Проектно-исследовательская работа «Использование интерактивной доски в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста»

1
0
Материал опубликован 19 March

государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Ростовской области

«Зерноградский педагогический колледж»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Использование интерактивной доски в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста

44.02.01 Дошкольное образование

Студентка 4 «В» группы

Гекель Полина Павловна

Руководитель:

Лысенко Татьяна Алексеевна

Зерноград

2023

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Сущность и определение понятий «речь», «развитие речи», «интерактивная доска»

1.2. Анализ программного содержания Федеральной образовательной программы дошкольного образования

1.3. Интерактивная доска как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1. Анализ опыта работы педагогов-практиков по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с помощью интерактивной доски

2.2. Диагностический материал по выявлению уровня сформированности речи у детей старшего дошкольного возраста через использование интерактивной доски

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


 

ВВЕДЕНИЕ

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста – единый целостный педагогический процесс, который осуществляется на протяжении всего пребывания ребёнка в дошкольном учреждении во всех видах деятельности и направлен на решение задач его разностороннего развития, подготовку к школе.

Речь используется в процессе деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки её результатов, помогает в познании окружающего мира. С помощью речи человек приобретает, усваивает знания и передаёт их.

Существуют различные информационные средства, которые с успехом можно использовать при развитии связной речи у детей. Одним из таких уникальных средств является интерактивная доска.

Использование интерактивной доски даёт уникальную возможность сочетать компьютерные и традиционные методы в организации учебной деятельности. С её помощью можно разрабатывать и реализовывать обучающие программы, презентации для индивидуальной и коллективной работы, где решаются различные коррекционные задачи. Это и мнемотаблицы, мнемодрожки и различные интерактивные обучающие программы, дидактические игры на развитие речи, интеллектуальные карты, тематические диски для работы с интерактивной доской в рамках реализации программно-методического комплекса.

Проблема, которая может возникнуть при использовании интерактивной доски в образовательном процессе, это профессиональная компетентность педагогов, умение не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет. Для этого педагогам рекомендуется пройти курсы повышения квалификации и углубить свои знания в данной области.

Актуальность применения интерактивной доски на занятиях по развитию речи заключается в том, что доска даёт возможность переключиться с объяснительно-иллюстрационного метода обучения к деятельностному, при котором дошкольник становится действующим субъектом, а никак не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольников. Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребёнка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала. Использование интерактивной доски в детском саду становится всё более актуальным и играет особую роль в развитии личности ребёнка, так как позволяет в игровой, доступной и привлекательной для детей форме достигнуть нового качества знаний, стимулируя познавательную активность, развивая логическое мышление и творческие способности дошкольников.

Согласно закону «Об образовании» дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, этических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, в которую входит речевое развитие, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. [20, с. 64]

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования отмечены требования к содержанию обучения и развития речи детей дошкольного возраста. Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. В образовательной области «Речевое развитие» говорится, что оно включает в себя владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря детей; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. [19, с.11]

Объект исследования: учебный процесс в дошкольной образовательной организации.

Предмет исследования: педагогические условия развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: выявление и теоретическое обоснование эффективных приёмов, методов, средств развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи, которые мы ставим перед собой для достижения указанной цели следующие:

описать сущность и определение понятий «речь», «развитие речи», «интерактивная доска»;

рассмотреть анализ программного содержания Федеральной образовательной программы дошкольного образования;

изучить интерактивную доску как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста;

описать опыт работы педагогов-практиков по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с помощью интерактивной доски;

рассмотреть диагностический материал по выявлению уровня сформированности речи у детей старшего дошкольного возраста через использование интерактивной доски.

Гипотеза исследования: процесс развития речи в дошкольной образовательной организации будет осуществляться более эффективно, если:

воспитатель имеет представления о сущности и определении понятий «речь», «развитие речи», «интерактивная доска»;

воспитатель знает программное содержание Федеральной образовательной программы;

воспитатель владеет интерактивной доской как средством развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

теоретические: изучение и анализ педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования, подбор диагностик по проблеме исследования;

эмпирические (практические): изучение и анализ опыта работы педагогов-практиков по теме исследования.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Сущность и определение понятий «речь», «развитие речи» «интерактивная доска»

 

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психологического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Согласно педагогическому словарю В.И.Мижерикова «речь – один из видов коммуникативной деятельности, осуществляемой в форме языкового общения». [12, с. 380]

По мнению Н.А.Стародубовой «речь – это неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Речь используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки её результатов, помогает в познании окружающего мира. Речь – средство воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирование вкусов, удовлетворения потребностей в общении».

Наталья Анатольевна отмечает, что речь помогает в познании окружающего мира и, усваивая новые слова, новые грамматические формы, человек расширяет своё представление об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях. [17, с. 8]

В.В. Гербова утверждает, что «речь — это инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Развивая речь ребёнка, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта». [6, с. 3]

Овладение родным языком, развитие речи являются одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, и рассматриваются в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

М. М. Алексеева и Б.И. Яшина в своей методической разработке рассматривают речь, как способ формулирования мысли посредством языка. Они отмечают, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. [1, с. 6]

Тема развития речи всегда привлекала внимание психологов – Б.Д.Эльконина, А.Н. Леонтьева, А.Н. Гвоздева, С.Л. Рубинштейна и др., а также педагогов - Ф.А. Сохина, К.Д. Ушинского, Е.И. Тихееву и др.

М. Г. Брагина, утверждает, что речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детстве. Овладевая речью, ребёнок учится связно выражать свои мысли. Развитие речи в дошкольном возрасте представляет собой многоаспектный процесс, органически связанный с умственным развитием, поскольку умственная деятельность человека – речевое, языковое и словесно-логическое мышление. Дети, начиная уже с младшего дошкольного возраста, даже без специального обучения, проявляют большой интерес к языковой действительности, экспериментируют со словами, создают новые. [4]

Н.А.Стародубова отмечает, что «развивать речь – значит систематически, планомерно работать над её содержанием, её последовательностью, учить построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над правильным произношением звуков и слов. Лишь непрерывная и организованная система работы над языком будет способствовать овладению им». [17, с. 23]

Эффективность развития дошкольников во многом зависит от того, какими средствами пользуется педагог. Важным средством развития речи, по мнению Н.А.Стародубовой, является языковая среда. Речь, которую дети постоянно слышат, всё, что им читают и рассказывают, а также привлечение их внимания к языковому материалу обеспечивают формирование так называемого «чувства языка», которое способствует усвоению культуры речи.

