Презентация «Использование логопедических игр для ранней профориентации дошкольников»
«Использование логопедических игр для ранней профориентации дошкольников» МКДОУ «Тальменский детский сад №9» СП пер. Банковский 1 Учитель-логопед Гилева Елена Анатольевна
Цели: формирование познавательной деятельности; развитие активности и самостоятельности логического мышления; развитие целенаправленного восприятия, концентрации и устойчивости внимания, памяти, логического мышления; формирование мотивации достижения успеха; формирование семантической структуры слова; расширение представлений о труде взрослых, уточнение, актуализация словаря по лексической теме «Профессии», «Орудия труда. Инструменты»; автоматизация правильного произношения поставленных звуков; совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными, предложно – падежные конструкции, суффиксальное словообразование); развитие синтаксических связей слов (распространенные простые предложения, сложноподчиненные предложения со словами потому что, для того чтобы); развитие связной речи, диалогической речи; развитие всех видов восприятия: слухового, зрительного, тактильно-двигательного; воспитание уважения людям труда; воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, активности.
Игра «ШОФЁР» Цель: развитие координации речи с движением Качу, лечу, Бегут по кругу, крутят воображаемый руль. Во весь опор. Бегут по кругу, крутят воображаемый руль. Я сам - шофёр, Бегут по кругу, крутят воображаемый руль. Я сам - мотор, Бегут по кругу, крутят воображаемый руль. Нажимаю на педаль - Останавливаются, «нажимают на педаль». И машина мчится вдаль! Бегут по кругу, крутят воображаемый руль.
Пальчиковая гимнастика «ПЕКАРЬ» Цель: развитие речевого слуха, совершенствование навыков сложения, пересчет по пальцам. Логопед: «Предлагаю стать подмастерьями-учениками пекаря и помочь ему. Прослушайте и сосчитайте по пальчикам, сколько всего противней- закладок испёк пекарь?» Пять закладок булок сладких, Да баранок три закладки, Да два противня плетёнок Пекарь наш испёк спросонок. Вот испечь-то он испёк, Сосчитать никак не смог. Бедолаге помогите, Всё, что он испёк, сочтите.
Игра «УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ» Цель: совершенствование грамматического строя речи (образование существительных суффиксальным способом), развитие речевого слуха, умения отвечать на вопросы, быстроты мышления, памяти, сообразительности. Материал: фишки Ход игры: Логопед задает вопросы детям. Кто из детей знает правильный ответ, поднимает руку. Кто первым ответит правильно, получает фишку. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы. Вопросы: Кто красит стены? (Маляр) Кто чинит часы? (Часовщик) Кто носит багаж? (Носильщик) Кто точит ножи? (Точильщик) Кто играет на рояле? (Пианист) Кто сваривает трубы? (Сварщик) Кто вставляет стекло? (Стекольщик) Кто сочиняет музыку? (Композитор) Кто работает на кране? (Крановщик) Кто укладывает кирпичи? (Каменщик) Кто ухаживает за птицами? (Птичница) Кто работает на экскаваторе? (Экскаваторщик)
Игра «Назови профессию» Цель: формирование умения образовать отглагольные существительные Материал: мяч Ход игры: Логопед «Поймав мяч, вы будете называть профессию, используя указанное мной слово –действие»
Игра «Назови женскую профессию» Цель: совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных с суффиксом -иц) Материал: мяч или предметные картинки с изображением различных профессий Ход игры: Логопед называет мужскую профессию и бросает поочерёдно мяч детям, стоящим в кругу. Ребёнок ловит мяч, называет женскую профессию.
Игра «Мужская и женская профессия» Цель: совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных с суффиксом –иц, сложносочиненные предложения с противительным союзом а) Материал: предметные картинки с изображением различных профессий Ход игры: Логопед раздает мальчикам картинки с изображением мужчин разных профессий: учитель, портной, продавец, спортсмен, скрипач и т. д. Мальчики выбирают девочек, затем мальчик называет свою картинку: «Я учитель». Девочка отвечает: «А я учительница». Мальчики провожают девочек на стульчики.
Игра «Кому что нужно для работы?» Цель: совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчинённые предложения со словами для того чтобы). Материал: индивидуальный комплект картинок различных профессий, инструментов, оборудования для людей различных профессий, счётные палочки. Ход игры: Логопед: «Рассмотрите картинки. Подумайте, кому и для чего нужны эти предметы. Составьте предложения об этом со словами потому что. Следите за произношением звуков»
Игра «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ» Цель: активизация словаря по теме «Транспорт», «Профессии», закрепление представлений о видах транспорта, формирование навыка словообразования существительных суффиксальным способом, развитие слухового и зрительного внимания, развитие диалогической речи Материал: иллюстрация с изображением различных видов транспорта, фишки Ход игры: Логопед задает вопросы детям. Кто из детей знает ответ, поднимает руку и отвечает. Кто первым ответит правильно, получает фишку. Выигрывает тот ребёнок, кто получил больше фишек за правильные ответы.
Рассмотрите картинки. Назовите, что передвигается направо? Налево? Как назвать всё, что изображено на этих картинках одним словом? Сосчитайте и назовите, сколько изображено легковых машин? А грузовых? Каких машин больше грузовых или легковых? Каких машин меньше? Назовите профессию, кто управляет автобусом? Как называют человека, который управляет велосипедом? Сколько велосипедистов нужно, чтобы управлять этими велосипедами? Назовите, кто управляет мотоциклом? Скажите, как называют транспорт, который передвигается по дороге? Укажите, какой дорожный транспорт изображен два раза? Назовите, как называют транспорт, который передвигается по воде? Назовите, что относится к водному транспорту? Кто управляет кораблем? Назовите, как называют транспорт, который передвигается по воздуху? Кто управляет самолетом и вертолётом? Чем похожи самолёт и вертолёт? Чем отличаются самолет и вертолёт? Какой ещё транспорт изображён? Где передвигается данный транспорт? И т. д.
Игра «НЕБЫЛИЦЫ» Цель: развитие словесно-логического мышления, речевого слуха, умения отвечать на вопросы Материал: комплект картинок различных профессий, красные и зелёные квадраты. Ход игры: Логопед произносит предложение, дети находят картинку названной профессии. Если предложение составлено правильно, то дети показывают зелёную карточку, если нет – красную. Если предложение неверно, дети дают правильный вариант. I вариант «Маляр шьёт одежду» «Водитель управляет самолётом» «Парикмахер вяжет кофту» «Фотограф сочиняет музыку» «Библиотекарь разносит почту» II вариант «Уборщица - это та, кто делает головные уборы» «Столяр - это тот, кто изготавливает предметы из дерева» «Плотник - это тот, кто делает плоты» «Водитель - это тот, кто водит на экскурсии» «Машинист - это тот, кто водит машину» «Сапожник шьёт одежду, а портной шьёт обувь»
Игра «КТО ЛИШНИЙ?» Цель: развитие речевого слуха, совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений со словами потому что) Логопед: «Я хочу проверить, хорошо ли знаете профессии? Определите, какая профессия лишняя. Объясните свой выбор, почему ты так считаешь» Логопед: «Воспитатель, логопед, летчик, помощник воспитателя» «Продавец, кассир, врач, грузчик» «Лётчик, шофёр, швея, капитан» «Маляр, строитель, почтальон, плотник» «Тракторист, комбайнёр, шофёр, птичница»
Пазлы «ПРОФЕССИИ» Цель: развитие зрительного восприятия и внимания, конструктивного праксиса, тонкой моторики Материал: комплекты пазлы – картинки людей различных профессий, инструментов, соответствующего оборудования. Ход игры: Логопед «Рассмотри картинки, назови профессии людей. Собери пазлы, подбирая инструменты и необходимое оборудование для каждой профессии»
«ПАЛЬЧИКОВЫЕ ВОДИЛКИ» Цель: развитие зрительного восприятия и внимания, тонкой моторики, пространственной ориентировки на листе. Материал: предметные картинки с изображением транспортных средств, людей разных профессий, пунктирные линии. Ход игры: Логопед «Рассмотри картинки, кому принадлежит данное транспортное средство. Указательным пальцем главной руки обведи пунктирную линию»
Целенаправленная коррекционная работа с использованием логопедических игр позволяет: снизить объёма требуемой помощи воспитанникам при выполнении заданий за счёт положительной динамики; активизировать лексический словарь, состоящий из разных частей речи; формировать семантические поля слов; распространять простое предложение до сложного; преодолевать ошибки в словоизменениях и словообразованиях; развивать умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; вызвать интерес к трудовой деятельности взрослых; воспитывать умение работать в группе, проводить самопроверку и взаимопроверку в совместной деятельности; повышать познавательный интерес и мотивацию воспитанников.
Литература Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. –М.: ТЦ Сфера, 2005. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. Интернет ресуры: Картинки – htth://images.yandex.ru