12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Алчинова Екатерина Леонидовна2277
Россия, Башкирская респ., Уфа
Материал размещён в группе «Воспитатель-работа по ФГОС.»
6

Организация игр с водой и песком с детьми дошкольного возраста

Ребята знакомятся со свойствами песка, постигают приемы строительства из него, учатся действовать с водой. В итоге у них развиваются творческие, исследовательские, конструктивные способности, эстетический вкус.

Каким же образом побуждать ребят к играм с песком и водой, как наполнить их деятельность интересным содержанием, в какой системе вести данную работу в каждой возрастной группе? Расскажем об этом подробнее.

Песок должен быть чистым — просеянным и влажным, через 2—3 дня его необходимо перелопачивать, чтобы он не слеживался. В группах детей младшего возраста нецелесообразно отводить большие площади для строительства из песка, поскольку малыши не создают крупных сюжетных построек, не объединяют их общим содержанием, сооружения еще несовершенны и просты. Для них удобны небольшие переносные песочницы на ножках (размер ящика 120X120 см, глубина, ящика 20 см, высота 50—60 см). Желательно, чтобы на участке было 2—3 такие песочницы-столика. Они могут иметь любую форму и оформление, съемные зонты-тенты. Для удобства на дно песочницы следует настелить листовое железо, поскольку дерево быстро гниет от постоянной влаги. Песок периодически (раз в неделю) промывается из шланга (вода при этом должна свободно стекать на землю через зазоры между дном и боковыми частями ящика). При необходимости такие песочницы можно закрывать полиэтиленовой пленкой для защиты от загрязнения.

В сырую, дождливую, ветреную погоду можно перенести песочницу-столик на веранду. С наступлением холодов хорошо внести ее в помещение с тем, чтобы дети имели возможность заниматься строительством из песка круглый год (естественно, учитываются возможности учреждения). Чтобы песок из ящика не сыпался через зазоры и не засорял пол помещения, дно и края застилают полиэтиленовой пленкой, а затем ящик заполняют промытым песком.

Для детей средней группы тоже используют на участке подобные переносные песочницы. Желательно иметь их четыре. Опыт показывает, что лучше сдвигать песочницы по две, поскольку дети в игре группируются по несколько человек и начинают объединять свои постройки общим содержанием. Например, одни ребята в песочнице строят комнату, а другие в соседней — улицу, садик, после чего сообща обыгрывают постройки.

В отличие от младших групп ребята старшего дошкольного возраста создают крупные коллективные постройки, объединяются в большие группы, развертывают интересные сюжеты игр в песке. Постройки носят содержательный творческий характер, отличаются конструктивной сложностью. Дети сами могут следить за чистотой песка, готовить его к работе, не пачкая одежду, обувь (в теплое время года можно играть в песке босиком), при необходи­мости без напоминания мыть руки.

Для организации конструктивной деятельности из песка в группах старшего дошкольного возраста рекомендуются не песочницы, а песочные дворики прямо на земле (площадь дворика 3X4 м), так как для игр детей необходимо большое количество песка, значительные площади. Обычно песочные дворики размещают под деревьями, чтобы оградить детей от перегрева на солнце, а песок — от постоянного пересыхания. При отсутствии деревьев рекомендуются зонты-тенты.

В санитарно-гигиенических целях не следует устраивать песочные дворики в постоянной тени. В прохладное время здесь будет сыро, холодно, неуютно. На солнце различные вредоносные организмы погибают.

Для работы с песком детям младшего дошкольного возраста предлагают пластмассовые ведерки, совки, лопатки, формочки, игрушки, отличающиеся прочностью, легко моющиеся (машины, куклы), а также дополнительные материалы: дощечки, фанерные трафареты, изображающие людей, дома, знакомых детям животных, транспортные средства, деревья. Можно предложить малышам для игры кукольную посуду, куски клеенки, цветной пленки, фанерные пластины.

Для организации строительства из песка в средней группе используются те же материалы, но увеличивается количество дополнительных средств: пластин из фанеры, кусочков разноцветного оргстекла, пластмассы края должны быть зачищены, природного материала (веточек, корней, камушков, ракушек).

Детям старшего дошкольного возраста для организации конструктивной деятельности в песке предлагаются более мелкие игрушки. Увеличивается количество дополнительного материала. Это могут быть обрезки пластмассовых и резиновых шлангов, труб разного диаметра, куски пенопласта, поролона, шпагата, тесьмы, цветной проволоки (в оболочке), а для формовки песка — пластмассовые емкости разной формы и размера.