Большое значение в развитии речи имеет содержательная жизнь детского сада. Интересная, богата впечатлениями жизнь обогащает и активизирует речь детей, у них появляется желание поделиться тем, что их глубоко затронуло.

Ещё одним из важнейших средств развития речи Н.А.Стародубова выделяет художественную литературу. Она используется для формирования звуковой культуры речи, усвоения морфологических закономерностей и синтаксических конструкций. Художественный текст является образцом построения связного высказывания, который закрепляется при пересказе, творческом рассказывании.

Одним из средств развития речи также являются и наглядные пособия по развитию речи, вызывающие у детей естественный интерес, работу мысли и речевую активность.

Изобразительное искусство, музыка, театрализованные представления, пение также являются средствами развития речи детей дошкольного возраста. Эмоциональное воздействие произведений искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями.

Таким образом, для развития речи используются разнообразные средства, выбор которых зависит от уровня сформированности у детей речевых навыков и умений; от жизненного опыта детей; от характера языкового материала и его содержания. [17, с. 41]

В современном образовании всё большую популярность получают новые технологии, которые помогают сделать учебный процесс более интерактивным и увлекательным. Одной из таких инноваций является использование интерактивной доски на занятиях. Данное средство обучения позволяет эффективно взаимодействовать между педагогом и детьми, повышая интерес к занятиям и стимулируя активное участие обеих сторон.

Е.В Загорская утверждает, что «интерактивная доска – это удобный современный инструмент для эффективного проведения совещаний, деловых презентаций, семинаров и учебных занятий. Интерактивные доски не только совмещают в себе преимущества большого экрана для проектора и маркерной доски, но и позволяют сохранять все пометки и изменения, сделанные во время обсуждения и даже управлять компьютерными приложениями, не отходя от доски и не прерывая выступления». [11]

По мнению Л. А. Гейкер, «интерактивная доска – это устройство, использующееся с проектором и компьютером. Изображение с компьютера выводится на интерактивную доску, как на обычный экран, с помощью проектора. Интерактивная доска – это сенсорный дисплей, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и мультимедийный проектор».

В качестве сопутствующего оборудования, могут быть использованы различные технические средства, например документ-камера. Работа на поверхности доски может осуществляться с помощью специального инструмента (маркера, электронного пера, карандаша, стикера, стилуса, ручки, активной ручки и прочего). Некоторые модели досок функционируют с помощью прикосновений пальцем.

Связь доски и компьютера двусторонняя, то есть управлять компьютером можно как с помощью клавиатуры или «мыши», так и непосредственно с помощью доски, при этом палец или стилус работают как «мышь».

Используя доску, можно открывать любые файлы (графические, видео, аудио), работать с интернетом, писать поверх любых приложений, видеоизображений с помощью специальных маркеров. [7, с. 5]

Е.А Рублевская отмечает, что использование интерактивной доски позволяет задействовать все основные сенсорные системы детей дошкольного возраста — визуальную, слуховую и кинестетическую, что делает образовательный процесс более успешным. Особое значение психологи придают кинестетической системе, так как именно с ней связано явление моторной памяти и возможность довести навыки до автоматизма. Китайская мудрость «Расскажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Вовлеки меня — и я пойму» наилучшим образом характеризует основной принцип проведения занятия с использованием интерактивной доски. [15, с. 7]

И.Ф. Слепцова утверждает, что цифровизация является неотъемлемой частью развивающей среды, направленной на всестороннее развитие личности ребёнка в дошкольной образовательной организации. Но приоритет принадлежит развитию коммуникативных умений и навыков, речи, как универсального средства формирования высших психических функций у детей дошкольного возраста. Цифровые технологии – не цель, а средство развития ребёнка, поэтому важно определить смысл образования, то, ради чего и для достижения каких целей мы применяем технологии, модернизируем формы, методы и приёмы обучения, обновляем его содержание. [16, с. 2]

Итак, мы дали определения понятиям «речь», «развитие речи», «интерактивная доска», и раскрыли их сущность. Самым точным определением «речь» было дано В.В. Гербовой, которое гласит, что речь является  инструментом развития высших отделов психики дошкольника, и, что именно через развитие речи ребёнка, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта. Наиболее точным определения понятия «интерактивная доска» является определение Л.А. Гейкера. Оно гласит, что интерактивная доска является сенсорным дисплеем, работающим как часть системы, в которую также входят компьютер и мультимедийный проектор. Рассмотрев определение «развитие речи», можно сделать вывод о том, что определение, данное Брагиной М. Г. наиболее точно обоснованно. Она считает, что развитие речи является важнейшим аспектом общего психического развития в детстве.

Далее мы выполним анализ программного содержания Федеральной образовательной программы дошкольного образования.

 

Анализ программного содержания Федеральной образовательной программы дошкольного образования

 

Федеральная образовательная программа дошкольного образования определяет единые для Российской Федерации базовые объём и содержание дошкольного образования, осваиваемые обучающимися в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и планируемые результаты освоения образовательной программы. Федеральная программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и Федеральная программа являются основой для самостоятельной разработки и утверждения Организацией образовательных программ дошкольного образования, обязательная часть которых должна соответствовать Федеральной программе и оформляется в виде ссылки на неё. Федеральная программа определяет объём обязательной части этих Программ, который в соответствии со Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования составляет не менее 60% от общего объёма программы. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40%. Содержание и планируемые результаты разрабатываемых в Организациях Программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов Федеральной программы.

Федеральная программа дошкольного образования представляет собой учебно-методическую документацию, в составе которой федеральная рабочая программа образования, федеральная рабочая программа воспитания федеральный календарный план воспитательной работы.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в Федеральной программе содержится целевой, содержательный и организационный разделы.

В целевом разделе Федеральной образовательной программы представлены цели, задачи, принципы и подходы к её формированию; планируемые результаты освоения Федеральной программы в младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Федеральной программы. В Программе также представлены характеристики особенностей развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, подходы к педагогической диагностике планируемых результатов.

Содержательный раздел Федеральной программы включает: федеральную рабочую программу воспитания, которая раскрывает задачи, содержание и планируемый результат по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся; обозначает направления и задачи коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста; психолого-педагогические условия реализации программы, а также отдельные средства обучения и воспитания.

В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности являются: формирование словаря, звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, формирование связной речи, подготовка детей к обучению грамоте, вызывать интерес к художественной литературе.

