Проект по ранней профориентации дошкольников

3
0
Материал опубликован 3 December 2020


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 города Лениногорска» муниципального образования

«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан










Проект по ранней профориентации дошкольников

«Ознакомление с профессией «Писатель»

для детей 4-5 лет










Руководитель проекта:

Казакова Е.Ю., воспитатель высшей квалификационной категории












г. Лениногорск

2020 год





Паспорт педагогического проекта

Наименование проекта

Проект «Ознакомление дошкольников с профессией «Писатель» для детей 4-5 лет

Участники проекта

Педагоги, родители и дети средней группы.

Цель проекта

Способствовать формированию у детей 4-5 лет знаний о творческих профессиях (писатель).

Задачи проекта

Задачи для педагога:

Изучить программы по ранней профориентации дошкольников.

Систематизировать работу с детьми по ознакомлению с миром творческих профессий

Задачи для воспитанников:

Сформировать обобщенные представления о труде взрослых в литературном творчестве, его социальной значимости.

Расширять представления детей о творческих профессиях, продолжать знакомить детей с профессиями литературного творчества: писатель, журналист, художник-оформитель.

Упражнять в узнавании и назывании различных литературных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малых фольклорных групп). Учить видеть красоту литературных произведений, их основную цель.

Развивать творческие способности.

Способствовать совершенствованию речи ребенка, активизации словаря, формированию связной речи, обогащению словарного запаса.

Формировать познавательный интерес к литературному творчеству, к возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности (в собственном сочинительстве).

Воспитывать нравственные качества личности: трудолюбие, выдержку, желание познавать мир взрослых, уважение к творческим людям.

Задачи для родителей:

Развивать интерес родителей к проблемам профессионального определения детей, побудить к размышлению об особенностях воспитания интересов и увлечений у детей в семье.

Сформировать у родителей заинтересованность, желание активного творческого участия в образовательном процессе, в моделировании развивающей предметно -пространственной среды.

Способствовать установлению доверительных взаимоотношений между родителями воспитанников и педагогами в вопросах профориентации дошкольников.

Создавать в семье благоприятные условия для развития ребенка, с учетом опыта, приобретенного им в детском саду.

Сроки реализации

Ноябрь 2020 г.- апрель 2021 г.

РППС проекта

Столы, стулья детские; мольберт; доска магнитная; ширма многофункциональная; художественная литература разного жанра; Портреты детских писателей; дидактические игры; ноутбук, презентации «Писатели - детям», «Профессии: «Писатель», «Журналист», «Художник-оформитель»; оборудование для художественно-эстетической деятельности

Итоги (продукт) проекта

Книжки – малышки с авторскими произведениями.


Проблема:

Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов. Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Однако знания о предполагаемых профессиях у детей минимальны и даются эпизодически. Поэтому начинать подготовку ребенка к выбору будущей профессии необходимо уже на этапе дошкольного образования, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда и облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

 Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике  и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.       

Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, в ДОУ был разработан педагогический проект «Лаборатория творческих профессий». Для детей 4-5 лет было выбрано одно из творческих направлений – литературное творчество, а именно, ознакомление дошкольников с профессией писателя.


Планируемые результаты реализации проекта:


В результате работы над проектом:

у авторов проекта сформирована готовность к ранней профориентации дошкольников.

у детей сформированы:

знания о профессии «Писатель», ее социальной значимости;

интерес к творческим профессиям;

интерес к собственному сочинительству;

начальные навыки творческого рассказывания;

нравственные качества личности.


У родителей воспитанников сформированы:

готовность к совместной деятельности в едином пространстве «Семья – детский сад»;

навыки совместной творческой деятельности с детьми в рамках проекта



План реализации проектной деятельности

Наименование мероприятия

Срок проведения

Ответственный

Подготовительный этап

1.

Выбор темы проекта, определение целей и задач проекта, разработка этапов проектной деятельности

Ноябрь 2020

Казакова Е.Ю.


2.

Определение основных направлений деятельности и сроков работы

Ноябрь 2020

Казакова Е.Ю.


3.

Составление плана мероприятий с привлечением родителей воспитанников, специалистов.

Ноябрь 2020

Казакова Е.Ю.


Основной этап

Деятельность с педагогами

1.

Ознакомление с парциальными программами по профориентации дошкольников.

Ноябрь 2020

Казакова Е.Ю.


2.

Сообщение на педсовете «Применяемые информационно-коммуникационные технологии в профориентационной работе».

Ноябрь 2020

Казакова Е.Ю.


3.

Смотр-конкурс «Лучшая лаборатория профессий» -дидактическое пособие по ранней профориентации дошкольников.

Ноябрь 2020

Казакова Е.Ю.


4.

Пополнение РППС по теме проекта:

Портреты детских писателей;

Детская художественная литература разных жанров;

Картотека дидактических игр по профориентации;

Картотека дидактических игр по развитию речевого творчества.

Ноябрь –декабрь 2020

Казакова Е.Ю.


Деятельность с детьми

1.

Рассматривание книг

Ноябрь 2020

Казакова Е.Ю.


2.

Беседы с детьми: «Такие разные книги», «Какие бывают книги и для кого они печатаются?», «Кто пишет книги?», «Профессия: писатель», «Каким должен быть писатель?», «Что нужно писателю для работы?», «Литературные жанры», «Что же такое стихи и чем они отличаются от прозы?», «Твои любимые сказки», «Герои литературных произведений, они какие?», «Где можно увидеть труд писателя?», «Как появляется мультфильм (кино)?», «Малые фольклорные формы о значении книг».

Ноябрь 2020 г. – февраль 2021 г.

Казакова Е.Ю.


3.

Ознакомление с писателями и поэтами и их творчеством.

Ноябрь 2020 г. – февраль 2021 г.

Казакова Е.Ю.


4.

Чтение сказок, рассказов, поэтических произведений

Ноябрь 2020 г. – февраль 2021 г.

Казакова Е.Ю.


5.

Разучивание присказок, поговорок, пословиц, стихов.

Ноябрь 2020 г. – февраль 2021 г.

Казакова Е.Ю.


6.

Экскурсия в книжный магазин, библиотеку

Декабрь –январь 2021 г.

Казакова Е.Ю.


7

Детская игровая деятельность. - Дидактические игры: «Угадай сказку или героя сказки», «Опиши героя», «Оцени поступок героя», «Придумай новое название знакомой сказки», «Скажи наоборот», «Придумай похожее слово», «Что за чем?», «Составь мнемодорожку к сказке», «Кого не стало?», «Играем в рифмы», «Сочиним стихотворение», «Придумай рассказ по картинке».

- Игры-драматизации по знакомым сказкам, рассказам.

- сюжетно-ролевые игры «Книжный магазин», «Библиотека», «Презентация нашего творчества. Интервью».

Ноябрь 2020 г. – февраль 2021 г.

Казакова Е.Ю.


8.

Решение проблемно-поисковых ситуаций «Что было бы, если…?», «Придумай другой конец (начало) сказке», «Придумай свою сказку», «Подбери рифму».

Ноябрь 2020 г. – февраль 2021 г.

Казакова Е.Ю.


9

Продуктивная деятельность: рисование героев сказок, лепка «волшебных» предметов, моделирование сказки при помощи символов (геометрические фигуры).

Ноябрь 2020 г. – февраль 2021 г.

Казакова Е.Ю.


10

Коллективное составление сказок, стихов. Рассказывание произведений собственного сочинения.

Ноябрь 2020 г. – февраль 2021 г.

Казакова Е.Ю.


11

Образовательная деятельность:

ФКЦМ: «Творческие профессии», «Откуда берутся книги?», «Знакомство с творчеством писателей», «Викторина «Вспомни сказку».

Речевое развитие: «Мы сочиняем сказку», «Пишем стихи», пересказ литературных текстов, творческое рассказывание.

Художественно-эстетическое развитие: «Рисуем героев любимых книг», «Иллюстрации к книге».

Ноябрь 2020 г. – февраль 2021 г.

Казакова Е.Ю.


Деятельность с родителями

1

Социологический опрос «Книга в жизни вашего ребенка».

Ноябрь 2020 г. – февраль 2021 г.

Казакова Е.Ю.


2

Консультация для родителей на тему: «Профориентационное воспитание детей с дошкольного возраста», «Знакомим дошкольников с миром профессий», «Книга как средство нравственного воспитания», «Сказка – ложь, да в ней намек», «Сочиняем сказки, стихи с детьми».

Ноябрь 2020 г. – февраль 2021 г.

Казакова Е.Ю.


3

Информация в родительском уголке «Что читать детям 4-5 лет?», «Творческие дидактические игры», «Формирование связной речи у дошкольников», «О детских писателях, поэтах».

Ноябрь 2020 г. – февраль 2021 г.

Казакова Е.Ю.


4

Совместная творческая деятельность детей и родителей: сочинение сказок, рассказов, стихов с детьми дома, оформление книг совместно с родителями.

Январь 2020 г. – февраль 2021 г.

Казакова Е.Ю.


Заключительный этап

1.

Продукт проекта «Книжки-малышки».

Март 2021 г.

Казакова Е.Ю.

2.

Выставка совместного творчества родителей и детей.

Март 2021 г.

Казакова Е.Ю.


3.

Презентация книжек-малышек с авторскими произведениями

Март 2021 г.

Казакова Е.Ю.


4.

Определение эффективности проекта, корректировка плана на будущее.

Март 2021 г.

Казакова Е.Ю.






Литература.


Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2015. – 208 с.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2016. – 112 с.

Галанова Т.В. «Развивающие игры в работе с дошкольниками» - Я.; «Академия развития», 2014г.

Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для детей 4-5 лет» - Москва; изд. «Просвещение», 2016г.

Планирование работы воспитателя ДОО под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Шорохова О.А. «Играем в сказку». - М.: ТЦ Сфера, 2016. — 208 с.










в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.