Исследовательская работа на тему "Использование методов мнемотехники для запоминания словарных слов"

4
0
Материал опубликован 24 June 2020 в группе

Исследовательская работа на тему "Использование методов мнемотехники для запоминания словарных слов"

Белых Таисия Александровна

​​​​​​​Научный руководитель: Сорокина С.В.

В данной работе автор описывает существующие приемы и методы мнемотехники, основанные на принципах запоминания, хранения информации и ее воспроизведения. В научной статье предлагается и доказывается положительный эффект от применения методов мнемотехники для запоминания словарных слов.

Актуальность.

Русский язык считается одним из труднейших школьных предметов. С одной стороны знание родного языка даётся человеку с детства; с другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Основа грамотности учащихся – усвоение правил написания, т.е. орфографических норм. Умение пользоваться орфографическими правилами заключается в умении находить слабую позицию и проверить её сильной позицией соответствующих гласных или согласных.

Но существует такая категория слов, которую нельзя проверить сильной позицией, написание таких слов нужно запомнить. Это словарные слова.

В русском языке их достаточно много, именно поэтому словарные слова являются одной из главных проблем не только в начальных классах, но и учащихся старших классов. Результаты словарных диктантов, проводимых еженедельно, показывают, что словарные слова недостаточно усваиваются и написание их вызывает значительное затруднение у большинства школьников. В работе по усвоению слов с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает разнообразие методов и приемов, способствующих прочному запоминанию правильного написания словарных слов. Одним из таких приемов является использование методов мнемотехники.

Цели и задачи:

Целью работы является обоснование важности использования методов мнемотехники при запоминании словарных слов.

В своей работе поставила следующие задачи:

1. Познакомиться с психологическими особенностями памяти школьников младшего школьного возраста.

2. Изучить литературу о мнемотехнике.

3. Провести, а затем проанализировать словарный диктант, текстовый диктант во 2 З класс.

4. Провести и проанализировать анкету, направленную на изучение отношения школьников к словарным словам.

5. Подготовить презентацию со словами для запоминания словарных слов.

6. Продемонстрировать учащимся школы наиболее эффективный способ запоминания словарных слов.

7. Экспериментально проверить степень влияния методов мнемотехники на повышение качества написания словарных и текстовых диктантов.

Предмет исследования – словарные слова

Объект исследования – мнемотехнические приёмы и методы запоминания

Метод исследования – теоретический и практический


Введение.


Почему же написание словарных слов вызывают затруднения учеников? Написание всех словарных слов знать невозможно. Вполне естественно периодически пользоваться словарем. Но минимум, предусмотренный школьной программой, необходимо усвоить каждому ребенку.

Как проводится словарный диктант? Учитель диктует слова, а дети записывают их. Перед диктантом ведется подготовительная работа. Слова с непроверяемыми написаниями изучаются в «словарном порядке», т. е. учащимся рекомендуется просто писать и запоминать словарные слова. Механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку.

С 5 февраля по 9 февраля 2018 года во 2 З,классе МАОУ Заводоуковская СОШ № 2 был проведен словарный диктант, состоящий из 20 слов, затем был проведен диктант, включающий в себя несколько словарных слов.. (См. приложение 1)

Стоит отметить, что результаты словарных диктантов неплохие. Но замечено, что при написании текстовых диктантов многие дети допустили ошибки при написании тех же словарных слов.

Нами было проведено анкетирование с целью выявления особенностей усвоения словарных слов учащимися 2 З класса. (См. приложение 2).

Проведенные исследования показывают, что классическая форма проведения словарных диктантов недостаточно эффективна. Необходимо менять систему работы со словарными словами. Для прочного запоминания, работа со словарными словами должна быть осмысленной, вызывать интерес, а сам процесс должен быть познавательным и творческим. Поэтому на ряду с традиционными методами и приёмами работы необходимо искать и использовать нетрадиционные, которые будут направлены на развитие памяти, активизацию мыслительной деятельности обучающихся и повышать эффективность усвоения материала.