Формируя у детей связную речь, педагог с младшего возраста развивает у них следующие умения: по инициативе взрослого называть членов своей семьи, знакомых литературных героев и их действия на картинках, разговаривать о любимых игрушках; элементарно договариваться со сверстником о совместных действиях в игровом общении; с помощью педагога определять и называть ярко выраженные эмоциональные состояния детей, учитывать их при общении: пожалеть, развеселить, использовать ласковые слова. Педагог закрепляет у детей умения использовать основные формы речевого этикета в разных ситуациях общения; педагог способствует освоению умений диалогической речи: отвечать на вопросы и обращения педагога; сообщать о своих впечатлениях, желаниях; задавать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения.

Педагог формирует умения у детей использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого общения со взрослыми и сверстниками: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться, развивает у детей умения отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из двух-трёх простых фраз; педагог способствует освоению умений монологической речи: по вопросам составлять рассказ по картинке из трёх-четырёх предложений; совместно с педагогом пересказывать хорошо знакомые сказки; читать наизусть короткие стихотворения, слушать чтение детских книг и рассматривать иллюстрации.

В средней группе дошкольного возраста педагог развивает у детей связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь, обучает детей использовать вопросы поискового характера ("Почему?", "Зачем?", "Для чего?"). Учит составлять описательные рассказы из пяти-шести предложений о предметах и повествовательные рассказы из личного опыта; использовать элементарные формы объяснительной речи.

Педагог развивает у детей речевое творчество, умения сочинять повествовательные рассказы по игрушкам, картинам; составлять описательные загадки об игрушках, объектах природы; поддерживает инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; формирует умение использовать в практике общения описательные монологи и элементы объяснительной речи.

Педагог развивает у детей умения использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой, поддерживает стремление детей задавать и правильно формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи, развивает умение пересказывать сказки, составлять описательные рассказы о предметах и объектах, по картинкам.

Воспитатель помогает детям осваивать умения вступать в речевое общение с окружающими, задавать вопросы, отвечать на вопросы, слушать ответы других детей, использовать разные типы реплик, рассказывать о событиях, приглашать к деятельности; адекватно реагировать на эмоциональное состояние собеседника речевым высказыванием. Педагог формирует у детей умение участвовать в коллективном разговоре, поддерживая общую беседу, не перебивая собеседников, использовать средства интонационной речевой выразительности, элементы объяснительной речи при разрешении конфликтов, закрепляет у детей умения использовать в речи вариативные формы приветствия; прощания; обращения к взрослым и сверстникам с просьбой, благодарности, обиды, жалобы, формирует у детей навыки обращаться к сверстнику по имени, к взрослому - по имени и отчеству.

На пятом-шестом году жизни педагог способствует развитию у детей монологической речи, формирует умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников, обогащает представления детей о правилах речевого этикета, развивает умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия, поддерживает интерес детей к рассказыванию по собственной инициативе, поощряет использование в диалоге разных типов реплик. Педагог помогает детям осваивать этикет телефонного разговора, столового, гостевого этикета, этикет взаимодействия в общественных местах; использовать невербальные средства общения (мимика, жесты, позы). Даёт знания о принятых нормах вежливого речевого общения.

Педагог помогает участвовать в коллективных разговорах, использовать разные виды деятельности и речевые ситуации для развития диалогической речи; формирует у детей умения самостоятельно строить игровые и деловые диалоги. Формирует умение пересказывать литературные произведения по ролям, по частям, правильно передавая идею и содержание, пользоваться прямой и косвенной речью. Воспитатель учит детей с помощью взрослого определять и воспроизводить логику описательного рассказа; в описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы использовать прилагательные и наречия; сочинять сюжетные рассказы по картине, из личного опыта. Дети учатся с помощью педагога строить свой рассказ в соответствии с логикой повествования; в повествовании отражать типичные особенности жанра сказки или рассказа.

Воспитатель развивает у детей речевое творчество, формирует интерес к самостоятельному сочинению, созданию разнообразных видов творческих рассказов: придумывание продолжения и окончания к рассказу, рассказы по аналогии, рассказы по плану педагога, по модели. Педагог закрепляет у детей умение внимательно выслушивать рассказы сверстников, замечать речевые ошибки и доброжелательно исправлять их; использовать элементы речи - доказательства при отгадывании загадок, в процессе совместных игр, в повседневном общении, помогает детям осваивать умения находить в текстах литературных произведений сравнения, эпитеты; использовать их при сочинении загадок, сказок, рассказов.

Уже в возрасте шести-семи лет педагог подводит детей к осознанному выбору этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия, формирует умение использовать средства языковой выразительности при сочинении загадок, сказок, стихотворений, помогает детям осваивать умения коллективного речевого взаимодействия при выполнении поручений и игровых заданий, употреблять вариативные этикетные формулы эмоционального взаимодействия с людьми, правила этикета в новых ситуациях. Например, формирует умение представить своего друга родителям (законным представителям), сверстникам.

Педагог использует речевые ситуации и совместную деятельность для формирования коммуникативно-речевых умений у детей, закрепляет у детей умение пересказывать литературные произведения по ролям, близко к тексту, от лица литературного героя, передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц, подводит к пониманию и запоминанию авторских средств выразительности, использованию их при пересказе, в собственной речи, умению замечать их в рассказах сверстников. В описательных рассказах педагог формирует у детей умения передавать эмоциональное отношение к образам, используя средства языковой выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, олицетворения; самостоятельно определять логику описательного рассказа; использовать разнообразные средства выразительности; формирует умение составлять повествовательные рассказы по картине, из личного и коллективного опыта, по набору игрушек, закрепляет у детей умение строить свой рассказ, соблюдая структуру повествования, составлять рассказы-контаминации (сочетание описания и повествования; описания и рассуждения).

Педагог развивает у детей способность самостоятельно использовать в процессе общения со взрослыми и сверстниками объяснительную речь, речь-доказательство, речевое планирование, помогает детям осваивать умения самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов. В творческих рассказах закрепляет умение использовать личный и литературный опыт в зависимости от индивидуальных интересов и способностей; развивает у детей умение внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки, доброжелательно и конструктивно исправлять их. [18, с. 42]

Итак, мы проанализировали содержание Федеральной образовательной программы дошкольного образования. Рассмотрев, как происходит развитие связной речи на разных возрастных этапах, можно отметить, что с каждым возрастом задачи педагога значительно усложняются в связи с предстоящей интеграцией образовательных областей.

Далее мы рассмотрим интерактивную доску как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.

