Развитие мышления и воображения с раннего возраста

18
1
Материал опубликован 11 February 2016 в группе

        Маленький человечек воспринимает окружающий мир  информации,  он получает знания от взрослых и из окружающей среды. Ваш малыш конечно же пока еще не способен мыслить абст­рактно. Однако помочь ему развить ассоциативное и об­разное мышление вполне можно уже в первые три года жизни! Это позволит ваше­му любознательному кара­пузу достаточно легко и быс­тро перейти к решению важ­ных творческих задач — к умению понимать речь, говорить, рисовать, к познанию отличительных особеннос­тей предметов и их свойств. Конечно же, вводить малы­ша в интересный и сложный мир познания нужно самым естественным для него спо­собом — через игру. Главное, чтобы она не наску­чила ребенку! Тогда очевид­ные успехи в развитии ин­теллекта и воображения не заставят себя ждать. Как только малыш начинает заинтересованно выгляды­вать из коляски или кроват­ки, любая мама интуитивно чувствует, что нужно делать, и пробует показывать и на­зывать ему окружающие предметы. Таким образом, она дает своему крохе пер­вые понятия, на которые он и будет ориентироваться в дальнейшем.

     Почему бы не углубить это первое осмысленное обще­ние? Тем более что не требу­ется никаких специальных познаний и навыков.

Первые уроки

      Как правило, годовалый ма­лыш способен понимать го­раздо больше, чем кажется его родителям! Проведите маленький эксперимент. Об­ратите внимание крохи на прогулке на живую кошку, собаку или птичку, а потом, вернувшись домой, покажи­те то же животное на рисун­ке в книжке. Можете и сами нарисовать его на листе бу­маги. Изобразите, как гово­рит киска, собачка и птичка („Мяу-мяу!", „Гав-гав, „Чик-чирик!"). Повторив та­кой нехитрый урок несколь­ко раз, вы сами удивитесь результату: вскоре ваш ма­лыш начнет радостно узна­вать повсюду знакомые очертания и безошибочно изоб­ражать голоса соответствую­щих животных! Это и будет самым простым упражнени­ем на развитие ассоциатив­ного мышления.

Поэтапно

    Ребенку в возрасте чуть больше года уже вполне можно показывать и назы­вать все окружающие пред­меты, части тела, растения („дерево", „цветок"), неслож­ные действия („улыбается", „плачет", „топает", „кушает") и состояния („холодно", „го­рячо", „темно", „светло"). Следующим этапом будет просьба к ребенку показать тот или иной знакомый ему предмет. Самое главное — не переусердствовать, не уто­мить малыша: всегда нужно переходить от простого к бо­лее сложному и не скупиться на похвалы в случае пра­вильного ответа. Попробуйте поиграть с кро­хой в такую несложную игру. Положите перед ним мячи, яблоки, кубики разного цве­та и размера. Пусть он уви­дит их сначала в натураль­ном виде, а потом сразу же в нарисованном. Малыш пой­мет, что отличающиеся по виду вещи могут обозначать­ся одним и тем же словом, так как относятся к одной группе предметов. Потом перейдите к поняти­ям посложнее: листья, цве­ты, чашки, стулья... А после того как ребенок усвоит об­щее название для всей озна­ченной группы, можно и де­тализировать:

— Вот роза, а вот ромашка. Где еще цветы? В подходящий момент зада­чу можно немного услож­нить. Показывая в книжке картинки, расспрашивайте своего малыша обо всем, что ему доступно на данном эта­пе развития, и в достаточно резвом темпе:

— Где собачка? Правильно, молодец! А где у собачки нос? Нет, это не нос — это глаз. Вот нос! А где у мышки нос? Правильно! А где у ма­мы глаз? И т.д. Таким способом вы замеча­тельно тренируете ассоциа­тивно-образное мышление малыша. Ведь у мамы глаз выглядит одним образом, а у собачки в книжке или на ма­мином рисунке — совсем по-другому (но, оказывается, и то, и другое обозначается словом „глаз"!). Более того, вы учите своего ребенка бы­стро ориентироваться в по­токе поступающей информа­ции и на ходу решать задачи на сообразительность. Обыч­но последняя способность называется метким выраже­нием „схватывать на лету".

      Задача посложнее — опреде­лить форму, размер, цвет или принадлежность каждого разглядываемого предмета: — Вот большой красный мяч. А вот — маленький зеленый. Где красный мяч? Правиль­но! А где большой мяч? Нет, неправильно! Это маленький мяч („ма-а-аленький" — можно дополнительно объ­яснить подходящим жес­том). А вот большой мяч (разводите руки в стороны, показывая, какой он). Вскоре малыш начнет повто­рять ваши жесты и даже сло­ва, теперь уже прекрасно по­нимая их смысл! Либо: „Вот зеленый мячик, а вот зеленая машинка. Они одинаковые. А вот красный мячик и красная машинка... Где зеленый?"

Или: „Вот это — большая си­няя папина чашка. А это — средняя мамина белая чаш­ка. А вот Сашина маленькая желтая чашка. Где мамина

чашка? Правильно! А где си­няя чашка? Правильно, мо­лодец! А где Сашина ма-а-аленькая чашечка?"

      После того как ваш любозна­тельный малыш научится моментально и безошибочно показывать названные пред­меты или персонажи, можно переходить к следующему этапу. Покажите карапузу яркий месяц за окном, а по­том внезапно спросите: „А где еще есть месяц?" Естест­венно, поначалу кроха не сможет сообразить сразу, что речь идет о картинке в книж­ке. Покажите ему сами нари­сованный месяц и тут же изобразите на бумажке похо­жий. Через несколько таких повторов у ребенка в мозгу сформируется четкая связь, ассоциативная цепочка: ме­сяц — это и то, что висит в ночном небе за окном, и веселый пластмассовый све­тильник с аналогичными очертаниями, и картинка в книжке на синем фоне. Кстати, вскоре карапуз сам, не дожидаясь помощи роди­телей, потянется к книжке и будет быстро находить нуж­ную иллюстрацию! 

      Примерно на этом же этапе ребенок уже способен опо­знавать на фотографии род­ственников и знакомых, ко­торых часто видит в повсед­невной жизни. Такая забава с фотоальбомом может стать любимым развлечением для всей семьи
Комментарии

Очень полезный для педагога материал. спасибо!

27 March 2016