Использование проектно-исследовательской деятельности в работе с младшими школьниками с нарушениями слуха
Грызлова Татьяна Николаевна, г. Грязовец БОУ ВО «Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями по слуху», учитель начальных классов
Проектно-исследовательская деятельность – одна из технологий, которая успешно позволяет решать задачи личностно-ориентированного обучения школьников. Проектную деятельность необходимо использовать при работе со слабослышащими школьниками, так как она позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то для них знакомым и понятным из реальной жизни. Работа над проектами позволяет расширять словарный запас учащихся, речь, опыт речевого общения со сверстниками и взрослыми. Проектно-исследовательская деятельность позволяют связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое. Для этого можно использовать часть урока, время занятий на классном часе, внеурочное время.
Проектно-исследовательскую работу начинаю с первого класса. Данная деятельность осуществляется через проведение опытов, наблюдений, экскурсий, защиты и реализации проектов, обсуждение с детьми результативности их деятельности. Задачи обогащения исследовательского опыта слабослышащих первоклассников включают в себя: поддержание исследовательской активности, развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать. Первичные навыки исследования ребёнок получает на уроках окружающего мира. Это проведение опытов: «Что такое снег и лёд?» (знакомство со свойствами воды), «Ну и ну, оно живое, это семечко простое!» (выращивание гороха, определение стадий развития растений), проект «Дубки» (выращивание дубков из желудей), «Зачем растению свет, вода и тепло?», создание стенгазеты «Растения леса», уроки – наблюдения за погодой, за сезонными изменениями в природе. Во втором классе при изучении темы «Реки и озёра» провели опыты с водой, которые предложены в учебном пособии Кураповой И.И. «Мои первые опыты» к курсу «Окружающий мир». Ребята вспомнили свойства воды (с которыми познакомились в 1 классе) и расширили свои знания (вода не имеет запаха, цвета и т.д.). Мои учащиеся- «маленькие почемучки», им интересно всё! У каждого ученика есть папка «Я - исследователь», куда помещаются результаты опытов, исследований. Учитывая специфические особенности развития речи слабослышащих детей, записи ведутся в виде схем-опор, все этапы опыта фотографируются. Чтобы ребёнку было легче сформулировать выводы по результатам исследования, использую приём «незаконченное предложение».
Например. Опыт № 1 « Что такое снег и лёд?»
1. Возьми 2 стакана.
2. В один стакан положи снег, а в другой - лед.
3. Посмотри , что произошло со снегом и льдом.
Снег ……………….
Лёд …………………
Вывод. Снег и лёд – это ……………. . Снег и лёд тают, когда ………. . (тепло, холодно)
Опыт № 2 « Что такое вода?»
1. Возьми стакан.
2. Налей в стакан воды.
3. Поставь стакан с водой в морозилку .
4. Посмотри, что произошло с водой?
Вода ……………………..
Вывод. Вода замерзает, когда ……………… (тепло, холодно)
Задание. Составь фотоотчёт о проведении опытов.
Использование метода проектов в коррекционной школе делает учебный процесс более полным, интересным, насыщенным. Расширить знания детей по теме «Нумерация чисел первого десятка» позволила работа над познавательно-практическим проектом по изготовлению книжки-самоделки «Числа вокруг нас». В ходе работы ученики искали ответы на проблемные вопросы: «Зачем людям счёт? На что похожи цифры? Что такое число? Где мы встречаем цифры и числа в жизни?». Развитию творческих способностей, умению самостоятельно работать с различными источниками при получении необходимых знаний, отработке умения применять свои знания на практике способствовало создание творческого продукта – книжки «Алфавит» (дети рисовали и раскрашивали буквы, подбирали картинки и делали к ним подписи).
Развитию познавательной активности, воображению способствовала работа над творческими проектами по изготовлению книжек своими руками «Зимние загадки» (1 класс), «Зимние виды спорта» (2 класс). В процессе этой работы учащиеся ответили на вопросы: «Для чего нужна книжка? Какие бывают книжки? Из чего они состоят? Можно ли сделать книжку своими руками? Какие материалы можно использовать для изготовления книжки? Как красиво оформить книгу?».
Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о семье, родном городе, чувства сопричастности к родному краю, семье проходит через работу над такими творческими проектами как изготовление стенгазеты «Лучшая на свете мама» (2 класс), «Мамин портрет» (1 класс), «Моя малая Родина» (2 класс).
В рамках общешкольной Декады по профориентации проходила работа над проектами «Профессии моих родителей». Целью данной работы было расширить знания детей о разнообразном мире профессий, и важности труда в любой профессиональной деятельности. Совместно с родителями ребята подбирали фотографии, составляли небольшие рассказы, оформляли свои проекты. К данной работе ответственно подошли и дети, и родители, а ведь именно совместное творчество сближает всю семью. Интересно проходила работа над социально значимым проектом «Чудеса из мусорной корзины». Отправной точкой стало общешкольное мероприятие «Экологический марафон», где ребята участвовали в проведении опытов «Растворятся ли в стакане воды в течение недели бумага, пластмассовая пробка, частичка железной банки?». Школьники столкнулись с проблемой «Куда же девается мусор?». На классном часе выяснили, что такое мусор, как можно применить вторичное сырьё в повседневной жизни. Результатом нашей работы стали замечательные поделки из бросового материала, выполненные совместно с родителями. Результатом работы над экологическим проектом в рамках проведения акции «Покормите птиц зимой!» стало изготовление кормушек для птиц. В ходе проектной деятельности ученики познакомились с зимующими птицами, их образом жизни, учились правильно их подкармливать, вести небольшие наблюдения за пернатыми.
Современное общество все чаще называют информационным. Для человека одним из самых важных умений сегодня становиться умение работать с информацией. И образование сегодня все больше ориентируется не только на полноту сообщаемых сведений, но и на умение добывать информацию, осмысливать ее, преобразовывать, извлекать из нее необходимые знания, интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира.
При правильной организации исследовательская и проектная деятельности создают условия для интеллектуального, творческого, личностного развития обучающихся с нарушениями слуха. Они направлены на создание у детей качественно новых ценностей на основе самостоятельного приобретения новых знаний, умений и навыков, значимых для них на данном этапе развития.
Каковы же значимые ценности младшего школьника, занимающегося такого типа деятельностью? Чувствовать себя активным субъектом этой деятельности, способным к самостоятельному поиску важной в социальном и личностном смысле информации. Учащиеся, осознающие свою способность приобретать новые знания и умения, самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор, переходят на принципиально иной уровень учебной мотивации, приобретают более высокий статус в школьной среде. Занятия исследовательской и проектной деятельностью со слабослышащими школьниками создают благоприятные условия для речевого развития обучающихся (расширение словарного запаса, развитие умения грамматически правильно строить предложения, вести диалог и т.д.). Все работы, полученные в ходе исследовательской деятельности, используются на уроках и во внеклассной работе.
Список литературы
1. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Начальная школа. – 2004. - №2.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / /Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.