Использование нестандартных творческих форм внеурочной работы с младшими школьниками

0
0
Материал опубликован 5 December 2015

Согласно базисному учебному плану начального общего образования организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в начальной школе.

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание.

Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования.

В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности:

1.     Спортивно- оздоровительное;

2.     Художественно- эстетическое;

3.     Научно- познавательное;

4.     Военно-патриотическое;

5.     Общественно- полезная и проектная деятельность.

Творчество можно расценивать как одно из проявлений разностороннего, гармонического развития личности школьника.

Указанные предпосылки творческой деятельности школьников формируют такие внеурочные мероприятия как различные олимпиады, конкурсы, разнообразные тематические викторины, сочинения разных типов, выступления учащихся на утренниках, классные часы, посвященные определенным нормам поведения в школе и за ее пределами и многие другие мероприятия.

Внеурочная работа должна строиться с учетом возраста детей, их психологических и индивидуальных особенностей. Система воспитательной работы в классе строится на основе единства учебно- воспитательного процесса.

1 класс- развитие коммуникативных навыков;

2-4 классы - вовлечение каждого ученика в творческую активную деятельность.

Формы проведения внеурочных мероприятий:

·        творческие игры, праздники, конкурсы, концерты;

·        музыкальные спектакли;

·        субботники, организация дежурств по классу;

·        классные часы, беседы, викторины;

·        экскурсии в музеи и на выставки города, в другие города;

·        участие в школьных, городских, Российских конкурсах.

В организации внеурочной работы с младшими школьниками большое значение имеют развлекательно- познавательные мероприятия, помогающие детям хорошо отдохнуть, сплотить коллектив.

В настоящее время существуют различные нестандартные творческие формы организации внеурочной деятельности, которые мы изобразили на нашем коллаже. Например,

1.     Очень полезно использовать проектную деятельность, которая вошла в практику многих современных российских школ. Перечислим неоспоримые плюсы данного метода:

+         он развивает познавательный интерес;

+         ребята используют различные формы работы: дискуссии, изучение литературы, сбор эмпирической информации и т.п.;

+         в процессе этой деятельности происходит мотивирование, появляется удовлетворение от деятельности, от её результата;

+         знания находят практическое применение;

+         устанавливается связь с жизненным опытом детей;

+         в групповых проектах школьники овладевают умением сотрудничать, слышать друг друга, оказывать взаимопомощь.

В ходе работы над проектом нужно стараться на всех его этапах помогать в поиске источников информации, поощрять и поддерживать энтузиазм участников проекта, помогать при появлении трудностей, поддерживать обратную связь.

2.     КВН проводится в форме соревнований между командами.

Этапами являются задания для команд: приветствие, разминка, домашнее задание, практические задания, поединок капитанов и другие. Вопросы и задания по содержанию могут носить познавательный, обучающий, проблемный характер, а по форме могут быть занимательными, шуточными, игровыми.

3.     Викторина

Она предполагает индивидуальную работу учащихся и проводится, как и урок-КВН, с целью повторения учебного материала.

4.     «Путешествия»

Эти занятия красочные, на них применяется наглядность, элементы игр, во время проведения таких уроков дети необыкновенно активны, почти каждый получает оценку своим знаниям и серьезнее, ответственно относится к изучению нужного материала.

5.     Занятия, опирающиеся на фантазию: сказки.

Такой вид нетрадиционных занятий лучше проводить в 1-2 классах. Он может быть построен по сказкам В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова, по русским народным сказкам, или учитель сам сочиняет новую сказку. Как и в любой сказке, на таком занятии должны быть положительные и отрицательные герои. В сказке должна быть завязка;

6.     Игры

Они могут быть построены по аналогии с одноименными телевизионными играми «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Счастливый случай», «Звездный час» и другие. Интересна и такая форма игры как «Крестики-Нолики». Учебная задача данных уроков – обобщение и систематизация знаний.

7.     Конкурс «Русский медвежонок»

Языкознание кажется многим школьникам сводом сухих и скучных правил. Чтобы преодолеть это заблуждение, открыть детям красоту науки о языке, с 2000 года ежегодно проводится международная игра-конкурс "Русский медвежонок - языкознание для всех". Игра проводится прямо в школах, не требует от учителя особых усилий, а задания веселы, занимательны и в большинстве доступны не только "одаренным", но и самым обычным детям (что не мешает их содержательности). Даже те участники, которые не слишком увлекаются языкознанием, верно решают хотя бы несколько задач, и мало кто уходит обиженным.

8.     Конкурс «Кенгуру»

В России конкурс впервые был проведен в 1994 году по инициативе

Санкт-Петербургского Математического общества.Конкурс «Кенгуру» — это олимпиада для всех школьников с 3 по 11 класс. Цель конкурса – увлечь детей решением  математических задач. Задания конкурса очень интересные, все участники (и сильные, и слабые в математике) находят для себя увлекательные задачи.

Проходя производственную практику в школе, я впервые столкнулась с проблемой разработки конспекта внеурочных занятий и их проведения.

Для решения данных проблем, мы опирались на возрастные особенности и жизненный опыт учащихся. Мы проводили различные внеурочные мероприятия, в таких кружках:

·        «Умелые ручки»

·        «Занимательная математика»

·        «Занимательная экология»

·        «Азбука добра»

·        «Веселая грамматика»

При проведении кружковых занятий использовались следующие

-       формы:

·        индивидуальная (проведение опытов и самостоятельное выделение свойств воздуха и воды на занятиях «Занимательная экология»);

·        групповая (выполнение заданий по карточкам на занятиях «Веселая грамматика», «Занимательная математика»);

·        парная (взаимопроверка решения арифметического диктанта друг другом на занятии «Занимательная математика»),

·        коллективная (на занятиях «Азбука добра» учащиеся составляли перечни правил разговора по телефону, вежливости),

·        фронтальная (использовалась на каждом занятии).

-       методы:

·        словесные (использовалась на каждом занятии);

·        наглядные (использование на занятиях презентации, проведение опытов, инсценирование различных ситуаций);

·        частично – поисковые (использовалась на каждом занятии);

·        контроль и взаимопроверки (использовалась после выполнения детьми самостоятельной работы).

Для того чтобы продолжить формирование мотивационной сферы учащихся, студенты применяли следующие установки:

1.     Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;

2.     Использование групповых и коллективных форм организации учебной деятельности;

3.     Эмоциональную речь учителя;

4.     Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

5.     Применение поощрения и порицания;

6.     Нестандартные формы проведения кружковых занятий;

7.     Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;

8.     Создание ситуации успеха.

 

ВЫВОД: Во время прохождения практики мы столкнулись с трудностями организации деятельности детей. Практика способствовала положительному отношению к своему выбору специальности «Преподавание в начальных классах». 

Комментарии
Комментариев пока нет.