Что такое мнемотехника? Использование приёмов мнемотехники в начальных классах
Что такое мнемотехника? Использование приёмов мнемотехники в начальных классах.
И.В.Вершинина,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №27
Главный инструмент нашего разума — это память. Память — это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для того, чтобы память не подводила нас в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно тренировать ее. Методов для развития и эффективного использования памяти существует множество. Остановимся на самом интересном из них — мнемотехнике.
Для начала — притча. В Греции на острове Хеосс до нашей эры случилось землетрясение, засыпавшее дом богача и гостей, пировавших с хозяином в его большом доме. Когда людей раскопали, по их останкам было трудно определить, кто где лежит. Единственный оставшийся в живых человек, учитель риторики и поэт Симонид, незадолго до трагедии вышедший из дома, легко вспомнил, кто где сидел и кто что делал. Так родственники опознали тела своих близких, а Симонид стал основоположником нового метода запоминания - топологической мнемоники, согласно которой для запоминания большого количества материала достаточно расположить его в знакомом пространстве (например, собственной квартире) и по мере надобности доставать (находить) его. Учение Симонида состояло из двух важных понятий — ассоциация и фон.
Симонидовский метод широко использовал Цицерон, который проговаривал свою речь, шагая из комнаты в комнату. Выступая перед публикой, он проходил мысленно тот же путь, собирая "разбросанные" по пути факты и изречения. Впоследствии мнемоника на долгие годы была забыта. Однако возросшее количество информации и необходимость запоминать много и надолго возродило интерес к этой области.
Что же такое мнемотехника? Мнемотехника – это система различных приемов усвоения материалов (техника запоминания). Цель данной системы – развитие памяти: слуховой, двигательной, зрительной; воображения…
Использование мнемотехники позволяет решать такие задачи как :
- задачи на развитие познавательных способностей;
- задачи на развитие основных психических процессов;
-задачи на развитие связной речи, учить составлять рассказы;
-воспитание нравственно-эстетических чувств.
Самое грандиозное поле деятельности для применения мнемоники — это школа. Кроме обучения чтения, письму, счету современный школьник получает огромное количество информации по другим областям человеческого знаний, истории, географии, ботанике, биологии… Запомнить все традиционным способом вряд ли по силам даже взрослому человеку, уже умеющему анализировать и размышлять. Ребенка нужно готовить к взрослой жизни заранее. И чем раньше, тем лучше. И мнемотехника наряду с другими традиционными методами обучения может быть весьма полезна.
Приведу несколько широко известных мнемонических фраз или слов. Конечно, всем с детства хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра: "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан". Или аналогичная ей "Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь". Начальные буквы слов в этих предложениях дают названия цветов: красный, оранжевый, желтый и так далее. При желании можно набрать целый арсенал мнемоприемов: рифмованные правила, правила – помощники, сказки – ассоциации. Поскольку нет единой классификации мнемотехники, то я предлагаю свою версию.
Классификация приемов мнемотехники
1) Буквенно-звуковая мнемоника (Наличие одинаковых букв и звуков, дозволительно и неполное, частичное сходство).
Мы сами порой путаем глаголы одеть – надеть, не говоря об учениках. «Запомним: одеваем Надежду – надеваем одежду», т.е. одевать кого – то, а на себя надевать.
Чтобы запомнить написание слов “шел”, “черный”, “желтый”, предлагаю рисунок ежика, который шагает в желтом плаще. Кто нарисован? Ежик. Какая буква стоит в начале слова? Запомните ее, т.к. в словах, с которыми мы познакомимся сегодня, есть эта буква. Какой по цвету ежик? (Черный) Во что одет? В желтый плащ. Что делал? Шел. На доске появляются слова с выделенной буквой е. Повторим. Шел черный ежик в желтом плаще.
2) Рифмовки. Общность ударений
Рифмовки хорошо справляются с функцией запоминания ударений в словах:
1\ Надеваю шо'рты, чтобы кушать то'рты
2\ Нефтепрово'д сломал бегемо'т.
Мы знаем: родительный падеж множественного числа существительных вызывает у ребят, как правило, огромные сложности, а предложенные мнеморифмовки значительно упрощают усвоение материала.
****************
Уважают человека у туркмен, татар, узбеков,
У таджиков и армян, у монголов и цыган,
У якутов и тунгусов, у башкир и белорусов,
У киргизов и грузин, у бурят и осетин.
