Выступление «Итоги диагностической работы педагога- психолога по готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению к школе»

9
0
Материал опубликован 26 November 2016 в группе
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

По каким критериям можно оценивать готовность ребенка к школе?

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Интеллектуальная зрелость- это способность концентрировать внимание, способность уловить основные связи между явлениями (аналитическое мышление); это дифференцированное восприятие (например, умение выделить фигуру из фона), умение воспроизводить образец, а, также, достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Критерием интеллектуальной готовности является, также, развитая речь ребенка. Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоционально- волевая зрелость - умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, способность ребенка адекватно переживать процесс переключения эмоций; овладение такой структурой деятельности, в которой уясняются мотивы и цель, мобилизуются усилия, направляется и регулируется психическая активность.

Социальная, или личностная, готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения.

Ребенок, который не готов к школьному обучению, не может сосредоточиться на уроке, он часто отвлекается, теряет нить объяснения, не в состоянии включиться в общий ритм работы класса. Хотя моя основная работа - это работа с детьми дошкольного возраста, но мне приходится работать и со школьниками. В основном, это дети, у которых возникли проблемы при обучении в начальной школе. Очень часто у таких детей слабо развита связная речь - они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное. У ребенка, который плохо подготовлен к школе, нет интереса к познанию, он не стремится к творчеству, а склонен к шаблонным решениям, он не проявляет инициативы.

Для составления общего представления об уровне развития готовности детей к школьному обучению использовалась «Экспресс - диагностика готовности к школе» » (Вархотова Е.К, Дятко Н. В, Сазонова Е.В.).

Данная методика состояла из 11 заданий:

1 субтест «Нелепицы». Цели: установление эмоционального контакта с ребенком; выявление понимания детьми нелепости изображенного; выявление запаса общих сведений об окружающем, а также наличие чувства юмора.

2 субтест «Пространственно – арифметический диктант». Цели: диагностика произвольности (умения действовать по правилам) и наглядно – образного мышления (ориентировка в пространстве). Педагогический аспект – диагностика сформированности навыков счета в пределах 10.

3 субтест «Последовательные картинки». Цели: выявление умения устанавливать причинно- следственные связи; умение делать обощение; диагностика уровня речевого развития детей.

4 субтест «Геометрические фигуры». Цели: диагностика уровня развития наглядно – схематического мышления и умения действовать по образцу; выявление знаний детей названий основных геометрических фигур.

5 субтест «Аналогии». Цели: диагностика сформированности основ понятийного мышления.

6 субтест «Логопедический». Цели: диагностика звукопроизношения и фонетического слуха.

7 субтест «Запрещенные слова». Цели: диагностика произвольности в общении со взрослыми и умения действовать по правилам.

8 субтест «Ключи». Цели: диагностика умения устанавливать и использовать закономерности.

9 субтест «Чтение». Цели: выявление знаний букв; состояние навыков чтения; выяснение понимания детьми прочитанного и способность пересказать прочитанное.

10 субтест «Рисунок человека». Цели: выявление сформированности образных и пространственных представлений у детей; уровень развития тонкой моторики; выяснение общего представления об интеллекте детей в целом.

11 субтест «Составление слов». Цели: выявление уровня общей осведомленности, творческих задатков.

В исследовании приняли участие дети старших и подготовительной групп. Ниже приведена таблица № 1 о количестве обследованных детей.

Таблица № 1. Количество обследованных детей

 

Группа № 1

Группа № 7

Группа № 8

Группа № 9

Группа № 10

Общее кол-во

1.Общее количество детей в группе

35

35

16

17

34

137

2.Количество детей, которые идут в школу.

11

35

7

14

6

73

3.Количество обследованных детей.

11

33

7

13

6

70

4.Количество отсутствовавших детей

-

2

-

1

-

3

Таблица 1. Результаты уровня сформированности детей к школьному обучению (группа № 1 «Харада»)

Высокий уровень готовности к школьному обучению

Средний уровень готовности к школьному обучению.

Низкий уровень готовности к школьному обучению.

Таблица 2. Результаты уровня сформированности детей к школьному обучению(группа № 7 «Карусель»).

Высокий уровень готовности к школьному обучению

Средний уровень готовности к школьному обучению.

Низкий уровень готовности к школьному обучению.

Таблица 3. Результаты уровня сформированности детей к школьному обучению (группа № 8 «Березка»).

1.Высокий уровень готовности к школьному обучению

2.Средний уровень готовности к школьному обучению.

3.Низкий уровень готовности к школьному обучению.

Таблица 4. Результаты уровня сформированности детей к школьному обучению (группа № 9 «Ромашка»).

Высокий уровень готовности к школьному обучению

Средний уровень готовности к школьному обучению.

Низкий уровень готовности к школьному обучению.

Таблица 5. Результаты уровня сформированности детей к школьному обучению(группа № 10 «Ягодки»).

1.Высокий уровень готовности к школьному обучению

Средний уровень готовности к школьному обучению.

Низкий уровень готовности к школьному обучению.


 

По данным диагностического обследования были выделены 3 группы:

1 группа детей с высоким уровнем готовности к школьному обучению – 43 ребенка (62 %).

2 группа детей со средним уровнем готовности к школьному обучению – 22 ребенка (31 %).

3 группа детей с низким уровнем готовности к школьному обучению – 5 детей (7 %).


 

Таблица 6. Результаты уровня сформированности детей к школьному обучению

Высокий уровень готовности к школьному обучению

Средний уровень готовности к школьному обучению.

Низкий уровень готовности к школьному обучению

Для сравнения показателей у дошкольников по готовности к школьному обучению приведена таблица № 3 (приложение № 1).

В таблице № 4 можно увидеть показатели уровня готовности к школьному обучению на начало и конец 2010 – 2011 учебного года.

Таблица № 7. Показатели уровня готовности к школьному обучению на начало и конец

2010 – 2011 учебного года.


 

Высокий уровень готовности к школьному обучению

Средний уровень готовности к школьному обучению.

Низкий уровень готовности к школьному обучению

Данные показатели свидетельствуют о том, что на конец учебного года у большинства детей повысился уровень готовности к школьному обучению. Исходя, из этого можно сделать выводы, что воспитатели и педагоги провели большую и плодотворную работу со своими воспитанниками.

Общие выводы:

  1. На конец 2010 – 2011 учебного года больше половины детей от общего числа обследованных имеют высокий уровень готовности к школьному обучению (62 %).

    Низкий уровень готовности к обучению в школе выявлено у 5 детей.

    Многие из обследованных детей не могут устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщение; устанавливать и использовать закономерности.

    Сравнительный анализ говорит о том, что у детей старшего дошкольного возраста уровень готовности к обучению в школе на конец учебного года более высокий, чем на начало.

Рекомендации:

1. При подготовке детей к школе воспитателям старших групп необходимо проводить коррекционно – развивающие занятия с детьми по развитию психических процессов (мышление, память, внимание), тонкой моторики.

2. Воспитателям совместно с родителями оказывать посильную помощь детям в формировании мотивационной готовности к школьному обучению.

3. Воспитателям, педагогу – психологу Дорджиева К.С. через групповые или индивидуальные консультации довести до родителей о важности их участия в закреплении знаний полученных в детском саду, так как без этого подготовка ребенка к школе не будет качественной.

4. Старшему воспитателю Лашиной Г.П. и педагогу – психологу Дорджиевой К.С. оказать необходимую помощь воспитателям старших групп в подготовке детей к школьному обучению, а также в предоставлении методической литературы.

Комментарии
Комментариев пока нет.