Использование нового оборудования на уроках физической культуры в среднем школьном возрасте

1
0
Материал опубликован 10 December 2021

«Использование нового оборудования на уроках физической культуры в среднем школьном возрасте»

большая часть появляющихся на современном этапе оздоровительных технологий связана с развитием в России фитнес-индустрии. Именно благодаря развитию фитнеса появился один из наиболее популярных терминов в физической культуре. Грамотное и целенаправленное внедрение фитнес-технологий в систему непрерывного физкультурного образования, в занятия физической культурой для оздоровления, развития и воспитания детей и подростков, является в настоящее время одной из основных и актуальных задач модернизации учебных планов, программ.

Цель работы: теоретическое обоснование и практическая оценка использования новых видов оборудования для развития двигательных качеств среднего школьного возраста.

Объект исследования: процесс физического воспитания детей старшего школьного возраста в области развития силовых способностей.

Предмет исследования: методика использования новых видов оборудования развития силы, быстроты и гибкости в физическом воспитании детей среднего школьного возраста.

Гипотеза: работа с новыми видами оборудования быстрее и эффективнее развивает двигательные качества детей среднего школьного возраста

Задачи исследования представлены на слайде:

1. Дать определение понятию «физическое качество» в физическом воспитании школьников.

2. Рассмотреть анатомо-физиологические особенности среднего школьного возраста.

3. Раскрыть понятие «новые виды оборудования», дать им характеристику.

Научная новизна: заключается в применении новых блоков физических упражнений, направленных на воспитание физических качеств на уроках в школе.

Практическая значимость: результаты исследования, предложенные комплексы упражнений, позволяют рекомендовать их применение учителям физической культуры.

Методы исследования:

Анализ литературных источников

Тестирование

Педагогический эксперимент

Методы математической статистики

В теоретической части моей работы были рассмотрены следующие вопросы, представленные на экране

Анатомо-физиологические особенности среднего школьного возраста

Физические качества, средства и методы их развития у школьников

Специфика новых видов оборудования и их характеристика

Методика и средства развития координационных способностей

Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4-7 см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3-6 кг

Физические качества, средства и методы их развития у школьников

Под двигательными (физическими) качествами понимают качественные особенности двигательного действия: силу, быст­роту, выносливость, ловкость и подвижность в суставах.

Двигательные качества в процессе физического воспитания развиваются. Методика развития каждого из этих качеств подробно представлена в моей работе

Специфика новых видов оборудования и их характеристика

Новые виды оборудования - учебно-тренировочные устройства для развития двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), совершенствования спортивной техники и анализаторных функций организма. Применяются преимущественно в физкультуре и спорте. Они могут быть индивидуального и коллективного использования, а их воздействие на организм — локальным (когда в работе участвуют отдельные мышечные группы) , региональным (в работе участвует примерно третья часть мышц) и общим (в работе задействовано большинство мышц). На экране представлены самые распространенные виды оборудования, а в работе подробно описаны принципы работы с каждым из них.

(принципы систематичности, доступности, наглядности, сознательности и активности, динамичности)

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Практическая работа проводилась в период с сентября по ноябрь 2020 - 2021 учебного года на базе МБОУ СОШ Гимназии № 1 г. Кузнецка совместно с учителем физической культуры Харитоновой Ольгой Владимировной. В исследовании принимали участие учащиеся 7 «А» и 7«Б» классов.

Учащиеся 6 «Б» в количестве 21 человек были выбраны контрольной группой, которая занималась по традиционной образовательной программе при обычном двигательном режиме. Учащиеся 6 «А», классным руководителем которых являлась Харитонова О.В., в количестве 23 человек, стали экспериментальной группой. Они обучались по предложенному комплексу упражнений с использованием новых видов оборудования. Занятия включали в себя три урока физкультуры в неделю с обязательным включением работы на новом оборудовании.

В соответствии с поставленными целями и задачами настоящее исследование проводилось в три этапа.

Констатирующий этап

На начальном этапе осуществлялся анализ научно - методической литературы, знакомство с документами планирования, уточнялось количество необходимого инвентаря, подготавливались конспекты занятий, дозировка, вариации выполнения упражнений. Было запланировано проведение 12 занятий с применением новых видов оборудования на развитие силы, быстроты и гибкости.

В первую неделю сентября 2020 г в контрольной и основной группе было проведено тестирование для оценки уровня физической подготовленности учащихся и их физического развития.

Уровень физической подготовленности определялся нами с помощью следующих тестов:

подтягивание;

челночный бег 3*10 м

наклон вперед из положения стоя на скамье

В качестве исследуемых показателей физического развития использовали:

длину тела,

массу тела,

объём грудной клетки на вдохе,

объём грудной клетки на выдохе,

объём талии.

Рост стоя измерялся ростомером. Масса тела определяется взвешиванием на электронных весах. Объём грудной клетки и талии определялись с помощью специального медицинского метра.

Из полученных данных (приложение 3) можно сделать вывод, что участники и контрольной и основной группы имеют среднюю физическую подготовленность, примерно равные результаты. На начальном этапе исследования было выявлено, что линейный рост (см), масса тела (кг), объём грудной клетки (см), и объём талии (см) школьников контрольной и основной групп практически не отличался от возрастных норм. Анализ индивидуальных значений физического развития показал, что данные соответствует физиологической норме.

