Маленький человечек воспринимает окружающий мир информации, он получает знания от взрослых и из окружающей среды. Ваш малыш конечно же пока еще не способен мыслить абстрактно. Однако помочь ему развить ассоциативное и образное мышление вполне можно уже в первые три года жизни! Это позволит вашему любознательному карапузу достаточно легко и быстро перейти к решению важных творческих задач — к умению понимать речь, говорить, рисовать, к познанию отличительных особенностей предметов и их свойств. Конечно же, вводить малыша в интересный и сложный мир познания нужно самым естественным для него способом — через игру. Главное, чтобы она не наскучила ребенку! Тогда очевидные успехи в развитии интеллекта и воображения не заставят себя ждать. Как только малыш начинает заинтересованно выглядывать из коляски или кроватки, любая мама интуитивно чувствует, что нужно делать, и пробует показывать и называть ему окружающие предметы. Таким образом, она дает своему крохе первые понятия, на которые он и будет ориентироваться в дальнейшем.
Почему бы не углубить это первое осмысленное общение? Тем более что не требуется никаких специальных познаний и навыков.
Первые уроки
Как правило, годовалый малыш способен понимать гораздо больше, чем кажется его родителям! Проведите маленький эксперимент. Обратите внимание крохи на прогулке на живую кошку, собаку или птичку, а потом, вернувшись домой, покажите то же животное на рисунке в книжке. Можете и сами нарисовать его на листе бумаги. Изобразите, как говорит киска, собачка и птичка („Мяу-мяу!", „Гав-гав, „Чик-чирик!"). Повторив такой нехитрый урок несколько раз, вы сами удивитесь результату: вскоре ваш малыш начнет радостно узнавать повсюду знакомые очертания и безошибочно изображать голоса соответствующих животных! Это и будет самым простым упражнением на развитие ассоциативного мышления.
Поэтапно
Ребенку в возрасте чуть больше года уже вполне можно показывать и называть все окружающие предметы, части тела, растения („дерево", „цветок"), несложные действия („улыбается", „плачет", „топает", „кушает") и состояния („холодно", „горячо", „темно", „светло"). Следующим этапом будет просьба к ребенку показать тот или иной знакомый ему предмет. Самое главное — не переусердствовать, не утомить малыша: всегда нужно переходить от простого к более сложному и не скупиться на похвалы в случае правильного ответа. Попробуйте поиграть с крохой в такую несложную игру. Положите перед ним мячи, яблоки, кубики разного цвета и размера. Пусть он увидит их сначала в натуральном виде, а потом сразу же в нарисованном. Малыш поймет, что отличающиеся по виду вещи могут обозначаться одним и тем же словом, так как относятся к одной группе предметов. Потом перейдите к понятиям посложнее: листья, цветы, чашки, стулья... А после того как ребенок усвоит общее название для всей означенной группы, можно и детализировать:
— Вот роза, а вот ромашка. Где еще цветы? В подходящий момент задачу можно немного усложнить. Показывая в книжке картинки, расспрашивайте своего малыша обо всем, что ему доступно на данном этапе развития, и в достаточно резвом темпе:
— Где собачка? Правильно, молодец! А где у собачки нос? Нет, это не нос — это глаз. Вот нос! А где у мышки нос? Правильно! А где у мамы глаз? И т.д. Таким способом вы замечательно тренируете ассоциативно-образное мышление малыша. Ведь у мамы глаз выглядит одним образом, а у собачки в книжке или на мамином рисунке — совсем по-другому (но, оказывается, и то, и другое обозначается словом „глаз"!). Более того, вы учите своего ребенка быстро ориентироваться в потоке поступающей информации и на ходу решать задачи на сообразительность. Обычно последняя способность называется метким выражением „схватывать на лету".
Задача посложнее — определить форму, размер, цвет или принадлежность каждого разглядываемого предмета: — Вот большой красный мяч. А вот — маленький зеленый. Где красный мяч? Правильно! А где большой мяч? Нет, неправильно! Это маленький мяч („ма-а-аленький" — можно дополнительно объяснить подходящим жестом). А вот большой мяч (разводите руки в стороны, показывая, какой он). Вскоре малыш начнет повторять ваши жесты и даже слова, теперь уже прекрасно понимая их смысл! Либо: „Вот зеленый мячик, а вот зеленая машинка. Они одинаковые. А вот красный мячик и красная машинка... Где зеленый?"
Или: „Вот это — большая синяя папина чашка. А это — средняя мамина белая чашка. А вот Сашина маленькая желтая чашка. Где мамина
чашка? Правильно! А где синяя чашка? Правильно, молодец! А где Сашина ма-а-аленькая чашечка?"
После того как ваш любознательный малыш научится моментально и безошибочно показывать названные предметы или персонажи, можно переходить к следующему этапу. Покажите карапузу яркий месяц за окном, а потом внезапно спросите: „А где еще есть месяц?" Естественно, поначалу кроха не сможет сообразить сразу, что речь идет о картинке в книжке. Покажите ему сами нарисованный месяц и тут же изобразите на бумажке похожий. Через несколько таких повторов у ребенка в мозгу сформируется четкая связь, ассоциативная цепочка: месяц — это и то, что висит в ночном небе за окном, и веселый пластмассовый светильник с аналогичными очертаниями, и картинка в книжке на синем фоне. Кстати, вскоре карапуз сам, не дожидаясь помощи родителей, потянется к книжке и будет быстро находить нужную иллюстрацию!
Фирсова Светлана Геннадьевна