Статья «Произведения природоведческой тематики в системе работы с младшими школьниками»

3
1
Материал опубликован 20 November 2019

Природа будет действовать на нас со всей своей силой только тогда, когда мы внесем в ощущение ее свое человеческое начало, когда наше душевное состояние, наша любовь, наша радость или печаль придут в полное соответствие с природой и нельзя уже будет отделить свежесть утра от света любимых глаз и мерный шум леса от размышлений о прожитой жизни. 

К.Г.Паустовский

Произведения природоведческой тематики в системе работы с младшими школьниками

Одной из задач современной системы образования является пробуждение в ребенке чувства радости от осознания себя живущим, частью живой природы; формировать у него основы понимания своего единства с ней; воспитывать уважение, интерес и бережное отношение к живому, умение видеть красоту природы, желание познавать [7]. Эту задачу невозможно реализовать без использования в работе художественных произведений природоведческой тематики. Мир детской литературы очень разнообразен, и именно произведения о природе делают знакомство детей с окружающим миром более живым, эмоциональным и незабываемым.

Если проанализировать детскую литературу в целом, то мы вряд ли сможем найти автора, у которого нет произведения, где бы не затрагивалась тема природы. Большую часть своего творчества посвятили природе многие поэты и писатели: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Ф. Тютчев, А. Фет, А. Майков, В. Бианки, М. Пришвин, К. Паустовский, Б. Житков, Н. Сладков и многие другие. И одной из особенностей детской природоведческой литературы является то, что природа отображается в ней различными художественными средствами.

Психология восприятия младшими школьниками художественного текста природоведческой тематики

Методика анализа художественного произведения в начальных классах не может не учитывать особенностей восприятия художественного текста детьми младшего школьного возраста. Слушая и воспринимая книгу, ребенок учится думать, размышлять над новой информацией, анализировать, сопоставлять, делать выводы. У него развивается память, мышление, внимание, воображение. В психологической литературе рассматриваются вопросы восприятия художественного произведения младшими школьниками, в частности восприятие его образов, идейной направленности [4]. Психологи отмечают, что восприятие произведения как деятельность не представляет собой чисто познавательного акта, наряду с познавательным компонентом в восприятие произведения входит и эмоционально-эстетический. «Полноценное восприятие художественного произведения, - пишет Л.Н. Рогожина, - не исчерпывается пониманием его. Оно представляет собой сложный процесс, который непременно включает возникновение того или иного отношения как с самому произведению, так и к той действительности, которая в нем изображена» [5, с. 65].

Особенно важна эмоционально-психологическая подготовка к чтению произведений о природе. Живые впечатления, которые получат дети во время прогулки осенним днем, обеспечат им глубокое проникновение в произведение Н.Сладкова «Золотая осень». Хорошим средством подготовки к восприятию такого текста будет слушание музыки. Выразительность усиливается прослушиванием мелодии П.И. Чайковского «Осенняя песня». Практика убеждает, что некоторые тексты целесообразно читать на фоне музыки. Это усиливает степень воздействия произведения, способствует эстетическому развитию учащихся.

Существует несколько основных приёмов изучения восприятия ребёнком прочитанного: выяснение предварительных впечатлений о прочитанном, сопоставление первоначальных впечатлений с теми, которые формируются на итоговом этапе и пр. Вместе с тем известны и специальные методики активизации читательского восприятия, учитывающие специфику возраста ребёнка. Так, известный методист прошлого века Н.И. Кудряшев разработал метод творческого чтения. Целью его является активизация художественного восприятия и до знакомства с текстом произведения, и после чтения. Методические приёмы, обеспечивающие реализацию метода творческого чтения (выразительное чтение, комментированное чтение, беседа, творческие задания по личным впечатлениям, постановка на уроке учебной проблемы) и виды деятельности детей (чтение, заучивание, слушание, составление планов, рассказывание, создание отзывов, рассматривание иллюстраций), названные учёным, ориентированы в первую очередь на школьников [3]. Метод творческого чтения показан в сочетании с другими методами, воплощёнными в различных приёмах и видах деятельности детей.

Педагогическое воздействие и воспитательное значение произведений природоведческой тематики

Многие книги о природе для детей написаны учеными-биологами. Содержание их научно достоверно, оно помогает детям познать природу во всем ее многообразии, закладывает основы материалистического миропонимания. Так, Н.М. Павлова — ученый-растениевод — в течение 20 лет вела фенологические наблюдения, в результате которых появилась одна из детских книг — «Желтый, белый и лиловый». В. Бианки — ученый-биолог — во всех своих книгах для детей («Лесная газета», «Как муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше», «Хвосты» и т. д.) показывает сложнейшие явления в природе с высокой биологической точностью и вместе с тем в занимательной, высокохудожественной форме. Множество увлекательных книг создал для детей Н. Сладков — топограф по специальности. Каждый из писателей пишет только о своей области наблюдений, но в каждой книге о природе заложены идея ответственности человека за ее сохранение, призыв к маленькому читателю (слушателю) беречь и защищать, изучать природу.

Нравственность природоведческой литературы заключается также и в особой любви к природе тех, кто о ней пишет, любви искренней, заражающих других: «Я очень люблю все живое – зверей и птиц, насекомых и рыб, деревья и цветы. Знаю, как они мало изучены, какой окружены тайной их повадки, жизнь, строение. И как интересно, как увлекательно проникнуть в эти тайны. А человек ведь так устроен: то, что он любит сам, должны, как ему кажется, любить и другие. Вот так и я – люблю природу и хочу, чтоб все любили ее. И не просто любили – чтоб берегли и защищали, ценили и радовались. Потому что, не любя природу, не ценя ее и не восхищаясь, невозможно быть счастливым по-настоящему человеком» (Ю. Дмитриев) [1].

Природоведческая литература является универсальным средством в познавательном развитии ребёнка, выполняя следующие функции [2]:

Расширяет представления о мире.

Помогает осваивать средства восприятия мира и модели человеческого поведения в разных обстоятельствах.

Формирует эмоционально-ценностные установки по отношению к разным аспектам действительности.

При выборе художественных произведений о природе для чтения их детям учителю необходимо учитывать следующие факторы:

возрастные особенности детей;

сообщаемые автором сведения о природе должны быть правильными, реалистичными;

связи и закономерности природы раскрыты в доступной детям степени;

произведение должно быть занимательным (интересная фабула, четкая сюжетная линия);

произведение должно быть эмоциональным, насыщенным выразительными средствами;

принцип гуманизма.

Научность и реалистичность дают возможность дать детям точные знания, которые с каждым годом будут углубляться. Так как детям не интересны сухие научные тексты, то подчеркивается необходимость принципов единства содержания и художественной формы, занимательности и эмоциональности. Если ребенку интересно художественное произведение, то он более внимательно будет слушать его, у него возникнет желание услышать его еще раз, а из этого следует, что знания, которые педагог хотел передать ребенку через чтение данного произведения, усвоятся намного быстрее и останутся в памяти надолго.

Принцип гуманизма основан на выборе литературы, воспитывающей гуманное отношение ко всему живому. Этот принцип неотъемлем при выборе художественных произведений природоведческого характера для чтения детям младшего школьного возраста.

Система работы с произведениями природоведческой тематики на уроках литературного чтения

Понимание значимости природоведческой литературы как средства развития личности ребенка вызвало к жизни проблему поиска методических путей формирования у подрастающего поколения познавательного интереса к чтению художественной литературы о природе.

Природоведческая литература является одной из основ обучения чтению детей. В учебниках по чтению достаточное количество таких произведений. Объясняется это тем, что тексты учебника, содержащие элементарные научные сведения о явлениях природы, жизни человека, поведении животных, птиц, часто имеют занимательный характер [6].

Перечислим основные этапы работы с такими текстами:

подготовка к восприятию текста;

чтение текста учителем;

краткая беседа для выявления эмоционального отношения к прочитанному;

чтение текста учащимися по частям и анализ текста;

повторное чтение текста учащимися;

пересказ прочитанного;

заключительная (обобщающая) беседа.

Этапы работы над произведением могут варьироваться, их количество может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от жанровых особенностей и объема произведения.

В своей работе учитель должен опираться на следующие условия:

- целенаправленность в воспитании познавательных интересов;

- понимание, что забота о многогранных интересах, об отношении ребенка к своему делу – важнейшая составная часть работы учителя;

- использование богатств системы знаний, их полноты, глубины;

- понимание, что у каждого ребенка можно развить интерес к тем или иным знаниям;

- внимание к успехам каждого ученика, что поддерживает в ученике веру в свои силы. Радость от успеха, связанная с преодолением трудностей, является важным стимулом поддержания и укрепления познавательного интереса.

Подводя итог нашей работы, можно сделать следующие выводы.

Природоведческой литературе всегда уделялось большое внимание в развитии и воспитании детей школьного возраста. В этот период ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию, вызывает желание заботиться о растениях и животных, воспитывает любознательность, способность любоваться красотой природного мира.

Поэтому чтение природоведческой литературы представляет собой особый вид образовательной деятельности школьников, который направлен на развитие познавательных процессов в их мышлении, формирование системы духовно-нравственных ценностей.

Использовать художественную литературу следует, опираясь на основные принципы отбора природоведческой литературы для детей и соблюдая методику ознакомления детей с художественным словом и художественной литературой природоведческого характера.


 

Список литературы

Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М., 1982. – 307 с.

Костюхина, М.С. Природоведческая литература. Детская литература / Под ред. Путиловой О.Е. – М., 2010. – 345 с.

Кудряшев, Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. – М., 1981. – 298 с.

Никифорова, О.И. Психология восприятия художественной литературы. – М., 1972. – 152 с.

Рожина, Л.Н. Психология восприятия литературного героя школьниками. – М., 1977. – 176 с.

Светловская, Н.Н. Научно-популярная литература для младших школьников // Н.Н.Светловская. обучение детей чтению. Детская книга: уч. пособие для студентов. – М., 1999. – 287 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., 2009.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за интересную статью!

20 November 2019

Похожие публикации