Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средства активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии
МБОУ СОШ №1 «Гармония» г.Кумертау
Учитель: Кадырова И.Ю.
ТЕМА: Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии.
Презентация к выступлению
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.
В.Сухомлинский
Все, что сейчас происходит в обществе, как в зеркале отражается в школе. Какой должна быть школа, образование, учитель? каким должно быть образование?
Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий, особенно это касается предметов естественно - научного цикла, т.к. именно они формируют единую картину мира.
И все же не следует возносить возможность компьютеров. Передача информации еще не гарантия обеспечения в полной мере передачи знаний, культуры, информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ) это всего лишь эффективные вспомогательные средства.
В сфере обучения, особенно с появлением операционной системы windows, открылись новые возможности. Прежде всего, это доступность диалогового общения в так называемых интерактивных программах, кроме того, стало осуществимым широкое использование графики (рисунков, схем, диаграмм, чертежей, карт, фотографий). Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных, материалах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому, и улучшить ее понимание. Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа, которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе.
Познавательной деятельности учащихся, развитие у них активности, самостоятельно творческого мышления становится важнейшей задачей школьного обучения. Основой обучения должно быть активное участие самих школьников в процессе приобретения информации, их самостоятельное мышление, постепенное формирование способности самостоятельно применять знания. Совершенствуя методы, средства и формы обучения, каждый учитель должен проявить максимум творчества и инициативы, чтобы обеспечить активное усвоение знаний учащихся, заложить основы их всестороннего развития.
Электронные материалы реализуют три компонента учебного процесса, активизирующие учебно-Познавательную деятельность учащихся:
– Получение информации
– Практическое применение информации
– Проверка полученных знаний и умений.
Используя только традиционные методы обучения в школе не возможно обеспечить следующие возможности:
1)вовлечение каждого учащегося в активный Познавательный Процесс;
2)совместной работы в сотрудничестве для решения разнообразных проблем;
3)широкого общения со сверстниками из других школ, регионов, стран;
4)свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам.
Эффективность компьютеров и информационных технологий зависит от того, как мы их используем, от способов и форм применения этих технологий.
Модели икт:
· выступление с опорой на мультимедиа Презентацию;
· компьютерное тестирование;
· использование электронных сборников-тренажёров;
· работа с электронными энциклопедиями;
Выступление с опорой на мультимедиа презентацию.
Презентация предполагает демонстрацию на большом экране в сопровождении автора и содержит названия основных разделов и тезисов выступления, а также неподвижные и Подвижные иллюстрации (фотографии, видеофильмы, мультипликации).
Мультимедиа выступления повышают эффективность учебно-воспитательного процесса за счёт:
· активизации восприятия учащихся за счёт использования звуковых и зрительных демонстраций, выделения главных мыслей;
· во время выступления учитель не поворачивается к доске, таким образом, не теряет контакта с классом, не тратит время на выписывание текста на доске;
· большой объём информации может быть Получен из интернета и с компакт дисков и воспроизведён на экране, в формате, видимом всем учащимся;
· учащимся проще отвечать, когда он опирается на отображаемый, на экране план выступления.
Использование ИКТ на уроках естественных дисциплин позволяет сделать урок динамичнее, интереснее, эффективнее.
Задачами использования ИКТ на уроках является:
1)создание банка учебных программ, которые можно использовать на уроке;
2)осуществление идеи индивидуализации обучения в соответствии с темпом, наиболее близким каждому ученику;
3)передача нагрузки по проверке знаний учащихся с учителя на компьютер;
4)сведение к минимуму вероятность формирования у учащихся «комплекса неполноценности»;
5)Повышение качества обучения.
Примеры использования икт на уроках биологии:
Построение урока с применением программных мультимедиа средств: обучающих программ, электронных учебников, видеороликов.
Осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов, применяя тестовые оболочки.
Организация и проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями, многие явления, недоступные для изучения в классах из-за отсутствия оборудования, ограниченности времени либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте.
Обработка результатов эксперимента.
Разработка методических программных средств.
Выпущены диски «икт на уроках» с методическими материалами учителями.
Разработка педагогических программных средств различного назначения.
Разработка web-сайтов учебного назначения.
Использование internet-ресурсов.
10)Коммуникационные технологии: дистанционные олимпиады,
дистанционное обучение, сетевое методическое объединение.
Традиционные методы обучения биологии включают три этапа: передача информации (объяснение), тренинг (закрепление) и аттестация (контроль), для каждого из этих этапов есть свои дидактические полиграфические материалы.
Современные компьютерные технологии имеют ряд преимуществ, они позволяют:
•Использовать видеофрагменты, звуковое сопровождение, анимации с их остановкой, анализом, комментарием и удобным поиском фрагментов;
•Многократно повторять интеллектуальные процедуры, контролировать результаты их выполнения;
•Использовать интерактивные формы обучения, моделирующие элементы общения ученика с преподавателем, когда неверный выбор ответа на вопрос сопровождается разной реакцией;
•Автоматизировать контроль и оценивание уровня знаний, систематизацию ошибок по нескольким параметрам и т.д.
Сегодня использование ИКТ образовательный процесс, можно придти к выводу, что нет причин, препятствующих внедрению компьютера. Главное: не перегрузить машинной технологией, что может привести к утрате школьниками эмоционально – личностного отношения к природе.