Статья «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства как способ активизации творческой и познавательной деятельности учащихся»

1
0
Материал опубликован 5 February 2020 в группе

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 п.Теплое имени кавалера ордена Красной Звезды К.Н.Емельянова»



Из опыта работы учителя

изобразительного искусства

Артёмовой Т.А.








«Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства как способ активизации творческой и познавательной деятельности учащихся».
















2019год.

Уверена, что предмет «Изобразительное искусство» – один из важнейших в общеобразовательной школе.

Главной целью предмета является развитие у детей эстетического отношения к окружающему миру.

Основные задачи уроков изобразительного :

- развитие способностей к эмоционально – ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; формирование понимания красоты, гармонии цветового богатства действительности;

- способствовать освоению школьниками знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно – прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

- способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;

- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;

- ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего.


Считаю, что неоценимую помощь в решении этих задач оказывает использование информационно коммуникационных технологий. Так использование ИКТ на уроках изобразительного искусства помогает в получении учебной информации из различных источников, повышает уровень использования наглядности на уроке, повышает производительность урока, способствует развитию умения оперировать полученными знаниями.

Использование информационных технологий по предмету:

- психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;

- возбуждает живой интерес к предмету познания;

- расширяет общий кругозор детей;

- увеличивает производительность труда учителя и учащихся.

На уроке практикуется использование презентаций, которые обеспечивают последовательность рассмотрения темы, позволяет ускорить учебный процесс.

Для учителя наиболее эффективным является создание своих собственных мультимедийных продуктов. Презентации созданные лично учителем для своего урока полностью отвечают уровню знаний класса, задачам урока, целям учителя на данный момент, материал в них дается компактно, в нужной последовательности, нет ничего лишнего, всё «работает» на достижение цели и задач конкретного урока.

Свойства мультимедийных презентаций:


- интерактивность (способность реагировать на действия пользователя);

- мультимединость (использование комплекса эффектов);

- комплексность предоставления информации (различный режим показа);

- дискретность (смысловая завершенность отдельного слайда);

- программная совместимость (использование объектов из других программ);

- доступность технического инструментария ( навыки работы с компьютером).


Преимущества мультимедийных презентаций:

- возможность использования отдельных слайдов в качестве раздаточного материала;

- возможность управления вниманием учащихся за счет эффектов анимации и гиперссылок;

- активизация внимания всего класса;

- поддержание познавательного интереса обучающихся, усиление мотивации учения, а также эффективности восприятия и запоминания нового учебного материала;

- возможность управлять темпом усвоения материала самими учащимися при самостоятельной работе;

- осуществление контроля за усвоением новых знаний, систематизация изученного материала;

- экономия учебного времени;

- формирование компьютерной мультимедийной компетентности, как учителя , так и обучающихся;

- облегчение труда преподавателя в упорядочивании и сохранности наглядного материала, необходимого для конкретного занятия.


Использование презентаций возможно на любом этапе урока:

- этап ознакомления и первичного использования нового материала;

- этап закрепления;

- этап систематизации полученных знаний;

- этап контроля полученных знаний , умений, навыков.


Презентации применяются при ознакомлении с творчеством художников, при изучении жанров изобразительного искусства, при изучении тем по декоративно – прикладному искусству, при изучении законов композиции и цветоведения. Они могут сопровождать объяснение учителем новой темы, могут задавать алгоритм действий, могут помогать в написании опорного конспекта. Конспекты уроков в электронном виде обеспечивают удобство работы с текстом (корректировка, дополнения, изменения), возможность тиражирования и использования материала для различных мероприятий.

Большую помощь средства ИКТ оказывают при создании коллективных творческих проектов, что   позволяет школьникам выступать в роли авторов, созидателей. Это повышает творческий потенциал, расширяет общий кругозор, способствует расширению языковых знаний, развивает мотивацию детей к познанию и творчеству, содействует личностному и профессиональному самоопределению учащихся.

Используя средства ИКТ учитель более эффективно может управлять деятельностью школьников, оперативно отслеживать результаты обучения, принимать меры по повышению качества знаний обучающихся, совершенствовать методическое мастерство.

Благодаря использованию ИКТ у учителя высвобождается время и силы, которые он может посвятить собственному профессиональному росту, разработке новых учебных и методических материалов и, конечно же, дополнительному обучению и воспитанию школьников.

