Использование информационно-коммуникационных технологий как средство повышения качества обучения математике в начальной школе
Проект педагогического эксперимента
по освоению и внедрению новых образовательных технологий,
реализованный учителем начальных классов
ГБОУ СОШ с. Новая Кармала
Львовой Светланой Алексеевной
Использование информационно-коммуникационных технологий
как средство повышения качества обучения
математике в начальной школе
Цель: повышение качества учебного процесса и обеспечение развития познавательной и личностной сферы обучающихся через использование информационно-коммуникационной технологии на уроках математики в начальной школе
Задачи:
1) развивать творческий потенциал обучающихся и создавать необходимые условия для активизации познавательной деятельности обучающихся;
2) повысить качество преподавания математики в начальной школе на основе внедрения новых образовательных (информационно-коммуникационных) технологий.
Введение
В условиях модернизации российского образования, направленной на повышение качества, доступности и эффективности образования и определяющей в качестве одного из направлений формирование ключевых компетентностей обучающихся, особо остро встает проблема реализации поставленных задач в школе. Каждый учитель имеет свое видение проблем в успешном обучении предмету. И только повседневный труд учителя, поиск новых педагогических технологий, их апробация, переосмысливание, соотнесение со своим опытом и возможностями обучающихся может привести к успешности.
Из всего многообразия современных педагогических технологий наиболее продуктивными, на мой взгляд, является информационно-коммуникационные технологии. Они создают условия для многоаспектной взаимообусловленной деятельности обучающихся. Информационно-коммуникационные технологии способствуют созданию условий для формирования и развития внутренней мотивации обучающихся, повышения мыслительной активности обучающихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью; речевого развития обучающихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом; развития индивидуальных особенностей обучающихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании; более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося; изменения роли учителя в образовательной среде, а так же обогащению учителя новыми способами организации современного учебного процесса, способствует наиболее эффективному взаимодействию учителя и ученика.
Разработка методики использования информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в начальной школе
Задачи:
- Изучить теоретическ ие основы использования информационно-коммуникационной деятельности в учебном процессе и основы использования информационно-коммуникационной технологии в обучении математике в начальной школе
- Разработать и апробировать модель использования информационно-коммуникационной технологии при изучении курса математики в начальной школе
Этапы реализации проекта |
1. Изучение и анализ теоретических основ использования информационно-коммуникационной деятельности в учебном процессе и основ использования информационно-коммуникационной технологии в обучении математике в начальной школе по литературным источникам сентябрь 201_ г. |
2. Разработка и апробация модели использования информационно-коммуникационной технологии при изучении курса математики в начальной школе в течение 201_ – 201_ учебного года |
|
3. Оценка результативности применения информационно-коммуникационной технологии в учебном процессе апрель 201_ г. |
|
Участники проекта |
Обучающиеся 3 класса |
Форма реализации |
Представление проектов обучающихся; сравнительный анализ успеваемости обучающихся по предмету |
Мониторинг реализации |
Рассмотрены на заседании методического объединения учителей начальных классов 19.05.201_ года |
Изучение и анализ теоретических основ использования информационно-коммуникационной деятельности в учебном процессе и основ использования информационно-коммуникационной технологии в обучении математике в начальной школе по литературным источникам
Информационно-коммуникационная технология позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирована на самостоятельную работу обучающихся. С помощью этой технологии ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.
Основные требования к использованию информационно-коммуникационной технологии:
Наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
Познавательная значимость предполагаемых результатов.
Самостоятельная деятельность обучающихся.
Структурирование содержательной части проекта.
Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
-
определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
выдвижение гипотез их решения;
обсуждение методов исследования;
обсуждение способов оформление конечных результатов;
сбор, систематизация и анализ полученных данных;
подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Критериями оценки результатов работы учеников будут владение способами познавательной деятельности: умением использовать различные источники информации, методы исследования, умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям; умение ставить цель, составлять и реализовать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие.
Разработка и апробация модели использования информационно-коммуникационной технологии при изучении курса математики в начальной школе
В настоящее время острой стала для всех проблема социальной компетентности личности. Результатом стало появление компетентностного подхода к обучению. Современное содержание образования далеко не всегда отвечает потребностям реальной жизни. Оно «даёт инструкции», но не учит как правильно и адекватно действовать в той или иной ситуации. Современному школьнику нужны жизненные навыки, которые можно применить в реальной жизни. Для реализации этой цели на сегодняшний день разработано много технологий, среди них выделяется проектная технология. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения приводит нас к тому, что фундаментом ключевых компетенций является формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД). В учебных программах определяется круг УУД, которые должны быть выработаны у школьника при изучении предмета. Как правило, они сформулированы в рамках курса и предложены тестовые диагностики для выявления достижений обучающихся. Основное содержание курса математики в начальной школе не включает сведений о способах учебной деятельности, которыми следует овладеть для эффективного усвоения материала (как извлекать информацию, как объяснять свою позицию и т.д.). Характер содержания каждого урока столь разнообразен, что от школьников может потребоваться готовность совершать действия, связанные не с одним, а с целой совокупностью умений. В то же время с тем или иным действием ученик может вновь встретиться только через ряд занятий, а то и при изучении нового раздела курса. Эта особенность затрудняет формирование способности совершать то или иное действие последовательно, из урока в урок. Поэтому учителю приходится решать вопросы накопления знаний о способах учебной деятельности, а также выстраивать такую последовательность процесса формирования умений, которая, с одной стороны, соотносится с логикой изучения собственно материала предмета, а с другой – соответствует закономерностям процесса поэтапного формирования умений. Информационно-коммуникационная технология формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся, развивает предметные и метапредметные умения и навыки, формирует компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности, приоритетно нацеленные на развитие познавательного интереса. Старинные меры длиныПланируемый результат: создание группой учеников презентации в программе Microsoft Office PowerPoint по теме проекта
Цель: на основе исследования происхождения русской системы мер длины, показать практическое ее применение на современном этапе, экспериментальным путем установить соотношение старинных и современных мер длины.