Подобрать наиболее эффективный метод для прочного запоминания и грамотного написания словарных слов мне помогла передача «Удивительные люди». В этой и других передачах показывают удивительных людей, которые за одну минуту запоминают 100 вытащенных наугад карт или сотню мелких деталей. Такие способности выглядят для простых зрителей настоящим волшебством. Секрет заключается в том, что эти люди владеют мнемоникой.

Я предположила, что данный метод будет эффективен и для изучения словарных слов.

Возрастные и индивидуальные особенности памяти

Для решения одной из поставленных в начале исследования задач, я решила познакомиться с психологическими особенностями памяти школьников младшего школьного возраста.

Психологические наблюдения показывают, что на протяжении почти всего периода начального обучения преимущественной остается наглядно-образная память. На нее в основном и опираются младшие школьники при запоминании. Приемы смысловой переработки материала они используют чрезвычайно редко.

Память ребенка ещё не приспособлена к «простому запоми­нанию» ничего не знача­щего для него символа — числа или буквы. Зато эта память очень яркая и образная. Чтобы она заработала и по отношению к пассивной информации, необходимо, чтобы эта пассивная информация превратилась в активную: для этого необходимо ничего не значащие для ребенка элементы информационных блоков связать с эмоционально значимыми, порождающими эмоции событиями или объектами. Это можно сделать с помощью ассоциаций, и тогда эмоционально-образ­ная память малыша включится и заработает.

Одним из свойств эмоционально-образной памяти является возможность запоминания объекта по первому предъявлению, без многократного повторения. Ассоциативный информационный блок, к тому же, должен вызывать интерес, любопытство, а еще лучше улыбку и смех, потому что смех не только активизирует эмоциональную память, но еще и обеспечивает дополнительный приток кислорода к клеткам мозга, что тоже благоприятно сказывается на усвоении материала.


Что такое мнемотехника.

Мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Слово «мнемотехника» происходят от греческого слова «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.

Мнемотехника применяется для запоминания незапоминаемой информации. Методы мнемотехники позволяют абсолютно точно воспроизводить последовательность информации. Техника мнемотехники не совершенствует память, она только облегчает запоминание, и то в отдельных случаях (там, где придуманные искусственные ассоциации закрепляются при запоминании легко и быстро). Слова с неизвестным, абстрактным значением запомнить большинству людей сложно. Если такое слово «зазубрить», то оно исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и одновременно лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (методы мнемотехники) — чем-то, что связано с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминанать любую точную информацию, которая традиционно считается незапоминаемой: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т.п.

Мнемотехника значительно повышает обучаемость любым дисциплинам и даёт возможность не отставать от технического прогресса.

Важное достоинство техники для развития памяти заключается в том, что ее приемами способен овладеть любой желающий. Сверхспособности или специфические знания для этого не нужны. Тренировка поможет взрослым, подросткам и детям. В любом возрасте легко натренировать память, стоит только захотеть.

Обучение мнемотехнике начинают в любом возрасте. Насколько успешно будут усвоены приемы запоминания, зависит лишь от потраченного вами времени и приложенного старания.

Важнее всего понять закономерности запоминания, узнать базовые принципы и применять мнемотехнику практически. Следует постоянно совершенствовать свое умение, не останавливаться на достигнутом.

Говоря двумя словами, мнемоника – искусство запоминания. Мнемотехника – это приемы и методы запоминания.

Приемы и методы мнемотехники.

Основные приёмы:

Рифма и ритм. Один из наиболее действенных способов обеспечить запоминание материала - это зарифмовать его. Этот способ, используемый в некоторых мнемонических упражнениях, также нашел широкое применение в рекламе.

Специалисты, занимающиеся рекламой, отлично понимают значение рифмы для запоминания различной информации. Вы, без сомнения, замечали, что во многих рекламных роликах информация о товарах зарифмована, и это способствует более быстрому ее запоминанию, а следовательно, скорейшей реализации товаров.

Зарифмованные рекламные ролики сами врезаются нам в память, независимо от нашего желания, и от них зачастую не так просто избавиться. Поэтому, когда вы сталкиваетесь с важной, но нелогичной и трудно запоминаемой информацией, то вам стоит попробовать зарифмовать ее. Как это сделать, мы покажем на простом примере с телефонным номером.

Итак, вам нужно запомнить номер 663-15-14. Для этого вы можете зарифмовать его следующим образом:

Шесть шесть три один пять один четыре

Я все помню в целом мире.

Еще один пример: Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.

Аббревиатура (акроним). Мы сталкиваемся с аббревиатурами каждый день, поскольку их использование весьма популярно. Мы уже привыкли к таким словам, как ГИБДД, РФ и т.д. Эти аббревиатуры не только сокращают длинные названия, но и способствуют их запоминанию.

Аббревиатура может применяться для фиксирования самой различной информации. Например, для запоминания цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый - мы обычно пользуемся фразой: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Это, разумеется, не совсем аббревиатура. В этом выражении первые буквы слов, которые необходимо запомнить, совпадают с буквами слов простого и легко запоминающегося предложения, имеющего какой-то смысл. То есть запоминанию информации способствует и смысл простого предложения, и тот факт, что все слова этого предложения начинаются с первых букв слов, которые нужно запомнить. Это является своеобразным двойным эффектом.

Пиктограммы. Еще один из приемов мнемотехники - пиктограммы, то есть изображение содержания текста с помощью рисунков. Например, каждое слово стихотворения изображается особым значком. Важно, чтобы этот значок придумали и нарисовали вы сами, тогда и эффект будет больше. Потом вам достаточно взглянуть на свою пиктограмму, чтобы восстановить в памяти текст.

Первокласснику запомнить состав числа поможет такой прием: изображение комбинаций чисел с помощью забавных рисунков. Например, состав числа 8: треугольник и пятиконечная звездочка, держащие друг друга за руки (3+5); дверной замок с поднятой дужкой и ключ в форме цифры 2 (6+2) и т. п. Разумеется, этот прием могут использовать и ребята постарше, а не только малыши.

Мнемофразы помогают помнить правила синтаксиса: надеваю одежду, одеваю Надежду. Уж замуж невтерпеж.

Для того, чтобы хорошо запоминать мастера мнемоники советуют пользоваться системой образов или ассоциаций. Так имя Иван похоже по звучанию на диван. Число одиннадцать внешне похоже на барабанные палочки и китайские палочки для еды. Любовь ассоциируется с сердцем.

Метод сочинения истории помогает запомнить не связанные друг с другом слова. К примеру, даны слова: Ананас; Барабан; Крокодил; Вентилятор; Кирпич. Придумаем смешной рассказ про то как ананас играл на барабане, крокодилу это не понравилось, он побежал к барабану, но вентилятор сдул его с пути, и крокодил ударился об кирпич. Причем, чем более бредовая история, тем скорее она запомнится.

Очень близкая к этой методике – Цепочка. Она предполагает образы выставить в уме в цепочку. Ананас держит барабан, крокодил кусает барабан, на его хвосте висит вентилятор, и кирпич лежит на подножье вентилятора.

Самым продвинутым способом запоминания считается метод Локаций. Чтобы им воспользоваться, следует вспомнить в уме привычную обстановку вашей квартиры и обозначить для себя все места каким-то числом. Входная дверь будет номером 1, коврик с парой обуви – 2, кассета с чистой обувью – 3, вешалка с пальто – 4, полка для шляп – 5.

Если теперь на дверь прицепить ананас, на коврик положить барабан, в кассету засунуть крокодила, на вешалку повесить вентилятор и на полку между шляпами спрятать кирпич, мы тоже запомним эти слова, которые слышали недавно впервые. Также можно вспомнить маршрут, по которому вы ходите каждый день на работу.

Способы запоминания словарных слов.

Анализируя анкеты, можно сделать вывод, что заучивание словарных слов для большинства детей это скучное и неинтересное занятие. Учат они эти слова каждый день, а по истечению некоторого времени вновь забывают. Я попробовала найти решение этой проблемы.

Из физиологии известно, что многократное воздействие на живой организм одного и того же раздражителя приводит к притуплению реакции организма на этот раздражитель. Обычное, последовательное повторение материала — это именно такой, многократно действующий раздражитель. Возникает противоречие: повторение необходимо для усвоения материала, но оно же и вредно для усвоения материала!