 

Интерактивная доска как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

 

Постепенно интерактивные технологии всё более плотно входят в жизнь, как взрослых, так и детей. Все дети наблюдают, как родители по несколько часов в день проводят за экраном компьютера или ноутбука. Современную жизнь больше невозможно представить без информационно-коммуникативных технологий. Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль подготовки детей к школе.

Э.Г. Галимова отмечает, что теперь на всех ступенях образования понимание этих технологий и свободное владение основными относящимися к ним умениями и концепциями считаются частью базового образования – наряду с чтением, письмом и счётом. В настоящее время интерактивно-коммуникативные технологии становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Информационная коммуникативная компетентность педагога, как часть профессиональной компетентности, предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, визуальном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои цифровые образовательные ресурсы, широко применять их в профессиональной деятельности.

Интерактивные доски имеют больший потенциал раскрытия темы занятия, чем простая доска и даже компьютер с проектором. Но извлечь максимальную пользу от использования интерактивной доски можно только грамотно спланировав деятельность, приготовив подходящие материалы, которую будут в дальнейшем использоваться повторно. [5, с. 5]

Е.В. Бойко подчёркивает, что в настоящее время информационно-коммуникационные технологии активно внедряются в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций. Интерактивное оборудование активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.

Существуют различные интерактивные средства, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и другие, которые можно с успехом применять при обучении детей дошкольного возраста. [3, с. 10]

С.А. Резухина утверждает, что при составлении занятий с использованием интерактивной доски необходимо учитывать имеющиеся знания, полученные на традиционных занятиях в процессе выполнения основной образовательной программы. Интерактивная доска должна быть дидактическим средством, а не самоцелью. [14]

А.А Дурягина отмечает, что непосредственно-образовательная деятельность с применением интерактивной доски организуется таким образом, что дети самостоятельно имеют возможность работать у доски, выполняя задания, а не пассивно воспринимать объяснения воспитателя. Это позволяет педагогам достичь наибольшего эффекта, а также формирует у воспитанников дополнительную мотивацию. Детям нравится быть участниками образовательного процесса.

[10, с.22]

С.А. Резухина утверждает, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников информационно-коммуникативные технологии обладают рядом преимуществ: предъявление информации на экране несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка; усиливает подачу материала; помогает педагогу находиться в постоянном взаимодействии с детьми; электронные средства обучения передают информацию быстрее, чем традиционные; развивает мотивацию и делает занятия более интересными для детей; дети начинают понимать более сложные моменты в результате более ясной и динамичной подачи материала; предоставляет возможность индивидуализации обучения; приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может. [14]

И.Ф. Слепцова отмечает, что в период трёх лет использование компьютера для большинства детей не имеет смысла, здесь взрослый выполняет оберегающую функцию. Компьютерные программы для возрастной группы от трёх лет до пяти лет имеют свои особенности. Это, главным образом, иконки и картинки на экране. Взрослый во взаимодействии с детьми выполняет уже руководящую роль.

Для детей в возрасте от пяти до восьми лет компьютер становится образовательным инструментом, с помощью которого они усваивают грамоту, математические понятия и др., но при непосредственном контроле со стороны взрослого. [16, с. 6]

По мнению С.А. Резухиной, способы использования интерактивной доски как средство развития у детей связной речи могут ограничиваться лишь только фантазией педагога. Это и мнемотаблицы, мнемодрожки и различные интерактивные обучающие программы, дидактические игры на развитие речи, интеллектуальные карты, тематические диски для работы с интерактивной доской в рамках реализации програмно-методического комплекса. Самый простой способ применения интерактивной доски воспитателем, – демонстрация готовых презентаций. Интерактивная доска упрощает подготовку занятий, поиск иллюстраций, дидактических картинок и карточек, использования различного оборудования. Сюжетные картинки помогают в формировании связной речи. К этим картинкам можно прикрепить вкладки со звуком звуки природы, детские песни, а также видеоролики (например, как падает снег, листопад, шторм на море).

Интерактивная игра является одновременно и развлекательным, и полезным материалом во время занятий. Дети с удовольствием выполняют интерактивные задания, упражнения, которые способствуют развитию связной речи. [14]

А.А Дурягина рекомендует использовать интерактивную доску на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. Например, можно рассмотреть универсальность компьютерной техники как средства обучения с широкими демонстрационными возможностями — на примере сочинения рассказов по картинке. Это задание можно выполнить тремя способами. На экране выводятся три-четыре картинки, представляющие собой связанный рассказ (1 — начало, 2 — продолжение, 3 — конец). Дети просто описывают события, изображённые на картинках. В этом случае каждая картинка выступает как очередная глава. Второй способ подразумевает показ детям только одной картинки. Воспитателем задаётся вопрос: Что было до этого? Что может быть после? После высказывания предлагается подлинная история и на экран выводятся все картинки. Ещё одна вариация этого задания предполагает показ на экране детям картинок, которые идут друг за другом не по сюжету, а в перепутанной последовательности. Эти картинки дети должны расположить по порядку, а затем составить связный рассказ.

Ещё одним примером возможности работы воспитанников в режиме диалога на занятиях по развитию речи является задание на интерактивной доске «Поможем маме», в котором детям необходимо разложить продукты в соответствующую посуду. Хлеб в хлебницу, сахар в сахарницу, молоко в молочник и т.д. При этом в каждом задании, детям необходимо сопровождать свои действия речью или объяснять свой ответ.

Положительным моментом является то, что применение интерактивной доски направлено на включение в работу всех анализаторных систем. В процессе применения этой технологии происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления; активно пополняется словарный запас детей; происходит развитие связной речи детей.

Применение информационных технологий на занятиях по развитию речи в дошкольном образовательном учреждении позволяет преодолеть интеллектуальную и речевую пассивность детей на занятиях, даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога дошкольного учреждения, является обогащающим и преобразовывающим фактором развития предметной среды. [10, с. 22]

Г.Н. Михайлова предлагает использовать интерактивную доску при изучении звуковой системы языка, например, при изучении мягкости звуков группировать картинки в две колонки по мягкости и твёрдости звуков: картинки, в которых есть звук «т» отодвигаются влево, а картинки со звуком «ть» - вправо.

При знакомстве со звуками можно использовать игру «Подбери картинки с изучаемым  звуком». На экране даны картинки, ребёнок должен выбрать картинку соответствующую изучаемому звуку и передвинуть в определенное место.

