Методические указания и рекомендации «Использование песен на уроках английского языка в рамках ФГОС ООО»
Карапетова Юлия Борисовна,
преподаватель ОД (Иностранный язык), первая категория
ФГКОУ “Московское суворовское военное училище МО РФ” (г. Москва)
Методическая разработка
по теме
«Использование песен на уроках английского языка в рамках ФГОС ООО»
Методическое обоснование темы:
- лексико-грамматический материал не выходит за рамки изучаемых тем;
- тематический материал соответствует возрастным особенностям обучающихся 9-11 классов;
- для развития УУД говорения используются учебно-речевые ситуации и аутентичные тексты.
Целью методической разработки является обобщение накопленного опыта преподавателя.
Основными целями урока являются:
1) развитие иноязычной коммуникативной компетенции, позволяющей успешно решать коммуникативные задачи в разнообразных ситуациях англоязычного общения;
Развитие коммуникативной компетенции требует и способствует развитию следующих способностей обучающихся:
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- умение учиться самостоятельно;
- участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- умение исследовать и критически осмысливать явления действительности;
- социальная компетентность и учет позиции других людей;
3) формирование у обучающихся гуманистических ценностей и норм поведения таких, как:
- усвоение гуманистических, демократических ценностей;
- усвоение социальных норм поведения;
- развитие морального сознания и нравственных чувств;
Задачи урока:
- расширять лингвистический кругозор обучающихся;
- обобщать ранее изученный языковой материал, необходимый для овладения устной и письменной речью на иностранном языке;
- развивать умения обобщить информацию, выделить её из различных источников;
- использовать словари и другую справочную литературу;
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- совершенствование у обучающихся мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области;
- осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
- стремление обучающихся к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
- усвоение гуманистических, демократических ценностей;
- развитие и совершенствование у обучающихся коммуникативной компетенции в межкультурной коммуникации;
- совершенствование у обучающихся общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
- усвоение социальных норм поведения;
- развитие морального сознания и нравственных чувств;
Метапредметные результаты:
- совершенствование коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
- развитие и совершенствование у обучающихся исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
- осуществление обучающихся регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
- осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- совершенствование у обучающихся умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
- умение соотносить свои действия с планируемым результатом;
Предметные результаты:
- формирование иноязычной коммуникативной компетенции для успешной социализации обучающихся;
- развитие УУД говорения;
- умение употреблять пройденный лексико-грамматический материал на практике для решения коммуникативных задач;
- формирование представления о роли иностранных языков;
- обобщение и систематизация пройденного лексико-грамматического материала;
- умение работать со словарями и другими справочными материалами.
Описание технологии
Благодаря музыке на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению иностранного языка; песни и другие музыкальные произведения стимулируют монологические и диалогические высказывания, служат основой развития речемыслительной деятельности обучающихся, способствуют развитию как подготовленной, так и неподготовленной речи.
Работа над песней может длиться на протяжении нескольких уроков и условно делится на следующие аспекты:
• грамматический;
• фонетический;
• технический (способы запоминания содержания песни);
• лексический;
• социокультурный.
В среднем, на одном уроке, на отработку песни на английском следует отводить не более 5-10 минут.
Процесс работы над каждой отдельной песней может проходить следующим образом:
- Предтекстовый этап. Построение ассоциативных представлений по названию и содержанию песни.
- Первое прослушивание. Проверка высказанных предположений о содержании песни.
- Работа над фонетической стороной речи. Отработка звуков, слов и словосочетаний. Отработка мелодики и ударения во фразах. Отработка четкого произношения путем повторения слов за диктором и вместе с диктором.
- Работа над грамматикой. Примером отработки грамматики может служить задание на поиск необходимой конструкции, самостоятельная формулировка грамматического правила, упражнение на заполнение пропусков или употребление глаголов в правильной форме в тексте песни на английском языке. Проверка правильности выполнения задания путем прослушивания песни.
- Послетекстовый этап. Развитие УУД говорения: описание учащимися места действия песни, сюжета и др.
Методические рекомендации
На работу с материалом по теме «Конструкция I wish/If only» с использованием песен отводится 1 аудиторный час.
В начале урока обучающиеся по названию песни делают предположения о теме и содержании. Далее обучающиеся слушают аудиозапись, читают текст и проверяют свои догадки. Развитие УУД чтения осуществляется на основе текста песни. Перед чтением текста песни для снятия трудностей обучающиеся знакомятся с новой лексикой, для чего был разработан глоссарий с переводом.
Развитие УУД говорения и аудирования осуществляется в процессе прослушивание аудиозаписи, высказывания предположений о теме песни, а также ответов на вопросы по содержанию на послетекстовом этапе.
Развитие УУД письменной речи состоит в заполнении пропусков в тексте песни.
После работы с текстом песни обучающиеся высказывают свои предположения о теме урока.
В работе по данному пособию предполагается применение технологий технология проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения, а также технология дифференцированного обучения.
Ниже дана тема, цели и задачи урока, планируемые результаты. В приложении приведена технологическая карта урока, необходимый материалы для работы, а также печатный вариант презентации в программе Microsoft PowerPoint.
Тема: «Конструкция I wish/If only».
Вид урока: комбинированный урок.
Цель: формирование коммуникативно - иноязычной компетенции и мотивации изучения иностранных языков для успешной социализации обучающихся.
Задачи:
обучающие:
- активизация и отработка грамматического материала;
- развитие УУД чтения с полным пониманием информации;
- развитие УУД говорения (монолог, диалог, полилог);
- развитие УУД аудирования с пониманием конкретной информации;
развивающие:
- развивать умения речевого взаимодействия;
- развивать мотивацию к изучению английского языка;
- развивать навыки во всех видах речевой деятельности;
- развивать умение сравнивать, обобщать, логично мыслить;
- выбирать наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
воспитательные:
- воспитывать чувство национального самосознания, интереса и уважения к другим культурам;
- воспитывать самодисциплину и самоконтроль;
Межпредметные связи: музыка
Методы обучения: коммуникативный метод; наглядно-иллюстративный метод; словесный метод.
Ожидаемый результат:
Личностные результаты:
- усвоение гуманистических, демократических ценностей;
- принятие ценностей семейной жизни;
- усвоение социальных норм поведения;
- усвоение основ экологического мышления;
- формирование здорового и безопасного образа жизни;
- развитие морального сознания и нравственных чувств;
Метапредметные результаты:
Регулятивные
- целеполагание как постановка учебной задачи;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
- составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения;
- контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений
- коррекций – внесение необходимых дополнений и коррективов;
- оценка – выделение того, что освоено и что еще надо освоить;
Познавательные
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
Коммуникативные
- социальная компетентность и учет позиции других людей;
- умение слушать, вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Предметные результаты: формирование коммуникативно – иноязычной компетенции для успешной социализации обучающихся: умение обучающихся работать с текстом для чтения и использовать лексико-грамматический материал для решения коммуникативных задач.
Компетенции: коммуникативная, социокультурная, языковая, компенсаторная.
Используемые технологии: личностно-ориентированное обучение, технология дифференцированного обучения, а также технология проблемного обучения.
Приемы: работа в парах, использование песен, прием рефлексии “Опрос”.
Материальное обеспечение урока: интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал, презентация Microsoft Power Point.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Заключение
Песни как один из видов речевого общения являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, так как включают новые слова и выражения. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизации.
В песнях часто встречаются слова собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова. Все это способствует развитию у школьников чувства языка, знания его стилистических особенностей.
В песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции. Уже в названиях песен можно встретить многие грамматические структуры, подлежащие усвоению.
Песни способствуют совершенствованию навыков произношения, развитию музыкального слуха, навыки аудирования.
Песни стимулируют монологические и диалогические высказывания, служат основой развития речемыслительной деятельности школьников, способствуют развитию как подготовленной, так и неподготовленной речи.
В конце урока был проведен письменный анонимный опрос, где был задан вопрос “Хотели бы вы, чтобы мы проводили такие уроки?”. Ниже приведена таблица с полученными ответами:
Взвод |
Всего |
Присутствовало |
Да |
Нет |
Воздержались |
11/3 |
9 |
9 |
8 |
0 |
1 |
Таким образом, ни один обучающийся не выразил негативного мнения, 11% (1 обучающийся) воздержался, а 89% (8 обучающихся) проявили интерес к подобной форме урока.
Список литературы:
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. (2009). Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языка) – М.: Икар, 2009. – 448с.
2. Андреева И.А. Использование разножанровой молодежной музыки в обучении иноязычной монологической речи учащихся-подростков –Армавир:АГПУ, 2010. – 123 с.
3. Бронская, В.С. Теоретические основы формирования и развития лексических навыков у школьников // Современные исследования социальных проблем. – 2011. – №4. – с. 27-29.
Технологическая карта урока
Тема: «Конструкция I wish/ If only».
Вид урока: комбинированный урок.
Цель: формирование коммуникативно - иноязычной компетенции и мотивации изучения иностранных языков для успешной социализации обучающихся.
Задачи:
обучающие:
- активизация и отработка грамматического материала;
- развитие УУД чтения с полным пониманием информации;
- развитие УУД говорения (монолог, диалог, полилог);
- развитие УУД аудирования с пониманием конкретной информации;
развивающие:
- развивать умения речевого взаимодействия;
- развивать мотивацию к изучению английского языка;
- развивать навыки во всех видах речевой деятельности;
- развивать умение сравнивать, обобщать, логично мыслить;
- выбирать наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
воспитательные:
- воспитывать чувство национального самосознания, интереса и уважения к другим культурам;
- воспитывать самодисциплину и самоконтроль;
Межпредметные связи: музыка
Методы обучения: коммуникативный метод; наглядно-иллюстративный метод; словесный метод.
Ожидаемый результат:
Личностные результаты:
- усвоение гуманистических, демократических ценностей;
- принятие ценностей семейной жизни;
- усвоение социальных норм поведения;
- усвоение основ экологического мышления;
- формирование здорового и безопасного образа жизни;
- развитие морального сознания и нравственных чувств;
Метапредметные результаты:
Регулятивные
- целеполагание как постановка учебной задачи;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
- составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения;
- контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений
- коррекций – внесение необходимых дополнений и коррективов;
- оценка – выделение того, что освоено и что еще надо освоить;
Познавательные
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
Коммуникативные
- социальная компетентность и учет позиции других людей;
- умение слушать, вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Предметные результаты: формирование коммуникативно - иноязычной компетенции для успешной социализации обучающихся: умение обучающихся работать с текстом для чтения и использовать лексико-грамматический материал для решения коммуникативных задач.
Компетенции: коммуникативная, социокультурная, языковая, компенсаторная.
Используемые технологии: личностно-ориентированное обучение, элементы технологии дифференцированного обучения, а также элементы технологии проблемного обучения.
Приемы: работа в парах, использование песен, прием рефлексии “Опрос”.
Материальное обеспечение урока: интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал, презентация Microsoft Power Point.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Ход урока
п/п |
Этапы урока |
Вид деятельности |
Время |
Технологии |
Формируемые компетенции |
|
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
|
||||
I |
Организационный момент Сдача рапорта.
|
Принимает рапорт, организует беседу о дате, дне недели, погоде.
|
Сдают рапорт, составляют мини-монологи о дате, дне неделе, погоде.
|
5 мин. |
Технология развития критического мышления Здоровьесберегающая технология
|
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Регулятивные: целеполагание.
|
II |
Речевая разминка
|
Предлагает обучающимся тему для обсуждения - жалели ли вы когда-нибудь о своих поступках? О каких? (записывает ответы на доске) Демонстрирует презентацию, предлагает догадаться о теме урока. |
Строят монологические высказывания. Делают предположения о теме урока |
5 мин. |
Технология критического мышления
|
Предметные: развитие произносительных навыков у обучающихся, умение участвовать в обсуждении. |
III |
Основная часть
|
Предлагает обучающимся текст песни, а также глоссарий для снятия лексических трудностей. Организует прослушивание песни, предлагает обучающимся найти в песне активную грамматику модуля, а также в парах актуализировать грамматическое правило. Организует исполнение песни всем классом. |
Слушают песню, читают текст, подчеркивают активные конструкции. В парах актуализируют правило. Исполняют композицию. |
20 мин. |
Технология критического мышления.
Проблемное обучение.
Обучение в сотрудничестве
|
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и другими обучающимися. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний. Предметные: умение работать с текстом для аудирования, развитие УУД говорения
|
|
Организует работу в группах, предлагая следующие задания: - поставь строчки песни в правильном порядке (предварительно разрезает комплект текстов песни на несколько частей) - впиши недостающее слово. |
Работают в группах, выполняют предложенные задания.
|
Технология дифференцированного обучения.
Технология личностно-ориентированного обучения .
Здоровьесберегающая технология.
|
Регулятивные: оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения.
Метапредметные: смысловое чтение.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, умение правильно употреблять лексические единицы по теме, развитие УУД говорения. |
||
|
Предлагает обучающимся описать иллюстрации из презентации с помощью активной грамматики модуля. А затем акцентирует внимание обучающихся на поступках, о которых они жалеют (в начале урока) и предлагает перефразировать их с учетом пройденного материала. |
Описывают иллюстрации с использованием конструкции I wish/ If only. (базовый уровень). Говорят о своих поступках (повышенный уровень) |
Технология дифференцированного обучения. Технология критического мышления.
|
Предметные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли с использованием английского языка., умение воспринимать на слух иноязычную речь.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. |
||
IV |
Подведение итогов Рефлексия, самооценка. Обобщение материала, пройденного на уроке. Разноуровневые задание на самоподготовку с пояснениями: Баз: выучить грамматическое правило Повыш.: создать упражнения для своих одноклассников
|
Преподаватель вместе с обучающимися обобщает изученный материал. Предлагает оценить свою работу и работу одноклассников, а также урок (опрос), проанализировать, достигнута ли поставленная цель урока, дает задание на самоподготовку. |
Записывают в тетрадь задание, отвечают устно, оценивают свою работу, работу одноклассников, отмечают, что было сложное и простое в уроке, что они узнали, а так же достигнута ли поставленная цель урока. Участвуют в анонимном опросе. |
5 мин.
|
Технология самооценивания и самокоррекции
Технология дифференцированного обучения
|
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли с использованием английского языка. Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование. |
Преподаватель: Карапетова Ю.Б.