Первый способ устранения этого противоречия - переход к «мгновенному» запоминанию, это возможно, если возбудить эмоциональную память ребенка. В этом случае материал может быть записан в долговременную память с первого предъявления — повторение становится ненужным. Этот механизм достался нам еще от далеких предков, живших в джунглях: если бы нужно было повторять несколько раз, что тигр или змея опасны, а апельсины съедобны и вкусны, то наши предки просто вымерли бы.

Второй способ опирается на первый. Это переход от последовательного (раз за разом) к параллельному (одновременному, очерченному границами данного информационного блока) повторению. Для этого необходимо, чтобы информационный блок, который ученик должен усвоить, передавался бы ему одновременно по нескольким каналам восприятия (например, зрительный и слуховой — но не обязательно только они!) или по одному каналу, но разными способами, причем очень желательно, чтобы все они стимулировали эмоционально-образную память.

Следовательно, можно выделить наиболее эффективные способы запоминания словарных слов.

Практическая часть:

Задача заключалась в проверке степени влияния методов мнемотехники на повышение качества написания словарных и текстовых диктантов.

В ходе исследования были апробированы 3 метода: метод графических ассоциаций, метод рифмовки и метод сочинения истории.

Метод графических ассоциаций. Метод графических ассоциаций больше других нравится детям. При запоминании написания словарного слова надо сделать рисунок, обозначающий само слово и обыграть в нем запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта. Если взять, например, слово сирень, то на картинке должны быть и сама сирень, и буква «И». (См. приложение 4) Эта картинка хорошо запоминается и легко вспоминается. Не стоит бояться, что каждый раз придется повторять этот путь; сначала вспомнить картинку, затем определить зашифрованную в ней букву и лишь затем правильно написать словарное слово. Со временем навык сокращается, свертывается и нужное слово само припоминается и пишется правильно, без промежуточного вспоминания картинки.

Для запоминания словарных слов были подготовлены презентации к словарным словам каждого из четырех столбиков слов. Слайды были сделаны яркими, обязательно выделялась цветом буква, стоящая в слове в слабой позиции.

Метод сочинения истории. Представив в уме веселую историю, включив в нее словарные слова, можно запомнить и 10, 20, 100 незнакомых слов (См.приложение 3).

После того, как были подготовлены картинки изучаемых словарных слов, были составлены 4 рассказа, включающие словарные слова всего столбика. Всего в столбике было 25 слов.

Каждый из четырех рассказов повторялся в течение недели. Дома словарные слова учащимися не повторялись. В конце каждой недели учащиеся снова писали словарный диктант по словам каждого столбика. Через месяц был написан словарный диктант по всем словарным словам. Помимо словарного диктанта, был написан тематический диктант, в который были включены некоторые из словарных слов. Результаты работ представлены в приложении.

Анализ работ показал, что данные методы мнемотехники эффективны при работе со словарными словами.

Заключение.


Исследование показало, что запоминание непроверяемых написаний – долгий, утомительный, трудоёмкий процесс. Чтобы избежать при изучении словарных слов, нужно использовать мнемотехнику – совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминание нужных сведений, фактов при помощи создания искусственных ассоциаций.

Я ознакомила учеников начальной школы с нашими исследованиями: рассказали о наиболее эффективных способах запоминания слов, показали эти приемы на практике. Ребята заинтересовались нашими исследованиями и самостоятельно попробовали применить мнемотехнические приемы, у них это неплохо получилось.

Мы надеемся, что наше исследование пригодится как учащимся, испытывающим трудности при запоминании словарных слов, так и педагогам, заинтересованным во внедрении в процесс обучения новых технологий. Мнемотехники способны помочь не только при заучивании словарных слов, но и для запоминания различного рода информации.









Литература

Иншакова О. «Словарные слова в образах и картинках: пособие для логопеда»: в 2 ч. 1-2кл . Ч 1., Издательство: Владос

Интернет-ресурсы.

https://experimental-psychic.ru/mnemotekhnika/

http://www.pamyatinet.ru/pamyat-i-zapominanie/mnemotehnika-dlya-razvitiya-pamyati-vzroslym.html

https://4damki.ru/home/advices/mnemotehnika-dlya-nachinayushhih/

http://metodich.ru/

slovarnie-slova-v-obrazah-i-kartinkah-posobie-dlya-logopeda-v/index.html













в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.