 Использование интерактивной доски, различных компьютерных игр, мультимедийных методических пособий на логопедических занятиях  у детей с речевой патологией – это удобный и эффектный метод коррекционной работы.   Именно этот метод  сочетает в себе динамику, звук и изображение, то есть те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

С помощью интерактивной доски возможно совершать виртуальные путешествия. Известно, что у старших дошкольников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда детям интересно. У них повышается скорость приёма и переработки информации, они лучше её запоминают. Для виртуального путешествия можно взять любую лексическую тему. [13]

Итак, мы рассмотрели интерактивную доску как средство развития речи детей дошкольного возраста и выяснили, что использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды. Интерактивное оборудование может быть использовано в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций. Необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, то есть стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка.

Но в то же время нужно помнить, что интерактивное оборудование не может заменить эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Компьютер только дополняет педагога, а не заменяет его.

Вывод по 1 главе

 

Подводя итог по 1 главе, мы раскрыли сущность и определение понятий «речь», «развитие речи» и «интерактивная доска», проанализировали содержание Федеральной образовательной программы, рассмотрев программные задачи педагога в области речевого развития детей, а именно развития связной речи, рассмотрели интерактивную доску как средство развития речи детей дошкольного возраста.

В первом параграфе мы рассмотрели определения и сущность понятий «речь», «развитие речи» и «интерактивная доска», изучив мнения разных учёных этой обрасти. На основе изученного, мы увидели, что многие педагоги по-своему дают трактовки понятию.

В ходе рассмотрения понятия «речь» мы использовали различные источники. Хотим выделить определение, данное Н.А.Стародубовой, которая считает, что речь – это неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Она также выделяет основные средства развития речи детей дошкольного возраста.

Мы рассмотрели понятие «развитие речи» и выяснили, что наиболее точным определением является определение, данное М.Г. Брагиной, которая считает, что развитие речи является важнейшим аспектом общего психического развития в детстве. Она также утверждает, что развитие речи представляет собой многоаспектный процесс, органически связанный с умственным развитием.

Следующее понятие, которое также было нами рассмотрено – «интерактивная доска». Рассмотрев это понятие можно отметить, что интерактивная доска – это удобный современный инструмент для эффективного проведения различных мероприятий.

Во втором параграфе мы проанализировали содержание Федеральной образовательной программы дошкольного образования, рассмотрев программные задачи педагога рассмотрев программные задачи педагога в области речевого развития детей, а именно развития связной речи. Можно отметить, что в программе определяются единые и базовые объёмы содержания обучения и воспитания для Российской Федерации. Содержание осваивается воспитанниками в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и планируемые результаты образовательной программы.

В третьем параграфе мы рассмотрели интерактивную доску как средство развития речи детей дошкольного возраста. Мы выяснили, что применение интерактивной доски на занятиях по развитию речи является развлекательным, и полезным материалом во время занятий. Дети с удовольствием выполняют интерактивные задания, упражнения, которые способствуют развитию связной речи.

Можно сделать вывод о том, что теоретические основы развития речи детей старшего дошкольного возраста рассмотрены и изучены.

 

 


 


 

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

2.1. Анализ опыта работы педагогов-практиков по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с помощью интерактивной доски

 

Нами был изучен опыт педагога-практика Хапаевой Ларисы Борисовны, которая работает в МБДОУ «Детский сад №345» в городе Нижний Новгород. Она считает, что во всем мире использование информационно-коммуникационных технологий в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой.

Педагог утверждает, что интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо или кем-либо. Использование интерактивных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста на сегодняшний день является актуальным, поскольку они позволяют активно вовлечь детей в образовательный процесс, во взаимодействие как с педагогом, так и со сверстниками.

По мнению воспитателя, преимущество интерактивных технологий заключается в следующем:

высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, внимания, мышления, воображения, творчества детей;

информационно-коммуникационные технологии предоставляют возможность индивидуализации обучения (учитываются возрастные и личностные особенности каждого ребенка; дети сами могут выбирать темы заданий, игровая форма упражнений позволяет усилить мотивацию детей к выполнению поставленной задачи);

с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; природы, работу транспорта).

позволяет увеличить восприятие материала за счёт расширения количества иллюстративного материала;

использование интерактивных мультимедийных упражнений обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала;

одновременно используется графическая, текстовая и аудиовизуальная информация, что облегчает процесс восприятия.

Хапаева Л.Б. считает, что преимуществом применения интерактивных игр является использование таких игр на любом этапе в организованной образовательной деятельности, как при изучении нового материала, так и при повторении и закреплении материала. В свою очередь интерактивное обучение – специальная форма организации познавательной деятельности. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлечёнными в процесс познания или общения.

Использование интерактивных игр расширяет возможности педагога в выборе материалов и форм обучения, делает занятия яркими и увлекательными, эмоционально насыщенными. Они позволяют:

развивать грамматический строй речи;

развивать связную речь – диалогическую и монологическую;

формировать активный словарь у дошкольников;

формировать и развивать звуковую культуру речи.

Далее мы рассмотрели структуру непосредственной образовательной деятельности с использованием интерактивной доски, которая состояла из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть являлась необходимым звеном развивающих занятий с использованием компьютера, поскольку, в силу возрастных особенностей мышления детей дошкольного возраста, без предварительной предметно–опосредованной деятельности им затруднительно освоить манипуляции с экранными образами. Основная часть заключалась в совместной игре детей с педагогом на интерактивной доске. На заключительной части занятия подводились итоги занятия: анализ вместе с детьми выполненных заданий, индивидуальное оценивание участия детей на занятии, определение новых целей. После занятия она обязательно проводила гимнастика для глаз для снятия зрительного напряжения, а также, для снятия мышечного напряжения организовывала и проводила физкультминутки, релаксационные игры и упражнения.

В процессе работы Хапаевой Л.Б. была разработана серия интерактивных игр по развитию речи. Они предусмотрены для закрепления представлений детей об объектах окружающего мира, о профессиях, для закрепления умения классифицировать предметы по определенному признаку, расширение и активизация словаря.

Одной из серии интерактивных игр Л.Б. Хапаевой являлась игра «Угадай транспортное средство» ребёнок получал инструкцию найти все транспортные средства на экране. Назвать их. Послушать, какие звуки издаёт транспорт, подобрать изображение и соединить в пары. Данная игра активизировала процессы мышления, внимания, развивала смекалку и речевую активность, а также активизировала слуховое восприятия детей, учило узнавать по звучанию транспортные средства и называть их.

