Статья «Использование имитационных игр на уроках русского языка и литературы в 5 классе»
Долгирева Ю.С.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМИТАЦИОННЫХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ
Статья посвящена актуальной теме по использованию игровой деятельности, в частности использованию имитационных игр на уроках русского языка и литературы в 5 классе. По степени активности учащихся и характеру учебно-познавательной деятельности можно выделить имитационные и неимитационные технологии. Имитационные технологии активизации учебно-познавательной деятельности распределяются на игровые и неигровые. Игровые технологии – организация учебного процесса, когда субъект обучение включается в обучающую игру. К игровым технологиям в частности относятся урок-аукцион и урок-суд.
С каждым годом жизнь людей меняется. На это влияет экономическая ситуация, общий уровень жизни и многие другие факторы, среди которых и изменение цели, и назначение современного образования. Традиционная организация образования, которая была направлена на передачу знаний от учителя к ученику, с каждым годом теряет свою значимость. В то время, когда современное образование направлено на воспитание человека, который самостоятельно приобретает знание путем поиска информации, ее анализа, сопоставления различных информационных источников.
В последние десятилетия большую популярность в образовательном процессе приобрели современные интерактивные технологии. Это сравнительно новый, творческий, интересный подход к организации учебной деятельности учащихся. К интерактивным методам относятся игровые технологии.
Целью статьи является освещение разновидностей игровой деятельности, выделение основных этапов обучающих игр, а также демонстрация практической значимости имитационных игр для изучения русского языка и литературы в 5 классе.
Игровая модель, кроме дидактической функции, выполняет также функцию развития творческого воображения, самореализации, обеспечения контроля вывода эмоций, предоставления возможности выражать собственные мысли. Ученики могут выбрать себе роль, предположить возможное развитие игровых действий, создать проблемную ситуацию и найти способы ее решения. В таком случае учитель выступает как инструктор (знакомит с правилами игры, предоставляет консультации, судья (корректировка и советы по распределения ролей), тренер (подсказки для ускорения процесса игры), ведущий (организатор обсуждения)
Игровая модель реализуется на протяжении четырех этапов:
1. ориентация (ознакомление учащихся с правилами проведения игры, общий обзор ее течения).
2. Подготовка к проведению игры (сценарий игры, определение ролей учащимися, путей решения проблемы).
3. основная часть (проведение игры).
4. обсуждение результатов и процесса игры.
Имитационные игры развивают воображение и навыки критического мышления, способствуют применению на практике умения решать проблемы .
Организация имитационных игр предусматривает:
1. Выбор темы, явления для имитации.
2. Предоставление учащимся всей необходимой информации, чтобы они могли одновременно выполнять все необходимые действия.
3. Краткое введение перед имитацией.
4. Вопросы для подведения итогов работы.
Примерами имитационных игр являются уроки в виде пресс-конференции, урок-аукцион, урок-суд и тому подобное.
Например, после изучения темы "Лексикология" ученикам 5 класса предлагается провести урок-аукцион. На предыдущих занятиях по этой теме они получали определенное "денежное вознаграждение", у каждого ученика разная сумма. Для проведения аукциона учитель выбирает двух ведущих (обычно это менее успешные ученики или же те, у кого наименьшее количество денег). Предварительно учитель задает детям домашнее задание – подготовить лоты для аукциона с использованием материала темы «Лексикологии».
Примерами лотов могут быть хокку с использованием омонимов, карточная игра "Найдите пару антонимов", мини-словарь синонимов и другие.
Урок-аукцион является эффективным методом для разнообразия учебной деятельности, способствует развитию творческих, коммуникативных умений и навыков.
Распространенной технологией имитационной игры являются упрощенные судебные слушания.
Технология упрощенного судебного слушания дает возможность учащимся разыграть судебный процесс по конкретному делу с минимальным количеством участников. Во время судебного процесса обязательными членами являются судьи, которые будут слушать обе стороны и принимать окончательное решение.
Целью технологии судебного слушания является возможность учащимся получить упрощенное представление о процедуре принятия судебного решения, развить критическое мышление и технологию принятия решений.
Учитель должен выбрать ситуацию, случай для изучения и подготовить дополнительную информацию в виде распечатанного материала, продумать варианты развития судебного дела и подготовить план проведения судебного слушания.
Класс нужно объединить в три группы: судьи; те, кто обвиняет; обвиняемые. Судей необходимо ознакомить с материалами, тем, кто обвиняет, необходимо предоставить время для подготовки речи и аргументации своей позиции, обвиняемым нужно также дать время для подготовки выступления и защиты собственной позиции.
Так, например, после ознакомления учеников 5 класса с произведением Ивана Сергеевича Тургенева «Муму» учитель организует урок-суд, во время которого обвиняемым является Герасим.
Благодаря игровой деятельности лучше развиваются индивидуальные способности учащихся. В процессе игры происходит обучение действию с помощью самого действия. Игра позволяет избавиться от шаблонов и стереотипов, способна изменить отношение учащихся к любому явлению, факту, проблеме. Она стимулирует интеллектуальную деятельность учащихся, учит прогнозировать, исследовать и проверять правильность принятых решений и гипотез, воспитывает культуру общение, формирует умение работать в коллективе и с коллективом. Все это определяет функции обучающей игры как средства психологического, социально-психологического и педагогического воздействия на личность.
Итак, учитывая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:
1)игровые технологии способствуют развитию индивидуальных способностей;
2) игра стимулирует активную интеллектуальную деятельность учащихся;
3) игра помогает наладить взаимоотношения в коллективе;
4) способствует развитию коммуникативных способностей;
5)обогащает педагогическую практику и расширяет инструментарий учителя.