Тема: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики»
Тема: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики». Мартынова Вера Аркадьевна - учитель математики Лозымский филиал ГОУ РК «РЦО»
Мы обучаем учащихся в переменных группах, с ослабленным здоровьем, необходимо за короткий промежуток времени заинтересовать предметом, используя дидактический материал, задания, где надо расшифровать тему, определения, слова.
Цель самообразования по теме: повышение своего профессионального уровня,
использование дидактического материала для активизации мыслительной деятельности учащихся, развитие внимания, наблюдательности, памяти учащихся.
Задачи самообразования:
1) Создать дидактический материал для уроков.
2) Помочь учащимся овладеть основными математическими знаниями, умениями и навыками.
3) Воспитать у учащихся устойчивый интерес к изучению математики.
Деятельность по реализации темы: - «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики». Поставлена цель, задачи самообразования: создать дидактический материал для уроков, помочь учащимся овладеть основными математическими знаниями, умениями и навыками, воспитать у учащихся устойчивый интерес к изучению математики. Изучена литература по этому вопросу, ознакомилась с работами в интернете на сайтах «Моё образование»", Методсовет", "Открытый урок". Прошла курсы повышения квалификации по теме «Особенности реализации ФГОС общего образования». Проведены олимпиады в 5 – 9 классах, оформлены стенды, полугодовые контрольные работы, составлен анализ работ. Участвовала в конференци КРИРО «Проектирование образовательного процесса в условиях реализации ФГОС», показала мастер – класс: «Исследовательская работа в парах на уроках математики», рассказала о своей методической системе. Приняла участие во Всероссийской математической олимпиаде «ФГОСТЕСТ», 11 обучающихся получили дипломы и сертификаты участников. Посетила уроки математики учителей начальных классов Лозымского филиала и учителей УКП РДБ, с целью преемственность в обучении начального и основного звена. Подготовлен дидактический материал к занятиям. Создана база презентаций к урокам в 5, 6, 7, 8 классах по математике, которая включает в себя:
1.Демонстрационный материал
2. Самостоятельные работы
3. Тематические тесты
4. Упражнения для устных упражнений.
К урокам геометрии проверочные работы по готовым чертежам в электронном варианте, для 7 – 8 класса.
Существует три уровня познавательной активности.
1. Стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, уметь их применить по образцу. Этот уровень активности отличается неустойчивостью волевых усилий учащегося.
2. Интерпретирующая активность. Она характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, проникновению в сущность явления, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
3. Творческий уровень активности. Он характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Характерная особенность этого уровня активности – проявление высоких волевых качеств ученика, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы.
Развитие познавательных интересов на уроках математики осуществляется через:
содержание учебного материала;
виды и формы ведения урока, контроля знаний (исключающие эффект «привыкания», шаблона);
активное использование форм самостоятельной работы учащихся, самоконтроля, взаимоконтроля;
искусство учителя, как лектора, оратора;
искусство учителя в общении с учащимися (использование различных стилей, позиций, ролей);
создание благоприятного психологического климата
Большое количество информации позволяет организовывать разные по содержанию и форме уроки.
Активно применяю и такой прием повышения занимательности обучения, как постановка привлекательной цели, практическая интересная задача, крылатые слова как средство активизации познавательной активности учащихся на уроках математики.
В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.
Большую роль в активизации познавательной активности может сыграть использование компьютерных технологий
Процесс объяснения нового материала учителем может быть заменён активными формами познания. Ученик развивается, участвуя в таких видах деятельности, как игровая, познавательная, трудовая и общение. В условиях школы процесс развития личности идет, на учебном занятии и поэтому главная задача урока состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ученика в разные виды деятельности и добиться усвоения знаний в процессе восприятия, осмысления, запоминания, применения, обобщения и систематизации знаний. Почему же на практике это сложно сделать? Такой урок не возможен без подготовки материала, с которым будут работать дети на уроке. Это требует, не только временных затрат, но и материальных. Эти проблемы снимает подготовленная заранее к уроку презентация, которую можно использовать сколько угодно раз, редактируя её без проблем.
Если преподаватель читает материал «по бумажке», то максимально может быть усвоено только 10% даваемой информации, если излагает материал, не заглядывая в конспект, то эффект усвоения увеличивается до 20%. Применение наглядности на уроке повысит эффективность до 70%. Наглядность на уроке может создать ситуацию узнавания при изучении нового материала. «Я это видел, я это знаю, я могу это «старое» знание перенести на абсолютно новый материал»
Использование презентации – это современный способ решить вопросы наглядности урока.
Успех в работе по активизации познавательной активности в значительной степени зависит от характера взаимоотношений учителя и учащихся. Положительный результат будет только в том случае, если эти отношения будут носить позитивный характер взаимного понимания и уважения.
В своей деятельности учитель должен учитывать противоречивый характер процесса познания. Постоянно встречающимся противоречием процесса познания является противоречие между индивидуальным опытом учащихся и приобретаемыми знаниями. Это противоречие создает хорошие предпосылки для создания проблемных ситуаций, как педагогического условия активизации познавательной активности.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС), предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие:
- изменение метода обучения ( с объяснительного на деятельностный);
- Изменение оценки результатов обучения: оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, универсальных учебных действий (УУД).
Личностными результатами освоения учебного предмета
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве.
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения предмета является формирование универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства .
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Успех в решении задачи активизации и развития познавательной активности учащихся заключается в оптимальном сочетании инновационных и традиционных методов обучения.
Потапова Вера Владимировна