Следующая серия интерактивных игр, разработанная Л.Б. Хапаевой, была серия «Четвертый лишний», в которую входили игры, способствующие закреплению обобщающих слов; умению детей выделять из группы предметов лишний и доказывать правильность своего решения; обогащению предметного словаря; формированию умения строить сложноподчинённое предложение с союзом «потому что»; обогащению знаний о предметном окружении; способствующие развитию памяти, внимания, мышления.

Далее представлена игра «Что сначала, что потом». Она включала в себя составление рассказа по серии сюжетных картин. В эти игры можно было играть тремя разными способами:

На экране выводятся 3-4 картинки, представляющие собой связный рассказ.

Детям предлагается только одна картинка. Задается вопрос: Что было до этого? Что может быть после? После высказывания детей предлагается подлинная история и на экран выводятся все картинки.

Показ на экране картинок, которые идут друг за другом не по сюжету, а в перепутанной последовательности. Эти картинки дети должны расположить по порядку и составить связный рассказ.

Все эти игры способствовали развитию умения связно говорить, самостоятельно строить предложения. [21, с. 23]

Рассмотрев опыт педагога-практика Хапаевой Л.Б., можно сделать вывод о том, что разработанная система игр доказывает результативность использования интерактивной доски в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста.

Далее нами был изучен ещё один опыт работы педагога-практика Белых Анны Владимировны, которая работает в МБДОУ д/с №14 «Кораблик» в городе Керчь, Республика Крым.

Белых А.В. разработала игру-путешествие «В поисках книг со сказками» для развития речи детей дошкольного возраста. Эта игра позволила педагогу содержательно и продуктивно организовать совместную деятельность с детьми, используя современные образовательные технологии. Данное занятие способствовало активизации и обогащению знаний детей о сказках, формированию интереса к народному творчеству.

Занятие призвано создать условия для разностороннего развития ребёнка. Основным инструментом занятия являлись детские сказки. Они помогли активизировать и обогатить знания детей об окружающем мире, сформировать интерес к народному творчеству.

Задачами занятия являлись:

активизировать мыслительную деятельность детей через использование развивающих игр на основе сказок;

развивать логическое мышление, воображение, кругозор;

умение грамотно, выразительно излагать свою мысль;

развивать координацию движений;

тренировать память, внимание;

воспитывать интерес и уважение к наследию устного народного творчества;

совершенствовать коммуникативные функции речи детей;

обогащать словарный запас;

формировать навыки исполнения танцевальных движений;

вызывать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командной игре, совместной деятельности.

Занятие было построено на выполнении различных игровых упражнений от героев различных сказок для определённой цели – вернуть сказки в группу детского сада.

В ходе занятия педагог использовала современные образовательные технологии, такие как интерактивная доска. С её помощью педагог выводила необходимые изображения на экран доски. Например, во время игры «Придумай продолжение» педагог на экране демонстрировала слайды с изображением сказок. Интерактивная доска также была использована и при смене героя сказки. Например, изображение на экране избушки Бабы Яги, замок Кощея. [2, с. 43]

Итак, анализируя опыт работы педагогов-практиков, мы можем сделать вывод о том, что использование интерактивной доски доказывает результативность её применения в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста. Она расширяет возможности педагога в выборе материалов и форм обучения, делает занятия яркими и увлекательными, эмоционально насыщенными. Преимуществом применения интерактивных упражнений на такой доске является использование таких упражнений на любом этапе в организованной образовательной деятельности, как при изучении нового материала, так и при повторении и закреплении материала. Мы выяснили, что интерактивная доска является настоящим помощников для педагога в организации какой-либо деятельности, будь то непосредственно образовательная деятельность или игровая деятельность.

 

2.2. Диагностический материал по выявлению уровня сформированности речи у детей старшего дошкольного возраста через использование интерактивной доски

 

Педагогическая диагностика в дошкольной образовательной организации – это особый вид профессиональной деятельности, позволяющий выявлять динамику и особенности развития ребенка, составлять на основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование, содержание и организацию образовательной деятельности.

Таким образом, педагогическая диагностика является основой для целенаправленной деятельности педагога, начальным и завершающим этапом проектирования образовательного процесса в дошкольной группе. Её функция заключается в обеспечении эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.

Направления и цели педагогической диагностики, а также особенности её проведения определяются требованиями ФГОС ДО. Во ФГОС дошкольного образования указано, что при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей, которая осуществляется педагогическим работником в рамках педагогической диагностики. Данное положение свидетельствует о том, что педагогическая диагностика не является обязательной процедурой, а вопрос о её проведении для получения информации о динамике возрастного развития ребёнка и успешности освоения им Программы, формах организации и методах решается непосредственно Организацией.

Специфика педагогической диагностики достижения планируемых образовательных результатов обусловлена следующими требованиями ФГОС дошкольного образования:

планируемые результаты освоения основной образовательной программы дошкольного образования заданы как целевые ориентиры дошкольного образования и представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на разных этапах дошкольного детства;

целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга). Они не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей и основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;

освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Данные положения подчеркивают направленность педагогической диагностики на оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста, на основе которой определяется эффективность педагогических действий и осуществляется их дальнейшее планирование.

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

оптимизации работы с группой детей.

Периодичность проведения педагогической диагностики определяется Организацией. Оптимальным является её проведение на начальном этапе освоения ребёнком образовательной программы, в зависимости от времени его поступления в дошкольную группу (стартовая диагностика) и на завершающем этапе освоения программы его возрастной группой (заключительная, финальная диагностика).

При проведении диагностики на начальном этапе учитывается адаптационный период пребывания ребенка в группе. Сравнение результатов стартовой и финальной диагностики позволяет выявить индивидуальную динамику развития ребёнка

Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится педагогом в произвольной форме на основе малоформализованных диагностических методов: наблюдения, свободных бесед с детьми, анализа продуктов детской деятельности (рисунков, работ по лепке, аппликации, построек, поделок и др.), специальных диагностических ситуаций.

При необходимости педагог может использовать специальные методики диагностики физического, коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития.

Ведущим методом педагогической диагностики является наблюдение. Осуществляя педагогическую диагностику, педагог наблюдает за поведением ребёнка в естественных условиях, в разных видах деятельности, специфичных для детей раннего и дошкольного возраста. В процессе наблюдения педагог обращает внимание на частоту проявления каждого показателя, самостоятельность и инициативность ребёнка в деятельности.

