Методические рекомендации «Использование ментальных карт на уроках английского языка»
Использование ментальных карт
на уроках английского языка
Луценко Марина Викторовна
МБОУ г.Иркутска СОШ №3
Наряду с веб-квестами, скрайбингом, составление ассоциативных (ментальных) карт является одной из новых педагогических технологий не очень часто используемых в школе.
Ментальные или интеллект-карты относятся к методам активного обучения. Это один из способов визуализации информации. В обучении их применяют для анализа и упорядочения информации, создания новых идей. Кроме того, с помощью интеллект-карты можно легче освоить большой объём информации, оформив её графически. Ментальные карты стимулируют познавательную активность, развивают навыки логического мышления и творческие способности ребят.
Создать ментальную карту можно 2 способами: вручную или с помощью специальной компьютерной программы. Большинству учеников, конечно, проще взять лист А4 либо А3, фломастеры либо маркеры.
Основная идея (тема) обозначается в центре листа. Это не обязательно «слово», возможна картинка.
От темы в разные стороны отходят ветви- «под-идеи», для которых используются фломастеры разного цвета. Ветви показывают как развивается идея, её основные свойства. Над каждой ветвью пишется только одно ключевое слово. Картинки так же возможны.
От каждой ветви возможны ещё ответвления, примерно по 2-3 штуки, которые уже демонстрируют подробности.
Все ветви должны быть извилистыми, а не прямыми.
Заполнять ментальную карту следует по часовой стрелке от центра в сторону правого верхнего угла.
Учить учеников составлению карт следует начинать с составления черновика, просто в рабочей тетради, карандашом. Я же показываю варианты на доске. Тему выбрать более выигрышную для этого вида работы. Мы начинали со страноведческих тем “Schools in GB’, “The USA”, “Australia” и т.д. Перед тем как задать оформление ментальной карты на дом, минут 8-10 на уроке каждый раз уделяю обсуждению разных вариантов. Закономерность такая: чем больше карт ими составлено, тем больше вариантов оформления ребята предлагают. Сразу предупреждаю желающих подсмотреть чужую идею в Интернете.
Составление ментальной карты – это способ фиксации процесса мышления. Поэтому после того как карта сделана нужно рассказать монолог по теме. Те, у кого более продвинутый уровень при ответе только опираются на карту, слабым же ученикам считаю возможным дать возможность подписывать больше слов для ответа. Двух одинаковых карт быть не может и это стимулирует учеников на самостоятельную работу, особенно тех, кто любит творчество.
Поработав над определёнными идеями и темами, поняв принцип составления интеллект карт, можно переходить к более сложным идеям и темам: “Ecology”, “Bulling”, “Mass Media”и т.д.
О Оценивать стоит по 2 критериям: графическое изображение + ответ по теме. Таким образом, если монолог по теме будет не очень хорошим, то есть возможность получить хорошую оценку за графику и идею. Со временем ребята начинают соревноваться друг с другом, чтоб карты были не похожи с одноклассниками и в оригинальности подачи идеи. Главный момент – наличие доброжелательного общения с ребятами, положительное отношение к их идеям и гипотезам, высказываемым в процессе работы над проблемной ситуацией, а так же возможность переделать работу, если есть недочёты.
Кроме уроков области применения майнд-карт очень разнообразны: эффективное конспектирование с запоминанием, разработка плана написания реферата, деятельности над проектом и т.д.
Для выполнения майнд-карт на компьютере разработан ряд программ, среди которых: программа iMindMap (aktiv-resurs.ru), Mindjet MindManager и ConceptDraw Office MindMap.
Использование в учебном процессе новых педагогических технологий позволяет успешно развивать профессиональную компетентность педагога, повышает эффективность образовательного процесса, ведет к формированию компетенций обучающихся. Это как раз, что требуется от учителя и ученика на сегодняшний день.
Кияйкина Наталья Федоровна
Marina