Выступление «Адаптация детей раннего возраста к условиям ОО»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Куйбышевского района «Абрамовская средняя общеобразовательная школа»
Адаптация детей раннего возраста к условиям ОУ
Токарева Виктория Викторовна
Воспитатель
г. Куйбышев, 2016 г
Содержание
1. Содержание………………………………………………………………..2
2. Введение…………………………………………………………………...3
2. Адаптация. Основные принципы. Организация работы с детьми в адаптационный период……………………………………………………...………4
3. Заключение…………………………………………………………………6
4. Литература……………………………………………………….…………7
Введение
При поступлении детей в группу раннего возраста, я заметила, как трудно и детям, и взрослым в адаптационный период, которые требуют особого внимания, индивидуального подхода, и, конечно же, педагогического опыта и мастерства. Поэтому для меня, как воспитателя, вопрос адаптации является актуальным.
Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения.
От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста.
Целью периода адаптации является создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства в системе организации адаптации детей раннего возраста.
Перед воспитателем стоят следующие задачи:
1. Создать в группе эмоционально – положительную атмосферу;
2. Внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями;
3. Создать для детей атмосферу психологического комфорта;
4. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей.
Адаптация. Основные принципы
Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться.
Для реализации поставленной цели я следую определенным принципам: принцип гуманизма, принцип оздоровительной направленности, принцип индивидуального подхода, принцип взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, принцип профессионального сотрудничества.
Организация работы с детьми в адаптационный период
Организация работы в адаптационный период раннего детства рассматривается комплексно. В нее включается работа с родителями, увязывание домашнего режима дня с условиями новой среды, организованная работа воспитателя. Чтобы облегчить адаптационный период, в своей работе я использую потешки, для создания положительного эмоционального отношения детей к проведению режимных моментов, например такие как «С добрым утром», «Просыпайся глазок», «Научи обуваться и братца», «Одеваем малыша», «Я одеться сам могу» и др.
Использую элементы телесной терапии: беру малыша на руки, обнимаю, поглаживаю, приглашаю пройти в группу. Если ребёнок плачет, предлагаю ему умыться и попить водички. Когда прием детей закончен, организую утреннюю гимнастику, которая позволяет обрести положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на целый день. Во время приёма пищи дети приглашаются к столу, учатся правильно садиться за стол, пользоваться приборами, совершенствуются навыки самообслуживания. Во время еды называются блюда, обращается внимание на аромат и вкус еды, формируется привычка спокойно и с аппетитом съедать положенную порцию, положительно относиться к новым видам блюд.
Оптимальной формой организации детей считаются совместные игры и занятия, основные задачи которых заключаются в следующем:
- привлекать внимание малышей к сверстникам и учить их ориентироваться на действия партнёров;
- налаживать доброжелательные отношения между детьми;
- обогащать жизнь малышей новыми впечатлениями и положительными эмоциями.
Эти задачи решаются в процессе проведения разнообразных игр, среди которых наиболее эффективными являются: пальчиковые игры, адаптационные игры, дидактические игры, игры с водой и песком, игры - драматизации (совместное проигрывание сказок, простые сюжетно - ролевые игры, совместные танцы и игра на музыкальных инструментах. Ежедневно организую в группе адаптационные игры (Мы топаем ногам, Мой хороший, мой пригожий и др.), способствующие сближению детей, воспитывающие доверительное отношение к сверстникам, дающие заряд положительных эмоций. В этих играх дети выступают как равноправные участники и совершают вместе одинаковые действия.
Особое внимание и индивидуальный подход уделяю робким,
застенчивым детям, чувствующим себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно "пальчиковыми" играми (Сорока - белобока, Ладушки – ладушки пекла бабушка оладушки, Апельсин), они увлекают малышей и приносят им пользу. По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук. Для расширения кругозора детей использую художественное чтение, рассказывание сказок, рассматривание картин, иллюстраций.
В период адаптации веду наблюдение за каждым ребенком, заполняю адаптационные карты детей, анализирую процесс прохождения адаптационного периода каждым ребенком индивидуально.
Провожу следующие формы и методы сотрудничества с родителями: беседы, родительские собрания, анкетирование, папки-передвижки, консультации, алгоритмы «Я одеваюсь», «Учимся складывать вещи», «Я умываюсь».
Заключение
Адаптация детей раннего возраста к условиям ОУ зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптационный период проходит сравнительно легко и быстро.
Другой малыш медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками; шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет сам есть, раздеваться то делает это медленно, отстает от всех. Все это откладывает свой отпечаток на его отношения с окружающими. Такому ребенку необходим более длительный срок на период адаптации. Важным фактором, влияющим на поведение ребёнка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя. Воспитатель должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребёнку, уметь привлечь ребёнка, организовать его внимание.
В заключении можно сделать следующие выводы: процесс адаптации проходит успешно, если дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакт друг с другом, со взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями, делятся игрушками, объединяются по 2-4 человека для совместных игр, сопереживают, помогают друг другу.
Литература:
1. Л.В. Белкина. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. -Воронеж: ТЦ «Учитель» ,2006.
2. Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева «Воспитание и развитие детей от 2 до 3 лет», Москва, «Просвещение» 2007г.
3. Т.Н. Доронова, С.А. Доронов «Ранний возраст: планирование работы с детьми», 2007г
4. Э.Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр» для занятий с детьми 2-7 лет, Москва, 2016г.