Учебно-педагогическая задача:
1 . Выяснить, как появились меры длины на Руси, где в настоящее время можно услышать упоминание о русских старинных мерах, пользуются ли в настоящее время старинными русскими мерами длины, есть ли необходимость в знании старинных русских мер; развивать познавательные и творческие способностей обучающихся
2. Используя материалы школьной библиотеки, периодической печати, сети Интернет, создать информационный ресурс по теме проекта.
3. Представить свою работу, обосновав критерии отбора материала.
Предметно-содержательная область: метапредметная
Длительность: 3 недели
Обучающиеся формируют микрогруппы, обсуждают тему проекта, собирают и анализируют информацию по теме проекта. Учителем должна быть организована постоянная проверка оформления информационного ресурса. По новому материалу ученики периодически делают краткие сообщения. В результате лучшие проекты представляются классу и занимают почётное место в кабинете математики, для их последующего использования на уроках.
Рефлексия (самооценка работы)
В ходе моего проекта я... |
Всегда |
Иногда |
Никогда |
Предлагал новые идеи |
|||
Определял цели, ставил задачи |
|||
Ждал помощи от учителя |
|||
Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения |
|||
Анализировал, делал выводы |
|||
Находил и исправлял ошибки |
|||
Был сосредоточен на достижение цели и выполнении задач |
|||
Продолжал пытаться, даже если не получалось |
|||
Делал свое дело хорошо |
|||
Условные обозначения |
Молодец! |
Можно лучше! |
Увы! |
Пропорциональность вокруг нас
Планируемый результат: создание учащимися брошюры в программе Microsoft Office Publisher, показывающая роль пропорции в нашей жизни
Цель: повторить элементы алгебры в начальной школе – прямая пропорциональность, обратная пропорциональность, продолжить развивать умение строить диаграммы, показать практическое применение темы «Пропорциональность», воспитать у детей культуру здорового образа жизни.
Учебно-педагогическая задача:
1. Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности
2. Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе
3. Сформировать у обучающихся представление о необходимости заботы о своём здоровье
Предметно-содержательная область: метапредметный проект
Длительность: 1 месяц
Обучающиеся выявляют проблему исследования, планируют и разрабатывают исследовательские действия; осуществляют сбор данных, их анализ и синтез; готовят стендовые доклады, альбомы, сочинения, презентации.
Вопросы проблемных исследований:
Какие пропорции необходимо соблюдать в питании?
Какова потребность организма в жидкости?
Как решать задачи, используя пропорциональность?
Тема: "Человек есть то, что он ест".
Вопрос для исследования:
Какие пропорции необходимо соблюдать в питании?
Цель исследования:
Проанализировать, какой состав продуктов пищевого рациона должен обеспечить гармоническое развитие и слаженную работу организма?
Выяснить, какую часть составляют завтрак, обед, ужин и полдник в дневном рационе питания?
Провести опрос обучающихся о том, как они завтракают.
Варианты представления результатов исследования:
презентация "Человек есть то, что он ест".
Тема: Роль воды в жизни человека
Вопрос для исследования: Какова потребность организма в жидкости?
Цель исследования: Определить роль воды в жизни человека
Варианты представления результатов исследования: буклет, плакат
Профессии, связанные с математикой
Планируемый результат: создание брошюры в программе Microsoft Office Publisher
Цель: наглядная демонстрация применения математике в профессиональной деятельности человека
Учебно-педагогическая задача:
1. развитие творческого отношения к математике
2. выработка навыков работы с различными источниками информации
Предметно-содержательная область: метапредметный проект
Длительность: две недели
Основополагающий вопрос:
Как отобразить наш жизненный путь?
Если бы не было математики… Какие профессии связаны с математикой?
Проблемные вопросы:
Числа в спорте
Математика в строительстве
Математика в торговле
Математика в кулинарии
Математика в раскрое одежды
Математика в литературе
Профессии, требующие хорошей математической подготовки
На родительском собрании можно предварительно раздать родителям информационные буклеты о проекте. На первом уроке происходит выявление потребностей учеников и оценка степени заинтересованности задачами, связанными с поиском наилучшего решения, организацией этого поиска, анализом полученного решения.