Формирующий этап

На втором этапе работы (сентябрь-октябрь 2020 г) началась работа по проведению уроков с использованием новых видов оборудования. Было запланировано 12 занятий (приложение 4 ), которые включали в себя работу с гантелями, полусферой, бодибаром, степ-платформой, фитболом. На первых уроках учащиеся знакомились со спецификой каждого оборудования, выполняли упражнения различными методами (круговым, поточным, фронтальным). Затем инвентарь комбинировался, постоянно менялся. Учащиеся узнали о таких направлениях фитнеса как табата, функциональная тренировка.

Благодаря разнообразию оборудования, эмоциональное состояние учащихся было всегда на высоком уровне. Школьники отмечали, что физическая нагрузка не так заметна, а время, отведенное на урок, очень быстро проходит. Так же одной из мотиваций было то, что занятия в тренажерных залах на таком же оборудовании платные, а на уроке можно было выполнять все эти комплексы упражнений без материальных затрат.

Программа упражнений для развития силовых способностей детей старшего школьного возраста так же включала:

1. Беседы и встречи с учителями-предметниками - разъяснение целей, задач самостоятельных занятий по силовой подготовке школьников.

2. Воспитательная и разъяснительная работа с учащимися, занимающимися:

а) объяснение и разучивание упражнений в рамках самостоятельной физической подготовки;

б) микросоревнования по одному из тестов на плановых уроках

Родители учащихся так же выражали благодарность за интересные занятия и новые знания. В школе появилось много желающих посещать секцию фитнеса.


Контрольный этап

На третьем, заключительном этапе, было проведено контрольное измерение показателей физического развития и подготовленности на контрольной и основной группе.

Полученные данные были занесены в таблицу (приложение 6). Анализ статистических параметров основных антропометрических показателей позволяет судить об особенностях физического развития школьников среднего возраста.

Статистически значимых результатов у юношей основной и контрольной группы зарегистрировано не было, потому что срок исследования был не велик. Но по таблице видно, что у ребят экспериментальной группы есть положительные тенденции к изменениям пропорций тела.

Работа на новых видах оборудования позволили улучшить развитие силовых способностей детей, их быстроту и гибкость. Под воздействием физкультурно-оздоровительных мероприятий физическая подготовленность у юношей и девушек основной группы показатели изменились в лучшую сторону, что показывает об улучшении и ощутимых сдвигах в физической подготовленности испытуемых. В контрольной группе изменения произошли, но незначительные из-за того, что в школьной программе недостаточно времени уделяется для развития вышеперечисленных качеств за короткий промежуток времени.

На начальном этапе исследования проводились антропометрические исследования развития юношей контрольной и основной группы, после которого нами было установлено, что физическое развитие детей находится на одинаковом уровне и соответствует их возрастному уровню. Так исследование проводилось в течение 1 месяца, то под влиянием занятий на новых видах оборудования, которые применялись в основной группе, значительных изменений в антропометрии школьников не произошло. Но на заключительном этапе исследования нами была выявлена положительная тенденция к улучшению физического развития юношей.

В процессе проведения исследования было установлено, что под воздействием физических упражнений с новыми видами оборудования произошли некоторые сдвиги в физическом развитии учащихся. Это означает, что гипотеза исследования подтвердилась и работа с новыми видами оборудования быстрее и эффективнее развивает двигательные способности детей среднего школьного возраста



ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Урок физической культуры как был, так и остался главным звеном в системе физического воспитания общеобразовательной школы. Он является для всех учащихся обязательной формой занятий. Содержание и форма его проведения в значительной степени обусловливают уровень физической подготовленности и спортивной увлеченности школьников. Очень важно, чтобы он наряду с общепринятыми задачами имел инструктивную направленность и стимулировал учащихся к самостоятельным занятиям, как в школе, так и дома.

В соответствии с целью работы были сформулированы рекомендации по реализации программы, включающие новые виды оборудования:

формирование знаний об оздоровительных фитнес-технологиях,

совершенствование навыков отдельных элементов и технологий фитнеса

расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных упражнений

формирование практических умений, необходимых в организации и проведении самостоятельных занятий;

расширение функциональных возможностей систем организма, повышение его адаптивных свойств

воспитание морально-волевых, эстетических качеств;

формирование музыкально-двигательных навыков и умений.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Новые виды оборудования содействуют изменению негативного отношения к урокам физической культуры; способствуют сохранению и укреплению здоровья учащихся, являются действенным средством повышения уровня физической активности.

Обладая значительными адаптационными и интегративными возможностями, фитнес является феноменом современной физической культуры, имеющим полифункциональное значение для различных сфер общественной жизни. Это способствует его интеграции во все виды физической культуры и, в частности, в физкультурное образование детей школьного возраста. Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сказать, что настало время не только активного внедрения в школьную практику оздоровительных программ, в которых важным направлением будет являться интеграция обучающих, воспитывающих и оздоровительных воздействий




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации