Выступление «Итоги диагностической работы педагога- психолога по готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению к школе»
По каким критериям можно оценивать готовность ребенка к школе?
Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.
Интеллектуальная зрелость- это способность концентрировать внимание, способность уловить основные связи между явлениями (аналитическое мышление); это дифференцированное восприятие (например, умение выделить фигуру из фона), умение воспроизводить образец, а, также, достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Критерием интеллектуальной готовности является, также, развитая речь ребенка. Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Эмоционально- волевая зрелость - умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, способность ребенка адекватно переживать процесс переключения эмоций; овладение такой структурой деятельности, в которой уясняются мотивы и цель, мобилизуются усилия, направляется и регулируется психическая активность.
Социальная, или личностная, готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения.
Ребенок, который не готов к школьному обучению, не может сосредоточиться на уроке, он часто отвлекается, теряет нить объяснения, не в состоянии включиться в общий ритм работы класса. Хотя моя основная работа - это работа с детьми дошкольного возраста, но мне приходится работать и со школьниками. В основном, это дети, у которых возникли проблемы при обучении в начальной школе. Очень часто у таких детей слабо развита связная речь - они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное. У ребенка, который плохо подготовлен к школе, нет интереса к познанию, он не стремится к творчеству, а склонен к шаблонным решениям, он не проявляет инициативы.
Для составления общего представления об уровне развития готовности детей к школьному обучению использовалась «Экспресс - диагностика готовности к школе» » (Вархотова Е.К, Дятко Н. В, Сазонова Е.В.).
Данная методика состояла из 11 заданий:
1 субтест «Нелепицы». Цели: установление эмоционального контакта с ребенком; выявление понимания детьми нелепости изображенного; выявление запаса общих сведений об окружающем, а также наличие чувства юмора.
2 субтест «Пространственно – арифметический диктант». Цели: диагностика произвольности (умения действовать по правилам) и наглядно – образного мышления (ориентировка в пространстве). Педагогический аспект – диагностика сформированности навыков счета в пределах 10.
3 субтест «Последовательные картинки». Цели: выявление умения устанавливать причинно- следственные связи; умение делать обощение; диагностика уровня речевого развития детей.
4 субтест «Геометрические фигуры». Цели: диагностика уровня развития наглядно – схематического мышления и умения действовать по образцу; выявление знаний детей названий основных геометрических фигур.
5 субтест «Аналогии». Цели: диагностика сформированности основ понятийного мышления.
6 субтест «Логопедический». Цели: диагностика звукопроизношения и фонетического слуха.
7 субтест «Запрещенные слова». Цели: диагностика произвольности в общении со взрослыми и умения действовать по правилам.
8 субтест «Ключи». Цели: диагностика умения устанавливать и использовать закономерности.
9 субтест «Чтение». Цели: выявление знаний букв; состояние навыков чтения; выяснение понимания детьми прочитанного и способность пересказать прочитанное.
10 субтест «Рисунок человека». Цели: выявление сформированности образных и пространственных представлений у детей; уровень развития тонкой моторики; выяснение общего представления об интеллекте детей в целом.
11 субтест «Составление слов». Цели: выявление уровня общей осведомленности, творческих задатков.
В исследовании приняли участие дети старших и подготовительной групп. Ниже приведена таблица № 1 о количестве обследованных детей.
Таблица № 1. Количество обследованных детей
Группа № 1 |
Группа № 7 |
Группа № 8 |
Группа № 9 |
Группа № 10 |
Общее кол-во |
|
1.Общее количество детей в группе |
35 |
35 |
16 |
17 |
34 |
137 |
2.Количество детей, которые идут в школу. |
11 |
35 |
7 |
14 |
6 |
73 |
3.Количество обследованных детей. |
11 |
33 |
7 |
13 |
6 |
70 |
4.Количество отсутствовавших детей |
- |
2 |
- |
1 |
- |
3 |
Таблица 1. Результаты уровня сформированности детей к школьному обучению (группа № 1 «Харада»)
Высокий уровень готовности к школьному обучению
Средний уровень готовности к школьному обучению.
Низкий уровень готовности к школьному обучению.
Таблица 2. Результаты уровня сформированности детей к школьному обучению(группа № 7 «Карусель»).
Высокий уровень готовности к школьному обучению
Средний уровень готовности к школьному обучению.
Низкий уровень готовности к школьному обучению.
Таблица 3. Результаты уровня сформированности детей к школьному обучению (группа № 8 «Березка»).
1.Высокий уровень готовности к школьному обучению
2.Средний уровень готовности к школьному обучению.
3.Низкий уровень готовности к школьному обучению.
Таблица 4. Результаты уровня сформированности детей к школьному обучению (группа № 9 «Ромашка»).
Высокий уровень готовности к школьному обучению
Средний уровень готовности к школьному обучению.
Низкий уровень готовности к школьному обучению.
Таблица 5. Результаты уровня сформированности детей к школьному обучению(группа № 10 «Ягодки»).
1.Высокий уровень готовности к школьному обучению
Средний уровень готовности к школьному обучению.
Низкий уровень готовности к школьному обучению.
По данным диагностического обследования были выделены 3 группы:
1 группа детей с высоким уровнем готовности к школьному обучению – 43 ребенка (62 %).
2 группа детей со средним уровнем готовности к школьному обучению – 22 ребенка (31 %).
3 группа детей с низким уровнем готовности к школьному обучению – 5 детей (7 %).
Таблица 6. Результаты уровня сформированности детей к школьному обучению
Высокий уровень готовности к школьному обучению
Средний уровень готовности к школьному обучению.
Низкий уровень готовности к школьному обучению
Для сравнения показателей у дошкольников по готовности к школьному обучению приведена таблица № 3 (приложение № 1).
В таблице № 4 можно увидеть показатели уровня готовности к школьному обучению на начало и конец 2010 – 2011 учебного года.
Таблица № 7. Показатели уровня готовности к школьному обучению на начало и конец
2010 – 2011 учебного года.
Высокий уровень готовности к школьному обучению
Средний уровень готовности к школьному обучению.
Низкий уровень готовности к школьному обучению
Данные показатели свидетельствуют о том, что на конец учебного года у большинства детей повысился уровень готовности к школьному обучению. Исходя, из этого можно сделать выводы, что воспитатели и педагоги провели большую и плодотворную работу со своими воспитанниками.
Общие выводы:
-
На конец 2010 – 2011 учебного года больше половины детей от общего числа обследованных имеют высокий уровень готовности к школьному обучению (62 %).
Низкий уровень готовности к обучению в школе выявлено у 5 детей.
Многие из обследованных детей не могут устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщение; устанавливать и использовать закономерности.
Сравнительный анализ говорит о том, что у детей старшего дошкольного возраста уровень готовности к обучению в школе на конец учебного года более высокий, чем на начало.
Рекомендации:
1. При подготовке детей к школе воспитателям старших групп необходимо проводить коррекционно – развивающие занятия с детьми по развитию психических процессов (мышление, память, внимание), тонкой моторики.
2. Воспитателям совместно с родителями оказывать посильную помощь детям в формировании мотивационной готовности к школьному обучению.
3. Воспитателям, педагогу – психологу Дорджиева К.С. через групповые или индивидуальные консультации довести до родителей о важности их участия в закреплении знаний полученных в детском саду, так как без этого подготовка ребенка к школе не будет качественной.
4. Старшему воспитателю Лашиной Г.П. и педагогу – психологу Дорджиевой К.С. оказать необходимую помощь воспитателям старших групп в подготовке детей к школьному обучению, а также в предоставлении методической литературы.