«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся»

1
0
Материал опубликован 13 August 2020

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся ГАОУ СПО НСО Новосибирский педагогический колледж №2 Новосибирск 2015 г. Выполнил: Балбуцкий Владислав студент 3 курса 305 группы Научный руководитель: Тимченко Галина Владимировна

Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача  современной школы. академик А.П. Семенов Только для 10% учащихся приемлемы методы, используемые в традиционной школе. Оставшиеся 90% учащихся также способны учиться, но не с книгой в руках, а по-другому: "своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств". Один из вариантов организации учебного процесса - использование педагогом в своей деятельности методов информационно-коммуникационных технологий обучения.

процесс использования информационно-коммуникационных технологий играет огромную роль в учебном процессе, активизируя познавательную деятельность детей, тем самым повышает его эффективность необходимостью использования информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в начальной школе как средства активизации познавательной деятельности учащихся Актуальность Гипотеза исследования

учебно-воспитательный процесс в начальной школе активизация познавательной деятельности учащихся с применением ИКТ совокупность методов и приёмов обучения с применением ИКТ, обеспечивающих активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках математики изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в образовании; определить условия повышения эффективности развития познавательной деятельности школьников посредством использования информационно-коммуникационных технологий обучения математике Цель Объект Предмет Задачи

Определение понятия «информатизация образования», «информационно-коммуникационные технологии» Информатизация образования – это комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение информационной продукции, средств, технологий. Информационные технологии обучения – это педагогические технологии, в которых используются специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации.

Психолого-педагогические аспекты использования ИКТ в начальной школе «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребе­нок усвоит их на лету». К.Д. Ушинский Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода “созерцательной любознательностью”, что объясняется возрастными особенностями высшей нервной деятельности. С живым любопытством дети воспринимают окружающую среду и все новое. Для восприятия учащихся начальных классов характерна ярко выраженная эмоциональность. В младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным и устойчивым, если учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьников эмоциональное отношение.

Средства ИКТ в системе образования К аппаратным средствам относятся: компьютер, принтер, проектор, устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура, мышь и разнообразные устройства аналогичного назначения), устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио и видео магнитофон), управляемые компьютером устройства, внутриклассная и внутришкольная сети, аудио-видео средства. К программным средствам относятся: общего назначения и связанные с аппаратными (драйверы и.т.п.), источники информации (энциклопедии на КД, информационные сайты и поисковые системы Интернета), тренажеры, тестовые среды, электронные учебники.

Отличие средств ИКТ от других технических средств обучения (ТСО) 1) визуализирует целостный недоступный образ в удобном темпе; 2) индивидуализирует обучение, незаменимо для решения задач и повторения при подготовке к контролю; 3) производительность освобождает от рутины; 4) заменяет оперативную консультацию преподавателя и необходим при самообучении, индивидуальный тренинге; 5) коммуникативность посредством сети связывает с обучающимися, преподавателем, внешними консультантами, удалённым (уникальным, вредным) оборудованием.

Педагогические функции и возможности ИКТ Педагогическая функция Возможности ИКТ Мотивирующая Стимулировать творческую активность к изучению материала, поиску ответа Информационная Реализовать возможности информационных систем Функция управления учебной деятельностью Гибкость, адаптивность и учёт познавательных возможностей учащихся Формирующая навыки Тренировать Контролирующе - корректирующая Принимать любой способ ответа, включая свободно конструируемый, при этом правильность определяется на основе формального общего и поэлементного анализа (при наличии справочного оператора и системы коррекции ошибок)

Методы и принципы организации обучения с применением ИКТ Методы объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, исследовательский Принципы принцип адаптивности, принцип интерактивности, принцип индивидуальности

Этапы подготовки урока с использованием ИКТ I. Концептуальный: аргументируется необходимость использования средств ИКТ, формулировка учебных целей с ориентацией на достижение результатов, выбор типа образовательных электронных ресурсов. II. Технологический: выбор методики проведения занятий и проектирование основных видов деятельности учителя и учащихся; выбор способа взаимодействия учителя и ученика. III. Операциональный: осуществляется поэтапное планирование урока, подготовка учебных материалов. IV. Педагогическая реализация: учитель теперь не только источник знаний, но и менеджер процесса обучения.

ИКТ-компетенции учителя начальных классов на различных этапах традиционного урока Требования к ИКТ-компетентности учителя : Технологическая (общепользовательская) ИКТ-компетентность означает, что учитель может решать повседневные задачи, используя общедоступные средства ИКТ. Это- текстовый редактор, графический редактор, редактор презентаций, программное обеспечение для работы со звуком, сервисы Интернета. Общеучебная (метапредметная) компетентность, наличие которой означает, что учитель способен решать задачи, возникающие при организации образовательного процесса, эффективно используя средства ИКТ. Педагогическая ИКТ-компетентность означает адекватное использование ресурсов Интернета для самообразования и самостоятельной образовательной деятельности учащихся. Профессиональная ИКТ-компетентность в условиях внедрения ФГОС требует от учителя умения работать с компьютерным классом, в том числе мобильным, умение работать с интерактивной доской: управление экраном компьютера, знать образовательные возможности входящего в комплект программного обеспечения.

Характеристика обобщенных трудовых функций (обучение) Трудовые действия Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ) Формирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении задачи там, где это эффективно Использование в работе с детьми информационных ресурсов, в том числе ресурсов дистанционного обучения, помощь детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов Необходимые умения Владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности) Совместно с обучающимися создавать и использовать наглядные представления математических объектов и процессов, рисуя наброски от руки на бумаге и классной доске, с помощью компьютерных инструментов на экране, строя объемные модели вручную и на компьютере (с помощью 3D-принтера) Владеть основными математическими компьютерными инструментами: визуализации данных, зависимостей, отношений, процессов, геометрических объектов; вычислений - численных и символьных; обработки данных (статистики); экспериментальных лабораторий (вероятность, информатика) Необходимые знания Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий

Информационно­коммуникационные технологии — инструментарий универсальных учебных действий При освоении личностных действий формируются: критическое отношение к информации и избирательность её восприятия; основы правовой культуры в области использования информации. При освоении регулятивных универсальных учебных действий обеспечиваются: оценка условий, алгоритмов и результатов действий; создание цифрового портфолио учебных достижений обучающегося. При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль: поиск информации; фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств; структурирование информации; построение простейших моделей объектов и процессов. Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий используются: обмен гипермедиасообщениями; выступление с аудиовизуальной поддержкой; общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог).

Формирование ИКТ­компетентности обучающихся Знакомство со средствами ИКТ Запись, фиксация информации Создание текстов с помощью компьютера Создание графических сообщений Редактирование сообщений Создание новых сообщений путём комбинирования имеющихся. Создание структурированных сообщений Представление и обработка данных Поиск информации Коммуникация, проектирование, моделирование, управление и организация деятельности

Здоровьесберегающие требования к учебным занятиям с использованием компьютерных средств в начальной школе Режим учебных занятий с использованием компьютерных средств (по Н. Т. Лебедевой) Класс 1 - 4 Длительность работы с компьютерами 15 мин Количество занятий в день 1 Гимнастика для глаз 3-5 упражнений по 5 и более раз каждое Физкультминутка на рабочем месте 7-8 упражнений по 4-6 раз каждое Длительность перерывов между занятиями 1

Учи и учись лучшему! Фалес Милетский Наталья Александровна Васильева, учитель первой квалификационной категории МБОУ СОШ №17 г. Новосибирска Тимченко Галина Владимировна, преподаватель математических дисциплин высшей категории НПК №2

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации