Игра как форма коррекционной работы с младшими школьниками
Игра как форма коррекционной работы с младшими школьниками
Эпоха детства – так назвал Д.Б. Эльконин два следующих друг за другом и тесно связанные периоды в детском развитии – дошкольный и младший школьный. На стыке этих периодов у детей не только появляются новые психологические образования и изменяется социальная ситуация развития, но и происходит смена ведущих видов деятельности: игровая деятельность уступает место учебной. Но в школе игры по-прежнему занимают значительное место в жизнедеятельности ребенка, выступая,
Как форма, в которой наиболее успешно может усваиваться содержание новой деятельности (учение);
Как эмоциональная опора личности, облегчающая адаптацию к школьным условиям и облегчающая психологический комфорт;
Как элемент творческого самовыражения, проявления самостоятельности и активности школьника в среде сверстников.
Определенные и значительные изменения в характере игры младших школьников: игра начинает подчиняться учебной деятельности и т.д.
Вместе с тем игра сохраняет свои основные черты, которые принципиально отличают ее от других видов деятельности: добровольность вхождения участников, инициативность, протекание в определенных и временных рамках, непредсказуемость развития и результата, творческость, иллюзорность.
Желание учиться желание играть мирно сосуществуют у детей на протяжении всего младшего возраста. В играх ученики начальной школы так же, как и дошкольники, реализуют не только разнообразные впечатления и знания, но и духовные потребности, что открывает взрослым широкие возможности для использования ресурсов игры в целях оптимизации процесса их образования.
Происходящие в последнее время процессы становления системы социально-психолого-педагогической помощи и поддержки детства позволяют предметно обсуждать и изучать еще один аспект – место игры в решении проблем профилактики, диагностики, коррекции нежелательных вариантов детского развития.
Игра и коррекция недостатков социально-личностного развития младших школьников.
История реализации диагностико-коррекционных функций детской игры показывает, что у истоков разработки этого вопроса стоит З.Фрейд. Он считал игру как метод познания и метод коррекции развития личности ребенка. «Символическая деятельность. В которой ребенок, будучи освобожден от давления и запретов со стороны социального окружения, с помощью игрушек, игровых действий с ними и ролей выражает в особой форме бессознательные импульсы и влечения».
В 30-е годы ХХв. Выделилось новое направление в психотерапии – игровая терапия. Она было предназначена для работы с детьми, переживших какие-либо травмирующие события. Другим направлением явилась игровая терапия отношений, в которой провозглашалась необходимость отношения к ребенку как к личности. Обладающей внутренней силой и способностью конструктивно изменить свое поведение.
На современном этапе игровая терапия представлена в двух формах – направленная (директивная) и ненаправленная (недирективная) игротерапия. Различия между ними заключаются в функциях и роли игрового терапевта. Если в рамках направленной терапии он обсуждает с ребенком его чувства, эмоции, действия с игрушками, т.е. выполняет активную роль, то во втором варианте ребенку предоставляется полная самостоятельность; в игре он осознает себя, свои недостатки и достоинства, сам преодолевает свои трудности и изживает конфликты.
Принято выделять индивидуальную и групповую форму организации игрового коррекционного воздействия. Основными показаниями для проведения групповой игротерапии являются трудности общения, произвольной регуляции поведения и деятельности, эмоциональные проблемы, страхи. В тех случаях, когда у детей помимо названных проблем наблюдаются несформированность потребности в общении, актуальное стрессовое состояние и т.п., групповой терапии должна предшествовать ее индивидуальная форма.
Использование игротерапии в работе с младшими школьниками – работа прошедшего соответствующую подготовку специалиста (педагога-психолога, практического психолога, психотерапевта, коррекционного педагога). В то же время учителю рекомендуется использовать в своей педагогической деятельности те элементы видов терапии, которые просты по технике, но результативны с точки зрения воспитания адекватных поведенческих установок и самооценки учеников, совершенствования коммуникативных навыков, снятия эмоционального напряжения, развития креативности.
Игра и коррекция трудностей в познавательной деятельности младших школьников
Для учителя начальной школы игра может стать одним из инструментов развития школьно-значимых психологических и психофизиологических функций учащихся, активизации их познавательных способностей, воспитания устойчивого интереса к интеллектуальной деятельности и потребности в ней.
П.Ф.Каптерев особое внимание обращает на значение игр в воспитании у школьников сосредоточенности внимания, наблюдательности, сообразительности, находчивости, творчества, совершенствования органов, мышления и логических операций (анализа, синтеза, индукции и др.).
Современные ученые подчеркивают, что игра помогает развитию познавательных способностей учащихся, а также может служить и эффективным средством преодоления трудностей в этом развитии, «генератором» процесса психолого-педагогической коррекции. При условии правильной методической инструментовки игра побуждает у учеников «усилие мысли», легко и свободно стимулирует их к познанию мира. С.А.Шмаков считает, что само название используемых с этой целью игр – интеллектуальные, умственные, обучающие, дидактические – звучит обнадеживающе и подчеркивает их обращенность в первую очередь к интеллекту, развитию всех свойств ума и стимулированию познавательной активности детей. Такие игры могут быть построены на учебном и неучебном материале и включены в структуру любого урока по любому предмету. Большинство дидактических игр основано на состязательности, соревновательности (кто больше знает? Кто точнее назовет? Кто самый наблюдательный?) и может проводиться в виде индивидуального или командного первенства учеников.
Значительным потенциалом для воспитания интеллектуальной активности, любознательности, широких познавательных мотивов располагают и так называемые досуговые интеллектуальные игры. В их число входят игры «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Поле чудес» и др.; «Защита проектов», «Турнир знатоков»; игры-путешествия «В страну сказок» и т. д. Коррекционно-развивающий и дидактический эффект этих игр заключается в создании условий, которые дают детям возможность получить удовольствие от расширения своего кругозора, умения воспользоваться своими знаниями; они моделируют жизненные ситуации борьбы и соревновательности, выявляют личностные качества участников и сплачивают их.
Действенным средством совершенствования значимых для учебной деятельности функций и процессов являются и развивающие компьютерные игры. Они могут быть с успехом использованы в коррекционно-развивающей практике, важно только помнить о необходимости строгого соблюдения при этом санитарно-гигиенических норм.
Несмотря на «приятность и легкость», «разнообразную полезность», которую вносят в коррекционно-развивающий процесс интеллектуально-познавательные игры, следует же предостеречь учителя от чрезмерного увлечения ими. Умственные нагрузки во время этих игр нередко сопутствуют длительное статическое напряжение и малая подвижность учащихся, потому и игры обязательно должны быть дозированы и рационально встроены в режим жизнедеятельности младших школьников, чередуясь с периодами преимущественно физической нагрузки и высокой двигательной активности детей.
Игра и оздоровительная работа с младшими школьниками
Детская игра имеет еще одну важную функцию – лечебно-оздоровительную. Использование подвижных, спортивных или специальных оздоровительных игр должно стать неотъемлемой составляющей программы коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками и способствовать их физическому развитию, укреплению здоровья, совершенствованию нервно-психической регуляции.
Физический и психический компоненты в этих играх тесно связаны. Так, в подвижных и спортивных играх дети не только реализуют свою потребность в движении, расходуют накопившуюся энергию и совершенствуют основные двигательные навыки, но и учатся, с одной стороны, инициативности, самостоятельности, настойчивости, а с другой – умению владеть собой с читаться с партнерами, согласовывать свои действия с действиями других игроков. Такие игры являются хорошим средством тренировки в зависимости от изменяющихся обстоятельств, но в соответствии с определенным планом переключения внимания и развития такого качества, как гибкость.
Таким образом, анализ коррекционно-развивающих ресурсов детских игр приводит к выводу об их большой значимости и действенности в решении задач профилактики, диагностики и коррекции неблагополучий в социально-личностном, познавательном и физическом развитии младших школьников. Правильно подобранную, уместно и умело проведенную игру следует считать таким же важным элементом образовательной работы в начальной школе, как и урок. Следовательно, игра должна присутствовать в режиме дня в той мере, в какой она необходима для создания «гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, коррекции и стимулирования всех сторон детского развития.