Безусловно, на уроках изобразительного искусства в современной школе компьютер всегда будет всего лишь вспомогательным средством обучения. Но информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества знаний учащихся, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Благодаря использованию электронных образовательных ресурсов, интернета, сканера, документ камеры, проектора решаются проблемы отсутствия достаточного количества наглядных пособий и отдаленности музеев и выставочных залов.


Одним из очевидных достоинств урока с применением ИКТ  является усиление наглядности. Проектор позволяет транслировать информацию и обеспечивать крупный, качественный показ материала целому классу, без потери драгоценного времени на уроке! Вспомним известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Уроки изобразительного искусства несомненно интересны для детей, а применение компьютерной техники еще больше развивает познавательный интерес детей к такому уроку.

Проведение уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий стимулирует процесс обучения. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями на уроках изобразительного искусства позволяет развивать познавательные способности каждого ученика, создаёт эмоциональный настрой, что положительно сказывается на развитии художественного творчества.


За годы работы в МКОУ « СОШ №2 п. Теплое» мной накоплен богатый опыт использования ИКТ на уроках изобразительного искусства:
- собрана коллекция электронных образовательных ресурсов, в которую входит электронное пособие по изобразительному искусству «Шедевры русской живописи», включающее 33 интерактивных урока;
- создана педагогическая копилка и дидактический материал для использования на уроках в виде презентаций, комплектов раздаточных материалов, наглядных пособий.


Информационно-коммуникационные технологии на уроке я рассматриваю как еще одно средство обучения, источник дополнительной информации по предмету, способ активизации творческой и познавательной деятельности учащихся.


Таким образом, использование ИКТ позволяет планировать мне, как учителю, грамотный, технологичный урок!

Моя работа приводит к положительным результатам деятельности учащихся. Повышается уровень качества знаний учеников, ребята принимают активное участие в школьных, районных и областных выставках и конкурсах рисунков, Всероссийских интернет конкурсах, Всероссийских дистанционных олимпиадах. Мои ученики неоднократно занимали призовые места, награждены благодарностями и грамотами.


Наградные документы получены моими учениками за участие:



Муниципальный этап конкурса «Мы за будущее без экстремизма» - Минаева Софья (2014 год) – Iместо.


Муниципальный этап конкурса «Конвенция о моих правах» - Селянина Наталья (2014 год) - II место.


Областной конкурс творческих работ «Конвенция о моих правах» (2014 год)- Селянина Наталья – благодарственное письмо уполномоченного по правам ребенка в Тульской области.


Конкурс творческих работ в области изобразительного искусства «Великая забытая война» (2014год) – Грищенко Анна – грамота комитета Тульской области по молодежной политике.


Областная выставка творческих работ обучающихся «Тула веками оружие ковала» - Толоконцева Настя (2015 год) – грамота за творческий подход к выполнению работы.


Всероссийский конкурс рисунков ,посвященных празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне «Дети войны игрушек не знали …» - Кондрашова Настя, Фролова Света, Сенькин Илья (2015 год ) – благодарственные письма от АНО «Русские семейные традиции».


Смотр- конкурс тематических плакатов областных соревнований «Безопасное колесо» (2016 год) – III место.


Второй Всероссийский конкурс «И гордо реет флаг державный» (2016 год) - Брындикова Ангелина - призер.

Муниципальный конкурс «Молодежь против коррупции» (2017год):

- Затыльникова Варя – 1 место,

- Щербакова Катя – II место.


Региональный конкурс творческих работ «Подвиг героев – бессмертен!» посвященный дню героев отечества (2017 год) – Сенькин Илья – II место.


Всероссийская дистанционная олимпиада по изобразительному искусству (2017 год) :

Логвинова Даша – I место по Тульской области,

Сорокина Полина – II место по Тульской области.

Областной конкурс социальной рекламы «Безопасный мир» в номинации социальная реклама «Солнце двадцать первого века тучи от людей отведи» (2017 год)

- Маркова Анастасия – I место (победитель).


Районный конкурс «Я рисую Победу!» (2018 год)

- Сорокина Полина – призер.



Областной этап Всероссийского конкурса военного плаката «Родная армия» (2018 год)

-Пимкина Татьяна –II место (призер).

Региональный конкурс историко-исследовательских и творческих работ «Подвиг героев –бессмертен» -(2018 год)

- Демин Максим- II место (призер).

Областной конкурс плакатов «Сильная Россия», посвященный 100-летию со дня рождения М.Т.Калашникова.

- Сорокина Кристина – III место (призер)


Большое количество учеников отмечены как участники в муниципальных, областных конкурсах и выставках, в том числе Всероссийских интернет конкурсах .




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации