Методическая разработка «Использование нейроигр и упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»
«Использование нейроигр и упражнений
в работе с детьми старшего дошкольного возраста
в условиях реализации ФГОС»
Автор работы: Саттарова Ольга Владимировна
Учитель-логопед МАОУ СОШ №1 с. Кандры
Кандры 2023
Оглавление
Введение
1. Пояснительная записка
Основная часть
2.Содержание игр
2.1 Игры на развитие познавательных способностей
2.2 Игра на развитие социально коммуникативных навыков
3 Заключение
Список литературы
Приложение
Конспект родительского собрания в старшей группе
«Взаимодействие семьи и детского сада по ознакомлению с нейроиграми и упражнениями»
Введение
В. А. Сухомлинский сказал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.
Основоположник отечественной нейропсихологии А.Р. Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия у детей в дальнейшем является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.
Эффективность нейроигр состоит в том, что они являются прежде всего здоровьесберегающей технологией, способствуют развитию всех психических процессов. Посредством применения нейроигр и упражнений замечено улучшение когнитивного развития дошкольников.
1.Пояснительная записка
Ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте является игра, которая чрезвычайно многообразна по содержанию, характеру, организации, поэтому точная ее классификация затруднительная. В дошкольном учреждении каждый педагог использует в своей работе здоровьесберегающие технологии. На занятиях могут использоваться: физкультминутки, дыхательные гимнастики, пальчиковые гимнастики, зарядка для глаз, психогимнастика, игротерапия. При работе с разными возрастными категориями детей стоит отметить, что у ряда воспитанников встречаются трудности сосредоточения и переключения внимания, некоторое снижение слухоречевой памяти, трудности при рисовании, вырезании, негрубые речевые отклонения и особенности эмоциональной сферы. В современной педагогике существует огромное количество развивающих дидактических игр, пособий, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребенка. Чтобы помочь ребенку скорректировать некоторые психические процессы, мною было разработана и внедрена в практику работы детского сада методическая разработка по использованию нейроигр и упражнений для развития детей старшего дошкольного возраста. Нейропсихологические игры – это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию зрительно – моторной пространственной координации, активизация речи.
Нейропсихологические упражнения помогают оптимизировать работу педагога, внося новые способы взаимодействия педагога и ребенка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют активизации нарушенных функций. Нейропсихологические игры способствуют речевому развитию и развитию памяти, концентрации внимания, формированию ориентации в пространстве, повышение уверенности в своих силах. Мы в своей педагогической практике применяем эти игры, интегрируя образовательные области.
Актуальность работы обусловлена тем, что нейропсихологические упражнения универсальны, не требуют какой-либо специальной подготовки. При регулярном выполнении они снимают усталость, повышают концентрацию, умственную и физическую активность. В результате ребенок лучше адаптируется к изменениям, начинает легче учиться и усваивать информацию.
Цель: создание условий для интеллектуального и психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста посредством нейроигр и упражнений.
Задачи:
-способствовать улучшению двигательной координации;
-способствовать улучшению освоения учебного материала;
-развитие мелкой моторики;
-улучшение внимания, памяти, речи, мышления;
-развитие творческих способностей.
На занятиях с детьми применяются: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, игры на межполушарное воздействие, кинезиологические игры, массаж и ритмы.
Ожидаемый результат
У детей повысится интерес к занятиям, возрастет их познавательная активность, любознательность и творческий потенциал; сформируется умение рассуждать, делать умозаключения, строить причинно-следственные связи; связная речь детей станет грамотнее, логичнее.
Использование нейпропсихологических игр и упражнений способствует развитию высших психических функций. Это универсальная система, которая в форме игры помогает педагогу скорректировать развитие ребенка, имеющего некие проблемы в развитии, но и развивать положительные структурные изменения у нормально развивающихся детей. Ведь только через игру мы можем помочь ребенку развивать навыки социально-комуникативного взаимодействия, эмоционального раскрепощения.
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Несмотря на простоту и увлекательность, нейропсихологический подход в развитии дошкольников является эффективным инструментом работы. Используется для стимуляции развития нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей между корой и подкорковыми структурами головного мозга, развивает внимание, пространственные представления, улучшает реакцию.
Основные правила выполнения упражнений нейрогимнастики:
- должны быть задействованы не менее двух органов чувств;
- нужно концентрировать внимание на тех объектах или параметрах среды, которые ранее оставались незамеченными;
- следует менять привычные маршруты выполнения движения;
- необходимо выполнять упражнения регулярно.
2. Содержание игр
2.1 Игры, направленные на развитие познавательных способностей
Игра «Зеркальное рисование»
Цель: развитие умения ориентировки на листе бумаги, графические навыки, мелкую моторику, зрительное восприятие.
Материалы: набор картинок разного уровня сложности, заламинированные, стираемые маркеры.
Ход игры: одновременно двумя руками повторить заданный рисунок, как можно точнее провести линию по заранее нарисованным точкам. Заданием могут случить как простые фигурные линии, так и сложные многокомпонентные рисунки.
Игра «Повтори по точкам» – игра разных уровней сложностей.
Цель: закрепляют знания о природном и предметном окружении, закрепляют математические представления, развивают логическое мышление.
Материалы: набор картинок разного уровня сложности, заламинированные, стираемые маркеры.
Первый уровень сложности – это простые схемы, второй уровень – это усложненные схемы с большим количеством точек, как правило, состоящие из нескольких деталей.
Ход игры: предложить детям повторить заданный рисунок-схему по точкам. Главное условие – правильно посчитать количество точек, которое отведено на отдельный элемент. Игра очень увлекает детей и закрепляет много знаний по разным образовательным областям.
Игра «Дорисуй рисунок»
Цель: закрепление математических и пространственных знаний, развитие творческого воображения, дети знакомятся с понятием симметричность предметов. Данные игры способствуют активизации мыслительных процессов, которые подкрепляются нейронными связями в головном мозге.
Материалы: набор картинок разного уровня сложности, заламинированные, легко стираемые маркеры.
Ход игры: по сигналу взрослого ребенок должен повторить уже прорисованный рисунок с другой стороны. Дорисовать часть рисунка. Данную игру так же можно разделить на несколько уровней сложности. Начать от простого – несложные геометрические фигуры, и усложнять до интересных многокомпонентных рисунков. Можно предложить детям посоревноваться на скорость, а также поменять «рабочую руку» (с правой на левую, и наоборот).
Игра «Классики для пальчиков»
Цель: Развитие концентрации внимания, усидчивости; синхронизация работы левого и правого полушария, тренировка межполушарных связей; оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом.
Ход игры: ребенок двумя пальцами обеих рук одновременно проходит игровое поле, как будто играет в классики пальчиками.
Игра «Умные точки»
Цель: распределения внимания, взаимодействия полушарий, развитого самоконтроля, тренировка межполушарных связей.
Ход игры: Перед ребенком расположены цветные точки, на которых изображены жесты. В основе лежит двуручная деятельность: одна рука нажимает на точку, другая показывает жест, соответствующий цвету точки.
Игра «Веселые пальчики»
Цель: распределения внимания, взаимодействия полушарий, развитого самоконтроля.
Ход игры: Ребенок поднимает пальчик с нужным цветом, согласно предлагаемым карточкам. Сначала играем с одной картинкой на две руки, а затем на каждую руку используем разные картинки.
Упражнение «Умные дорожки»
Цель: развитие зрительно-моторной координации, системы глаз-рука.
Ход игры: раздаются детям многоразовые ламинированные карточки. Детям необходимо пальчиками по дорожкам одновременно двумя руками.
«Нейротаблица или покажи одновременно»
Цель: Развитие концентрации внимания, усидчивости, синхронизация работы левого и правого полушария, тренировка межполушарных связей, оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом.
Материалы: Оборудование: набор карточек для левой и правой руки.
Ход игры: под диктовку ребенку необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые предметы. Можно играть группой, можно делиться на команды, или играть индивидуально.
Так же мы предлагаем ребятам задания на развитие логического мышления, понимания сложных грамматических конструкций. Задавая эти несложные на первый взгляд вопросы, мы учим детей логически мыслить, сначала обдумать свой ответ, а только потом отвечать.
Термометр показывает 10 градусов тепла. Сколько градусов показывают два таких термометра? (10 градусов тепла.)
Мама купила четыре воздушных шарика, зелёного и красного цвета. Зелёных было больше, чем красных. Сколько шариков каждого цвета купила мама? (Три зелёных, один красный.)
Дети сидели на лавочке. В каком порядке они сидели, если известно, что Маша сидела справа от Серёжи, а Серёжа, справа от Иры? (Маша, Серёжа, Ира.)
Катя и Наташа одинакового роста. Катя выше Оли, а Таня выше Наташи. Кто выше, Оля или Таня? (Таня выше Оли.)
Верёвку разрезали в шести местах. Сколько частей получилось? (Семь частей.)
Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 3 кг. Сколько будет весить гусь, если он встанет на две ноги? (3 кг.)
Дима тратит на дорогу от дома до школы 10 минут. Сколько времени он потратит, если пойдёт вдвоём с сестрой? (10 минут.)
Сестре 5 лет, а брату 7 лет. Сколько будет брату, когда сестре исполнится 7 лет?
(9лет.)
Петя и Света получили по четыре конфеты. Света съела две конфеты, а Петя — три конфеты. У кого осталось больше конфет? (У Светы.)
Что тяжелее: 1 кг ваты или 0,5 кг железа? (1 кг ваты.)
У Марины три карандаша: жёлтый, коричневый, красный. Можно ли сказать, какой самый короткий, а какой самый длинный, если известно, что жёлтый длиннее красного, а красный длиннее коричневого? (Жёлтый — самый длинный, а коричневый — самый короткий.
2.2. Игры на развитие социально-коммуникативных навыков
Применение нейропсихологических игр позволяют решать одновременно с познавательными задачами, задачи социально – коммуникативного развития, такие как умение выбирать участников по совместной деятельности, умение самостоятельно выбирать род занятий, ставить задачи и решать их, сообща играть, помогать друг другу.
Игра «Найди и назови»
Цель: тренировать кратковременную память, мышление, моторику рук
Материалы: поле с парными картинками (картинки могут быть любыми, согласно возрасту).
Описание игры: В начале игры дети внимательно рассматривают поле, затем начинают закрывать его двумя руками одновременно, называя то, что закрыли. Игра проводится в индивидуальной форме. Эту игру можно усложнять - начинать с простых фигур и дальше добавлять более сложные.
Игра «Повтори ряд» (она усложнена карточками с более сложным алгоритмом и мелкими деталями)
Цель: тренировать кратковременную память, умение радоваться победам товарища, закрепить знания о геометрических фигурах.
Материалы: блоки Дьеныша, карточки по возрасту.
Описание игры: нами были составлены разного уровня сложности алгоритмы, которые детям необходимо было выложить на магнитных досках мелкими разноцветными деталями и главное, двумя руками одновременно. В этой игре мы объединили сразу несколько областей развития: счет, сенсорные эталоны, пространственное мышление, кратковременную память.
Игра «Запоминалочка»
Цель игры - развитие концентрации внимания, умения следовать инструкции, расширение объёма слухового восприятия и кратковременной памяти
Описание игры: Один из игроков придумывает слово. Затем каждый участник добавляет по одному слову, повторяя фразу целиком. Слова можно вставлять в начало фразы, в середину, в конец. Постепенно фраза становится всё длиннее. Проиграл тот, кто не смог правильно повторить всю фразу. Например:
Улица
Зелёная улица.
Зелёная улица с домиками.
Зелёная улица с красивыми домиками.
Игра «Ухо – нос – хлопок»
Цель: улучшение мыслительной деятельности, повышает стрессоустойчивость, способствует самоконтролю, произвольности деятельности.
Описание игры: Левой рукой возьмитесь за кончик оса, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью да наоборот.
Игра «Мемори тренажер»
Цель: не только развитие слухового анализатора, зрительного восприятия, но и улучшение синхронизации работы левого и правого полушария, тренировка межполушарных связей. В результате игры происходит
оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом.
Материалы: нам понадобиться 2 набора (можно изготовить из цветного фоамиана, фетра, картона). В центре белый лист размером А4, периметру белого листа располагаются цветные листы размером А5 семи цветов. Все необходимые элементы мы изготовили самостоятельно.
Ход игры: Педагог и ребенок располагаются на ковре лицом друг к другу. Перед каждым расположен коврик. Исходное положение обе руки на белом листе. Педагог дотрагивается до листов разного цвета. Задача ребенка повторить (усложняем задачу, увеличивая количество действий).
Заключение
В условиях модернизации дошкольного образования развитие познавательных способностей стало одним из главных направлений в работе с детьми. Эффективность работы по данному направлению зависит от уровня сформированности межполушарных связей - способности полушарий головного мозга обмениваться друг с другом информацией для получения целостного образа. Нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей. А, значит, без слаженной работы обоих полушарий головного мозга не будет ни общения, ни познания. Поэтому с самого раннего детства следует развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребенка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
Важным помощником в решении этого вопроса являются нейроигры и упражнения, как универсальный инструмент в работе педагога для создания новых нейронных связей. Именно нейронные связи помогают в формировании высших психических функций, в том числе и коррекции некоторых речевых нарушений.
Таким образом, приобщение детей к нейроиграм является важнейшим компонентом воспитания и обучения дошкольников. При использовании их в работе с детьми прослеживается положительная динамика в формировании речевых компетенций дошкольников и интеллекта через движение. Нейроигры и упражнения могут использовать в своей деятельности не только дети, но и их родители и педагоги, повышая уровень своего интеллекта через развитие межполушарных связей.
Список литературы
1.Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. Санкт- Петербург,изд. ДетствоПресс, 2019. – 396 с.
2.Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. М.: Генезис, 2017.— 474 с.
3.Кравченко Л. Как развивать у детей межполушарное взаимодействие//Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2019. -
№6. – с.43-50
4.Нейропсихология. Игры и упражнения/Ирина Праведникова. -М. : АЙРИСпресс, 2018. - 112с.: или. +вклейка 8 с. - (Популярная нейропсихология)
5.Нейропсихологические занятия с детьми: В 2ч. Ч. 1/ В. Колганова, Е. Пивоварова, С. Колганов, И. Фридрих. -М. : АЙРИС-пресс, 2018. -416 с. : ил.
6. Ахмадуллин Ш.Т. Развиваем мозг ребенка, книга – тренажер. М.: Нева, 2022.
7. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2ч. Ч. 2/ В. Колганова, Е. Пивоварова, С. Колганов, И. Фридрих. - М. : АЙРИС-пресс, 2018. - 144с.: или. - (Культура здоровья с детства,
https://педпроект.рф/wp-content/uploads/2018/09/Психокоррекция.pdf
http://www.171orensad.ru/files/mo-psihologi/metod10.02.2021.pdf
Приложение 1
Конспект родительского собрания в старшей группе на тему «Взаимодействие семьи и детского сада по ознакомлению с нейроиграми»
Цель: педагогическое просвещение родителей в развитии ребенка с применением нейроигр.
Материалы и оборудование: презентация «Как мы играем в нейроигры в детском саду», компьютер, мультимедийный проектор, линейки, карандаши цветные, картон цветной, картотека нейроупражнений и игр.
Ход собрания
Как говорил известный педагог, психолог Иван Петрович Павлов «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Известно, игра – одно из средств воспитания детей дошкольного возраста. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, получает удовольствие, взаимодействуя друг с другом, старается победить, соревнуется. Игровые технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию. Игра – это естественное состояние и потребность любого ребенка. А какие Вы знаете игры? (ответы родителей). В современном мире существует великое множество разных игр – настольно-печатные (лото, домино, пазлы), дидактические игры, развивающие игры, словесные (считалки, потешки, скороговорки и т.п), подвижные игры.
Давайте вспомним с вами, как мы проводили время в наше детство: поднимите руки те, кто в детстве бегал босиком? В какие игры Вы любили играть в детстве? (ответы родителей). Кто прыгал на скакалке, в резиночку, крутил обруч, играл в классики, играли с мячом. А наши дворовые игры с соблюдением правил: это прятки, казаки-разбойники, доганялки и многое другое…
А теперь поднимите руки те, кто видит в наше время прыгающих и бегающих детей на улице? А со скакалкой, с обручем? Чем сейчас увлекаются наши дети? (ответы родителей). Современные детки ведут малоподвижный образ жизни, сидят возле гаджетов, в телефонах, у компьютера. Да сейчас время цифровых технологий, и от этого никуда не деться, наши маленькие дети больше нас разбираются в технике и это здорово. Но мы идем с вами к тому, что в светлом будущем дети будут психически, физически, соматически ослаблены.
Сегодня, мы хотим рассказать вам о нейройграх. И так, что же такое нейроигры? (ответы родителей). Нейроигры – это игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию координации, активизации речи, улучшают чувство ритма, способность к произвольному контролю и повышает позитивный и эмоциональный настрой. Пугающее слово – нейроигры – не требуют вмешательства медикаментов. Неироигры являются доступным средством для развития ребенка. Можно с уверенностью сказать, что данный вид игр содержат в себе развивающий потенциал, а любую развивающую игру отнести к нейроиграм. Нейропсихологи (Семако Н.Я., Судовская Н.В., Праведникова И.И.) рекомендуют применять нейроигры с 3-х лет.
Как Вы думаете, кому предназначены такие игры? Ответ прост – всем. Нейропсихологические игры и упражнения полезны и взрослым и детям, ведь они проходят в игровой форме, имеют эмоциональную привлекательность, многофункциональны, сочетаются с двигательной активностью, формируют партнерское взаимодействие между ребенком и взрослым.
Замечательно, немного размялись, присаживайтесь. Поиграли сами, научите дома
деток.
2. Мастер – класс с родителями
Какие нейроигры или нейропсихологические упражнения Вы можете назвать? Чем привлекательны нейроигры? (ответы родителей). Их можно не только приобрести в
магазине, но и создать самому. Нужно лишь желание, а все необходимое находится на столах.
Нейроигра на внимание «Животные»
Материал: лист бумаги А4, фломастеры, клей, картинки домашних животных. Структура: вам необходимо обвести обе руки на листе бумаги, затем приклеить на правую/левую руку домашних животных, чтоб животные соответствовали местоположению на пальцах рук, на указательных кошка, на больших собака и т.д.
Как играть: предложите ребенку рассмотреть карточку, назвать знакомых животных, а затем показать животных соответствующими пальцами рук.
Вариация может быть любая – от животных до фруктов, главное желание.
Нейротаблица на сенсорное развитие «Веселые фигуры»
Материал: лист бумаги А4, фломастеры, цветная бумага, клей, ножницы, линейка. Структура: вырезаем круги одного размера 8 шт, разных цветов 2 комплекта. Расчертить пополам лист бумаги, наклеить круги так, чтоб они не повторяли местоположение.
Как играть: предложите ребенку назвать цвета кругов. Помогите, если затрудняется. Предложите показывать одновременно левым и правым пальчиком круги, которые вы назовете.
Если ребенок хорошо знаком с геометрическими фигурами, можно усложнить, добавить квадрат, треугольник.
3 Нейроигра на развитие моторики «Ходилки - бродилки»
Материал: лист А4, фломастеры, линейка.
Структура: лист кладем вертикально, расчерчиваем на 5 одинаковых частей. В верхней левой части рисуем круг, в правой верхней части рисуем овал, затем ниже чередуем овал, круг и так рисуем до конца листа. На начальном этапе берем один цвет.
Как играть: предложите ребенку погулять пальчиками по листу, где круг там находится 1 пальчик, где овал – там 2 пальчика. Пусть пальчики погуляют сверху вниз, а затем обратно. Со временем, усложняйте темп: сначала медленно – быстрее – быстро. Главное это делать одновременно двумя руками, это не так то и просто!
«Зеркальное рисование» способствует развитию умения ориентировки на листе бумаги, закреплению понятий «лево/право», счету. Развивает графические навыки, мелкую моторику, зрительное восприятие.
Описание игры: одновременно двумя руками повторить заданный рисунок, как можно точнее провести линию по заранее нарисованным точкам. Заданием могут случить как простые фигурные линии, так и сложные многокомпонентные рисунки.
Игра «Ухо – нос – хлопок» Цель: Улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость, способствует самоконтролю, произвольности деятельности. Возраст: 4 – 7 лет. Ход игры: «Левой рукой возьмитесь за кончик оса, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот».
Давайте подведем итог:
Какие из предложенных нами игр Вам понравились больше всего и почему? (ответы родителей). Практика показала, что использование игр и нейропсихологических приемов, описанных в данной разработке, благоприятно сказалось на развитии умственных способностей дошкольников. В результате организации интегрированных видов деятельности, у детей развились и были скорректированы многие психо- эмоциональные процессы.
Нейропсихологические игры и упражнения развивают мозговую активность, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий головного мозга, улучшают умственную деятельность, улучшают память и внимание, облегчают процесс чтения и письма. При регулярном выполнении они снимают усталость, повышают концентрацию, умственную и физическую активность. Каждое из упражнений (игр) для мозга, способствует возбуждению определенного его участка и механизма объединения мысли и движения. В результате чего, новое учение становиться более естественным и лучше запоминаемым. Помимо этого упражнения для мозга способствуют развитию координации движений и психофизических функций.
Вот такие нехитрые игры помогут вашему ребенку в полноценном развитии. Старайтесь избегать директивного тона во время игр. Пусть ваша игра будет легкой, веселой, интересной. Покажите ребенку, как нужно играть с улыбкой на лице, а если он не хочет – не заставляйте. Подождите, пока у ребенка будет настроение или когда он заскучает, и предложите ему игру.
Благодарю родителей за уделенное время, предлагаю взять свои игры домой, поиграть с детьми.