Анализ продуктивной деятельности может осуществляться на основе изучения материалов портфолио ребёнка (рисунков, работ по аппликации, фотографий работ по лепке, построек, поделок и др.). Полученные в процессе анализа качественные характеристики существенно дополняют результаты наблюдения за продуктивной деятельностью детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной и др.).

Педагогическая диагностика завершается анализом полученных данных, на основе которых педагог выстраивает взаимодействие с детьми, организует предметно-развивающую среду, мотивирующую активную творческую деятельность воспитанников, составляет индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной Программы, осознанно и целенаправленно проектирует образовательный процесс. [18]

Название диагностики: «Составь рассказ» (автор Градусова Л.В.)

Цель диагностики: выявление уровня сформированности связной речи.

Используемый материал: интерактивная доска, три картинки с изображением серии последовательных событий: «Кошка ловит мышку».

Ход диагностики:

Диагностика проводится индивидуально с каждым ребёнком. Перед ребёнком на интерактивной доске появляются картинки с изображением серии последовательных событий в хаотичном порядке. Педагог предлагает рассмотреть картинки. После этого ребёнку предлагается расставить картинки в правильной сюжетной последовательности: «Разложи картинки так, чтобы было понятно, что было вначале, что потом случилось и чем завершилось действие? Составь рассказ».

Оценка результатов диагностики:

Высокий уровень (3 балла) – ребёнок самостоятельно расставил картинки в правильной сюжетной последовательности и составил связный.  Рассказ логичен, последователен, интересен по содержанию.

Средний уровень (2 балла) – ребёнок расставил картинки в правильной сюжетной последовательности, и смог составить рассказ только с помощью педагога (стимулирующие вопросы, указания на картинку).

Низкий уровень (1 балл) – ребёнок не смог расставить картинки в правильной сюжетной последовательности, и не смог составить рассказ. [9]

Название диагностики: «Составь предложение» (автор В.П.Глухов).

Цель диагностики: выявление способности детей устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы-высказывания.

Используемый материал: интерактивная доска, три картинки: "девочка", "корзинка", "лес".

Ход диагностики:

Перед ребёнком на интерактивной доске выводятся три картинки. Ребёнку предлагается назвать картинки и составить предложение так, чтобы в нём говорилось о всех трёх предметах. Если ребёнок составил предложение с учётом только одной-двух картинок, то задание повторяется с указанием на пропущенную картинку.

Оценка результатов диагностики: 

Высокий уровень (3 балла) – ребёнок самостоятельно назвал картинки и составил предложение, используя все три слова.

Средний уровень (2 балла) – ребёнок назвал все картинки, и составил предложение, используя только одно-два из предложенных слов.

Низкий уровень (1 балл) – ребёнок не смог составить предложение. [8]

Итак, в ходе поиска диагностического материала мы рассмотри Федеральную образовательную программу и выяснили, что же понимается под педагогической диагностикой и каковы её цели. Нами была рассмотрена специфика педагогической диагностики достижения планируемых образовательных результатов, которая обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Мы выяснили для решения каких образовательных задач могут использоваться результаты педагогический диагностики (мониторинга). В ходе исследования узнали основные методы педагогической диагностики и выявили, что основным методом диагностики является наблюдение. Нами был рассмотрен диагностический материал по выявлению уровня сформированности речи у детей старшего дошкольного возраста через использование интерактивной доски, в ходе проведения которого мы сможем выявить, насколько необходимым является целенаправленная работа по развитию речи детей.

 

Вывод по второй главе

Раскрывая вторую главу, мы изучили и проанализировали опыт работы педагогов-практиков, раскрыли сущность проведение педагогических диагностик в дошкольной образовательной организации, подобрали диагностический материал для выявления уровня сформированности речевого развития детей.

Первым опытом, который мы изучили, являлся опыт работы педагога-практика Л.Б. Белых, которая работает в МБДОУ «Детский сад №345» в городе Нижний Новгород. Педагог утверждает, что интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо или кем-либо. Она разработала серии игр на интерактивной доске, которые способствовали речевому развитию детей. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлечёнными в процесс познания или общения.

Нами также был изучен опыт работы педагога-практика А.В. Белых, которая работает в МБДОУ д/с №14 «Кораблик» в городе Керчь, Республика Крым. Она разработала игру-путешествие «В поисках книг со сказками» для развития речи детей дошкольного возраста. Эта игра позволила педагогу содержательно и продуктивно организовать совместную деятельность с детьми, используя современные образовательные технологии.

Во втором параграфе второй главы мы рассмотрели и подробно описали сущность проведения педагогических диагностик в дошкольной образовательной организации в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования. Нами был изучен диагностический материал по выявлению уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста из разных методических пособий. Одной из таких диагностик является диагностика Л.В. Градусова «Составь рассказ». Цель данной диагностики: выявление уровня сформированности связной речи детей дошкольного возраста. После её проведения результаты оцениваются по определённым критериям. Нами была выделена ещё один диагностический материал для детей старшего дошкольного возраста В.П. Глухова «Составь предложение». Цель этой диагностики: выявление способности детей устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы-высказывания.

Мы сделали вывод того, как необходимо создавать педагогические условия развития речи для детей дошкольного возраста

 

 

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблема речевого развития детей старшего дошкольного возраста с применением интерактивной доски довольно полно рассмотрена в изученной литературе. Это позволило провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать определённые выводы.

Применение интерактивной доски на занятиях по развитию речи действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как именно с её помощью занятия становятся более интересными и доступными. Мы убедились, что систематическое использование интерактивной доски на занятиях по речевому развитию положительно влияет на развитие связной речи.

Решая первую задачу исследования, мы рассмотрели сущность и определения понятий «речь», «развитие речи», «интерактивная доска». Речь – это неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Она используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки её результатов, помогает в познании окружающего мира. Развитие речи – многоаспектный процесс, органически связанный с умственным развитием, поскольку умственная деятельность человека – речевое, языковое и словесно-логическое мышление. Овладевая речью, ребёнок учится связно выражать свои мысли. Интерактивная доска – устройство, использующееся с проектором и компьютером.

Решая вторую задачу исследования, мы рассмотрели и проанализировали содержание Федеральной образовательной программы дошкольного образования. Рассмотрели, как происходит развитие связной речи на разных возрастных этапах. Мы пришли к выводу, что, несмотря на то что задачи педагога в организации учебно-воспитательной работы усложнение с каждым возрастным этапом, это способствует всестороннему развитию личности, через интеграцию образовательных областей.