******************
В детской сказке колобок по траве катится мог
Без ботинок, без сапог, без носок и без чулок.
******************
Шесть гектаров апельсинов, яблок, груш и мандаринов,
Баклажанов – грядок пять, помидоров – не собрать.
3) Схематично – рисуночная мнемоника.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Многие младшие школьники испытывают затруднение при пересказе текстов и заучивании стихов и вот здесь нам помогут приемы мнемотехники. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.
На примере заучивания стихотворения П.Воронько “Пирог”
Падал снег на порог,
Кот слепил себе пирог,
А пока лепил и пёк
Ручейком пирог утёк.
Пироги себе пеки
Не из снега – из муки.
4) Работа с мнемотаблицами.
При работе с таблицами должны выполнятся определённые условия.
1. Используется одна тема.
2. Недвусмысленность.
3. Новизна. (начинаем с таблицы из 9 клеток, затем – 12,15,18)
Этапы работы с таблицей:
знакомство с мнемотаблицей (работать можно в любом направлении); повторное рассмотрение (или составление рассказа);
cамостоятельное изучение таблицы (некоторое время таблицы остаются на виду) ;
этап закрепления – этап закрепления пройденного материала. На одном занятии можно использовать 1-2 таблицы.
5) Сказки - ассоциации “Заяц”. Сегодня я расскажу вам сказку о зайце. Жил на свете заяц. Был он очень хвастливым и часто повторял: “Я! Я! Я!” Но как только раздавался в лесу малейший шорох, то заяц начинал шептать: “Я… Я…” и прятался под куст. Найдите в слове “заяц” его хвастливое восклицание.
Играем в Цицерона. Уже маленького ребенка можно познакомить с основой Симонидовского метода — топологической мнемотехники. На основе практически любой сказки "с нанизыванием" — то есть с использованием какой-нибудь последовательности. Хорошо подойдет, например, всем знакомая "Репка". Подберите "реквизит" — репку, дедку, бабку и остальных действующих лиц из детских игрушек или нарисуйте соответствующие картинки. Разместите предметы в порядки их появления в сказке по комнате или (если вы мыслите глобально) по квартире и рассказывайте сказку с использованием этих подручных средств. Думаю, что после нескольких "репетиций", убрав подготовленные зацепки, но ассоциируя их с местом, где они располагались, метод будет освоен.
Приёмы мнемотехники можно применять на всех уроках русского языка используя фразу "Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку" в качестве прекрасного средства для запоминания очередности падежей в русском языке: именительный, родительный, дательный, винительный...
На уроке окружающего мира. Запомнив правило типа "Морской волк Замучил Молодого Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Подростка", вам проще будет запомнить порядок планет: "Меркурий - Венера - Земля - Марс-Юпитер - Сатурн - Уран-Нептун-Плутон"...
Бессмыслица же вроде "Артисту Биму Циркуль Дашь — Его Фамилия Же-Аш" — дает ключ к расположению латинских букв на шахматной доске.
Ключевые фразы можно строит не только на основе первых букв в словах. Широко используются фразы для запоминания цифр, в которых количество букв в словах соответствует определенной цифре А фраза "Я Катя, я дура, но я вот нашла корень из двух" — содержит и вопрос, и ответ. "Чему равен квадратный корень из 2?" — задаете вы себе ответ и, подсчитывая буквы в словах, отвечаете: "1,4142135624" с соответствующим округлением.
В заключение следует сказать, что использование мнемотехники ни в коем случае не призвано заменить самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти — традиционное заучивание текстов наизусть. Однако с задачей помочь сделать процесс запоминания более простым, интересным и "вкусным" мнемоника справляется просто великолепно. Попробуйте применить основные мнемонические приемы на себе — и вы скоро ощутите ее полезность и незаменимость. А если поможете понять и освоить мнемонические приемы своим детям — кто знает, может, вырастите нового Цицерона?
Список литературы:
Г.Е.Акимова «Память – на пять!», Екатеринбург «У-Фактория», 2006 г. Н.А.Гурьева «Как коза избушку строила», Санкт-Петербург «Паритет», 2006 г. В.Козаренко «Что такое мнемотехника?»
Люблинская А.А. Детская психология. – М.: Просвещение, 1971.- С. 210-212
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2002. – 424с.
Немов Р.С. Психология.Кн. 2.- М.: Владос, 2001.- 560с.