12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Виктория Викторовна Токарева242
Работаю воспитателем с 2015 года, очень люблю свою профессию!
Россия, Новосибирская обл., Куйбышев
Материал размещён в группе «Воспитатель-работа по ФГОС.»
9

Выступление «Адаптация детей раннего возраста к условиям ОО»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Куйбышевского района «Абрамовская средняя общеобразовательная школа»

Адаптация детей раннего возраста к условиям ОУ

 

Токарева Виктория Викторовна

Воспитатель

г. Куйбышев, 2016 г

Содержание

1. Содержание………………………………………………………………..2

2. Введение…………………………………………………………………...3

2. Адаптация. Основные принципы. Организация работы с детьми в адаптационный период……………………………………………………...………4

3. Заключение…………………………………………………………………6

4. Литература……………………………………………………….…………7

Введение

При поступлении детей в группу раннего возраста, я заметила, как трудно и детям, и взрослым в адаптационный период, которые требуют особого внимания, индивидуального подхода, и, конечно же, педагогического опыта и мастерства. Поэтому для меня, как воспитателя, вопрос адаптации является актуальным.

Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения.

От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста.

Целью периода адаптации является создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства в системе организации адаптации детей раннего возраста.

Перед воспитателем стоят следующие задачи:

1. Создать в группе эмоционально – положительную атмосферу;

2. Внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями;

3. Создать для детей атмосферу психологического комфорта;

4. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей.

Адаптация. Основные принципы

Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться.

Для реализации поставленной цели я следую определенным принципам: принцип гуманизма, принцип оздоровительной направленности, принцип индивидуального подхода, принцип взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, принцип профессионального сотрудничества.

Организация работы с детьми в адаптационный период

Организация работы в адаптационный период раннего детства рассматривается комплексно. В нее включается работа с родителями, увязывание домашнего режима дня с условиями новой среды, организованная работа воспитателя. Чтобы облегчить адаптационный период, в своей работе я использую потешки, для создания положительного эмоционального отношения детей к проведению режимных моментов, например такие как «С добрым утром»«Просыпайся глазок», «Научи обуваться и братца»«Одеваем малыша»«Я одеться сам могу» и др.

Использую элементы телесной терапии: беру малыша на руки, обнимаю, поглаживаю, приглашаю пройти в группу. Если ребёнок плачет, предлагаю ему умыться и попить водички. Когда прием детей закончен, организую утреннюю гимнастику,  которая позволяет обрести положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на целый день. Во время приёма пищи дети приглашаются к столу, учатся правильно садиться за стол, пользоваться приборами, совершенствуются навыки самообслуживания. Во время еды называются блюда, обращается внимание на аромат и вкус еды, формируется привычка спокойно и с аппетитом съедать положенную порцию, положительно относиться к новым видам блюд.

Оптимальной формой организации детей считаются совместные игры и занятия, основные задачи которых заключаются в следующем:

- привлекать внимание малышей к сверстникам и учить их ориентироваться на действия партнёров;

- налаживать доброжелательные отношения между детьми;

- обогащать жизнь малышей новыми впечатлениями и положительными эмоциями.

Эти задачи решаются в процессе проведения разнообразных игр, среди которых наиболее эффективными являются: пальчиковые игры, адаптационные игры, дидактические игры, игры с водой и песком, игры - драматизации (совместное проигрывание сказок, простые сюжетно - ролевые игры, совместные танцы и игра на музыкальных инструментах. Ежедневно организую в группе адаптационные игры (Мы топаем ногам, Мой хороший, мой пригожий и др.), способствующие сближению детей, воспитывающие доверительное отношение к сверстникам, дающие заряд положительных эмоций. В этих играх дети выступают как равноправные участники и совершают вместе одинаковые действия. 

Особое внимание и индивидуальный подход уделяю робким,
застенчивым детям, чувствующим себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно "пальчиковыми" играми (
Сорока - белобока, Ладушки – ладушки пекла бабушка оладушки, Апельсин), они увлекают малышей и приносят им пользу. По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук. Для расширения кругозора детей использую художественное чтение, рассказывание сказок, рассматривание картин, иллюстраций.

В период адаптации веду наблюдение за каждым ребенком, заполняю адаптационные карты детей, анализирую процесс прохождения адаптационного периода каждым ребенком индивидуально.

Провожу следующие формы и методы сотрудничества с родителями: беседы, родительские собрания, анкетирование, папки-передвижки, консультации, алгоритмы «Я одеваюсь», «Учимся складывать вещи», «Я умываюсь».

Заключение

Адаптация детей раннего возраста к условиям ОУ зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптационный период проходит сравнительно легко и быстро.

Другой малыш медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками; шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет сам есть, раздеваться то делает это медленно, отстает от всех. Все это откладывает свой отпечаток на его отношения с окружающими. Такому ребенку необходим более длительный срок на период адаптации. Важным фактором, влияющим на поведение ребёнка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя. Воспитатель должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребёнку, уметь привлечь ребёнка, организовать его внимание.

В заключении можно сделать следующие выводы: процесс адаптации проходит успешно, если дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакт друг с другом, со взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями, делятся игрушками, объединяются по 2-4 человека для совместных игр, сопереживают, помогают друг другу.

Литература:

 1. Л.В. Белкина.  Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. -Воронеж: ТЦ «Учитель» ,2006.

2. Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева «Воспитание и развитие детей от 2 до 3 лет», Москва, «Просвещение» 2007г.

3. Т.Н. Доронова, С.А. Доронов «Ранний возраст: планирование работы с детьми», 2007г

4. Э.Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр» для занятий с детьми 2-7 лет, Москва, 2016г.

Опубликовано в группе «Воспитатель-работа по ФГОС.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.