Решая третью задачу исследования, мы рассмотрели интерактивную доску как средство развития детей дошкольного возраста и выяснили, что необходимо стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка. Мы пришли к выводу, что внедрение интерактивной и мультимедийной техники в учебно-воспитательный процесс, позволяет повысить эффективность и уровень обучения детей, в условиях её правильной реализации.

Для решения четвертой задачи, мы рассмотрели и проанализировали опыт работы педагогов-практиков: Хапаевой Л.Б. и Белых А.В.

Хапаева Л.Б в процессе работы разработала серию интерактивных игр по развитию речи, предусмотренные для закрепления представлений детей об объектах окружающего мира, о профессиях, для закрепления умения классифицировать предметы по определенному признаку, расширение и активизация словаря.

Белых А.В. в ходе своей работы разработала игру-путешествие «В поисках книг со сказками» для развития речи детей дошкольного возраста. Эта игра позволила педагогу содержательно и продуктивно организовать совместную деятельность с детьми, используя современные образовательные технологии. Занятие было построено на выполнении различных игровых упражнений от героев различных сказок. С помощью интерактивной доски педагог выводила необходимые изображения на экран доски, такими методами происходило развитие речи.

Решая пятую задачу, мы подобрали и рассмотрели диагностический материал для выявления уровня сформированности речи у детей старшего дошкольного возраста через использование интерактивной доски. Первым диагностическим материалом была диагностика Градусовой Л.В. «Составь рассказ». Целью её являлось выявить уровень сформированности связной речи детей старшего дошкольного возраста. Следующая диагностика Глухова В.П. «Составь предложение», цель которой заключается в выявлении способности детей устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы-высказывания. В ходе решения этой задачи мы пришли к выводу, что диагностика помогает наглядно определить уровень развития речи у детей, а также сразу отметить их недочёты, и иметь возможность в дальнейшем правильно построить свои занятия по развитию речи, учитывая их.

На наш взгляд данная проблема действительно является актуальной.

В заключении, мы можем сделать вывод о том, что задачи исследования решены, следовательно, цель курсовой работы достигнута, гипотеза доказана.

Данное исследование заинтересовало нас, и мы планируем продолжить работу по этой теме на этапе выполнения выпускной квалификационной работы.


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. Пособие [Текст] / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Академия, 2008. – 400с. Текст: непосредственный

Белых, А.В. Игра-путешествие с использованием ИКТ [Текст] / А.В. Белых // Воспитатель. – 2021. - №8. – С.43-51. Текст: непосредственный

Бойко, Е. В. Использование интерактивного оборудования с детьми дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Бойко // Образование и воспитание. – 2017. – №1. – С.10-13. Текст: непосредственный

Брагина, М.Г. Речь как показатель психического развития дошкольника: [Электрон. ресурс]. / М.Г. Брагина. – 2023. - Режим доступа: https://multiurok.ru/files/rech-kak-pokazatel-psikhicheskogo-razvitiia-doshko.html?ysclid=lqfnlxm2kq78851643. – 26.09.2022. - Текст: электронный

Галимова, Э.Г. Использование интерактивной доски в учебном процессе: Мет. пособие [Текст] / Э.Г. Галимова, А.С. Маклаков, И.Г. Музафаров. – Казань: ПМЦ ПК и ППРО КФУ, 2013. – 32с. Текст: непосредственный

Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду [Текст] / В.В. Гербова. – М.: Мозаика-синтез, 2016. – 144с. Текст: непосредственный

Гейкер, Л.А. Использование интерактивных досок в образовательном процессе: Мет. пособие [Текст] / Л.А. Гейкер. – с. Троицкое: РМК, 2014. – 40 с. Текст: непосредственный

Глухов, В.П. Методика обследования связной речи [Электрон. ресурс] / В.П. Глухов. – 2021. – Режим доступа: https://attestation-kostenko-krgora-ds45.edumsko.ru/folders/post/2799742. - 26.11.2023. - Текст: электронный

Градусова, Л.В. диагностика речевого развития детей дошкольного возраста: Учеб. пособие [Текст] / Л.В. Градусова, Н.И. Левшина, И.С Дементьева. - Магнитогорск: МаГУ, 2010. – 96 с. Текст: непосредственный

Дурягина, А.А. Использование интерактивной доски в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО [Текст] / А.А. Дурягина, К.А. Сигова // Образовательный альманах. – 2019. – №7. – С. 22-23. Текст: непосредственный

Загорская, Е.В. Интерактивная доска: Мет. пособие [Электрон. ресурс] / Е.В.Загорская. – 2019. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2019/04/03/interaktivnaya-doska. - 07.11.2023. - Текст: электронный

Мижериков, В.А. Словарь-справочник по педагогике [Текст] / В. А. Мижериков. – М.: Академия, 2010. – 448 с. Текст: непосредственный

Михайлова, Г.Н. Использование интерактивной доски с целью развития речи дошкольников [Электрон. ресурс] / Г.Н. Михайлова. – 2021. – Режим доступа: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/ispolzovanie-interaktivnoy-doski-s-celyu.2472325359/?ysclid=lqht6w4zy9338480509. – 01.12.2023. Текст: электронный

Резухина, С.А Интерактивная доска как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста [Электрон. ресурс] / С.А. Резухина. – 2019. – Режим доступа: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/354568-interaktivnaja-doska-kak-sredstvo-razvitija-s. - 30.11.2023. Текст: электронный

Рублевская Е. А. Использование интерактивной доски в учреждении дошкольного образования [Текст] / Е. А. Рублевская // Пралеска. – 2014. – №5. – С.3-7. Текст: непосредственный

Слепцова, И.Ф. Медиаобразование и цифровизация дошкольного образования [Текст] / И.Ф. Слепцова // Дошкольное воспитание. – 2022. - №2. – С.2-8. Текст: непосредственный

Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] / Н.А. Стародубова. – М.: Академия, 2016. – 256 с. Текст: непосредственный

Федеральная образовательная программа дошкольного образования [Электрон. ресурс] / 2022. – Режим доступа: https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-25112022-n-1028/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-doshkolnogo-obrazovaniia/. – 20.09.2023. Текст: электронный

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] / М.: Сфера, 2014. – 48 с. Текст: непосредственный

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" [Текст] / М.: Эксмо-Пресс, 2012. – 173 с. Текст: непосредственный

Хапаева Л.Б. Включение цикла интерактивных мультимедийных упражнений в практику работы по речевому развитию детей дошкольного возраста [Текст] / Л.Б. Хапаева // Воспитатель. – 2021. - №8. – С.23-25. Текст: непосредственный

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации