Использование информационно-коммуникационных технологий как средство повышения качества обучения математике в начальной школе

31
0
Материал опубликован 23 August 2016 в группе

Проект  педагогического эксперимента

по освоению и внедрению новых образовательных технологий,

реализованный учителем начальных классов

ГБОУ СОШ с. Новая Кармала

Львовой Светланой Алексеевной


 

Использование информационно-коммуникационных технологий

как средство повышения качества обучения

математике в начальной школе


 

Цель: повышение качества учебного процесса и обеспечение развития познавательной и личностной сферы обучающихся через использование информационно-коммуникационной технологии на уроках математики в начальной школе

Задачи: 

1) развивать творческий потенциал обучающихся и создавать необходимые условия для активизации познавательной деятельности обучающихся;

2) повысить качество преподавания математики в начальной школе на основе внедрения новых образовательных (информационно-коммуникационных) технологий.

Введение

В условиях модернизации российского образования, направленной на повышение качества, доступности и эффективности образования и определяющей в качестве одного из направлений формирование ключевых компетентностей обучающихся, особо остро встает проблема реализации поставленных задач в школе. Каждый учитель имеет свое видение проблем в успешном обучении предмету. И только повседневный труд учителя, поиск новых педагогических технологий, их апробация, переосмысливание, соотнесение со своим опытом и возможностями обучающихся может привести к успешности.

Из всего многообразия современных педагогических технологий наиболее продуктивными, на мой взгляд, является информационно-коммуникационные технологии. Они создают условия для многоаспектной взаимообусловленной деятельности обучающихся. Информационно-коммуникационные технологии способствуют созданию условий для формирования и развития внутренней мотивации обучающихся, повышения мыслительной активности обучающихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью; речевого развития обучающихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом; развития индивидуальных особенностей обучающихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании; более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося; изменения роли учителя в образовательной среде, а так же обогащению учителя новыми способами организации современного учебного процесса, способствует наиболее эффективному взаимодействию учителя и ученика.


 

Разработка методики использования информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в начальной школе

Задачи:

  • Изучить теоретические основы использования информационно-коммуникационной деятельности в учебном процессе и основы использования информационно-коммуникационной технологии в обучении математике в начальной школе
  • Разработать и апробировать модель использования информационно-коммуникационной технологии при изучении курса математики в начальной школе

Этапы реализации проекта

1. Изучение и анализ теоретических основ использования информационно-коммуникационной деятельности в учебном процессе и основ использования информационно-коммуникационной технологии в обучении математике в начальной школе по литературным источникам

сентябрь 201_ г.

2. Разработка и апробация модели использования информационно-коммуникационной технологии при изучении курса математики в начальной школе

в течение 201_ – 201_ учебного года

3. Оценка результативности применения информационно-коммуникационной технологии в учебном процессе

апрель 201_ г.

Участники проекта

Обучающиеся 3 класса

Форма реализации

Представление проектов обучающихся; сравнительный анализ успеваемости обучающихся по предмету

Мониторинг реализации

Рассмотрены на заседании методического объединения учителей начальных классов 19.05.201_ года

 

Изучение и анализ теоретических основ использования информационно-коммуникационной деятельности в учебном процессе и основ использования информационно-коммуникационной технологии в обучении математике в начальной школе по литературным источникам

Информационно-коммуникационная технология позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирована на самостоятельную работу обучающихся. С помощью этой технологии ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.
 

Основные требования к использованию информационно-коммуникационной технологии:

Наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

Познавательная значимость предполагаемых результатов.

Самостоятельная деятельность обучающихся.

Структурирование содержательной части проекта.

Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

  1. определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

    выдвижение гипотез их решения;

    обсуждение методов исследования;

    обсуждение способов оформление конечных результатов;

    сбор, систематизация и анализ полученных данных;

    подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

    выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Критериями оценки результатов работы учеников будут владение способами познавательной деятельности: умением использовать различные источники информации, методы исследования, умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям; умение ставить цель, составлять и реализовать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие.


 

Разработка и апробация модели использования информационно-коммуникационной технологии при изучении курса математики в начальной школе

В настоящее время острой стала для всех проблема социальной компетентности личности. Результатом стало появление компетентностного подхода к обучению. Современное содержание образования далеко не всегда отвечает потребностям реальной жизни. Оно «даёт инструкции», но не учит как правильно и адекватно действовать в той или иной ситуации. Современному школьнику нужны жизненные навыки, которые можно применить в реальной жизни. Для реализации этой цели на сегодняшний день разработано много технологий, среди них выделяется проектная технология. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения приводит нас к тому, что фундаментом ключевых компетенций является формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД). В учебных программах определяется круг УУД, которые должны быть выработаны у школьника при изучении предмета. Как правило, они сформулированы в рамках курса и предложены тестовые диагностики для выявления достижений обучающихся. Основное содержание курса математики в начальной школе не включает сведений о способах учебной деятельности, которыми следует овладеть для эффективного усвоения материала (как извлекать информацию, как объяснять свою позицию и т.д.). Характер содержания каждого урока столь разнообразен, что от школьников может потребоваться готовность совершать действия, связанные не с одним, а с целой совокупностью умений. В то же время с тем или иным действием ученик может вновь встретиться только через ряд занятий, а то и при изучении нового раздела курса. Эта особенность затрудняет формирование способности совершать то или иное действие последовательно, из урока в урок. Поэтому учителю приходится решать вопросы накопления знаний о способах учебной деятельности, а также выстраивать такую последовательность процесса формирования умений, которая, с одной стороны, соотносится с логикой изучения собственно материала предмета, а с другой – соответствует закономерностям процесса поэтапного формирования умений. Информационно-коммуникационная технология формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся, развивает предметные и метапредметные умения и навыки, формирует компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности, приоритетно нацеленные на развитие познавательного интереса. Старинные меры длины

Планируемый результат: создание группой учеников презентации в программе Microsoft Office PowerPoint по теме проекта

Цель: на основе исследования происхождения русской системы мер длины, показать практическое ее применение на современном этапе, экспериментальным путем установить соотношение старинных и современных мер длины.

Учебно-педагогическая задача:

1 . Выяснить, как появились меры длины на Руси, где в настоящее время можно услышать упоминание о русских старинных мерах, пользуются ли в настоящее время старинными русскими мерами длины, есть ли необходимость в знании старинных русских мер; развивать познавательные и творческие способностей обучающихся

2. Используя материалы школьной библиотеки, периодической печати, сети Интернет, создать информационный ресурс по теме проекта.

3. Представить свою работу, обосновав критерии отбора материала.

Предметно-содержательная область: метапредметная

Длительность: 3 недели

Обучающиеся формируют микрогруппы, обсуждают тему проекта, собирают и анализируют информацию по теме проекта. Учителем должна быть организована постоянная проверка оформления информационного ресурса. По новому материалу ученики периодически делают краткие сообщения. В результате лучшие проекты представляются классу и занимают почётное место в кабинете математики, для их последующего использования на уроках.

Рефлексия (самооценка работы)

В ходе моего проекта я...

Всегда

Иногда

Никогда

Предлагал новые идеи

     

Определял цели, ставил задачи

     

Ждал помощи от учителя

     

Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения

     

Анализировал, делал выводы

     

Находил и исправлял ошибки

     

Был сосредоточен на достижение цели и выполнении задач

     

Продолжал пытаться, даже если не получалось

     

Делал свое дело хорошо

     

Условные обозначения

Молодец!

Можно лучше!

Увы!

Пропорциональность вокруг нас

Планируемый результат: создание учащимися брошюры в программе Microsoft Office Publisher, показывающая роль пропорции в нашей жизни

Цель: повторить элементы алгебры в начальной школе – прямая пропорциональность, обратная пропорциональность, продолжить развивать умение строить диаграммы, показать практическое применение темы «Пропорциональность», воспитать у детей культуру здорового образа жизни.

Учебно-педагогическая задача:

1. Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности

2. Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе

3. Сформировать у обучающихся представление о необходимости заботы о своём здоровье

Предметно-содержательная область: метапредметный проект

Длительность: 1 месяц

Обучающиеся выявляют проблему исследования, планируют и разрабатывают исследовательские действия; осуществляют сбор данных, их анализ и синтез; готовят стендовые доклады, альбомы, сочинения, презентации.


 

Вопросы проблемных исследований:

Какие пропорции необходимо соблюдать в питании?

Какова потребность организма в жидкости?

Как решать задачи, используя пропорциональность?


 

Тема: "Человек есть то, что он ест".

Вопрос для исследования:

Какие пропорции необходимо соблюдать в питании?

Цель исследования:

Проанализировать, какой состав продуктов пищевого рациона должен обеспечить гармоническое развитие и слаженную работу организма?

Выяснить, какую часть составляют завтрак, обед, ужин и полдник в дневном рационе питания?

Провести опрос обучающихся о том, как они завтракают.

Варианты представления результатов исследования:

презентация "Человек есть то, что он ест".


 

Тема: Роль воды в жизни человека

Вопрос для исследования: Какова потребность организма в жидкости?

Цель исследования: Определить роль воды в жизни человека

Варианты представления результатов исследования: буклет, плакат


 


Профессии, связанные с математикой

Планируемый результат: создание брошюры в программе Microsoft Office Publisher

Цель: наглядная демонстрация применения математике в профессиональной деятельности человека

Учебно-педагогическая задача:

1. развитие творческого отношения к математике

2. выработка навыков работы с различными источниками информации

Предметно-содержательная область: метапредметный проект

Длительность: две недели

Основополагающий вопрос:

Как отобразить наш жизненный путь?

Если бы не было математики… Какие профессии связаны с математикой?

Проблемные вопросы:

Числа в спорте

Математика в строительстве

Математика в торговле

Математика в кулинарии

Математика в раскрое одежды

Математика в литературе

Профессии, требующие хорошей математической подготовки

На родительском собрании можно предварительно раздать родителям информационные буклеты о проекте. На первом уроке происходит выявление потребностей учеников и оценка степени заинтересованности задачами, связанными с поиском наилучшего решения, организацией этого поиска, анализом полученного решения.

Далее ученики разбиваются на группы по выполнению исследовательских заданий:

1. Группа «Историки»: будут заниматься историческими вопросами – "История развития профессий, связанных с математикой"

2. Группа «Теоретики»: будут заниматься теоретическими вопросами

- "Какие профессии в настоящее время связаны с математикой".

3. Группа «Художники»: будут создавать творческие работы - "Математика в искусстве"

После обсуждений и обобщения материала, ребята, работая в группах, создают отчеты-презентации о проделанной работе. В завершение проводится конференция. Каждый из учеников должен побывать в роли выступающего и в роли оппонента. Каждая группа старается показать актуальность и значимость своего исследования.

В мире симметрии

Планируемый результат: создание рисунка, чертежа с использованием любого графического редактора

Цель: создать проект для того, чтобы разобраться, зачем природа создает симметрию

Предметно-содержательная область: математика

Длительность: два урока и время для подготовки домашнего задания.

Для выполнения проекта обучающиеся делятся на группы – отделы редакции газеты. При выполнении работы используются: методика Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления», метод ассоциаций, дискуссия. Обучающиеся в группах разрабатывают задания, которые должны решить, используя определённые «шляпы мышления».

Проблемные вопросы учебной темы

Почему в природе существует симметрия?

Каким образом законы природы подчиняются принципам симметрии?

В каких явлениях или объектах реального мира можно найти проявление симметрии?

Возможен ли мир без симметрии?

Учебные вопросы

Что такое симметрия?

Как проявляется симметрия в геометрии?

Какие виды симметрий существуют?

Каковы свойства различных видов симметрий?

Какие фигуры называются симметричными?

Где в окружающем мире проявляется симметрия?

Отделы редакции

Способы мышления

(«шляпы»)

Задания

Исследовательский

Белая шляпа- с «чистого листа»

В каких явлениях или объектах реального мира можно найти проявление симметрии?

Документальный

Синяя шляпа - деловое, рациональное, предметное общение.

Какие виды симметрий существуют?

Научный

Зелёная шляпа – творческое мышление

Возможен ли мир без симметрии?

Литературный

Красная шляпа - эмоциональное мышление, выражение чувств, переживаний.

Какие фигуры называются симметричными?

Отдел критического

анализа

Чёрная шляпа - критическое, негативное мышление.

Формулирование аргументов в обоснование негативной оценки факта существования симметрии

Философский

Жёлтая шляпа - позитивное мышление

Формулирование аргументов в обоснование позитивной оценки факта существования симметрии

На уроке обучающиеся, работая в группах, создают макет газеты на бумаге. Обсудив полученный макет и придя к единогласному мнению, ученики реализуют создание газеты с помощью компьютера.

Выполнение такого проекта вовлекает обучающихся в решение актуальных жизненных проблем. Они должны самостоятельно собрать информацию, иллюстрации, которые также можно создать. Работа в группе требует терпимости  друг к другу, умения аргументировать выбранную информацию, выслушать мнение товарища.

Результаты использования информационно-коммуникационной технологии при изучении курса математики в начальной школе

В течение 2013 – 2014 учебного года информационно-коммуникативные технологии в системе использовалась при изучении курса математики в 3 классе ГБОУ СОШ с. Новая Кармала.

Поставленные задачи были реализованы в рамках образовательной программы, в которой определены цели, задачи, содержание обучения, программное, методическое и техническое обеспечение, принципы использования программ и критерии оценки их эффективности.
Использование информационно-коммуникационной технологии в совокупности с другими технологиями и методами позволило сформировать  следующие универсальные учебные действия обучающихся:

регулятивные - способность грамотно выполнять действия с информацией;

коммуникативные - способность вступать в общение с целью быть понятым;

личностные -  способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;

познавательные - способность получать и применять полученные знания на практике.

Проведенный в конце года анализ успеваемости обучающихся, которые участвовали в описанных выше проектах, показал, что обучающиеся имеют прочные, глубокие знания по предмету, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно решать возникающие проблемы, полученные  знания применяются  на практике.

         

Заключение

Выполненные учащимися в течение 201_ – 201_ проекты дают представление о возможности включения элементов информационно-коммуникационной деятельности в преподавание курса математики в начальной школе. Анализ уровня их выполнения позволяет сделать следующие выводы:

такая деятельность позволяет решить проблему разноуровневой подготовки обучающихся, каждый трудится в своём темпе, осваивая посильные навыки и умения;

оценка, выставленная не за воспроизведение пройденного материала, а за старание самостоятельно расширить свои знания, найти им практическое применение, умение работать в коллективе является хорошим стимулом для дальнейшего обучения;

появляются реальные условия для бесконфликтной педагогики, воспитания самокритичности, обучения самоанализу и рефлексии.

метод проектов дает возможность организовать практическую деятельность в интересной для учеников форме, направив усилия на достижение значимого для них результата.

освоение предмета становится более осмысленным, работа обучающихся осознанной, увлекательной, познавательно мотивированной


Заместитель директора по УВР:_____________________/___________/

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации