. Постепенно и у детей с трудностями поведения и характера сюжеты рисунков, выполненных с помощью клякс, становятся менее агрессивными по содержанию и более сочными, яркими и чистыми по цвету.

6. Разыгрывание сценок, ролевые игры.

С целью отреагирования агрессии можно ставить с детьми сценки, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т. д.). Игры: «Прогони Бабу Ягу» (Кряжева Н.Л.), «Режиссер-актер» (Самойленко И.В.), «Зайки и львы» (Самойленко И.В.).

Такие игры способствуют расслаблению, снятию мышечного напряжения, преодолению тревожности, дают возможность ребенку почувствовать себя увереннее.

7. Игры с пиктограммами (Чистякова М.И.) [9].

Тренировать умение распознавать эмоциональное состояние по мимике можно с помощью разрезных шаблонов своеобразных пиктограмм.

Пиктограмма представляет собой набор карточек, на которых с помощью простых знаков (перевернутая цифра 7, черточки и т. п.) изображены различные эмоции (всего пять пиктограмм). Первая пиктограмма, символизирующая радостное лицо, состоит из овала (лицо), перевернутой цифры 7 (нос), двух полуовалов кончиками вниз (брови) и полуовала кончиками вверх (рот).

Вторая пиктограмма, символизирующая огорченное лицо, состоит из овала, перевернутой цифры 7, двух наклонных; черточек, сходящихся вверху (брови), и полуовала кончиками вниз (рот).

Третья пиктограмма, символизирующая выражение страха на лице, состоит из овала, перевернутой цифры 7, двух наклонных черточек, сходящихся вверху, и кружочка (раскрытый рот).

Четвертая пиктограмма, символизирующая гневное лицо, состоит из овала, перевернутой цифры 7, двух наклонных черточек, сходящихся внизу, и прямоугольника или небольшого овала (оскаленный рот).

Пятая пиктограмма, символизирующая удивленное лицо, состоит из овала, двух высоко поднятых над перевернутой цифрой 7 черточек (брови) и кружочка.

Несколько пиктограмм объединяются в шаблон. Например, вот так:

t1604927173aa.jpg



Для игры используют наборы карточек (для каждого ребенка). Дети рассматривают пиктограммы, называют настроение, которое они символизируют. Затем все карточки разрезаются по линии, делящей условное лицо на верхнюю и нижнюю части, и смешиваются. Играющие получают задание вновь собрать их, причем один ребенок может восстанавливать одну пиктограмму, а другой - другую. Восстановив карточки, дети соединяют их верхние и нижние части с помощью липкой ленты.

Эта игра, помимо тренировки узнавания эмоций, упражняет и способность к взаимодействию. Ребенок, заметивший ошибку у товарища, часто указывает на это, помогает найти нужную часть карточки.) Когда шаблоны восстановлены, дети получают карандаши, фломастеры и дополняют лицо на карточке недостающими деталями: рисуют глаза, волосы, уши, иногда головной убор и делают фон.

После некоторого периода индивидуальной работы детей необходимо включать в коллективную для того, чтобы ребенок (под контролем специалиста) получил позитивную обратную связь, смог научиться бесконфликтно взаимодействовать с окружающими.

Групповые занятия могут строиться следующим образом:

1. Приветствие.

2. Игры на пробуждение активности, психофизическую мобилизацию детей.

3. Игры на сплочение группы.

4. Игры на снятие агрессии, мышечного напряжения.

5. Рефлексия, обсуждение.

6. Релаксация, плавное окончание занятия.

Игры, представленные в приложении, подбирались с учетом возможности их использования для развития эмоционально-волевой сферы детей 4-5 лет, имеющих проблемы. Коррекционно-развивающая работа с использованием этих игровых технологий показала свою эффективность: уже после нескольких занятий дети стали лучше воспринимать инструкции, лучше осознавать собственные чувства и переживания, вербализировать их, действовать более согласованно.

Список использованных источников

1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или всё о гиперактивных детях. М.: Издательство Института психотерапии, 2001.

2. Индивидуальное сопровождение детей «группы риска»: экспериментально-исследовательская деятельность, коррекционно-развивающие занятия, картотека игр / авт.-сост. Г.М. Татарникова, И.И. Вепрева, Т.Т. Киричеснко. Волгоград: Учитель, 2016.

3. Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь, 2005.

4. Лютова-Робертс Е., Монина Г. Игры на управление гневом. СПб.: Речь, 2011.

5. Самойленко И.В. Как победить детские страхи. Тренинг для родителей и педагогов. Ростов н/Д.: Феникс, 2012.

6. Тарарина Е. Песочная терапия: практический старт. М.: Вариант, 2018.

7. Трясорукова Т.П. Пальчиковые игры для снижения психоэмоционального напряжения. Ростов н/Д.: Феникс, 2018.

8. Трясорукова Т.П. Пальчиковые игры для снижения агрессивных тенденций в поведении. Ростов н/Д.: Феникс, 2018.

9. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. 2-е изд. М.: Просвещение, Владос, 1995.

10. Широкова Г.А. Практикум для детского психолога. Изд. 5-е. Ростов н/Д.: Феникс, 2007.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.