Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средства активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

4
0
Материал опубликован 1 December 2015

МБОУ СОШ №1 «Гармония» г.Кумертау

Учитель: Кадырова И.Ю.

ТЕМА: Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии.

 

Презентация к выступлению

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.

В.Сухомлинский

Все, что сейчас происходит в обществе, как в зеркале отражается в школе. Какой должна быть школа, образование, учитель? каким должно быть образование?

Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий, особенно это касается предметов естественно - научного цикла, т.к. именно они формируют единую картину мира.

И все же не следует возносить возможность компьютеров. Передача информации еще не гарантия обеспечения в полной мере передачи знаний, культуры, информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ) это всего лишь эффективные вспомогательные средства.

В сфере обучения, особенно с появлением операционной системы windows, открылись новые возможности. Прежде всего, это доступность диалогового общения в так называемых интерактивных программах, кроме того, стало осуществимым широкое использование графики (рисунков, схем, диаграмм, чертежей, карт, фотографий). Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных, материалах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому, и улучшить ее понимание. Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа, которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе.

Познавательной деятельности учащихся, развитие у них активности, самостоятельно творческого мышления становится важнейшей задачей школьного обучения. Основой обучения должно быть активное участие самих школьников в процессе приобретения информации, их самостоятельное мышление, постепенное формирование способности самостоятельно применять знания. Совершенствуя методы, средства и формы обучения, каждый учитель должен проявить максимум творчества и инициативы, чтобы обеспечить активное усвоение знаний учащихся, заложить основы их всестороннего развития.

Электронные материалы реализуют три компонента учебного процесса, активизирующие учебно-Познавательную деятельность учащихся:

Получение информации

Практическое применение информации

Проверка полученных знаний и умений.

Используя только традиционные методы обучения в школе не возможно обеспечить следующие возможности:

1)вовлечение каждого учащегося в активный Познавательный Процесс;

2)совместной работы в сотрудничестве для решения разнообразных проблем;

3)широкого общения со сверстниками из других школ, регионов, стран;

4)свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам.

Эффективность компьютеров и информационных технологий зависит от того, как мы их используем, от способов и форм применения этих технологий.

Модели икт:

· выступление с опорой на мультимедиа Презентацию;

· компьютерное тестирование;

· использование электронных сборников-тренажёров;

· работа с электронными энциклопедиями;

Выступление с опорой на мультимедиа презентацию.

Презентация предполагает демонстрацию на большом экране в сопровождении автора и содержит названия основных разделов и тезисов выступления, а также неподвижные и Подвижные иллюстрации (фотографии, видеофильмы, мультипликации).

Мультимедиа выступления повышают эффективность учебно-воспитательного процесса за счёт:

· активизации восприятия учащихся за счёт использования звуковых и зрительных демонстраций, выделения главных мыслей;

· во время выступления учитель не поворачивается к доске, таким образом, не теряет контакта с классом, не тратит время на выписывание текста на доске;

· большой объём информации может быть Получен из интернета и с компакт дисков и воспроизведён на экране, в формате, видимом всем учащимся;

· учащимся проще отвечать, когда он опирается на отображаемый, на экране план выступления.

Использование ИКТ на уроках естественных дисциплин позволяет сделать урок динамичнее, интереснее, эффективнее.

Задачами использования ИКТ на уроках является:

1)создание банка учебных программ, которые можно использовать на уроке;

2)осуществление идеи индивидуализации обучения в соответствии с темпом, наиболее близким каждому ученику;

3)передача нагрузки по проверке знаний учащихся с учителя на компьютер;

4)сведение к минимуму вероятность формирования у учащихся «комплекса неполноценности»;

5)Повышение качества обучения.

Примеры использования икт на уроках биологии:

Построение урока с применением программных мультимедиа средств: обучающих программ, электронных учебников, видеороликов.

Осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов, применяя тестовые оболочки.

Организация и проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями, многие явления, недоступные для изучения в классах из-за отсутствия оборудования, ограниченности времени либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте.

Обработка результатов эксперимента.

Разработка методических программных средств.

Выпущены диски «икт на уроках» с методическими материалами учителями.

Разработка педагогических программных средств различного назначения.

Разработка web-сайтов учебного назначения.

Использование internet-ресурсов.

10)Коммуникационные технологии: дистанционные олимпиады,

дистанционное обучение, сетевое методическое объединение.

Традиционные методы обучения биологии включают три этапа: передача информации (объяснение), тренинг (закрепление) и аттестация (контроль), для каждого из этих этапов есть свои дидактические полиграфические материалы.

Современные компьютерные технологии имеют ряд преимуществ, они позволяют:

Использовать видеофрагменты, звуковое сопровождение, анимации с их остановкой, анализом, комментарием и удобным поиском фрагментов;

Многократно повторять интеллектуальные процедуры, контролировать результаты их выполнения;

Использовать интерактивные формы обучения, моделирующие элементы общения ученика с преподавателем, когда неверный выбор ответа на вопрос сопровождается разной реакцией;

Автоматизировать контроль и оценивание уровня знаний, систематизацию ошибок по нескольким параметрам и т.д.

Сегодня использование ИКТ образовательный процесс, можно придти к выводу, что нет причин, препятствующих внедрению компьютера. Главное: не перегрузить машинной технологией, что может привести к утрате школьниками эмоционально – личностного отношения к природе.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации