Статья «Использование метода учебных проектов как технологии развития умений учиться у младших школьников»
«Использование метода учебных проектов как технологии развития умений учиться у младших школьников»
Дядюк Марина Леонидовна,
учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 11»
Находкинского городского округа
«Меняется мир непрерывно, неспешно,
меняется все - от концепций до слов.
И тот лишь сумеет остаться успешным,
кто сам вместе с миром меняться готов».
Мое мнение полностью совпадает с мнением неизвестного автора двустишия, приведенного в эпиграфе статьи. Сегодня перед нами, учителями, возникает проблема не «чему учить», а «как учить», то есть вопрос организации эффективных совместных форм учебной деятельности ученика и учителя. Обучение детей тому, как учиться - процесс, который должен занимать педагога в течение всей его профессиональной жизни. Обидно, но до сих пор в школах работают учителя, которые по-прежнему большую часть времени уделяют тому, что изучать, нежели как изучать это.
В данной статье попытаюсь изложить собственное видение организации продуктивного обучения младших школьников, опираясь на практический опыт многолетней педагогической деятельности.
Большинство первоклассников приходит в школу с желанием учиться. И для учителя очень важно учить детей так, чтобы это желание не исчезало со временем. Следовательно, первая задача учителя - формирование у ребенка веры в собственные возможности, в то, что, работая и преодолевая трудности, можно всему научиться. Уже на первых уроках дети от учителя должны слышать выражение: «Не говори «не умею», а говори «научусь». Позже весь класс будет говорить эти слова учащимся, отказывающимся преодолевать трудности, возникающие при выполнении учебных заданий.
Исходя из задач урока, учитель должен выбирать такие методы обучения, которые были бы направлены не только на усвоение знаний, но и на развитие детей, на пробуждение их эмоциональной сферы. Ведь доказано, что эмоционально окрашенное знание запоминается лучше и надолго. Создание атмосферы радости, возможности собственного выбора - для учителя не самоцель, не дополнение или украшение к уроку, а необходимое условие для получения знаний.
Прочные знания, умения и навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важным возбудителем которой является интерес. Устойчивый интерес формируется при сочетании эмоционального, рационального и практического в обучении. Поэтому так важно серьезное занятие сделать для детей интересным, увлекательным. С этой целью можно использовать различные формы повышения интереса (сюжетные игры, задачи в стихах, познавательные задачи и т.д.), то есть активно использовать в практике продуктивные приемы и формы педагогического общения, интерактивные методы обучения. Безусловно, ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.
В качестве основных достоинств проектного метода по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, можно выделить следующие его особенности:
высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
приобретение детьми опыта познавательной деятельности;
межпредметная интеграция знаний, умений и навыков;
формирование ключевых компетентностей школьников.
Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности младших школьников, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного образования.
В дидактике под методом проектов понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения практических заданий с обязательной презентацией результатов. В основе метода лежит деятельностный подход, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей, которые так необходимы в дальнейшем для успешного обучения и эффективных занятий исследовательской деятельностью.
Действительно, участие в проектировании развивает исследовательские и творческие способности: способность к целеполаганию, умение самостоятельно конструировать свои знания, коммуникативные умения и навыки (работа в творческой группе), способность ориентироваться в информационном пространстве, умение планировать свою работу и представлять ее результаты, а главное - применять на практике.
При использовании метода проектов существуют два результата. Первый - это педагогический эффект от вовлечения учащихся в «добывание знаний» и их логическое применение. Если цели проекта достигнуты, то можно сказать, что получен качественно новый результат, который выражается в развитии познавательных способностей школьника, его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. Второй результат - это сам выполненный проект.
Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужной информации, комплектующих материалов требует систематической работы со справочной литературой. Как показывают наблюдения, более 70% учащихся, выполняя проект, обращаются к учебникам и другой учебно-методической литературе.
Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается в учебный процесс, осуществляемый в виде практикума, эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности, обязательно включающих презентацию.
Практичность проектной деятельности выражается в ее неформальности, соответствии направлению индивидуальной деятельности и желания учащегося.
Вовлекать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале - доступные творческие задания, выполняемые на уроках обучения грамоте, окружающего мира, технологии и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика, в том числе, за предыдущие годы. В таком возрасте учащиеся более осознанно подходят к выбору темы проекта, учитывают его практическую значимость, актуальность. Они уже умеют работать в группах, самостоятельно конструировать свои знания, могут ориентироваться в информационном пространстве, у них развито критическое и творческое мышление.
Во время работы над проектом необходимо, чтобы каждая группа и каждый её член чётко понимали свою собственную задачу, поэтому можно оформить стенд, на котором были бы вывешены: общая тема проекта, задачи каждой группы, списки членов групп, ответственных и т. д. Такой стенд способствует также осознанию каждым учащимся ответственности за выполняемую работу перед остальными участниками проекта.
При работе над проектами можно привлекать родителей учащихся к выполнению школьного семейного задания. Следует помнить, что это будет целесообразным, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. На этом этапе важно провести специальное родительское собрание, на котором родителям нужно разъяснить суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней. На собрании родителям можно предложить «Памятки для родителей, чьи дети выполняют проект».
Как показывает опыт, после завершения работы над проектом уровень ряда компетентностей учащихся заметно повышается. К таковым относятся: решение проблемы (постановка проблемы, целеполагание, планирование и оценка результатов), информационная (поиск и обработка информации). Намечается явная тенденция роста познавательной активности детей. Данные свидетельствуют о том, что использование проектного метода в начальной школе эффективно, а в процессе реализации проекта у учащихся совершенствуется и повышается сам уровень готовности к проектной деятельности как средства познавательной активности.
Но нельзя не отметить и те трудности, с которыми приходится сталкиваться в реализации проекта. Очень часто остаются без изменения критерии коммуникации. Не всегда учащиеся готовы или способны осуществить письменную коммуникацию, устную презентацию, работу в группе на уроках: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и т.д. Младшим школьникам всегда очень трудно начинать. Неизбежны ошибки, так как часть дополнительной информации им незнакома и вызывает определенные сложности. На мой взгляд, для повышения уровня коммуникативной компетентности необходимо многократное участие детей в проектной деятельности. Поэтому проекты целесообразно проводить на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с учебным материалом.
В заключение сделаю вывод - занятия (урочные и внеурочные), проводимые по данной методике, повышают интерес школьников к обучению, расширяют кругозор, повышают их общую культуру, а самое важное - учат учиться самостоятельно.
В свою очередь, для учителя использование метода проектов является очень эффективным способом изменения своей профессиональной позиции. Из авторитетного источника информации он становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. В определенном смысле учитель перестает быть только «чистым предметником» - он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.
Список использованной литературы:
1. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации.//Народное образование. М., 2000, № 9.
2. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения.//Директор школы. М., 1995, № 6.
3. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников.//Начальная школа. М., 2005, № 9.
4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2008.
Легоцкая Вера Сергеевна