Выступление «Психологический кружок»
Занятие 46
«Психологический комфорт в группе детского сада»
Цель:
1. Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе.
2. Способствовать эффектному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на личностно ориентированное взаимодействие с ребёнком.
Задачи:
- Формирование у педагогов нового взгляда на ребенка как на субъект воспитания сего потребностями и переживаниями, как на партнера по совместной деятельности;
совершенствование системы знаний педагогов об эмоциональном развитии дошкольников;
- Расширение представлений об эмоциональных состояниях, формирование умения различать и понимать их;
- Обогащение словарного запаса педагогов, изучение терминов, обозначающих различные эмоциональные состояния.
Вводная часть начинается ритуалом приветствия и разминкой.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас. Мне очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию, которую сможете использовать в своей работе и поделиться своим опытом.
1. Упражнение «Разогревки - самооценки»
· если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние помогает общению с окружающими, похлопайте в ладоши;
· если вы умеете слышать только хорошее, независимо от того, какие звуки произносятся вокруг, улыбнитесь соседу;
· если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль внешних проявлений эмоций, дотроньтесь до кончика носа;
· если в магазине вы отвергаете предложенную одежду, не примеряя только потому, что вам не улыбнулся продавец, покачайте головой;
· если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза;
· если вы не можете удержаться от спора, когда люди не согласны с вами, топните ногой;
· если вы полагаете, что преобладающий знак ваших эмоций зависит только от внешних стимулов, подмигните;
· если вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, повернитесь вокруг себя;
· если вы можете удивить знакомых неординарным поступком, помашите рукой;
· если вы входя в незнакомую комнату и знакомясь с кем – то, мгновенно ощущаете неприязнь или расположение, прикройте рот рукой;
· если вы считаете, что не всегда получаете то хорошее, что заслуживаете, подпрыгните;
· если вы уверены, что переживаемые вами отрицательные эмоции имеют для вас только нежелательные последствия, кивните головой;
· если вы верите в то, что эмоции ваших воспитанников зависят от того эмоциональны ли вы, потанцуйте.
Вопросы к педагогам:
- Что нового вы узнали о себе и о ваших коллегах, выполняя эти задания?
2) Психологический настрой: «Все в твоих руках»
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»».
В наших руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома».
Тема нашего сегодняшнего педсовета «Создание психологического комфорта в группах детского сада».
3.Вхождение в тему (метод «Ассоциации»).
- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»?
-Давайте придумаем слова к каждой букве данного слова:
К – красота
О – органичность
М – мама
Ф – фантазия
О – отдых
Р – радость
Т – тепло
- Что такое комфорт? Это – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие и уют. (Толковый словарь С.И. Ожегов)
- Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
2.3. Диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребенка.
Познакомить педагогов с методиками и с результатами диагностики по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребенка. (Приложение 1) (Заранее проводится диагностика с детьми «микроклимат в д. с.»)
Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе.
Познакомить воспитателей со стилями педагогического общения.
Авторитарный стиль; Либеральный (попустительский); Демократический стиль. (Приложение 2), (Заранее с педагогами провели тест педагогический стиль).
Наиболее эффективным и оптимальным является демократический стиль общения, он наиболее благоприятен в воспитательном воздействии и в полной мере служит формированию у детей и окружающих людей сознательной дисциплины, творческого отношения к делу и формирования активной жизненной позиции.
Именно правильно выбранный стиль общения воспитателя с детьми поможет создать ребенку благоприятный психологический комфорт в группе.
Анализ «Атмосфера в моей группе».
Педагогам предлагается проанализировать групповую ситуацию с использованием следующей схемы.(Приложение 3)
Таким образом, ознакомившись с практическими разработками в области изучения эмоциональных состояний дошкольников, вы понимаете, что создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние на все сферы психического развития. Полученные вами результаты представляют собой вместе с тем и оценку вашей профессиональной деятельности, успешности ваших образовательных и воспитательных действий.
Рефлексия «Все в твоих руках»
На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой надо высказывать свое мнение.
· «Большой» - для меня было важным и интересным…
· «Указательный» - по этому вопросу я получила конкретную рекомендацию
· «Средний » - мне было трудно (мне не понравилось)
· «Безымянный» - моя оценка психологической атмосферы..
· «Мизинец» - для меня было недостаточно..