Далее ученики разбиваются на группы по выполнению исследовательских заданий:
1. Группа «Историки»: будут заниматься историческими вопросами – "История развития профессий, связанных с математикой"
2. Группа «Теоретики»: будут заниматься теоретическими вопросами
- "Какие профессии в настоящее время связаны с математикой".
3. Группа «Художники»: будут создавать творческие работы - "Математика в искусстве"
После обсуждений и обобщения материала, ребята, работая в группах, создают отчеты-презентации о проделанной работе. В завершение проводится конференция. Каждый из учеников должен побывать в роли выступающего и в роли оппонента. Каждая группа старается показать актуальность и значимость своего исследования.
В мире симметрии
Планируемый результат: создание рисунка, чертежа с использованием любого графического редактора
Цель: создать проект для того, чтобы разобраться, зачем природа создает симметрию
Предметно-содержательная область: математика
Длительность: два урока и время для подготовки домашнего задания.
Для выполнения проекта обучающиеся делятся на группы – отделы редакции газеты. При выполнении работы используются: методика Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления», метод ассоциаций, дискуссия. Обучающиеся в группах разрабатывают задания, которые должны решить, используя определённые «шляпы мышления».
Проблемные вопросы учебной темы |
Почему в природе существует симметрия? Каким образом законы природы подчиняются принципам симметрии? В каких явлениях или объектах реального мира можно найти проявление симметрии? Возможен ли мир без симметрии? |
Учебные вопросы |
Что такое симметрия? Как проявляется симметрия в геометрии? Какие виды симметрий существуют? Каковы свойства различных видов симметрий? Какие фигуры называются симметричными? Где в окружающем мире проявляется симметрия? |
Отделы редакции |
Способы мышления («шляпы») |
Задания |
Исследовательский |
Белая шляпа- с «чистого листа» |
В каких явлениях или объектах реального мира можно найти проявление симметрии? |
Документальный |
Синяя шляпа - деловое, рациональное, предметное общение. |
Какие виды симметрий существуют? |
Научный |
Зелёная шляпа – творческое мышление |
Возможен ли мир без симметрии? |
Литературный |
Красная шляпа - эмоциональное мышление, выражение чувств, переживаний. |
Какие фигуры называются симметричными? |
Отдел критического анализа |
Чёрная шляпа - критическое, негативное мышление. |
Формулирование аргументов в обоснование негативной оценки факта существования симметрии |
Философский |
Жёлтая шляпа - позитивное мышление |
Формулирование аргументов в обоснование позитивной оценки факта существования симметрии |
На уроке обучающиеся, работая в группах, создают макет газеты на бумаге. Обсудив полученный макет и придя к единогласному мнению, ученики реализуют создание газеты с помощью компьютера.
Выполнение такого проекта вовлекает обучающихся в решение актуальных жизненных проблем. Они должны самостоятельно собрать информацию, иллюстрации, которые также можно создать. Работа в группе требует терпимости друг к другу, умения аргументировать выбранную информацию, выслушать мнение товарища.
Результаты использования информационно-коммуникационной технологии при изучении курса математики в начальной школе
В течение 2013 – 2014 учебного года информационно-коммуникативные технологии в системе использовалась при изучении курса математики в 3 классе ГБОУ СОШ с. Новая Кармала.
Поставленные задачи были реализованы в рамках образовательной программы, в которой определены цели, задачи, содержание обучения, программное, методическое и техническое обеспечение, принципы использования программ и критерии оценки их эффективности.
Использование информационно-коммуникационной технологии в совокупности с другими технологиями и методами позволило сформировать следующие универсальные учебные действия обучающихся:
регулятивные - способность грамотно выполнять действия с информацией;
коммуникативные - способность вступать в общение с целью быть понятым;
личностные - способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;
познавательные - способность получать и применять полученные знания на практике.
Проведенный в конце года анализ успеваемости обучающихся, которые участвовали в описанных выше проектах, показал, что обучающиеся имеют прочные, глубокие знания по предмету, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно решать возникающие проблемы, полученные знания применяются на практике.
Заключение
Выполненные учащимися в течение 201_ – 201_ проекты дают представление о возможности включения элементов информационно-коммуникационной деятельности в преподавание курса математики в начальной школе. Анализ уровня их выполнения позволяет сделать следующие выводы:
такая деятельность позволяет решить проблему разноуровневой подготовки обучающихся, каждый трудится в своём темпе, осваивая посильные навыки и умения;
оценка, выставленная не за воспроизведение пройденного материала, а за старание самостоятельно расширить свои знания, найти им практическое применение, умение работать в коллективе является хорошим стимулом для дальнейшего обучения;
появляются реальные условия для бесконфликтной педагогики, воспитания самокритичности, обучения самоанализу и рефлексии.
метод проектов дает возможность организовать практическую деятельность в интересной для учеников форме, направив усилия на достижение значимого для них результата.
освоение предмета становится более осмысленным, работа обучающихся осознанной, увлекательной, познавательно мотивированной
Заместитель директора по УВР:_____________________/___________/