Хранить игрушки для игр с песком можно в корзинах, сетчатых сумках. А на участках удобны стойки с сетками, которые могут использоваться во всех возрастных группах. Игрушки, лежащие в сетках, моют, направив на них струю воды из шланга или лейки, и сушат. Дополнительный материал удобно хранить в ящике с деле­ниями (для каждого вида отдельно).

Для обыгрывания построек из песка ребята применяют и поделки, изготовленные своими руками. С этой целью используются материалы, которые не портятся от влаги

При обучении детей конструированию из песка рекомендуется тематику построек из него связывать с тематикой занятий по конструированию из строительного материала.

В группах младшего возраста воспитатели учат малышей сгребать песок в небольшие кучки с помощью совков и лопаток, утрамбовывать их, накладывать песок в небольшие низкие формочки и печь пирожки, пряники, торты и другие угощения

Можно научить малышей проводить в песке дорожку. С этой целью надо показать, как продвигать дощечку, слегка придавливая ее плашмя к песку. Воспитатель вместе с детьми делает на дорожке кочки (кучки), ямки, постройка обыгрывается. Педагог продвигает по дорожке игрушку и приговаривает народную потешку: «По кочкам, по кочкам, по ровненькой дорожке в ямку — бух!

Детям второй младшей группы воспитатель показывает, как делать торты, башни, домики с помощью формочек. Можно научить ребят строить горки. Для этого насыпается куча песка, утрамбовывается, затем с помощью дощечки прокладываются спуски горки (аналогично строительству дорожки). Хоро­шо также научить малышей строить скамейку, ворота, стол, стул, мост. Для этого надо на один или два куличика, стоящих рядом, наложить пластинку.

Можно показать малышам, как сделать забор, сгребая песок с двух сторон руками и уплотняя его, постепенно подстраивая сооружение в длину по направлению к себе.

В средней группе педагоги закрепляют у детей умение формовать различные детали, сооружая несложные постройки, объединяя их общим содержанием, украшать сооружения. Можно научить ребят строить высокую башню из трех форм разного объема. Сначала формуется основание — самая крупная деталь, на нее накладывают деталь поменьше, и завершает постройку самая маленькая, которая украшается флажком.

Ребят учат самостоятельно строить разные горки (высокие, низкие, широкие, узкие), загородки, заборы, вагоны. Делают это таким образом. На одина­ковом расстоянии устанавливаются ку­личики, а между ними вставляются палочки — либо несколько в ряд, либо по одной горизонтально, один конец встав­ляется в боковую часть одного куличи­ка, другой — соседнего.

Используя кубические формы, дети формуют дома, украшая их разноцветными окнами. С этой целью вдавливают в песок кусочки разноцветного оргстекла. Чтобы окошко лучше держалось, верхнюю часть его вдавливают глубже.

Ребята очень любят рыть в песочных кучах вдвоем с двух сторон, пока руки не соединятся внутри тоннеля.

Дети продолжают строить мебель, украшают «комнаты» различными дополнительными материалами. Воспитатели побуждают ребят к играм с постройками, при необходимости подсказывают сюжеты, помогают их развивать.

Детей старшего дошкольного возраста педагоги учат сооружать из песка более сложные и крупные постройки: высотные дома, дворцы, терема, театры, железные дороги, бассейны, озера. Причем на разные темы: порт, ракетодром, стадион, свой микрорайон, детский сад, скотный двор, зоопарк и др., а также по сюжетам знакомых сказок «Царевна-лягушка», «Заячья избушка», «Кот, петух и лиса», «Снежная королева». Для строительства в качестве образцов детям предлагают фотографии, иллюстрации, рисунки с изображением различных сооружений.

Воспитатели объясняют, как с помощью лопаток или дощечек вырезать из утрамбованной кучи дома, корабли, машины, поезда, предметы мебели.

Ребята используют для формовки самые различные приспособления. Крупные формы сооружают с помощью деревянных рамок, полых кубов, цилиндров, отрезков пластмассовых труб большого диаметра. В данном случае форма не переворачивается, а снимается поднимается вверх.

Можно научить детей новому приему работы с песком. Для этого песок насыпают в ведро, смешивают с водой, затем детям предлагают набирать получившуюся массу в ладони и выпускать струйкой. Песок ложится на постройки узорами. Благодаря этому приему можно строить дворцы, замки, башни и другие сооружения конусообразной формы, постоянно наращивая постройку в высоту и ширину.

Опубликовано в группе «Воспитатель-работа по ФГОС.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.